Степные просторы
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Щепилова  Елена Павловна

урок по окружающему миру 4 класс умк гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 29._stepnye_prostory.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 4 класс. Урок 29. 

Степные просторы. Р/к Степи Ставрополья

Тип урока:     изучению нового  

Общедидактическая цель урока:

создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности, осуществлять системно-деятельностный подход к обучению

Цели урока (предметные):

Планируемые результаты: 

    Географическое положение зоны степей на территории России, их природные условия, особенности неживой и живой природы Ставрополья. Представление о растительном и животном мире степей Ставрополья.

Значение степей в жизни людей, экологические проблемы, связанные с их деятельностью, экологически грамотное поведение в степной зоне. Умение находить на карте зону степей, характеризовать её природные условия, растительный и животный мир, составлять характерные для неё цепи питания.

Основные понятия: лесостепь, степь, защитная лесополоса, суховей, засухоустойчивое растение, заказник, питомник. 

Формирование универсальных  учебных  действий (УУД):

Личностные: 

- познавательный интерес к изучению природы своей Родины;

- понимание важности экологических знаний для сохранения естественной природы;

- логическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи;

- выполнять умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию. Умение выполнять проектную работу;

- осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и умений, оценивать свои успехи по освоению УУД.

Регулятивные: 

Осуществлять постановку учебно-познавательных задач, планировать их решение в группе и индивидуально.

Познавательные:

1.Общеучебные:

Умение проводить наблюдения за объектами окружающего мира.

2.Логические:

Умение работать со схемами, проводить опыты, делать выводы по их результатам.

 Умение анализировать, находить причины и следствия изменений

Коммуникативные:

- Участвовать в коллективном обсуждении проблем здоровья.

Методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный;

-частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности:

-общеклассная;

-индивидуальная.

Средства обучения:

- учебник «Окружающий мир» О. Т. Поглазовой

- силуэт карты Ставропольского края, таблички с названием городов, почв

- распечатки задания для групп, картинки для приклеивания на карту

- рисунок луковичного растения с корнем, полыни, ковыля

- материал для составления карты -погоды

 -круг - сигнал;

- презентация;  

Ход урока

  1. Организационный момент.

Добрый день, дорогие друзья!

Встрече с вами очень рада я!

1. Психологический настрой.

- Если у вас хорошее настроение – похлопайте в ладоши.

  Если вы любите шоколад – оближите губы.

  Если у вас есть друг- улыбнитесь.

  Если вы любите танцевать - потопайте ногами

  Если вы готовы начать урок – поднимите руки.

        А сейчас проверь, дружок,
        Ты готов начать урок?
        Все ль на месте,
        Все ль в порядке,
        Ручка, книжка и тетрадка?
        Все ли правильно сидят,
        Все ль внимательно глядят?
        Каждый хочет получать
        Только лишь оценку “5”.

  1. Сообщение темы урока.
  1. Постановка учебной задачи.

     - Дети! Давайте посмотрим на слайдах фотографии,  прокомментируем эти фотографии и попробуем определить, в каком же месте России была произведена фотосъемка. (слайды 1-6)

  1. Решение учебной задачи
  • Что же мы видим на этих фотографиях?

    Ученики называют объекты,  изображенные на фотографиях и записывают их на доске:

  • Нет деревьев
  • Поля пшеницы
  • Выгоревшая и сухая трава
  • Цветущие луга…
  • Широкие просторы…
  • О какой местности идет речь?

   - Итак, тема сегодняшнего урока – Степные просторы. (Слайд 7)

III. Раскрытие темы и постановка целей урока.

  1. Постановка проблемы.
  • Знакомы ли вам эти пейзажи? Где вы их встречали? (Это наши местные пейзажи)
  • Как называется регион, где мы с вами живём? (Ставропольский край)

    !!! Таким образом, находится ли Ставропольский край в зоне степей? (Слайд 8)

  • Что поможет нам в решении этой проблемы? (фотографии)
  • Что ещё? Давайте посмотрим на карту природных зон России. Кто может показать зону степей? (Слайд 9)
  • А кто может показать, где на карте находится Ставропольский край? Он находится в зоне степей? (предположительно да)

- Давайте теперь посмотрим на карту природных зон Ставрополья. (Слайд 10)

  Природные зоны Ставрополья делятся на три части:

  • Лесостепи - распространены в верхней части Ставропольской возвышенности и склоны гор КМВ
  • полупустыни - занимают узкую полоску Приманычья и часть Терско-Кумской низменности
  • степи - занимают всю остальную территорию, в том числе и наш Благодарненский район

Таким образом сегодня мы будем говорить о природе нашего региона – Ставропольского края.

