Конспект урока по окружающему миру, 4 класс, УМК "Перспектива", тема: "Ледяная зона"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Целью данного урока является формирование представлений о природной зоне арктической пустыни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_ledyanaya_zona.docx | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Ледяная зона, 4 класс, УМК «Перспектива»
I. Оргмомент
Прозвенел звонок,
Начинается урок – окружающий мир
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
II. Мотивационный момент
- Прочитайте на слайде слова русского писателя Николая Георгиевича Гарина – Михайловского.
1. Природа - это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучить. (слайд1)
-Для чего нам нужно изучать природу? (Нам нужно изучают природу потому, что мы сами являются её частью. Тем самым мы изучаем и себя.)
III. Актуализация знаний.
На протяжении многих уроков мы изучали природу России, путешествуя с запада на восток.
1. Назовите и покажите на карте самые крайние точки России на западе и на востоке. (Балтийская коса, мыс Дежнёва на Чукотском полуострове)
2. Перечислите формы земной поверхности на территории России. (равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги).
-Большую часть территории России какая форма поверхности составляет? (Равнины).
Назовите равнины России и покажите их на карте.
- к западу от Уральских гор раскинулась Восточно – Европейская равнина
- к востоку от Уральских гор расположена Западно – Сибирская равнина
- к востоку от Западно – Сибирской равнины расположено Среднесибирское плоскогорье.
- Почему эту равнину назвали плоскогорьем?
(Здесь преобладают возвышенные пространства с плоской поверхностью и довольно крутыми склонами, напоминающие горную местность. Отсюда и название – плоскогорье)
3. Покажите на карте и назовите крупные реки России (Волга, Лена, Енисей, Обь)
- Волга берёт начало на Валдайской возвышенности и впадает в Каспийское море
- Обь берёт начало на Алтае, впадает в Карское море
- Енисей берёт начало в Саянских горах и впадает в Карское море
- Лена берёт начало у озера Байкал и впадает в Море Лаптевых.
4. Покажите на карте и назовите крупные озёра России.
- Каспийское море – самое большое озеро нашей страны. Морем его назвали из-за больших размеров.
- Крупнейшие озёра европейской части России и всей Европы Ладожское озеро и Онежское озеро. Они как будто не могут жить друг без друга: их навсегда соединила река Свирь. Она вытекает из Онежского озера и впадает в Ладожское озеро. Ладожское озеро в годы войны, во время блокады Ленинграда называли «Дорога жизни».
- Байкал
5. Покажите на карте моря, которые относятся к бассейну Северного Ледовитого океана, Тихого океана, Атлантического океана.
6. –Как изменяется природа России в направлении с севера на юг.
-пересказ с. 76, 1 абзац
- Почему происходит смена природных зон? (2 абзац)
- Как меняются природные зоны в горах? (3 абзац)
IV. Физминутка (Где – то на белом свете)
III. Фиксирование затруднения в пробном действии
Слуш. Песню «Где – то на белом свете»
- О какой природной зоне идёт речь в песне? (Арктическая пустыня, Арктика)
-Сформулируйте тему урока.
-Посмотрим, как обозначена эта тема в учебнике на с. 78? (В ледяной пустыне)
- Какой вы себе представляете ледяную пустыню?
Слайд (после ответов) – Вот так выглядит Ледяная пустыня.
Какова цель урока:
- Познакомиться с особенностями природы Арктики.
- Из выше сказанного я поняла, что в сложных климатических условиях живые организмы выжить не могут. Таким образом, мы выдвинули гипотезу.
V. Построение проекта выхода из затруднения.
Гипотезу нужно опровергнуть или доказать. Поэтому я предлагаю отправиться в научную экспедицию к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам. Найдите на карте с. 50 зону арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой зоне. (Острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля)
- Какую одежду мы выберем для членов экспедиции? (Это царство холода, снега, льда. Поэтому надо одеться очень тепло.)
