«НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ПОРУ ОСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ» 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Корнилова Анна Вячеславовна

ОКРУЖАЮЩий  МИР, 2 класс

УМК «Перспектива»

ТЕМА УРОКА: «НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ПОРУ ОСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока440.76 КБ
Файл презентация к уроку2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 

ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР, 2 КЛАСС

УМК «ПЕРСПЕКТИВА»

ТЕМА УРОКА: «НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ПОРУ ОСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ»

УЧИТЕЛЬ: КОРНИЛОВА АННА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Цель урока

Создать условия для получения обучающимися первоначальных знаний об обрядах и обычаях поры осеннего равноденствия у разных народов России.

Задачи урока

− познакомить детей с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России;

− научить детей различать общее и особенное в этих праздниках, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов;

− воспитывать в детях чувство благодарности к природе за её дары людям.

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные - знать особенности в праздничных обрядах народов России в пору осеннего равноденствия; − уметь в обрядах и обычаях поры осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; − называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл – благодарность природе; − творчески проявить благодарность природе в условиях современной жизни.

     Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

    Личностные: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению; умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Методы и формы
обучения

Метод: частично-поисковый;

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Образовательные
ресурсы

Презентация по теме урока, учебник «Окружающий мир» 2 класс А.А. Плешаков УМК «Перспектива», индивидуальные карточки с заданием, наглядные пособия для демонстрации, сигнальные карточки для рефлексии.

Ход урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
работы

Универсальные
учебные действия

I. Организационный
момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой.

Ну – ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка, карандаш?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

Настраиваются на работу на уроке

Фронтальная

- Правильно идентифицируют себя с позицией школьника (Л)

- слушать собеседника, соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться (К)

II. Актуализация знаний

1.Фронтальный опрос.

2.Работа в паре.

Беседа,

СЛАЙД 2

а) - Закончи предложение.

1.Явление природы, при котором водоемы покрываются льдом, это – …(ледостав).

2. Теплая солнечная погода, установившаяся в середине сентября - … (бабье лето.)

3. Главный признак осени – (похолодание)

4. Легкий мороз – (заморозки)

2. -Когда по календарю начинается осень? (1 сентября) Календарь, составленный людьми не всегда совпадает с календарём природы.

-Когда в природе начинается осень? (В природе осень начинается после наступления осеннего равноденствия.)

СЛАЙД 3

- Объясните, как вы понимаете, что такое равноденствие?

-Назовите дату осеннего дня равноденствия.

-Какие изменения в природе становятся особенно заметны после наступления дня осеннего равноденствия?

-Как меняется уклад жизни крестьян с наступлением осеннего равноденствия?

СЛАЙД 4

-Перечислите, что вы видите на экране. На какие две группы можно разделить эти предметы? (кувалда, грабли, коса, гармошка, свистульки, соломенные куколки и т.д.)

 -Что символизируют предметы второй группы? Где их можно повстречать? О наступлении какого периода в жизни крестьян говорят эти предметы?

Работа в парах. Соберите пословицу: делу, час, потеха, время (Делу – время, потехе – час).

Отвечают на вопросы, вспоминают ранее полученную информацию, формулируют высказывания, обсуждают вопрос с соседом по парте. 

С наступлением осени заканчиваются основные крестьянские работы в поле, в огороде, в саду.

Поэтому предметы первой группы не понадобятся крестьянину до самой весны

Эти предметы говорят о том, что пришло время отдыха, потехи. В жизни крестьян наступает пора осенних праздников.

Из слов собирают пословицу, работая в парах.

Высказывают своё мнение на обсуждении

Работа в паре.

строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о ветре, охране чистоты воздуха(П); – осуществляют поиск необходимой информации; удовлетворяют познавательный интерес (П).

- используют речь для регуляции своего действия; принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения (М)

III.

Целеполагание

Совместно с учителем определяют тему урока, формулируют цели

Белый и зеленоватый,
Толстый и продолговатый,
На грядке он не новичок:
И очень вкусен... (кабачок).

Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ...(капуста).

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)

Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? ...
(Свёкла)

Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь — гладко, 
Откусишь — сладко.
(Яблоко)

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

 Покопай немножко:

Под кустом ...      (Картошка).

Поле осенью промокло, Но зато созрела свёкла. А в сентябрьских садах Много яблок на ветвях. Что к зиме мы собираем? Как его мы называем?      (Урожай) .

