Доклад "Экологическое образование и воспитание обучающихся"
материал по окружающему миру на тему
Экологическое воспитание обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad-ekologicheskoe_vospitanie.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
Григорьевского филиала МБОУ
«Жердевская СОШ №2»
Теплякова А. В.
…День, проведенный ребенком
среди рощ и полей, такой
день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье.
К.Д.Ушинский.
Окружающая природа - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребенок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых и растений. Он с интересом и удивлением рассматривает жука и бабочку, следит за стремительным полетом птицы и распускающейся веточкой.
Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.
Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры. Такую возможность представляют буквально все учебные предметы.
Дети, только пришедшие в школу уже знают, что бумагу делают из древесины, а для изготовления учебников, тетрадей, альбомов требуется много бумаги.
Уже чуть позже составляем и решаем задачу: сколько весит израсходованная тобою бумага, сколько древесины требуется для ее изготовления, сколько деревьев для этого надо срубить? А еще предстоит узнать, сколько лет растет дерево. В итоге остается узнать, сколько новых деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть земле деревья, использованные для изготовления твоих пособий?
На производство одной тонны бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево?
Дети с интересом решают задачи, содержащие информацию краеведческого характера.
Сотни тысяч птиц гнездятся на территории нашего Жердевского района. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около трехсот гусениц; дятлы- в три раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?
Решение таких задач способствует формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы, их свойствах, многообразии.
Решая задачу: «Жужелица уничтожает в день 30 насекомых- вредителей. Сколько она может уничтожить вредителей за 2 дня? За 5 дней? Учащиеся приходят к выводу, что жужелица приносит большую пользу растениям и человеку в его хозяйственной деятельности, ее необходимо охранять. Обращаю внимание на то, что некоторые виды жужелиц занесены в Красную книгу и подлежат охране. С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров использую задания экологического содержания. Предлагаю решить пример и определить, какое из деревьев, растущих на улицах, является лучшим «пылесосом» :
15*8-(48+49)=?
Береза-28
Сосна-17
Тополь-23
Выясняем, почему тополь является лучшим «пылесосом», какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов и выхлопных труб автомобилей.
Математические раскраски - это комплексные задания, способствующие закреплению пройденного материала. Детям предлагается раскрасить определенным образом рисунок, на отдельных элементах которого записаны математические действия. Выполнив задание, дети узнают, как выглядит животное или растение, как оно называется.
Во время устного счета или на уроках закрепления материала используются книжки-малышки, несущие информацию о различных видах растений и животных. Можно привести такой пример: на обложке книжки изображен лось. Спрашиваю у детей : »О ком рассказывается в этой книжке? Что вы знаете об этом животном?» Предлагаю прочитать и решить задачу:
«В лесах обитает одно из самых крупных животных суши- лось. Летом он съедает за сутки 35 кг листьев, травы. Сколько корма потребуется лосю в течение 10 дней?»
Можно предложить детям творческую работу, самим сделать книжки- задачки. Только им необходимо подсказать, где найти материал о каком- либо растении, животном, природном явлении.
Приведенные примеры показывают, как на уроках математики можно организовать работу по экологическому образованию. В ходе выполнения этих заданий ученики получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, заповедниках, значении животных и растений в природе и жизни человека.
Уроки гуманитарного цикла дают интересный материал для формирования ответственного отношения учащихся к природе. Элементы экологического образования можно использовать на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают название растений и животных (медведь, ворона, воробей, желудь и т. д ). Учащиеся рассказывают все, что они знают о том или другом представителе природы, устанавливают природные связи между объектами, обозначенными этими словами.
Проводя работу по развитию речи, можно попросить объяснить значение следующих пословиц:
Лес и вода- брат и сестра.
Много леса - береги, мало леса – посади.
Много снега - много хлеба.
Составляем рассказ по картинке или на заданную тему, пишем сочинение. Темы могут быть различные:
«Пробуждение природы».
«Звуки леса».
«В гости к лесу».
«Я – бабочка».
«Путешествие скворца» и другие.
Можно предложить описать какое- либо животное, цветок, дерево или отдельный уголок природы и постараться передать при этом их красоту. Эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, способствуют развитию воспринимать красоту природы и передавать свои впечатления с помощью слова, т.е. формируют мотивы охраны природы.
Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения и произведения писателей – натуралистов, включенные в учебную программу. Эти произведения позволяют формировать знания об объектах природы, о мотивах охраны природы. Можно рассказать детям об увлечениях природой В. Бианки, о роли природы в творчестве А.С.Пушкина, С.А.Есенина, М.М.Пришвина. Анализ лирических стихотворений развивает у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, видеть отношение человека к окружающему миру. Так, например, уроки, на которых дети знакомятся с произведениями о весне, начинать можно с прослушивания музыки из альбома П.И.Чайковского «Времена года». Предложить детям представить журчание весенних ручьев, пение первых весенних птиц, звон капели. Затем рассматриваем репродукции картин В. Саврасова, И.Левитана. Дети вспоминают увиденное и пережитое ими самими, сопоставляют свои ощущения с музыкой. На уроках звучат стихи о природе Ф.И.Тютчева, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Н.А. Некрасова, отрывки из прозаических произведений А.П.Чехова, М.М. Пришвина, К.Г.Паустовского и др.
Тесная связь на уроке художественного слова, музыки, произведений изобразительного искусства создает эмоциональный настрой, помогающий полнее и ярче воспринимать окружающий мир.
