Конспект урока окружающего мира по теме "Как живет семья?" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Завьялкина Надежда Фёдоровна

УМК "Школа России" авт. учебника А.А.Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema12.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Как живет семья?» , Проект «Моя семья»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: раскрыть понятие «семья» и  формировать представления о значении семьи в жизни человека.

Задачи:

Образовательная: раскрыть понятие «семья», выявить её особенности;

Развивающая: развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение, мелкую моторику рук;

Воспитательная: воспитывать уважение к членам своей семьи, эстетический вкус; воспитывать любовь и уважение к окружающим, чувство сплоченности, желание заботиться о близких людях, дорожить ими.

Личностные УУД:

Ценностно-смысловая ориентация учащихся, действие смыслообразования.

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои мысли,  обсуждать выступления учащихся.

Регулятивные УУД

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,  волевая саморегуляция, оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;  оценивать значение семьи для человека и общества;  оценивать свои достижения и достижения других учащихся;  оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:  называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи.

Ресурсы:

Учебно-методическое сопровождение:  Плешаков А.А. «Окружающий мир» 1 класс 1 часть ;

Наглядные средства обучения: рисунки учащихся «Моя семья», слова для проекта, смайлики для рефлексии, солнышко- для оценочной деятельности.

ИКТ:  ноутбук, мультимедийный проектор, экран,

Этап урока

Ход урока

Метод / Формирование УУД

1. Орг.момент

( На доске прикреплены рисунки учащихся «Моя семья»)

-Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть вас всех. Сегодня мы собрались на необычный урок творчества, любви, радости и доброты. Улыбнитесь друг другу.

Настрой на тему урока. Подготовка к определению темы и целеполаганию.

2. Сообщение темы и цели урока

-Мне хочется поздравить вас с первой победой. Вместе с Мудрой Черепахой и Муравьишкой мы закончили изучать первый раздел учебника: "Что? Кто?".

-Сегодня мы переходим к новому разделу «Как, откуда и куда?». Как вы думаете, о чем пойдет речь в разделе?(Предположения детей.)

-Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав загадку:

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)

- Так о чем мы сегодня на уроке будем говорить? ( о семье)

 -На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Как живет семья?)

- Мы можем сразу дать ответ? (Не можем) Конечно, мы много знаем о семье, какая семья, но что-то вы наверняка еще не знаете.

- Каковы цели нашего занятия?

- Давайте откроем учебники на 56 странице, и проверим свои предположения.  ( Учащиеся читают тему урока)

-Сегодня на уроке мы поговорим о семье. Через ваши рисунки познакомимся с семьями одноклассников

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности

включения в учебный процесс.

Формирование умения определять тему и ставить цели работы на уроке.

3. Изучение новых знаний

- Как вы понимаете слово «семья»? (ответы детей)

В словаре говорится, что семья – группа живущих вместе близких родственников, а также объединение людей, сплочённых общими интересами.

А это значит, что семья – это не только люди, которые живут вместе, это ещё и люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

-А кто является членами семьи? ( ответы детей)

-Каждый член семьи имеет Имя, Фамилию, Отчество.

Имя – это личное название человека, которое ему дают при рождении.

Отчество на Руси появилось ни сразу, его разрешали иметь только людям, заслуживающим доверие царя. Сейчас отчество имеет каждый и даётся оно по личному имени отца. Если твой папа Алексей, то ты – Алексеевич или Алексеевна.

Фамилии долгое время были привилегией людей с положением, а для простых людей фамилия была « недоступной роскошью». Фамилия человека – это наследуемое семейное наименование.

Работа в учебнике

-Откройте учебник на с. 56-57. Посмотрите на иллюстрации. Здесь изображён один день семьи Даши и Алеши. Давайте познакомимся с членами семьи Даши и Алеши. Назовите фамилию, имя, отчество.

- Ребята, назовите теперь мне полностью, свою фамилию, имя и отчество.

Расскажите (по желанию) о членах семьи по плану, используя рисунок.

1) Назвать члена семьи.

2) Имя.

3) Чем занимается.

4) Что любит и умеет делать.

- Ребята, на слайде, написаны действия, сопоставьте их с членами вашей семьи.

Готовит обед.

Хвалит за хорошую отметку.

Любит смотреть телевизор.

Чинит сломанные вещи.

Помогает чинить сломанные вещи.

Убирает в комнате.