А откуда же берется урожай?

Это огромный труд множества людей и дар природы. СЛАЙД 5

-Какое время года называют урожайным?

-Ребята, почему праздник урожая приходится на время осеннего равноденствия? (К этому времени убирали урожай.)

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

-Попробуем составить план и сформулировать цели.

Отгадывают загадки, определяют тему урока, ставят цели.

1. Праздники крестьян

2.Праздники других народов

3. Вывод

Фронтальная, в парах

формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению (Л);

– целеполагание (П);

- слушать собеседников, строить понятные для собеседников высказывания (К);

- выдвигают предположения о теме урока, планируют свои действия на уроке (Р).

IV. Изучение

нового материала

Беседа.

Практическая работа

в тетрадях (с. 40 № 1)

Как мы уже сказали, чтобы достойно встретить праздник, надо хорошо потрудиться.  Возникли народные праздники не случайно. С древних времён люди жили в гармонии с природой. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов, в свободное от с/х работ время.

- Какие праздники русский народ отмечал осенью? (Праздник Урожая, Рождество Богородицы).

СЛАЙД 6

Накануне осеннего равноденствия, в праздник Рождества Богородицы, крестьяне отмечали окончание жатвы. Крестьяне благодарили матушку-землю.

СЛАЙД 7

- Последний сноп с поля украшали лентами и ставили в красный угол дома, пекли хлеб из муки нового помола.

СЛАЙД 8

- Накануне праздника, вечером в каждом доме гасили огонь и в печи, и в лампадах.

-Ребята, весь огонь погашен, а где наши предки заново добывали его? А вы знаете этот способ? (Трение одного куска дерева о другой) 

СЛАЙД 9

-Женщины делали кукол – зерновушек. Приложение 3 

Работа в тетрадях (с. 40 № 1; во время выполнения задания звучит осенняя мелодия)

Русский народ чтит традиции своих предков, бережно их сохраняет.

ВЫВОД: Крестьяне отмечали праздник Рождества Богородицы, благодарили матушку – землю.

Слушают, анализируют, высказывают предположения.

С помощью цветных карандашей мальчики «зажигают» огонь, девочки «украшают» сноп в честь окончания жатвы.  Затем поменяться тетрадями, помочь друг другу: мальчики «зажигают» огонь в тетрадях девочек, девочки в тетрадях мальчиков «украшают» сноп.

Формулируют вывод по первому пункту плана.

Фронтальная, парная

извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации(П);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- анализируют объект, выделяют главное (М).

-действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя (М)

- строят монологическое высказывание (К)

V. Физминутка

Игра «съедобное - несъедобное» Учитель произносит слово, если оно обозначает съедобный предмет, то дети протягивают руки вперед, а если нет – убирают их за спину.

Арбуз

Доска

Сноп сена

Картофель

Свёкла

Коса

Тыква

Редис

Телега

Выполняют действия по заданию

фронтально

-умение соотносить свои действия с действиями учителя; умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную (Р). -социальная компетентность и -учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; -умение слушать и вступать в диалог (К);

-умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал (Л).

VI. Работа по учебнику

Работа по материалам учебника
(с. 62) с использованием иллюстраций.

Работа по учебнику

Наша страна огромна. Её населяют различные народы. Каждый народ неповторим. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, свои праздники. Познакомимся с праздниками, проводимыми в пору осеннего равноденствия нанайским и корякским народами.

Приложение 1

Рассказ о народе Приамурья – нанайцах и Камчатском народе по имени коряки

1 группа. Дети самостоятельно читают текст учебника на с. 64 , готовят сообщение по плану

1.Место жительства коренных нанайцев. 2. Древний нанайский промысел. 3. Праздник нанайских охотников в пору осеннего равноденствия. 4. Как благодарил нанайский народ воду-поилицу?

 2 группа. Дети самостоятельно читают текст учебника на с. 65 и готовят сообщение по плану, рисуют рисунок. 1. Место жительства

коренных коряков. 2. Традиционные занятия коряков. 3. Старинный корякский праздник в пору осеннего равноденствия.. 4. Как благодарили коряки природу в пору осеннего равноденствия?

Работают по учебнику.

Читают информацию в учебнике, отвечают на вопросы.