Большой эмоциональный всплеск дают уроки изобразительного искусства и трудового обучения. На этих уроках дети не только учатся видеть красоту природы, но и изображать ее. При этом не просто изображать лес или речку, а показать их своеобразие, характер.
Например, предлагаю нарисовать лес, населенный добрыми существами, и лес, в котором живет Баба-Яга.
«Экология,- сказано было однажды, - это когда люди улыбаются».
А если так, то подарить людям улыбку- значит увеличить в окружающем нас мире количество добра, снять с души что-то тревожное или злое, сделать еще один шаг к гармонии всего живого на Земле. Зимой начинает свою работу «птичья столовая».
Дома дети изготавливают кормушки. У каждого ребенка перед окном висит кормушка. Они всегда с интересом рассказывают какие птицы прилетели в их «столовую».
Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры нам предоставляют уроки природоведения и ознакомления с окружающим миром. Большой и разнообразный материал дают экскурсии. Уже в 1 классе на первой учебной неделе дети знакомятся с тем, что находится около школы, учатся наблюдать за природой. Каждая прогулка в лес, парк дает нам возможность совершить маленькое открытие.
Предлагаю ученикам обсудить письмо школьницы: «Каждый год с наступлением лета я думаю о бабочках. Я так люблю эти «живые цветы»! Когда мне не удается поймать какую- нибудь бабочку, которой нет в моей коллекции, я расстраиваюсь. Я хочу, чтобы этот «живой цветок» красовался в моей специальной коробочке».
Ставлю вопрос: нужно ли собирать для коллекции бабочек и других насекомых? Любит ли на самом деле эта девочка «живые цветы»? Какую коллекцию бабочек или других насекомых можно сделать в классе или дома? (Рисунки бабочек, аппликации и др.)
Рассказываю детям, сколько вреда причинили люди природе, сжигая прошлогоднюю траву, листья. Ведь вместе с травой сгорело множество насекомых, ящериц, лягушек, семян растений, повредились и корни травы. Теперь на этом месте трава вырастет не скоро. От поджога сухой травы может возникнуть лесной пожар. Предлагаю детям представить себя на месте муравья, который оказался среди пылающего огня. Для того, чтобы дети учились сопереживать, чтобы в них утвердилась мысль, что вся планета - наш дом и о нем надо заботиться. У детей заведены дневники, в которых они пишут различные заметки.
Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы, которые учат взаимоотношениям с окружающей природой, культуре поведения в ней.
Знакомлю детей со следующей ситуацией: «Пятилетний Дима со старшим братом Костей идут по влажной после дождя тропинке. Вдруг на тропинку выскакивает лягушка. Дима, ни разу не видевший ее, пугается. Костя утешает его, ногой отшвыривает лягушку и приговаривает: «Какая гадкая лягушка, она испугала нашего Диму». Мальчики пошли дальше.
С помощью вопросов стараюсь вызвать учеников на откровенные рассуждения, помогаю им найти правильное решение, важность деятельности человека в изменении окружающей среды. Это позволяет подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природы.
На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно мы замечаем и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, использую экологические сказки. Если ребенок придумал сказку, «связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира – значит, можно сказать с уверенностью, что он научился мыслить».
(В.А.Сухомлинский).
В предновогодние дни ребята узнают, что не стоит рубить ради нескольких праздничных дней елки. Все вместе думаем над тем, как сохранить ели.
На уроках игры очень важны. Игра является одним из важнейших источников речевого и умственного развития. Она способствует закреплению знаний, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний, пробуждает интерес к познанию нового.
Младших школьников интересует не только явления окружающей жизни, но и причины, их вызывающие. Отсюда возникает много вопросов «Почему»?
Ответить на эти вопросы помогает клуб «Заседание Почемучки». Задача клуба развивать любознательность. К каждому заседанию(у нас в школе оно проходит 1 раз в две недели) учащиеся получают задания, которые выполняют индивидуально и коллективно. Задания могут быть самые разнообразные: ответить на вопросы по заданной теме, сочинить сказку, стихотворение, отгадать, найти, узнать, нарисовать, сделать, выучить, подготовить интересное сообщение. Ребята все время в поиске, в творческой работе.
Внеурочное время предоставляет большие возможности для проведения различных игр, викторин, праздников, конкурсов. Эта работа не только расширяет кругозор учеников, но и воспитывает их. Год от года меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к собственным поступкам, к высказываниям и действиям других людей.
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. И в этом убеждают нас слова В.А.Сухомлинского: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа экологического образования и воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ «Сохраним природу»
Экологическое образование и воспитание обучающихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нын...
Программа экологического образования и воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ «Сохраним природу»
Экологическое образование и воспитание обучающихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нын...
Программа развития системы духовно – нравственного и гражданско - патриотического образования и воспитания обучающихся в условиях современной школы «Мы чтим прошлое и открываем будущее»
Программа развития системы духовно – нравственного и гражданско - патриотического образования и воспитания обучающихся в условиях современной школы «Мы чтим прошлое и открываем будущее» ...
«Развитие функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»
laquo;Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами.Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»И.Г.Песталоцци...
Доклад на тему: «Развитие функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»
Доклад на тему: «Развитие функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»...
Развитие функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результ...
Тема сообщения : «Развитие функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»
Развитие функциональной грамотности младших школьников как фактор достижения современного качества образования и воспитания в условиях реализации ФГОС....