Гуляет с собакой.

Стирает бельё.

Формирование умения работать с различными источниками.

Формирование умения высказывать свою точку зрения и принимать чужое мнение.

Физминутка

 «Семейная зарядка»

Осенью, весною, летом и зимой

Мы во двор выходим дружною семьей.

Встанем по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает. (Руки вверх и вниз)

Папа бодро приседает. (Приседания)

Повороты вправо-влево (Повороты всем корпусом)

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой (Бег на месте)

И качаю головой. (Наклоны головой в стороны)

Предупреждение утомляемости

4. Первичное закрепление

Работа в учебнике.

– В учебнике  на с. 56-57. Посмотрите на иллюстрации. Здесь изображён один день семьи Даши и Алеши. Расскажите, чем заняты взрослые и дети.

– Как же родители и дети могут помогать друг другу?

– А как, на ваш взгляд, должна быть устроена жизнь в счастливой семье?

Игра «Найди пару и соедини стрелочкой» (на слайде)

БАБУШКА               ВНУЧКА
ОТЕЦ                     СЕСТРА
БРАТ                     ПЛЕМЯННИЦА
ТЕТЯ                      ДОЧЬ

Отгадай загадки:

1) Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый... (папа)

2) Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)

3) Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
В щёчку поцелует - чмок?
Вот она всегда какая
Моя ... родная!
( Мамочка)

4) У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый … ( дед)

5)Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... ( бабушка)

6) Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая... (сестренка)

- А теперь, соедините, выделенные буквы в ответах и прочитайте, что получилось: ( проект)

Папа

бРатишка

мамОчка

дЕд

бабушКа

сесТрёнка

Понимание родственных связей.

Формирование умения вести диалог с постепенным подведением к единому мнению

5. Работа над проектом

— Что такое проект? (Ответы детей.)

-Запомните: Проект- это дело, в результате которого получается продукт.

 -Продуктом может быть что угодно:,

стихотворение, картины, портреты, музыка, песни, газета, коллаж

- Сегодня наш проект будет представлять собой открытку вашей семьи. Для этого все вы принесли семейные фотографии.

-Каких членов семьи знаем, вспомним в процессе игры

Пальчиковая гимнастика «Дружная семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

- Для выполнения вашей работы вам понадобятся: клей, картон, фотография семьи.

- А еще, ребята, на ваших партах лежат слова: Понимание

Общие интересы

Дружба

Забота

Любовь

Уважение

Поддержка

Богатство

Зло

Вредность

Жадность

Мир

Выберите, из этих слов, только 6, из чего по вашему мнению строится семья. И постройте домик по образцу. ( на слайде рисунок)

- Мы работаем аккуратно, а я вам помогаю. ( Выполнение проекта)

- Расскажите из каких слов, вы построили свои домик? Почему? ( ответы детей)

6. Подведение итогов

- Что такое семья?

-Что объединяет все семьи?

— Что такое проект?

— Какой теме был посвящен наш проект?

7. Рефлексия

- А теперь я хочу, чтобы вы оценили свои достижения. У каждого из вас на партах лежат смайлики, выберите одного, который соответствует вашему состоянию.

-А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились..

Формирование умения анализировать свою деятельность

8. Оценка результатов

– Посмотрите, каким плодотворным оказался наш урок. И в благодарность мне хочется подарить вам вот такие солнышки, от которого, будет идти радость, доброта, свет и тепло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира и презентация для 3 класса на тему "Что такое деньги?"

В данной папке находится конспект урока  и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....

Конспект урока окружающего мира "В царствое грибов" 3 класс

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе УМК "Начальная школа 21 века" . Автор Н. Ф. Виноградова....

Конспект урока окружающего мира по теме "Воздух" (2 класс)

На уроке окружающего мира по теме "Воздух" продолжается формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения возд...

Конспект урока окружающего мира "Учение на Руси", 3 класс

Конспект урока окружающего мира составлен по учебнику О.Т. Поглазовой (УМК "Гармония", 3 класс) с использованием презентации, позволяет наглядно и в доступной форме рассказать детям о возникновении уч...

Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

Конспект урока окружающего мира "Смена времен года" 2 класс

.Данный конспект-урок составлен для урока окружающего мира. Тема урока "Смена времен года". Использовалась с УМК "Школа 2100", но можно использовать и с другими комплектамУрок составлен таким образом,...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....