Проект. « Птицы – наши друзья»
проект по окружающему миру (4 класс) по теме

Громова Наталья Васильевна

                              Краткая  аннотация  проекта

            Данный проект предназначен для учащихся младшего школьного возрастаЭто даёт возможность изучения сезонных изменений в жизни птиц. Предложенная программа действий позволяет максимально задействовать каждого из ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект. « Птицы – наши друзья»

Авторы проекта:        Учащиеся  4 А класса

 Руководитель проекта : Учитель начальных классов Громова Наталья Васильевна                                 

                              Краткая  аннотация  проекта

            Данный проект предназначен для учащихся младшего школьного возрастаЭто даёт возможность изучения сезонных изменений в жизни птиц. Предложенная программа действий позволяет максимально задействовать каждого из ученика.

           Проект "Птицы - наши друзья" продолжает знакомить учащихся с многообразием птиц. Тема проекта дает возможность побуждать к более глубокому изучению и познанию животного мира, бережному отношению к окружающему миру,  формирует экологическую грамотность ребенка, осознание того, что нужно жить в мире и согласии с природой, развивает наблюдательность, творческие способности, формирует желание помогать птицам в трудное время. Школьники самостоятельно соберут, проанализируют информацию, сделают выводы, получат навыки работы с ИКТ. По окончанию проекта учащиеся подготовят творческий отчёт в форме презентаций, статей.

                         Главные направления для реализации проекта.

Первое направление. Расширение знаний детей о птицах. С этой целью дети изучение особенности их жизни в весеннее и  зимнее время года. Поиск сведений в различных источниках, чтение статей по данной теме, знакомство и обсуждение художественных произведений о сезонной жизни птиц.

Второе направление.  Это направление включает целую систему работы, которая предусматривает формирование у детей представлений о том, как важно помогать птицам. Работа по подготовке скворечников и  кормушек для птиц. Дети находят в научно-познавательной литературе сведения о том, какие скворечники и кормушки могут быть особенно удобными для пернатых, строительство домиков и  «столовых» для птиц. Идет работа по заготовке корма для птиц, составляется меню для «столовой», пишется график дежурств.

Третье направление.  Эта работа вызывает у детей особые эмоциональные переживания. Сделанные скворечники и кормушки нужно повесить и начать подкармливать птиц. Дети не просто участвуют в развешивании кормушек и скворечников на деревьях. Время, проведенное на природе, должно стать  маленьким праздником.

Четвёртое направление. Это особенно важное в проекте – вовлечение в работу не только участников проекта, но и своих сверстников и взрослых. С этой целью участники проекта организовывают в школе операцию «Покормите птиц зимой!».  Активное участие приняли все ученики начальных классов нашей школы.

                                      Актуальность проекта

Актуальность проекта: помочь дошкольникам получить знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать. Тексты сопровождаются заданиями, что позволяет сформировать умение рассказывать у ребёнка быстроту мышления, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов, пословиц, загадок. Чтобы самостоятельно придумать рассказ, сказку, детям мало знаний по содержанию, они должны владеть структурой текста. Одним из них является иллюстрация.

Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.

Тип проекта:

Информационно – практико- ориентированный.

Коллективный проект по количеству участников.

Сроки реализации Работа над проектом осуществляется в течение 1 учебного года.

Цель проекта:

              Пропаганда экологических знаний, формирование экологической культуры личности младшего школьника.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос:

Для чего нужно знакомиться с многообразием птиц?

Проблемные вопросы:

1.Умеем ли мы выделять птиц из других групп животных?

2.В чем существенные и отличительные признаки?

3.Что вы можете сделать хорошего для птиц?

Учебные вопросы

1.Для чего человек разводит домашних птиц?

2.Как разные птицы приспосабливаются к среде обитания?

3.Значение птиц в жизни человека?

4.Какие птицы нашего края занесены в Красную книгу?

5.Кто из поэтов и писателей писал о птицах?

Задачи:

1.Знакомство с полезной деятельностью птиц в природе.

2. Привлечь внимание детей и родителей к проблемам птиц нашей местности.

3.Вовлечь учащихся в практическую деятельность.

4.Развитие познавательного интереса к птицам.

5.Воспитание бережного отношения к птицам и ответственности за все живое.

6.Организовать участие детей в доступной природоохранной деятельности (операция «Кормушка» и «Скворечник»).

7.Формировать умение работать с учебными и научно-популярными текстами.

8.Учить созданию в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.

