Экологическое воспитание младших школьников
статья по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Черненко Е.С., учитель начальных классов
ГБОУ школа №54 Красносельского района
г. Санкт-Петербурга
Экологическое воспитание младших школьников
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Ведь будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети. А для этого важно воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание необходимо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение. Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития. Основными задачами экологического образования являются:
- воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
- формирование знаний о единстве живой и неживой природы, взаимодействии природных объектов, общества и человека;
- воспитание ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и потребностей экологически целесообразного поведения, стремления к активной природоохранной деятельности;
- развитие способностей анализа экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, формирование стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Экологическое воспитание младших школьников имеет свои специфические особенности в связи с присущими им характерными чертами. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов. Современные психолого-педагогические исследования убедительно доказали, что возрастные особенности младших школьников способствуют формированию основ экологической культуры, что и является целью экологического образования и воспитания.
В связи с этим младших школьников необходимо знакомить с основными проблемами охраны природы и путями их решения, а также подготовить и воспитать наиболее активных проводников идей охраны природы. Большое значение имеет также приобретение различных природоохранительных умений и навыков, получить которые учащиеся смогут на практических занятиях, во время экскурсий в природу, природоохранных субботниках, работе в «эко-отрядах». Необходимо учитывать, что только сочетание теоретических занятий с практическими делами даст возможность полноценного экологического воспитания. А начинать экологическое воспитание надо с самого раннего детства, наблюдая за миром природы вместе с детьми. Нам взрослым, очень важно показать все стороны своих взаимоотношений с природой, чтобы, дети учились видеть прекрасное и бережно относиться к ней. Все мы должны помнить слова русского писателя М.М. Пришвина, который сказал: «Для рыбы нужна чистая вода-будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!».
На уроках окружающего мира, дети получают теоретические знания, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между растениями и животными, между природой и человеком. Без этих знаний трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы, невозможно формирование экологической культуры младших школьников.
Воспитывая экологическую культуру личности младшего школьника, я применяю в своей работе игровые, информационные, проектные и исследовательские технологии. Ребята ведут исследовательскую работу (проектная деятельность) под руководством учителей. Очень нравятся детям классные и библиотечные часы, которые часто организуются с участием приглашенных экологов, биологов, ботаников. Специально организованные выставки книг и подборки интересных журнальных статей о мире природы, чтение книг.
Познавательные игры развивают любознательность, интеллект и творческие способности детей, их можно проводить и на природе и в помещении. Экологические познавательные игры и экскурсии, проведенные на природе, наиболее эффективны и очень нравятся детям. Они закладывают уже в первом классе основы исследовательской деятельности.
Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся. Это в первую очередь - походы в природу со взрослыми, во – вторых - трудовой десант, затем - изучение природного окружения, многообразия растений и животных, укрепления своего здоровья, конкурсы самодельных плакатов в защиту природы. Это и сбор интересных кореньев, веток, шишек, плодов для всевозможных поделок из собранного материала. Дети приучаются видеть и чувствовать красоту окружающей природы, овладевают правилами поведения в природе.
Участие в школьных экологических акциях: «Чистая улица», «Чистый город», «Посади дерево», «Экологические субботники», на школьных клумбах сеют цветы.
Входи в природу другом, хозяином, но не жестоким, не равнодушным, а заботливым, внимательным, чутким. Так происходит освоение модели «Человек - часть мира».
Занимаясь изучением экологических проблем, дети стали более внимательными к объектам окружающего мира, часто рассказывают о своих наблюдениях за жизнью растений, животных, любуются растениями, но не срывают их, любят делать зарисовки природных объектов, стараются выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, как совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. А экологическая культура- это часть общей культуры личности.
Компоненты экологической культуры.
1.Экологические знания, умения.
2.Экологическое мышление.
3.Ценностные ориентации.
4.Экологически оправданное поведение.
О показателях сформированности экологической культуры ребёнка на первой ступени начальной школы можно судить по следующим проявлениям:
- ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных;
- с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
- эмоционально реагируют при встрече с прекрасным;
- стараются выполнять правила поведения на улице, во время прогулок в сад, лес;
- проявляют готовность оказать помощь нуждающимся;
- пытаются контролировать своё поведение, поступки.
Показатели сформированности экологической культуры ребёнка на второй ступени начальной школы дополняются:
- интересом ребёнка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать;
- участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
- общение с представителями животного и растительного мира, вызванным в большей степени заботой о них;
- выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставшим привычным делом.
О показателях сформированности экологической культуры ребёнка на третьей ступени начальной школы можно судить по следующим проявлениям:
- ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями;
- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного или растительного мира;
- ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
- доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе).
Человек познает мир на протяжении всей жизни. Самый важный период этого понимания - учеба в школе, когда закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстраивается научная картина мира. От этого в дальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и поступки. Вот почему учителю отводится ответственная роль стать проводником нового мышления - экологического.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....
Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....
Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания
Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....