Моя родословная. Создание генеалогического дерева
проект по окружающему миру (2 класс) на тему
Метод проекта не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться изменившимся мире постиндустриального общества. Основные условия применения метода проекта сводятся к следующему:
- Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского(творческого) поиска и применения интегрированного знания;
- Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
- Применение исследовательских (творческих) методов проектировании;
- Структурирование этапов выполнения проекта;
- Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
Педагогическая ценность ученического проекта определяется:
- возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
- содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
- навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
-заинтересованностью ученика в работе.
Этапы исследования:
- Рождение идеи (постановка проблемы)
- Выбор методов исследования
- Сбор материала
- Подготовка проекта
- Защита проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2b.docx | 34.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьная Конференция проектных и исследовательских работ учащихся
«Новое поколение»
Секция «Естествознание и краеведение»
Моя родословная. Создание генеалогического дерева
Участники:
Глубокий Ярослав, Галичев Николай, Казаков Данил
ученики 2 «Б» класса
МБОУ СОШ №14 п. Пятигорский
Предгорного муниципального района
Ставропольского края
Руководитель:
Стукалова Ольга Владимировна
учитель начальных классов
2018 год
Оглавление
I. Введение
II. Проектная деятельность учащихся.
Тема: «Моя родословная. Создание генеалогического дерева»
III.Заключение
IV. Приложение
1.Анкета для родителей.
2.Составление генеалогического древа
3.Презентация проекта
V.Литература
I.Введение
Метод проекта не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться изменившимся мире постиндустриального общества. Основные условия применения метода проекта сводятся к следующему:
- Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского(творческого) поиска и применения интегрированного знания;
- Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
- Применение исследовательских (творческих) методов проектировании;
- Структурирование этапов выполнения проекта;
- Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
Педагогическая ценность ученического проекта определяется:
- возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
- содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
- навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
-заинтересованностью ученика в работе.
Этапы исследования:
- Рождение идеи (постановка проблемы)
- Выбор методов исследования
- Сбор материала
- Подготовка проекта
- Защита проекта
II. Проект «Моя родословная. Создание генеалогического дерева»
Тип проекта:
-информационно- исследовательский, по содержанию «ребенок и его семья», ребенок- субъект проектирования;
-внутри школы – дома;
-при участии детей и взрослых;
-коллективный, долгосрочный.
Цель проекта «Моя родословная»: Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьей
Актуальность темы
На Руси, как древней, так и современной, то есть России 20 века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.
Изучая на уроках окружающего мира, дети сталкиваются с социальной проблемой: они не знают своего генеалогического дерева. Эта тема становится актуальной. Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении. Темой для исследования выбрана «Моя родословная»
Объектом исследования: Учащиеся 2 классов и их семьи.
Предметом исследования – является родословная каждого ученика в отдельности. Целью исследования – создание генеалогического дерева каждого ученика.
Задачи:- определить понятийный аппарат используемых терминов;
-познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;
-изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие учащихся.
Гипотеза исследования: Предположить о том, что в результате изучения родословного дерева семьи у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях.
Использовать следующие методы исследования:
- теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
-эмпирические: опросно-диагностические методы( анкетирование, беседы), анализ творческих работ, наблюдения,.
- статистические: оценка статистической значимости гипотезы.
В исследование включить три этапа:
- В начале учебного года необходимо:
1. Предложить детям написать сочинения «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Имена, которыми я горжусь»
2.Провести собрание на тему «Уроки семейной любви» с родителями и их детьми. На собрании предложить родителям разыграть несколько семейных сцен. Родители выступают в роли детей, а дети в роли родителей. В результате этой игры выйти на понятие «семья» и «традиции семьи».
3.Запланировать классный час «Семейная гостиная».
4.Для дискуссии родителям предложить анкету «Ваша семья и ее традиции» (См. приложение)
2)Учащиеся составляют генеалогическое дерево своей семьи (выставка «Кто я? Откуда я») 1.Консультации для родителей «Источники информации для построения генеалогического древа семей»
Сроки этой работы два месяца.
3)Презентации проекта на уроке окружающего мира «Моя родословная» (См. приложение)
III. Заключение
В результате такой работы учитель пополнил свои знания по истории геральдике, этнографии. Работа в этом направлении способствовала активному сплочению классного коллектива, коллектива родителей, сплочению семей.
Дети научились вести поиск своих предков (их родственные связи, занятия, годы жизни, имена фамилии), работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями. Оформлять специальные альбомы «Моя родословная» составлять сводную таблицу с информацией обо всех родственниках, освоили способы изображения генеалогического древа.
Узнали, и будут продолжать семейные традиции.
Родители получили советы об оказании помощи своим детям в составлении родословных. Они осознали значимость этой работы и ответственность перед детьми.
В результате изучения родословного дерева семьи у детей с родителями установилась более тесная связь во взаимоотношениях.
IV. Приложение
Анкета для родителей.
Уважаемые родители, поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Отвечая их, Вы сможете осмыслить традиции вашей семьи и подготовиться к участию в дискуссиях на занятиях «семейной гостиной». Описание желательно сделать в отдельной большой тетради или альбоме.
