Познавательно-игровое занятие "Лаборатория мудрого Пескаря"
методическая разработка по окружающему миру
Данное мероприятие разработано и может быть использовано в работе с детьми детского сада и обучающимися начальной школы. В процессе проведения занятия дети познакомятся с основными свойствами воды и проведут простые наблюдения .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno.docx | 14.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-игровое занятие экологической направленности
«Лаборатория Мудрого Пескаря»
Цель: познакомить детей с основными свойствами воды.
- Вода-жидкость.
- Вода - жидкость без запаха.
- Вода - не имеет цвета, она прозрачная.
Задачи:
Образовательные:
– обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о свойствах;
- способствовать накоплению знаний об обитателях рек (названия рыб).
Развивающие:
– развивать познавательную активность детей в процессе игры;
– развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
Воспитательные:
– воспитывать бережное отношение к воде;
– стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
– воспитывать чувство ответственности за чистоту окружающей среды.
Ход мероприятия.
1. Организационный этап.
Педагог приглашает детей в группу.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня нам с вами предстоит отправиться в поход. Какое сейчас время года? (осень)
- А я предлагаю вам на несколько минут вернуться в теплое, ласковое лето. Согласны? (Да)
Летом солнце светит ярко.
Летом всем тепло.
Одевайте – ка, панамки.
Будет хорошо!
- А почему надо обязательно надевать панамки или другие головные уборы на голову? (Ответы детей)
Обобщение: Головные уборы летом спасают от перегрева.
Педагог делает вид, что не может найти панамки.
- Что же делать?
Ребята предлагают свои варианты решения проблемы. Если не находят решения, педагог предлагает использовать шляпы сделанные из газеты.
Изготовление шапки из газетной бумаги.
- Мы защитили себя от жаркого солнца и готовы шагать дальше. А отправимся мы к реке.
Дети направляются к месту, отведенному для проведения игровой программы.
Педагог не видит что на берегу импровизированной реки разбросан мусор (пластиковые бутылки, фантики от конфет, одноразовые тарелки, стаканчики…) и начинает читать стихотворение:
- Посмотрите как красиво,
Чисто, хорошо….
Дети не соглашаются с педагогом и говорят, что берег реки загрязнен.
- Как вы думаете, кто разбросал мусор? Ответы детей.
- Стала река и берег от этого красивее? Ответы детей.
- Вам приятно находится в таком месте? Ответы детей.
- Что надо сделать сейчас? Ответы детей.
- Правильно. Нам надо привести берег реки в порядок.
После наведения порядка дети приходят к выводу, что надо бережно относиться к водоемам.
2. Введение в игровую ситуацию.
Ребята рассаживаются вокруг реки. Педагог начинает рассказ.
- В одной реке, которую все называли Чистая, потому что вода в ней была … чистая, жил и плавал Пескарь. (Педагог достает макет (рисунок) рыбы пескарь). Все рыбы называли его Мудрый Пескарь. Почему? Как вы думаете? (ответы детей).
- Так вот. Мудрым его называл Карась, Плотва, Ёрш, Окунь и даже острозубая Щука.
Педагог показывает картинки с изображением рыб и «отпускает» их в реку.
- Вы правильно сказали, что Мудрый Пескарь очень много знает. И сегодня он готов ответить на вопросы, которые ему будут задавать рыбы.
3. Практическое экспериментирование.
- Первый вопрос нам задает Окунь. Ребята найдите рыбку окунь. (Дети находят.) На обратной стороне картинки написан вопрос. ВОДА ЭТО ЖИДКОСТЬ?
Педагог: Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыплем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает?
Ответы детей: Сыпется.
Педагог: А теперь, то же самое проделаем с водой. Что вода делает? Почему?
Ответы детей: Льется, потому что вода жидкая.
Педагог: Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
- Второй вопрос нам задает Ёрш. Найдите нашего любопытного ерша.
Вопрос: ВОДА ИМЕЕТ ЗАПАХ?
- Для этого эксперимента Мудрый Пескарь приготовил вам стаканчики с водой. Понюхайте воду в стаканчиках. Она пахнет? (нет)
Вывод: Чистая вода не имеет запаха
Третий вопрос задает острозубая Щука.
Дети находят рыбу щуку и читают вопрос: ВОДА ИМЕЕТ ЦВЕТ?
Педагог: Как вы думаете, вода имеет цвет? (Ответы детей)
Давайте попробуем провести эксперимент.
- Это что? (Педагог показывает пакет с молоком). Ответ детей - Молоко.
- Оно льется?
Дети: Да.
Педагог: Значит, мы можем назвать молоко жидкостью?
Дети: Да.
А вы любите молоко?
Дети: Да – нет.
Педагог: И я люблю молоко. А когда оно горячее, мешаю его ложечкой, чтобы остыло. (Педагог опускает ложку в стакан) Ой, что это? Куда исчезла ложка? Вы ее видите?
Дети: нет.
Педагог: А так? (Вытаскивает ложку).
Педагог: А теперь вы опустите ложечки в свои стаканчики с водой. Видите их? Заметили разницу?
Ответы детей: В стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает.
Вывод: Чистая вода прозрачная.
Педагог: Ребята сегодня наш Мудрый Пескарь ответил не на все вопросы, но мы оставим эти вопросы до следующей нашей встречи. И вы приготовьте свои вопросы Мудрому Пескарю. А он попробует на них дать ответ.
4.Обобщение. Рефлексия.
Но прежде чем наш Пескарь отправится к своим друзьям рыбам в реку, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воде.
Вода – это жидкость. Да.
Вода не имеет запаха. Да
Вода - прозрачна. Да.
Вода - это богатство нашей Земли. Да.
Молодцы! И сейчас я раздам вам разноцветные рыбки, и если вам было интересно, если вы узнали много полезной информации и хотите, чтобы Мудрый Пескарь и его друзья пришли к вам еще, отпустите рыбок в реку. А если вам было скучно и неинтересно, опустите их в ведерко.
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-игровая программа «Не оставляй костёр в лесу»
цели: познакомить обучающихся с причинами возникновения пожаров в лесу, в степи, в поле, со степенью их опасности;научить предвидеть и прогнозировать опасные ситуации , связанные с в...
Познавательно – игровая программа « В гостях у мастера Карандаша»
Познавательно – игровая программа« В гостях у мастера Карандаша».Увлекательная познавательно-игровая программа для учащихся начальной школы с конкурсами, мультфильмом, подарками. Дети узна...
Зимняя познавательная игровая программа "Старый Новый год"
Зимняя познавательная игровая программа "Старый новый год" для младших школьников (1-4 классы) . Программа знакомит учащихся с историей возникновения праздника на Руси , его традициями и обычаям...
Познавательно-игровая программа "Пернатые странники"
Предварительная работа: Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.Цель:Уточнить знания учащихся о мн...
Школа здорового питания. Познавательно-игровая программа.
Данное мероприятие направленно на формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму и привитие навыков здорового образа жизни....
Методическая разработка познавательно-игровой программы "Как на Руси Новый год отмечали"
Данный материал позволяет в игровой форме учащимся начальной школы познакомиться с традициями встречи Нового года на Руси....
Методическая разработка познавательно-игровой программы "Как хорошо, что есть театр!"
Данное мероприятие позволяет в игровой форме познакомить детей с историей создания театра и с театральными профессиями....