9.Развивать первичные навыки рисования и труда с натуры, по памяти и воображению (птицы).

                              Этапы реализации проекта.

I этап. Организационный.

II этап. Планирование реализации проекта.

III этап. Реализация проекта. 

  1. Классные часы на тему:  «Птицы нашего края»,  «Птицы в мире людёй».

     2.  Викторины:  «Всё о птицах»,  «Птичий базар».

     3.    Интеллектуальная игра «Птицы – наши друзья».

     4.    Просмотр презентации «О птицах».

     5. Устный экологический журнал «В мире птиц».

     6. Конкурс рисунков «Птицы школьного двора».

     7. Защита докладов детей  на тему «Птицы – наши друзья».                       

     8. Экскурсии:  «Особенности поведения птиц ранней осенью»

        «Изменения в жизни птиц зимой».

                               Предполагаемые результаты.

1. В результате проекта дети  получат новые знания о жизни  птиц. Поймут, что птицам зимой необходима помощь человека, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей появятся добрые чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим.

2. Дети приобретут навыки исследовательской работы, осознают неповторимость и своеобразие каждого живого существа Закрепление умения распределять обязанности в группе при работе над общей задачей исследования.

3.  За период проведения операции  дети учились изготавливать из разного материала кормушки и скворечники  с помощью родителей. В течение зимнего периода дети кормили птиц, вели наблюдения.

4. Дети и родители познакомлены с правилами подкормки птиц, необходимостью подкормки птиц в зимнее время.

5. Систематизация знаний детей о птицах; понимание их значимости в жизни людей.

 

                                        Отчет о реализации проекта.

        Анализируя процесс реализации проекта, следует отметить, что каждое из предложенных в нем мероприятий было в значительной степени информативным и интересным для детей. Родители проявляли инициативу, с одобрением относились к проводимым мероприятиям, прониклись важностью задач проекта.

   Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрения.

       Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Птицы быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилью. Голод – не тетка, и он заставляет на определенное время забыть о естественной осторожности. Для организации птичьей столовой с помощью родителей наши дети сделали кормушки. Это проходило в форме конкурса. Предела фантазии родителей не было. Мы увидели сказочные домики из дерева, пластиковых бутылок, коры березы, картонных коробок. В изготовлении кормушек использовали жестяную трубу, упаковки от тортов, и много других материалов. Всего было изготовлено  12 кормушек. Все участники конкурса награждены грамотами. Лучшие кормушки  были  развешаны на  школьном  дворе.

        Первые посетители птичьей столовой не заставили себя долго ждать. Дети с удовольствием наблюдали за синичками, воробьями.

Наблюдая за посетителями столовой, хочется думать о том, что  холодной зимой наши птички не замерзнут и будут нас радовать своими песнями, полетами и что наши дети научатся заботиться не только о себе, но и о наших младших друзьях!

         ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

       В результате осуществления данного проекта предполагаю:

- В результате реализации проекта был отмечен активный интерес среди всех участников. Возникло обоюдное желание в необходимости продолжать начатое дело с детьми, родителями, педагогами следующего набора;

- у детей сформируются основы знаний о жизни перелетных и оседлых птиц Алтайского края, навыки правильного поведения в природной среде, произойдет осознание взаимосвязи птиц и состояния окружающей среды, а также роли различных природоохранных мероприятий; дети научатся эстетическому и гуманному отношению к окружающей действительности;

- у взрослых участников проекта повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашей местности, гармонизируются детско-взрослые отношения, повысится уровень экологической культуры личности;

- у всех участников проекта появится желание отражать свои эмоции и впечатления, полученные в процессе совместного общения с природой в труде и художественном творчестве.

Анализ реализации проекта:

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.

В реализации проектной деятельности участники проекта  дети и родители научились:

- видеть проблемы;

- задавать вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперимент;

- делать выводы и умозаключения;

- доказывать и защищать свои идеи.

- сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять.

Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателем, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.



Предварительный просмотр:

Тема: «Птицы нашего края»

Цели:

  1. Познакомить учащихся с птицами нашего края, их гнездованием, питанием, голосами.
  2. Развивать  интерес к живой природе.
  3. Развивать  речь, внимание, наблюдательность, мышление учащихся.
  4. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

Презентация, книга, карточки, рисунки птиц.

1.Организационный момент.

- Приветствие, настрой на работу.

- Давайте подарим друг другу улыбку, и начнём наше занятие.

     2. Сообщение темы занятия.

