Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» в 4 классе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_4.docx | 49.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» адресована учащимся 4 класса МКОУ «Рогачевская СОШ».
Программа разработана в соответствии с учебным планом МКОУ «Рогачёвская СОШ», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программы А.А.Плешакова и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:
1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс: учеб. с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2012.
2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2012.
3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс. Тесты: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М.: Просвещение, 2012.
4. Плешаков, А. А. От земли до неба: атлас-определитель для начальной школы / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
5. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М.: Просвещение, 2012.
6. Плешаков, А. А. Зелёные страницы: кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
Изучение курса «Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Данный предмет входит в образовательную область «Естествознание и обществознание», рассчитан на 2 ч в неделю, 68 часов в год (34 учебные недели).
Сроки реализации программы - 1 год.
Формы контроля и оценочной деятельности: портфолио, тестирование, проектная, исследовательская деятельность, анкетирование, наблюдение.
Основные технологии: проблемно-диалогическая технология
Методы обучения: словесные методы(беседа), наглядные, практические, поисковые; методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; методы контроля и самоконтроля; поисковый и исследовательский методы.
Форма обучения – классно-урочная.
Основной инструментарий для оценивания результатов: проверочные работы, контрольная работа, проекты, творческие работы, тестовые работы.
Планируемые результаты изучения
ЛИЧНОСТНЫЕ
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность к оценке своей учебной деятельности;
- освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- оценка и принятие следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания « Я как член семьи, представитель народа, гражданин России». Осознание ответственности человека за общее благополучие.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичностив поступках и деятельности;
- способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентация на их мотивы и чувства;
- установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках;
- осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
регулятивные
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- определять цель, обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности, урока;
- выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы, выбирая из предложенных;
- планировать с помощью учителя учебную деятельность, решение знакомых задач, проблем творческого и поискового характера;
- работать по плану, используя основные средства;
- по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки с помощью учителя;
- по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки;
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять, сохранять их.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- использовать внешнюю речь для регулирования и контроля собственных действий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- определять цель, обнаруживать и формулировать проблему, тему проекта;
- выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы, самостоятельно искать средств достижения цели;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу его реализации;
- планировать с помощью учителя учебную деятельность при работе над проектом;
- работать по плану, используя дополнительные средства (справочники, доп. литературу, средства ИКТ).
Познавательные
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете;
- осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- отбирать необходимые источники информации: учебник, словарь, энциклопедия, средства ИКТ;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- устанавливать аналогии;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений, устанавливать аналогии;
- извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстраций;
- анализировать и обобщать: факты, явления, простые понятия;
- группировать факты и явления;
- сравнивать факты и явления;
- распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
- владеть рядом общих приемов решения задач;
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять, сохранять их.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернета;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осуществлять контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы как по ходу действия, так и в конце действия;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- устанавливать причинно- следственные связи, выявлять их последствия, формулировать цепочки правил “если …, то…”)
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач;
- строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые. средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- контролировать действия партнера;
- работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения; высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
- владеть диалогической формой речи;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывая, что партнер видит, а что нет;
- корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности;
- понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
- задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;
- принимать концептуальный смысл текстов в целом.
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
Выпускник научится:
* знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка
* распознавать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;.
* отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
* объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
* по году определять век, место события в прошлом;
* отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
* объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
* по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
* отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
Выпускник получит возможность научиться:
* объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
* объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
* замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
* распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;
* проводить наблюдения природных тел и явлений;
*самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
* применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
* владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Выпускник на ступени начального общего образования научится:
* определять: Земля — планета Солнечной системы,
* объяснять причины смены дня и ночи и времен года;
* распознавать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
* рассказывать, что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
* называть некоторые современные экологические проблемы;
*определять природные зоны России;
* отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
* объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
* по году определять век, место события в прошлом;
* отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
* отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
* объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
* отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
* объяснять своё отношение к прошлому и настоящему родной страны.
* отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
* называть особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
* характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
* называть важнейшие события и великих людей отечественной истории;
* знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
выпускник получит возможность научиться:
* распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
* проводить наблюдения природных тел и явлений;
* в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины: отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
* приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
* соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
* приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
* приводить примеры народов России;
* владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
* объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
*понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
*уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
* объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
*осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей ,норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде
* замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
* распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;
* проводить наблюдения природных тел и явлений;
*осваивать доступные способы изучения природы и общества ( наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение и т.д.)
*устанавливать и принимать причинно-следственные связи в окружающем мире.
У выпускника начальной школы продолжится формирование
ИКТ- компетентности:
выпускник научится:
* оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации к выбору источника информации
* искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
* создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
* создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
* готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией
* пользоваться основными средствами телекоммуникаций; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
* определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
*использовать безопасные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;
*вводить информацию в компьютер и сохранять ее;
* набирать текст на родном и иностранном языках, используя экранный перевод некоторых слов;
*описывать по определенному алгоритму объект, записывать информацию о нем;
*использовать цифровые датчики, камеру, микрофон;
*пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора;
* редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей;
*заполнять учебные базы данных;
*создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера;
*размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения;
*пользоваться основными средствами телекоммуникации, фиксируя ход и результаты общения на экране и в файлах;
Выпускник получит возможность научиться
* грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
* представлять данные;
* проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;
* моделировать объекты и процессы реального мира.
* подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флешкарты);
* редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
*использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке;
*создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры;
Общая характеристика учебного предмета, курса
Учебно-методический план
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Контрольная работа |
1 | Земля и человечество | 9 | 2 |
2 | Природа России | 10 | 1 |
3 | Родной край – часть большой страны | 15 | 2 |
4 | Страницы всемирной истории | 5 | 1 |
5 | Страницы истории Отечества | 20 | 1 |
6 | Современная Россия | 9 | 2 |
Итого: | 68 | 9 |
Содержание тем учебного курса.
Земля и человечество
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Природа России
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия. Лес и человек.
Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия. Поверхность нашего края.
Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия. Мир древности. экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории Отечества
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия. Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей).
Современная Россия
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | дата | Тема урока | |
План. | Факт. | ||
Земля и человечество | |||
1. | Мир глазами астронома | ||
2. | Земля - планета Солнечной системы. Входная административная контрольная работа | ||
3. | Звездное небо – великая «книга» Природы | ||
4. | Мир глазами географа. | ||
5. | Мир глазами историка, знакомство с историческими картами. | ||
6. | Когда и где? | ||
7. | Прошлое | ||
8. | Сокровища Земли под охраной человечества | ||
9. | Международная красная книга. Контрольная работа по теме: «Земля и человечество» | ||
Природа России | |||
10 | Равнины и горы России | ||
11 | Моря, озера и реки России | ||
12 | Зона арктических пустынь | ||
13 | Зона тундры | ||
14 | Лесная зона России. | ||
15 | Лес и человек. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. | ||
16 | Зона степей. | ||
17 | Зона пустынь | ||
18 | У Чёрного моря. | ||
19 | Контрольная работа по теме: «Природные зоны России» | ||
Родной край – часть большой страны | |||
20 | Наш край на карте Родины. | ||
21 | Формы земной поверхности в нашем крае | ||
22 | Водоёмы нашего края | ||
23 | Наши поземные богатства. | ||
24 | Земля - кормилица. | ||
25 | Жизнь леса | ||
26 | Знакомство с растениями и животными леса, их распознавание с помощью атласа-определителя. | ||
27 | Жизнь луга | ||
28 | Растения и животные луга. | ||
29 | Жизнь пресного водоёма. | ||
30 | Растения и животные пресного водоёма. | ||
31 | Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Незаметные защитники урожая | ||
32 | Итоговая административная контрольная работа за I полугодие | ||
33 | Животноводство. «Родной край – часть родной страны» | ||
34 | Контрольная работа по теме «Родной край – часть родной страны». | ||
Страницы всемирной истории | |||
35 | Начало истории человечества. | ||
36 | Мир древности: далёкий и близкий. | ||
37 | Средние века: время рыцарей и замков. | ||
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | ||
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня Контрольная работа по теме «Страницы всемирной истории» | ||
Страницы истории Отечества | |||
40 | Жизнь древних славян. | ||
41 | Во времена Древней Руси. Крещение Руси | ||
42 | Страна городов | ||
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | ||
44 | Трудные времена на Русской земле. | ||
45 | Русь расправляет крылья | ||
46 | Куликовская битва | ||
47 | Иван Третий | ||
48 | Мастера печатных дел. | ||
49 | Патриоты России | ||
50 | Пётр Великий | ||
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | ||
52 | Екатерина Великая | ||
53 | Отечественная война 1812 года | ||
54 | Страницы истории Россия в XIX века | ||
55 | Россия вступает в XX век | ||
56 | Страницы истории в 20–30-е годы XX века | ||
57 | Великая война | ||
58 | Страна, открывшая путь в космос | ||
59 | Контрольная работа по теме: «Страницы всемирной истории». | ||
Современная Россия | |||
60 | Основной закон России и права человека. | ||
61 | «Дети имеют право на особую заботу и помощь» | ||
62 | Мы – граждане России | ||
63 | Славные символы России. Такие разные праздники | ||
64 | Путешествие по России. | ||
65 | Итоговая административная контрольная работа | ||
66 | Путешествие по России. | ||
67 | Путешествие по России. Контрольная работа по теме «Современная Россия» | ||
68 | Что мы узнали и чему научились за год? Презентация проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 2 класс УМК "Планета знаний"
Задачи курса:систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;знакомство с методами изучени...
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 1 класс
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 1 класс. УМК "Школа России". Плешаков....
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 1 класс, система РО Занкова Л.В.
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 1 класс по развивающему обучению "Дидактическая система Л.В.Занкова" разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государст...
пояснительная записка к рабочей программе по курсу Окружающий мир 2 класс коррекционная школа 8 вида
Дисциплина «Живой мир» в СКОУ 8 вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний,пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 2 класс
Материально-техническое обеспечение.1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы.1-4 классы.-М.: просвещение, 20112. Плешаков А.А. Окружающи...
Рабочая программа по курсу Окружающий мир 1 класс "Школа России"
Рабочая программа по Окружающему миру для 1 класса к учебнику А.Плешакова...
Рабочая программа учебного курса "Окружающий мир" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Окружающий мир» в соответствии с основными положениями Федерального государственного образова...