 4. Постановка целей урока.

    - Давайте сформулируем более подробно, о чём же мы с вами сегодня будем говорить? (дети формулируют цели урока)

Цели урока. (записаны за доской)

  • сформулировать понятие «степь»;    
  • узнать географическое положение зоны степей на территории России и Ставропольского края, их природные условия: почвы, погода, климат;
  • изучить особенности неживой и живой природы степей, получить представление о растительном и животном мире степей Ставрополья;
  • познакомиться со значение степей в жизни людей, экологические проблемы, связанные с их деятельностью, экологически грамотное поведение в степной зоне.
  1. Изучение нового материала.
  1. Работа с силуэтом карты Ставропольского края.

- Я вам предлагаю несколько силуэтов карт. Найдите среди них Карту Ставропольского края. На круге-сигнале покажите номер.

- Теперь выберите название административного центра

  1. Формирование понятия «степь».

На доске вразброс написано понятие. Дети должны их правильно собрать.

Степь — равнина, поросшая травянистой растительностью.(поставить плюсик, с задачей справились)

  1. Работа в парах. Природные условия зоны степей.

Парам даётся задание: прочитать текст (учебник стр. 135-136)

- Работать будем по кластеру. (Слайд 11)

Природные условия

   климат              времена года        температура        осадки                   почвы

                                                           зимой и летом

  • Какие пометки вы у себя сделали?
  • Какую информацию удалось добыть?
  • Больше тепла и света
  • Меньше осадков
  • Деревья только по берегам рек
  • Снеговой покров становиться меньше и лежит всего 2-3 месяца
  • Замерзает только верхний слой почвы
  • Лето продолжительное, ясное, жаркое
  • Дожди редкие, но обильные – ливневые
  • Недостаток влаги
  • Дуют частые ветры-суховеи.
  • В этой зоне богатые перегноем чернозёмные почвы глубиной более метра

   1-2 парам даётся текст с информацией о климате Ставропольского края. Они читают по тому же принципу, потом дополняют недостающую информацию.

    Погода – это состояние приземного слоя воздуха в данной местности за какой-либо срок (сутки, месяц, год). Погода постоянно изменяется и характеризуется ветрами, осадками, температурой, давлением воздуха и п.т. Многолетняя характерная погода называется климатом. Климат нашего края умеренно-континентальный.

      Ставропольский край находится на юге нашей страны, поэтому здесь намного теплее, чем, например в Московской области. Лето тёплое и продолжительное – около 140 дней. Средняя температура июля +24 - +30 °С (местами выше +40°)

     Зима здесь короче и теплее. Настоящая зима длится два месяца – январь и февраль. Холодные дни сменяются тёплыми, снег то выпадает, то стаивает. В самый холодный месяц зимы – январь – средняя температура воздуха составляет – 3 –5 °С. Иногда опускается до – 30 0С.

    Почвы в Ставропольском крае – одно из важнейших природных богатств. Они славятся высоким плодородием и являются одними из лучших почв России. На территории Ставропольского края под влиянием некоторых факторов сформировались две основные почвенные зоны: зона чернозёмов и зона каштановых почв.

  • Справились с поставленной задачей? (поставить плюсик)
  1. Работа в группах. 1 группа – ботаники

                                2 группа – зоологи

                               3 группа - агрономы

- Давайте повторим правила работы в группах. (слайд 12)

«Правила работы в группе»

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

«Роли в группе»

Книгочей (читает  памятки, алгоритмы, планы, тексты учебника, т.д.)

Координатор (распределяет роли, определяет задание для каждого, назначает ответственного за защиту работы группы т.д.)

Контролёр (контролирует качество работы, следит за временем)

Хозяйственник (подбирает и раздаёт  материал для работы, следит за чистотой)

Секретарь  (ведёт записи, чертит схемы, заполняет таблицы, т.д.)