Учитель:

Все имеется у нас

                           на потом и на сейчас:

Реки, горы и леса,

                           голубые небеса,

Океаны, пальмы, снег и Земля –

                            одна на всех!

Все она отдать нам рада, только        

                             жадничать не надо!

И останется тогда все для всех и

                                            и навсегда!

 - Все мы с вами жители планеты Земля. Кроме нас, людей, на планете есть еще очень  много жителей. А о каких жителях мы с вами сегодня поговорим, вы узнаете, если сложите пазл.

- Как называется область, в которой мы живём? А можно назвать её нашей малой Родиной?

- Как вы думаете, о птицах какого края мы с вами будем сегодня говорить?

Итак, тема нашего занятия «Птицы нашего края»

 - А какую цель мы поставим на занятии? (узнать птиц, различать по описанию)

Скажите, дети,

Можно ли жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы

На Земле все пропадут?

 - Правильно!!!!

Букашки, жучки, червячки

На деревья нападут

И съедят кору, листочки,

И обгложут ветки, почки.

Вот что будет, если птицы

Все исчезнут, пропадут!

 

 

И не будет щебетанья,

Дивных трелей соловья,

И сороки щебетанья,

Чик-чирика воробья.

Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на белом свете.

 

Учитель:

- Как вы поняли, ребята, птицы нуждаются в нашей заботе. Особенно заботливое отношение необходимо редким и исчезающим видам. А как называется книга, в которую занесены редкие исчезающие животные?

- А почему она называется Красной книгой. (Красный цвет – цвет опасности, предупреждения).

   3. Работа по теме занятия.

- А поможет нам узнать о редких птицах Ульяновской области  наша книга «Азбука…

  1. Знакомство с птицами нашей области

Итак:

Каждой группе я раздам фотографию птицы. Найдите её в книге. Прочитайте , выберете того, кто расскажет про данную птицу.

  1. первая птица – аист чёрный. Давайте найдём её описание в книге.

          (чтение описания аиста)

  1. Вторая птица – дрофа. Найдём её описание (чтение описания птицы)
  2. Третья – змееяд  (чтение описания птицы)
  3. Следующая птица  - иволга (чтение описания птицы)
  4. Пятая  птица – князёк, или европейская белая лазоревка (чтение описания птицы)

  1. Физминутка.

  1. Закрепление изученного.

Игра «Узнай птицу по силуэту».

  1. Задание «Собери пословицы о птицах»

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Воля птичке дороже золотой клетки

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

Ласточка день начинает, а соловей кончает

Здоровое дерево дятел не долбит

Яйца курицу не учат.

Слово не воробей,  вылетит не поймаешь.

Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того — на зеленой ветке.

  1. Задание «Раскрась птицу»

Ребят, на столе у вас лежат птички. Раскрасьте их. Отложите их ненадолго. Они нам ещё понадобятся.

4.Итог занятия.

- Вспомним тему нашего занятия.

- Что запомнили?

5.  Рефлексия

На доске дерево. Нужно разместить  птичек на него.

Разместите птичек, которые вы раскрасили по уровням:

 - если у вас осталось хорошее настроение после занятия – вверху дерева

 - вам немного грустно – в середине

 - если вам совсем не понравилось занятие, вы остались с плохим настроением – внизу на поляне.

 



Предварительный просмотр:

        

Викторина о птицах для школьников начальных классов с ответами

Викторина "Всё о птицах " для школьников 1-4 классов

Рекомендации: Викторина содержит 45 вопросов различной сложности. Каждый учитель на своё усмотрение, исходя из уровня знаний своих детей, всегда сможет отобрать 20-25 вопросов для своего мероприятия.

Цель: Активизация знаний детей о птицах.

Задачи:

Обучающие. Пополнить знания детей о разновидностях птиц и их особенностях.

Развивающие. Развивать мышление, умение концентрировать внимание для поиска ответа.

Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к пернатым. Вопросы:
1. Почему дятла называют «помощником» других птиц? (Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи).

2. Какая лесная птица делает гнездо на земле? (Пеночка).

3. Кто днём спит, ночью летает, прохожих пугает? (Филин, сова).

4. Какие птицы годами живут в открытом море, даже спят на волнах, качаясь, как поплавок? (Альбатросы, фрегаты)

5. Почему учёные оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши-кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда? (Кукушка — единственная птица, которая поедает мохнатых, ядовитых и самых прожорливых, уничтожающих лес гектарами, гусениц. Ни одна другая птица не прикасается к этим гусеницам).