Работать будут два человека у доски с картинками. Выбрать картинку с одеждой для путешествия на Крайний север и прикрепить на доску.
А остальным ребятам я предлагаю разделиться на 5 групп:
- Группа географов. Георгафы нам расскажут о погоде в Ледяной пустыне.
- Группа ботаников. Ботаники нам расскажут о растениях в Арктике.
- Группа зоологов. Зоологи нам расскажут о животном мире.
- Группа социологов. Они нам расскажут о населении.
- Группа экологов. Нам расскажет об использовании Арктики человеком.
Проведём лотерею и узнаем какую работу будут выполнять группы.
Группы получают пакет документов.
Объявляю порядок работы.
1. В каждой группе есть старший – он руководит работой.
2. Вы должны работать по инструкции, которая есть в пакете с документами. Для начала все должны изучить теоретический материал. Источником информации является учебник или распечатанный материал, который вы получите.
3. У каждой группы есть своё задание, которое вы должны выполнить сообща после изучения материала, т.е. ответить на контрольные задания, они тоже есть у вас на партах в пакете с документами.
4. И в заключении представить проделанную работу. Выступление вы тоже должны продумать. Может выступать 1 человек, а может и группа – это вы решите сами. Внимательно читайте инструкцию к работе.
Упражнение – энергизатор.
•Хлопните в ладоши, если вы готовы работать в группе.
•Пожмите друг другу руки, если вы умеете договариваться друг с другом.
-Друзья, приступайте к исследованию. Через 10 минут попрошу предоставить добытые сведения.
-А, я вам желаю удачи и интересных открытий.
VII. Исследовательская работа.
VIII. Физкультминутка. Белый медведь
Вы проделали большую работу. Перед выступлением отдохнём.
VIII. Мини – конференция. Защита исследовательской работы
Молодцы. Вы достаточно хорошо провели исследование и сделали презентации своих работ.
IX. Рефлексия
- Вернёмся к гипотезе.
В сложных климатических условиях живые организмы выжить не могут. Так ли это. Наша гипотеза не подтвердилась.
Ну что ж мы возвращаемся из экспедиции.
Над какой темой вы работали в экспедиции? (В Ледяной пустыне)
2. Сделаем короткий вывод по этой теме:
- Где расположена Арктическая зона?
-Какая погода в Арктике? Природные явления.
- Назовите растения Арктики.
-Назовите животных Арктики.
- Чем занимается население Арктики?
3. Прочитаем вывод на с. 81.
4. -Чтобы узнать, кто хорошо разобрался с темой урока, предлагаю вам выполнить модель Фрейера. (Фрейер – немецкий философ и социолог. Он разработал модель, которая помогает понять и осознать изучаемые понятия)
У вас на столах лежат листочки, возьмите их. По середине ромбика напишите тему урока. А в остальные прямоугольники всё, что вы узнали.
- Что понравилось на уроке больше всего?
-Над чем ещё следует поработать? В чём возникала трудность?
Оценки:
X. Дом. зад. С. 78-81 читать, вопросы с. 81
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру 4 класс Зона степей
Разработка урока по "Школе России" с презентацией...
Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России Тундра." 4 класс
Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России Тундра." 4 класс разработан по учебнику Плешакова А.А. Цели: формировать представление о природной зоне тундраЗадачи: познакомить с геогр...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Природные зоны. Пустыня"
Тема: Природные зоны. Пустыня.Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь; познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями , растениями и животным ...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Природные зоны. Пустыня"
Тема: Природные зоны. Пустыня.Цели: сформировать у уч-ся представление о природной зоне пустынь;ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями , растениями и животным миром, дея...
Конспект урока по окружающему миру «Зона арктических пустынь» 4 класс
Конспект содержит в себе презентацию...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона степей" 4 класс, УМК " Перспективная начальная школа" + презентация
Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека....
Конспект урока по окружающему миру на тему «Растительность лесной зоны»
Конспект урока по окружающему мируУМК «Планета Знаний»Тема: «Растительность лесной зоны»...