Обсуждают в паре и выполняют задание. Готовятся к выступлению

Фронтальная

извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации; осуществляют поиск нужной информации в учебнике (П);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- анализируют объект, выделяют главное (М).

-действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя (М)

VII. Закрепление изученного

Выполнение задания в рабочей тетради.

 Заслушиваются подготовленные сообщения. Обсуждение.

ВЫВОД: народ нанайцы отмечает праздники охотников и праздник моления небу – кормильцу;

Народ коряки отмечают праздник оленеводов Хололо и благодарят природу

Выступают по теме в соответствии с планом

Фронтальная, индивидуальная

– определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания анализируют объект, выделяют главное.

-действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя(М)

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение задания

на карточке

Объясняет выполнение задания.  

Фронтальная проверка

 Тест

Приложение 2 

Проверка

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

ВЫВОД: Итак, в пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользуются дарами природы. Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить её за всё, что она даёт людям.

Самостоятельно выполняют задание, сверяют свои ответы с шаблоном

индивидуальная, обсуждение фронтально

-действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя (М)

- самоконтроль и коррекция, самостоятельное контролирование времени выполнения задания (Р).

IX. Домашнее задание

Запись в дневниках.

СЛАЙД 12

Записывают домашнее задание

Фронтально

-умение соотносить свои действия с действиями учителя (М);

X. Итоги урока. Рефлексия

Беседа с использованием сигнальных карточек.

-  Чем похожи праздники русского, нанайского, корякского народа?

 - Чем эти праздники отличаются?

 - Как вы думаете, почему у разных народов празднование проходило в одно и то же время, в пору осеннего равноденствия?

- Как бы вы объяснили одинаково бережное отношение к природе различных по своей культуре народов?

 - Нужно ли сохранять народные традиции и праздники? Почему? –  Какую задачу ставили?

–  Удалось решить поставленную задачу?

- Что было интересным на уроке?

-Что вызвало у вас затруднения?

Поднимите зеленую карточку, кто достиг поставленных целей, у кого возникли трудности и  – красную

СЛАЙД 13

Молодцы! Урок окончен.

Отвечают на вопросы, подводят итог урока.

Используют сигнальные карточки для рефлексии.

Фронтально

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

 – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К);

– планирование учебного сотрудничества (К);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)


Приложение 1

Побываем в Приамурье у народа по имени нанайцы.

В пору осеннего равноденствия охотники проводили праздник моления небу-кормильцу. Перед началом его постились. В молении участвовали мужчины. Молились около священного дерева, которое стояло у каждой нанайской семьи недалеко от дома, обычно на опушке тайги. Здесь ставили фигурки разных домашних духов, духов охоты, духов-целителей, предлагали угощение.  Руководил молениями старейший, он читал  молитвы стоя, остальные – на колесах, кланяясь. Многочисленные гости, друзья, приезжавшие из других селений, наблюдали за обрядом.

Считалось, что небесные духи слетаются вниз, садятся на священные деревья, отдыхают, угощаются дарами. Поэтому нельзя было не только рубить священные деревья, но и загрязнять места поблизости. Затем в благодарность небу к священным деревьям ставили угощение – мясо и кашу. Домой с собой брали воду  или лёд. А в благодарность воде-поилице отправляли по реке ягоды, травы, крупу в плетённых из прутьев лодочках.

Теперь перенесемся на Камчатку в гости к народу по имени коряки. 

Коряки с древности пасут стада оленей. Олень и одевал,  и кормил коряков, был средством передвижения по необъятным просторам. Добывали коряки и рыбу, собирали коренья, ягоды и дикорастущие травы.

За эти дары родной земли коряки благодарили природу в пору осеннего равноденствия. Самый большой из старинных корякских праздников назывался Хололо. Его проводили, чтобы в будущем было много морского зверя.

Длился праздник целые сутки. Для праздника из дерева или морской травы делали фигурки животных. Их «кормили» жиром», «поили» и укладывали на жертвенное место. Дети и женщины плясали по случаю прихода «гостей». Глава семьи совершал жертвоприношение «морскому хозяину», бросал в огонь, символизирующий море, жир морских животных и тонкие ветки куста тальника. В конце праздника жители в деревянных или травяных масках обменивались подарками. Затем укладывали байдару на зиму. Это сопровождалась добыванием огня ритуальным способом, очищением жилища от злых духов.