6. Каких птиц ещё в Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния? (Голубей. Голубиная почта существует и в наше время).

7. Какая основная причина перелёта птиц в тёплые края с приходом осени? (Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелёта. Голодная птица замерзает, сытая — никогда.)

8. Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи)

9. Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц? (Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки ловят насекомых на лету. Насекомые в воздухе появляются позже, соответственно, и ласточки прилетают позже других птиц.)

10. Почему перелётные птицы так спешат весной, а осенью не спешат? (Птицы осенью не улетают до тех пор, пока есть пища.)

11. Какие птицы совсем не летают? (Страусы, пингвины)

12. У каких птиц яйца высиживает самец? (У страусов)

13. Птенец какой птицы не знает своей матери? (Птенец кукушки)

14. Как называют большеголовую птицу чомгу, на голове которой перья стоят торчком? (Рогатой птицей)

15. У каких птиц есть специальные ясли? (У пингвинов)

16. Где зимой и осенью спят вороны? (На деревьях в садах и парках, собираясь небольшими стаями.)

17. Как называется самец вороны? (Ворона, а ворон — это совсем другая птица, хотя они и родственники.)

18. Кто отдыхает, сидя на проводах? Если она летает низко к земле — быть дождю. (Ласточка)

19. Как называется встреча двух петухов? (Петушиный бой)

20. В каком часу просыпается воробей? (Позже всех птиц, но всегда в одно и то же время в 5-6 часов утра.)

21. Как называют крупную яркую птицу отряда куриных с длинным хвостом, которая частично одомашнена? (Фазан, павлин)

22. Кого называют царём птиц? (Орла)

23. Какая птица самая большая в мире? (Страус)

24. Какая самая маленькая птица? (Колибри)

25. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)

26. Какая птица летает выше всех? (Орёл)

27. Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королёк)

28. Какие птицы имеют длинный хвост? (Павлин, сорока)

29. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри)

30. Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец)

31. Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь)

32. Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова)

33. Какая птица живёт в гнезде-корзинке? (Иволга)

34. Какая жёлтая птичка с чёрным галстуком строит гнездо на песке и гальке? (Зуёк)

35. Какие птицы ловят насекомых на лету? (Ласточка, стриж)

36. Какие птицы хранят верность друг другу всю жизнь? (Гуси, лебеди)

37. Какие птицы получили названия благодаря своим клювам? (Дубонос, широконос, шилонос и др.)

38. Какие птицы выводят птенцов дважды в лето(Синицы, голуби)

39. Гнездо какой птицы похоже на плавучий остров? (Чомги)

40. Где строит своё гнездо пеночка? (В траве, её гнездо похоже на шалаш.)

41. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

42. Клюв какой птицы похож на крючок? (Ястреб)

43. Клюв какой птицы настоящий мешок? (Пеликан)

44. Клюв какой птицы похож на сетку? (Козодоя)

45. На какие инструменты похожи «носы» куликов? (На шило и на серп, отсюда и названия птиц - шилонос и кроншнеп-серпонос.)



Предварительный просмотр:

                                                                       

«Птицы в мире людей»

Цель мероприятия: Создание условий для формирования собственного жизненного опыта учащихся по взаимодействию с окружающим миром, а также формирование познавательного интереса к биологии.    

Задачи: 

  1. Показать разнообразное значение птиц в природе и их значение для человека.
  2. Развивать кругозор учащихся, интерес к живой природе.
  3. Развивать творческие задатки школьников.
  4. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
  5. Научить правилам поведения в природе.

Оборудование: выставка детских  рисунков, плакаты с надписями о пользе птиц; компьютер, мультимедиапроектор, презентация к мероприятию, звуковые файлы: П.И. Чайковский “Лебединое озеро” (отрывок), голоса птиц в природе;

Подготовка к мероприятию:  сбор материала по теме, выпуск стенгазет, рисунки птиц.

Форма проведения: познавательно-игровая.

Плакаты в зале:

Птицы – часть природы, без которых ее красота была бы неполной!

Там, где хорошо птицам, хорошо и другим обитателям природы, а значит, и человеку…

Берегите птиц! Птицы наши верные друзья!

Птицы - одно из мощных средств борьбы с вредителями, поэтому охрана полезных птиц – дело государственной важности!                            

Без птиц никогда бы не было хорошего урожая.

Птицы преображают  природу своими яркими красками, звучной песней.