  1. Работа группы «Ботаники»

Растительный мир степной зоны.

– Рассмотрите иллюстрацию «Растения степи». Какие растения здесь обитают?

Практическая работа.

1) Найдите в гербарии растение ковыль. Рассмотрите корни, стебель, листья этого растения.

  • Какой вид имеют листья?
  • Для чего нужны корни-пучки?

2) Рассмотрите крокус.

  • Какие части у этих растений в земле?
  • В чем особенность корней этих растений?

3) Найдите полынь.

  • Какой вид имеют листья?
  • Для чего нужен длинный мощный корень?

Вывод. Влаги в степи не хватает для жизни деревьев. Здесь слишком сухо для деревьев, но достаточно влаги для трав. Поэтому там растут в основном только травянистые растения. Травы очень быстро восстанавливаются после засухи. Растения степей, как и растения тундры, имеют свои особенности. У большинства из них длинные ветвистые корни, которыми растения добывают воду из глубоких слоев почвы; узкие листья, помогающие экономнее расходовать ее.

К таким растениям относится ковыль, который цветет летом в самое жаркое время.

Весной, когда влаги в почве достаточно, расцветают те растения, которые запасли питательные вещества в корнях - луковицах. Это тюльпаны, ирисы, гиацинты и другие. В это время степь необычайно красива. В степи есть растения, у которых корни-пучки, которые нужны для добычи влаги в верхних слоёв почвы во время редких дождей. Весна в степи начинается рано. В феврале-марте снег тает, в апреле расцветает ковер из тюльпанов, ирисов.

Дети выделяют главные особенности растений: (Слайд 13)  в степи растут

  • Засухоустойчивые травы
  • Корни – луковицы
  • Корни – пучки
  • Длинные корни
  • Листья узкие
  • Многие из них имеют волоски, колючки, шипы, восковой налёт.
  • Какое время года благоприятно для степных растений? (Весна.)
  • Какие растения растут в степи? (Слайд 14)

- Приклейте ваши растения на карту. Какие растения занесены в Красную книгу Ставропольского края? Дети приклеивают, называя растение

  1. Физминутка (Слайд 15)

Вы, наверное, устали?

- Да!

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

  1. Работа группы «Зоологи»

Животный мир степей.

  • Как животные приспособились к условиям степи?

Дети читают информацию

   Как животные приспосабливаются к жизни в степи? Животные степи приспособились к жизни в условиях открытой местности, засушливого климата, периодов бескормицы, нехватке воды. Необходимость в надежном укрытии – это то, чем объединены все животные. Зоны степей отлично просматриваются, и мелкие животные не смогли бы спастись от хищников без хорошего убежища. В качестве укрытий большинство животных степи используют норы, в которых и проводят основную часть времени. Таким образом, они ведут наземный и подземный образ жизни. Норы не только защищают представителей фауны от опасности, но и помогают спастись от неблагоприятных погодных условий, служат пристанищем для зверей на время зимней спячки. Именно там млекопитающие выращивают свое потомство, оберегая его от всяких внешних опасностей. Рытье нор наиболее хорошо поддается грызунам: мышам, хомякам, полевкам. Лисицы и барсуки также роют норы, а те представители фауны, которые не могут вырыть нору самостоятельно, пытаются завладеть чужой. В норах скрываются от опасностей даже некоторые птицы, например, удод и сова. Способом защиты является также окраска. Многие животные имеют окраску под цвет сухой травы. Это помогает им прятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к своей жертве. Исключением являются разве что рептилии, которые любят полежать на раскаленных камнях.

После чтения, составляется схема (Слайд 16)

       Животные степи

  • некрупные животные
  • имеют защитную окраску
  • ведут наземный и подземный образ жизни

– Прочитайте статью «Какие животные обитают в степи» на с. 139–140 учебника.

  • Какие группы животных обитают в степи? Приведите примеры. (Слайд 17)

- У вас на столе лежат вырезки животных, обитающих в Ставропольском крае. Приклейте их на карту. Какие животные занесены в Красную книгу Ставропольского края.  Дети приклеивают картинки. Поставить плюсик – задача выполнена.