Приложение 2

ФИ ученика_________________________________________2 класс_______

Тест по окружающему миру по теме

«Народные праздники в пору осеннего равноденствия»

1.Выбери верное утверждение.

А) В день осеннего равноденствия день длиннее ночи.

Б) В день осеннего равноденствия день равен ночи.

2.Выбери рисунок, изображающий старинный русский обычай

в праздник Рождества Богородицы.

Описание: C:\Users\LAMER))\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\001.jpg

3.Какой народ в пору осеннего равноденствия отмечает праздник Хололо?

А) Коряки         Б) Нанайцы       В) Буряты          Г) Татары  

4. За что нанайцы благодарили небо в пору осеннего равноденствия?

Напиши ответ.____________________________________________________

Приложение 3

Происхождение и история оберега

Все обереги в русском фольклоре, воплощенные в женские образы, символизируют домовушку – жену домового, хранителя порядка и богатства в доме. Зерновушка – наполненная зерном кукла, предназначение которой сводилось к охране от злых духов и порчи хозяйских закромов. Место ее «проживания» определялось там, где хранятся запасы с едой – кладовка, кухонный шкаф или кухня. Обычно изготавливали ее, наполняя отборным зерном собранного урожая, чтобы хорошая энергетика приносила удачу и сытость хозяевам подворья.

Куколки, как обереги, было принято дарить на новоселье, на свадьбу, на другие крупные семейные праздники. Это символизировало пожелание богатства и благополучия в дом одариваемому. Обязательно родители дарили Крупеничку своим детям, начинающим отдельную жизнь. Конечно, в наше время эти обереги несут больше символический характер, а в давние времена такая куколка была своеобразным хранилищем зерна на «черный день». В неурожайный год Крупеничка выручала тем, что спрятанное в ней зерно можно было употребить в качестве посевного материала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: « Народные праздники в пору осеннего равноденствия» Оренбург, 2018 Учитель начальных классов: Корнилова Анна Вячеславовна

Слайд 2

Закончи предложения Явление природы, при котором водоемы покрываются льдом, это – 2. Теплая солнечная погода, установившаяся в середине сентября – 3. Главный признак осени – 4. Легкий мороз – ледостав б абье лето похолодание заморозки

Слайд 9

1.Выбери верное утверждение. А) В день осеннего равноденствия день длиннее ночи. Б) В день осеннего равноденствия день равен ночи . 2.Выбери рисунок, изображающий старинный русский обычай в праздник Рождества Богородицы . 3.Какой народ в пору осеннего равноденствия отмечает праздник Хололо ? А ) Коряки Б) Нанайцы В) Буряты Г) Татары

Слайд 10

Выводы: В пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользуются дарами природы. Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить её за всё, что она даёт людям.

Слайд 11

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру по теме "Праздники в пору осеннего равноденствия"

Тест по окружающему миру   для учеников 2 класса, обучающихся по УМК "Перспектива"...

Тест «Народные праздники в пору осеннего равноденствия»

Тест " Народные праздники в пору осеннего равноденствия" к уроку окружающего мира во 2 классе по предмету Окружающий мир...

Конспект урока "Осенние праздники в пору осеннего равноденствия" (2 класс, УМК "Перспектива")

Цель деятельности учителя: формирование знаний о обрядах и обычаях поры осеннего равноденствия разных народов России.Планируемые результаты:Предметные:− знать обряды и обычаи поры осеннего ...

Презентация к уроку по теме " Народные праздники в пору осеннего равноденствия" 2 класс

Презентация к уроку по теме " Народные праздники в пору осеннего равноденствия" 2 классУМК "Перспектива"...

Урок Окружающего мира во 2 классе по теме: "Народные праздники в пору осеннего равноденствия"

Урок Окружающего мира во 2 классе по теме:"Народные праздники в пору осеннего равноденствия"УМК «Перспектива»Учитель: Гаврилова Е.И....

Технологическая карта по окружающему миру УМК "Перспектива" 2 класс. Тема: "Народные праздники в пору осеннего равноденствия"

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Цель урока: формирование представлений об обрядах и обычаях поры осеннего равноденствия у разных народов России.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:научить разл...

Технологическая карта урока Истории «Народные праздники в пору осеннего равноденствия» (2 класс УМК Перспектива)

Тип урока: урок «открытия» нового знания Цель урока: формирование у обучающихся представления народных праздниках в пору осеннего равноденствия. Задачи урока Дидактические:1...