Рабочая программа по внеурочной деятельности «Земля -- наш общий дом"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Земля – наш общий дом» расчитана для детей в возрасте 7-9 лет, направление – естественно-научное.
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Земля -- наш общий дом» | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способнойгармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Курс изучения программы расчитан на один год обучения для учащихся 7-9 лет.
Во 2 классе -- раздел «Знакомые незнакомцы».
На занятия по программе во 2 классе отводится 1 ч в неделю по 25 минут, 34 ч в год
(34 учебные недели).
Планируемые УУД:
Учащиеся будут развивать:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
-наиболее типичных представителей животного мира России, Ставропольского края;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
Учащиеся научатся:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Содержание программы
Тема 1. Что такое Экология? (1 час)
Знакомство с программой курса, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес».
Тема 2. Заяц -- «Длинное ухо». (1 час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна». (1час)
Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.
Тема 4.Серый хищник – волк (1час)
Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов. Практическая работа в группах - «Раскрась».
Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».
Тема 6. Любознательный зверёк – белка (1час)
Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», работа в группах – «Собери мозаику».
Тема 7. Куница - охотник на белок (1час)
Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда. Творческая работа «Придумай загадку».
Тема 8. Лесной красавец – лось (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось», работа по содержанию рассказа, работа в группах - панно «Лесной красавец».
Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (1час)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика».
Тема 10. Подземный житель – крот (1час)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики».
Тема 11. Всеядное животное — барсук (1час)
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу.
Тема 12. Бобр-строитель (1час)
Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах. Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 13. Запасливый бурундук (1час)
Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием, беседа.
Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час)
Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан». Конкурс «Кто? Где ? Когда?»
Тема 15. Мышка-норушка (1час)
Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».
Тема 16. Рысь - родственник кошки (1час)
Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь», рисование домашней кошки или рыси.
Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (1час)
Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».
Тема 18. Тигр - самая большая кошка на Земле (1час)
Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.
Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (1час)
Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».
Тема 20. Проект «Дикие животные» (1час)
Учащиеся с помощью взрослых учатся находить соответствующий материал в виде фото, картинок, составлять текст по теме, выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фото (слайды), оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
Тема 21. Воробей - самая распространённая птица на Земле (1час)
Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»
Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (1час)
Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.
Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (1час)
Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа
В. Зотова «Ворон». Работа в группах, «Рисование ворона».
Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час)
Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока». Чтение стихотворения «Сорока-Трещётка».
Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (1час)
Вводная беседа: «Кто же это «Лесной доктор»?», загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками, народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».
Тема 26. Соловей - «великий маэстро» (1час)
Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».
Тема 27. Галка - городская птица (1час)
Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».
Тема 28. Загадочная птица - кукушка (1час)
Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».
Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (1час)
Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»
Тема 30. Любимая птица – снегирь (1час)
Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь». Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.
Тема 31. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (1час)
Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование синиц.
Тема 32. Наш добрый сосед - скворец. (1час)
Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари».Чтение стихотворения «Скворец».
Тема 33. Проект «Птицы». (2часа)
Учащиеся с помощью взрослых учатся находить соответствующий материал в виде фото, картинок, составлять текст по теме, выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фото (слайды), оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема | Количес-тво часов | Дата | Теорети-ческие занятия | Практи-ческие занятия |
1 | Что такое экология? | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Заяц -- «Длинное ухо». | 1 | 1 | ||
3 | Лисица. «Лиса Патрикеевна». | 1 | 1 | ||
4 | Серый хищник – волк. | 1 | 1 | ||
5 | Хозяин леса – медведь. | 1 | 1 | ||
6 | Любознательный зверёк – белка. | 1 | 1 | ||
7 | Куница - охотник на белок. | 1 | 1 | ||
8 | Лесной красавец – лось. | 1 | 1 | ||
9 | Сердитый недотрога – ёж. | 1 | 1 | ||
10 | Подземный житель – крот. | 1 | 1 | ||
11 | Всеядное животное -- барсук. | 1 | 1 | ||
12 | Бобр-строитель. | 1 | 1 | ||
13 | Запасливый бурундук. | 1 | 1 | ||
14 | Кабан -- дикий родственник домашней свиньи. | 1 | 1 | ||
15 | Мышка-норушка. | 1 | 1 | ||
16 | Рысь -- родственник кошки. | 1 | 1 | ||
17 | Соболь -- «дорогой» зверёк. | 1 | 1 | ||
18 | Тигр -- самая большая кошка на Земле. | 1 | 1 | ||
19 | Косуля – самый маленький европейский олень. | 1 | 1 | ||
20 | Проект «Дикие животные». | 1 | 1 | ||
21 | Воробей -- самая распространённая птица на Земле. | 1 | 1 | ||
22 | Ворона -- «интеллектуальная» птица. | 1 | 1 | ||
23 | Ворон -- красивая, умная птица. | 1 | 1 | ||
24 | Сорока-белобока -- «лесная сплетница». | 1 | 1 | ||
25 | «Лесной доктор» -- дятел. | 1 | 1 | ||
26 | Соловей -- «великий маэстро». | 1 | 1 | ||
27 | Галка -- городская птица. | 1 | 1 | ||
28 | Загадочная птица – кукушка. | 1 | 1 | ||
29 | «Пернатая кошка» -- сова. | 1 | 1 | ||
30 | Любимая птица – снегирь. | 1 | 1 | ||
31 | «Сестрицы-синицы» -- самые полезные птички России. | 1 | 1 | ||
32 | Наш добрый сосед – скворец. | 1 | 1 | ||
33, 34 | Проект «Птицы». | 2 | 1 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Земля наш общий дом"
В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование...
Программа по внеурочной деятельности «Земля – наш общий дом».
программа расчитана на 4 года обучения...
Программа по внеурочной деятельности : "Земля - наш общий дом"
«Земля – наш Дом» Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XX...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Земля-наш дом"
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности " Земля -наш дом" 1-4 классы...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Земля наш дом"
рабочая программа по внеурочной деятельности "Земля наш дом"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Земля-наш общий дом"
ВД "Земля-наш общий дом"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Земля наш общий дом» 3 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Земля наш общий дом» для 3 класса...