Вопросы: 1. Генеалогия.
1. Много ли Вы знаете о своих предках (по рассказам родных и близких)? Если мало, то почему?
2. Сколько поколений знаете? Можете ли нарисовать генеалогическое древо?
3. Знаете ли Вы о происхождении Вышей фамилии?
4. Связаны ли Вы с дальними родственниками? Много ли их у Вас?
5. Есть ли (была ли) традиция переписки между родственниками в роду, семье?
2. Семейные рассказы.
1. Известны ли Вам яркие факты из истории рода, семьи (интересные, смешные, любопытные)? Расскажите некоторые из них.
2. Считали (считают) ли кого-то в Вашем роду неординарный, интересной личностью? Почему? Что Вы знаете об этом человеке?
3. Были ли (есть ли) в Вашем роду особо добрые, отзывчивые, милосердные люди?
4. Сохранились ли предания о жизни семьи в различные исторические периоды? О чем больше любят вспоминать и рассказывать бабушка, дедушка, родители и другие родственники?
5. Есть ли в истории семьи (рода) интересные, памятные случаи, биографические факты, о которых рассказывают дестям, вспоминают, когда родственники собираются вместе?
6. Есть ли семейные рассказы, связанные с профессиональной деятельностью?
7. Есть ли семейные рассказы о детях, о Вашем детстве (со слов старших)?
8. Есть ли семейные рассказы о домашних животных, растениях?
9. При каких обстоятельствах в семье чаще вспоминается прошлое или рассказываются истории?
3. Наследственность и связи родственников.
1. Есть ли в истории Вашего рода (семьи) закономерности, повторяющиеся события?
2. Передаются ли в Вашем роду по наследству личные качества, способности, интересы, профессиональные склонности?
3. На кого из родственников Вы похожи или хотели бы быть похожи?
4. Хотели бы Вы воспитать своего ребенка похожим на кого-то из родственников? На кого?
5. Любовь и заботу кого из родственников Вы ощущаете на себе больше всего?
6. Есть ли у Вас в семье традиция хранения памяти об умерших родственниках?
4. События жизни семьи
1. Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?
2. Сохранились ли в семье знаменательные случаи, связанные со свадьбой бабушки и дедушки, родителей?
3. Сохранились ли интересные воспоминания, связанные с рождением детей?
4. Существовала (существует) ли в семье особая традиция выбора имени ребенку?
5. Почему (в честь кого) Вам дали Ваше имя? Есть ли особые истории, связанны с именами других членов семьи?
6. Почему вы назвали определенным именем (именами) Вашего ребенка (детей)?
5. Семейные реликвии
1. Есть ли в Вашей семье семейные реликвии? С чем они
связаны?
2. Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом? Какие из фотографий Вам особенно дороги? Есть ли интересны подписи на фотографиях?
3. К какому периоду относится самая старая фотография, хранящаяся в Вашей семье?
4. Есть ли домашний архив? Что в него входит?
5. Какие документы семейного архива представляют наибольшую, на Ваш взгляд, ценность?
6. Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?
7. Есть ли домашние альбомы о каких-либо событиях, периодах жизни?
8. Была ли (есть ли) в семье «книга рода»?
Составление генеалогического древа (консультации для детей)
Источники информации, для построения генеалогического древа.
1.Источники устной информации: рассказы близких родственников отца или матери, деда или бабушки.
2.Источники документальной информации.
- Беседа с детьми.
Итак, вы узнали много интересного о своих родственниках, выяснили их «звания» и «титулы», нашли фотографии, нарисовали портреты... Для чего мы это делали? Давайте вспомним, какова цель нашего исследования?
(Цель исследования – создание генеалогического дерева)
Теперь нам нужно всю информацию оформить. Как мы будем оформлять? (Ответы детей).
Учитель может предложить несколько способов графического изображения.
Один из способов представлен в учебнике «Окружающий мир» 2 класс часть 2
Вы можете приступать к составлению родословной и рисованию генеологического дерева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая разработка Проектная деятельность учащихся Тема: «Моя родословная. Создание генеалогического древа»
Сценарий мероприятия "Моя родословная". Разработка по организации проектной деятельности младших школьников во внеурочное время. Предназначено учителям начальных классов, воспитателям групп продл...
Проект "Моя родословная. Создание генеалогического древа".
Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся, но и для родителей. Первые шаги на пути к овладению основами генеалогии доступны всем, в том числе и учащимся 2 класса. Поэтому и была ...
Проект «Моя родословная. Создание генеалогического дерева»
Цель проекта «Моя родословная»: Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развива...
I. Проект «Моя родословная. Создание генеалогического дерева
Цель проекта «Моя родословная»: Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развива...
Проектная деятельность учащихся "Моя родословная. Создание генеалогического дерева"
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориенти...
Внеурочное занятие во 2 классе "Моя родословная. Создание генеалогического древа"
Цель: исследовать родословную своей семьи. Задачи:· Воспитание уважения к своим предкам, чувства гордости за них;·...