Познавательно-игровое занятие "Лаборатория мудрого Пескаря"
методическая разработка по окружающему миру

Тимофеева Ирина Ивановна

Данное мероприятие разработано и может быть использовано в работе с детьми детского сада и обучающимися начальной школы. В процессе проведения занятия дети познакомятся с основными свойствами воды и проведут простые наблюдения .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno.docx14.74 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-игровое занятие экологической направленности

«Лаборатория Мудрого Пескаря»

Цель: познакомить детей с основными свойствами воды.

- Вода-жидкость.

- Вода - жидкость без запаха.

- Вода - не имеет цвета, она прозрачная.

Задачи:

Образовательные:

–  обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о свойствах;

-  способствовать накоплению знаний об обитателях рек (названия рыб).

Развивающие:

– развивать познавательную активность детей в процессе игры;

– развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.

Воспитательные:

– воспитывать бережное отношение к воде;

– стимулировать самостоятельное формулирование выводов;

– воспитывать чувство ответственности за чистоту окружающей среды.

Ход мероприятия.

1.        Организационный этап.

Педагог приглашает детей в группу.

-  Здравствуйте, ребята. Сегодня нам с вами предстоит отправиться в поход. Какое сейчас время года? (осень)

- А я предлагаю вам на несколько минут вернуться в теплое, ласковое лето. Согласны? (Да)

Летом солнце светит ярко.

Летом всем тепло.

Одевайте – ка, панамки.

Будет хорошо!

- А почему надо обязательно надевать панамки или другие головные уборы на голову? (Ответы детей)

Обобщение: Головные уборы летом спасают от перегрева.

Педагог делает вид, что не может найти панамки.

- Что же делать?

Ребята предлагают свои варианты решения проблемы. Если не находят решения, педагог предлагает использовать шляпы сделанные из газеты.

Изготовление шапки из газетной бумаги.

- Мы защитили себя от жаркого солнца и готовы шагать дальше. А отправимся мы к реке.

Дети направляются к месту, отведенному для проведения игровой программы.

Педагог не видит что на берегу импровизированной реки разбросан мусор (пластиковые бутылки, фантики от конфет, одноразовые тарелки, стаканчики…)  и начинает читать стихотворение:

- Посмотрите как красиво,

Чисто, хорошо….

Дети не соглашаются с педагогом и говорят, что берег реки загрязнен.

- Как вы думаете, кто разбросал мусор? Ответы детей.

- Стала река и берег от этого красивее? Ответы детей.

- Вам приятно находится в таком месте? Ответы детей.

- Что надо сделать сейчас? Ответы детей.

- Правильно. Нам надо привести берег реки в порядок.

После наведения порядка дети приходят к выводу, что надо бережно относиться к водоемам.

2. Введение в игровую ситуацию.

Ребята рассаживаются вокруг реки. Педагог начинает рассказ.

- В одной реке, которую все называли Чистая, потому что вода в ней была … чистая, жил и плавал  Пескарь.  (Педагог достает  макет (рисунок) рыбы пескарь).  Все рыбы называли его Мудрый Пескарь. Почему? Как вы думаете? (ответы детей).

- Так вот. Мудрым его называл Карась, Плотва, Ёрш, Окунь и даже острозубая Щука.

Педагог показывает картинки с изображением рыб и «отпускает» их в реку.

- Вы правильно сказали, что Мудрый Пескарь очень много знает. И сегодня он готов ответить на вопросы, которые ему будут задавать рыбы.

3. Практическое экспериментирование.

- Первый вопрос нам задает Окунь. Ребята найдите рыбку окунь. (Дети находят.) На обратной стороне картинки написан вопрос.  ВОДА ЭТО ЖИДКОСТЬ?

Педагог: Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыплем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает?

Ответы детей: Сыпется.

Педагог:  А теперь, то же самое проделаем с водой. Что вода делает? Почему?

Ответы детей: Льется, потому что вода жидкая.

Педагог:  Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

- Второй вопрос нам задает Ёрш. Найдите нашего любопытного ерша.

Вопрос: ВОДА ИМЕЕТ ЗАПАХ?

- Для этого эксперимента Мудрый Пескарь приготовил вам стаканчики с водой. Понюхайте воду в стаканчиках. Она пахнет? (нет)

Вывод: Чистая вода не имеет запаха

Третий вопрос задает острозубая Щука.

Дети находят рыбу щуку и читают вопрос: ВОДА ИМЕЕТ ЦВЕТ?

Педагог: Как вы думаете, вода имеет цвет? (Ответы детей)

Давайте попробуем провести эксперимент.

 - Это что? (Педагог показывает пакет с молоком). Ответ детей - Молоко.

- Оно льется?

Дети: Да.

Педагог: Значит, мы можем назвать молоко жидкостью?

Дети: Да.

А вы любите молоко?

Дети: Да – нет.

Педагог: И я люблю молоко. А когда оно горячее, мешаю его ложечкой, чтобы остыло. (Педагог опускает ложку в стакан) Ой, что это? Куда исчезла ложка? Вы ее видите?

Дети: нет.

Педагог: А так? (Вытаскивает ложку).

Педагог: А теперь вы опустите ложечки в свои стаканчики с водой. Видите их? Заметили разницу?

Ответы детей: В стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает.

Вывод: Чистая вода прозрачная.

Педагог: Ребята сегодня наш Мудрый Пескарь ответил не на все вопросы, но мы оставим эти вопросы до следующей нашей встречи. И вы приготовьте свои вопросы Мудрому Пескарю. А он попробует на них дать ответ.

4.Обобщение. Рефлексия.

Но прежде чем наш Пескарь отправится к своим друзьям рыбам в реку, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воде.

Вода – это жидкость. Да.

Вода не имеет запаха. Да

Вода - прозрачна. Да.

Вода - это богатство нашей Земли. Да.

Молодцы! И сейчас я раздам вам разноцветные рыбки, и если вам было интересно, если вы узнали много полезной информации и хотите, чтобы Мудрый Пескарь и его друзья пришли к вам еще, отпустите рыбок в реку. А если вам было скучно и неинтересно, опустите их в ведерко.

До новых встреч!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-игровая программа «Не оставляй костёр в лесу»

цели: познакомить обучающихся с причинами возникновения пожаров  в лесу, в степи, в поле, со степенью их опасности;научить предвидеть и прогнозировать  опасные  ситуации , связанные с в...

Познавательно – игровая программа « В гостях у мастера Карандаша»

Познавательно – игровая программа« В гостях у мастера  Карандаша».Увлекательная познавательно-игровая программа для учащихся начальной школы с конкурсами, мультфильмом, подарками. Дети узна...

Зимняя познавательная игровая программа "Старый Новый год"

Зимняя познавательная игровая программа "Старый новый год" для младших школьников (1-4 классы) . Программа знакомит учащихся  с историей возникновения праздника на Руси , его традициями и обычаям...

Познавательно-игровая программа "Пернатые странники"

Предварительная работа: Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.Цель:Уточнить знания учащихся о мн...

Школа здорового питания. Познавательно-игровая программа.

Данное мероприятие направленно на формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму и привитие навыков здорового образа жизни....

Методическая разработка познавательно-игровой программы "Как на Руси Новый год отмечали"

Данный материал позволяет в игровой форме учащимся начальной школы познакомиться с традициями встречи Нового года на Руси....

Методическая разработка познавательно-игровой программы "Как хорошо, что есть театр!"

Данное мероприятие позволяет в игровой форме познакомить детей с историей создания театра и с театральными профессиями....