VII. Работа группы «Агрономы и животноводы»

Чем занимаются люди, живущие в степях.

  1. Учащиеся читают статью «Чем занимаются люди, живущие в степях» на с. 141–142 учебника

– Назовите основные занятия людей в степной зоне. (это растениеводство и животноводство). Приведите примеры.

Учитель демонстрирует схему: (Слайд 18)

  • Какие растения выращивают в степной зоне?
  • Каких животных разводят в степных землях?
  1. Выберите способы борьбы за урожай. Объясните свое решение. (Слайд 19)

 Потравить сорняки до начала цветения.

+ Пропалывать сорняки до начала цветения.

+ Тщательно очищать семена для посева от семян сорняков.

 Использовать яд для грызунов.

+ Собирать вручную яйца и личинки насекомых.

+ Привлекать на поля и в сады птиц.

  1. От чего и как оберегают почву и пастбища в степях земледельцы и животноводы? (Сажают защитные лесополосы, чтобы сберечь почвы от выдувания ветром и вымывания водами.)
  2. Приклеить картинки на карту. Поставить плюсик
  1. Работа с экологическими знаками.
  • Кто может сказать, есть ли в степи экологические проблемы?

- На слайдах будут появляться знаки. Что они обозначают? (Слайды 20-24)

IX. Закрепление знаний.

           1. – Давайте составим карту погоды для степной зоны летом и зимой. Детям даётся разрезной материал – карточки для составления погоды

2. Составьте цепи питания, характерные для степи:

           Колорадский жук, суслик, пшеница, картофель, индюк, орёл

  • Можете привести свои примеры?

 растения  суслики  орлы;

 растения  зайцы  лисицы;

 растения  насекомые  дрофа  волки;

 растения  жаворонок  беркут.

X. Итог урока.

  1. Синквейн (слайд 25)

Степь

Привольная и безбрежная

Зеленеет, дышит, манит

Весна в степи поразительно красива

Моя Родина

  1. Рефлексия «Светофор» (Слайд 26)

Цветовая схема на круге-сигнале.

Зелёный – всё понял, на уроке отлично

Жёлтый – почти всё понял, на уроке работал хорош

Красный – многое не понял, мог бы работать лучше

  1. Домашнее задание: (Слайд 27) 
  1. У: стр.134-142 – прочитать, подготовить пересказ
  2. Подготовить дополнительное сообщение о любом животном или растении, которое живёт или растёт в степи.
  3. Подготовить презентацию на тему «Экологические проблемы степной зоны России»
  4. Составить кроссворд для одноклассников по теме «Степные просторы»

в технике «Чтение с пометками – метод Инсерт»

+ - новое для меня

? – интересно, непонятно, нужно разобраться

- я это знал

-  - я думал иначе

Ещё сделать

  1. Вырезать 3 силуэта карты
  2. Приготовить клей
  3. Приготовить карточки для погоды

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий проект "Степная аптека", 4 класс

Цикл уроков проектной деятельности позволяет решать новую для образования проблему - подготовить человека, умеющего находить нужную информацию в условиях её обилия....

Урок гражданственности и патриотизма. "Кубань моя, степная дочь России"

Дать первоначальные представления о родном крае, о Родине, познакомить с понятиями" государство" , "гражданин", "законы страны", "государственные символы: флаг, герб, Гимн", "права и обязанности...

Кубань моя - степная дочь России.

Мы живем с вами на прекрасной земле, в замечательном крае, плодородном, зелёном, которые омывают два тёплых и ласковых моря, где живут добрые и сильные духом люди, разных национальностей, живут ...

Урок гражданственности и патриотизма. Тема: Кубань – моя, степная дочь России.

Цель: расширить знания учащихся  об истории Краснодарского края, познакомить с историческими вехами Кубани; воспитание любви к малой родине, гражданской позиции, патриотизма, чувства гордос...

"Степные просторы" УМК "Гармония" 4 кл

Презентация-сопровождение к тексту учебника УМК "Гармония" О.Т. Поглазовой 4 кл...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Степные просторы" в 4 классе.

На этапе изучения нового материала  используется  педагогическая технология - обучение в сотрудничестве или технология работы в малых группах. Продуктивность опыта заключается в том, чт...