  Звучат стихи на фоне голосов птиц:

1-й чтец: Под самым карнизом,
                Над самым оконцем
                Забралось в сосульки
                Весеннее солнце.
                Сверкая, бегут по сосулькам слезинки…
                И тают сосульки – веселые льдинки.

2-й чтец: Еще неделя пролетит,
                И март капелью зазвенит.
                За ним апрель в цветах придет,
                И землю солнышко зальет.
                По рощам, паркам соловьи
                Концерты вновь начнут свои.

3-й чтец: Полюбуйся – весна наступает.

                 Журавли караваном летят,

                 В ярком золоте день утопает,

                 И ручьи по оврагам шумят.

                 Скоро гости к тебе соберутся,

                 Скоро гнёзд понавьют, посмотри!

                 Что за звуки, за песни польются

                 День – деньской от зари до зари!

4-й чтец: На солнце темный лес зардел,
                В долине пар белеет тонкий,
                И песню раннюю запел
                В лазури жаворонок звонкий.

5-й чтец: Уж тает снег, бегут ручьи,
                В окно повеяло весною...
                Засвищут скоро соловьи,
                И лес оденется листвою.

1-й ведущий: Ежегодно 1-го апреля весь мир отмечает Международный день птиц. В этот день в 1906 году была подписана Международная конвенция об охране птиц. Сегодня мы поближе познакомимся с миром пернатых.

2-й ведущий: (Комментирует выставку рисунков ребят.)

– Обратите внимание на нашу выставку. На ней представлены работы ребят, которые изобразили птиц. Многие нарисовали тех птиц, которых они видели, а некоторые нарисовали и тех, которых хотели бы увидеть.

3-й ведущий: Ребята, посмотрите на картину Михаила Александровича Врубеля “Царевна Лебедь”. (Репродукция картины и слайды.)

– Как вы думаете, какое произведение подтолкнуло художника написать эту картину? (“Сказка о царе Салтане”.)
– Кто автор этой сказки? (А. С. Пушкин, слайд.)

1-й ведущий: 

В образе Царевны Лебеди Врубель изобразил свою жену, певицу Надежду Ивановну Забелу. Когда художник впервые услышал ее голос, ему показалось, что это голос его души. Образ Царевны Лебеди прекрасен своей одухотворенностью: бледное тонкое лицо с большими глазами полно задумчивости, нежной грусти. (Слайд – портрет Н.И.Забелы.)

2-й ведущий: 

Не только художники, но и композиторы использовали образ птиц в своих произведениях.

(Звучит отрывок из балета “Лебединое озеро” П.И.Чайковского.)

3-й ведущий: 

Вслушайтесь в эти чудные звуки. “Лебединое озеро” – первый написанный П.И.Чайковским балет. Как прекрасна музыка, как точно передает она гордую красоту птицы.

1-й ведущий: 

Многое вы знаете о птицах, но многое вам и не известно. А знаете ли вы, что...

Колибри едят до 60 раз в сутки. Эти птички – самые маленькие на Земле. Они питаются нектаром, и, перелетая с цветка на цветок, машут крыльями со скоростью 80 раз в секунду. (Слайд – колибри.)

2-й ведущий: 

Самая большая птица – североафриканский страус обитает между Нигером и Суданом. Рост самца – 2 м 74 см, вес – 156,6 кг. Он самый быстрый бегун в мире, развивает скорость до 120 км/ч, прыжки его до 8 м. (Слайд – страус.)

3-й ведущий: 

Наибольшая высота, на которой могут летать птицы – 8230 м. именно на этой высоте пилот гражданского самолета обнаружил 30 лебедей-крикунов. (Слайд – лебеди.)

Самые зрячие птицы: золотистый орел может видеть на расстоянии 3,2км зайца, а сапсан замечает голубя на расстоянии более 8км. (Слайд – орел.)

1-й ведущий: 

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетает сорок разных птиц, и первая из них жаворонок. В этот день из теста выпекают «жаворонки» и угощают ими друзей и знакомых. Раньше на Благовещение (7 апреля) соблюдали обряд опущения птиц на волю. Утром горожане покупали у ловцов птиц и тут же отпускали их на волю. Впервые день птиц был проведен в 1894 г. в США. Первый в СССР День птиц состоялся в 1924 г. Организовали и провели его орнитолог Центральной биостанции юных натуралистов Н. Дергунов и учитель Ермошкинской школы Смоленской области Мазуров.

2-й ведущий: 

В 1924 г. юннаты развесили только в Москве 1098 птичьих домиков. День птиц проходил при большом стечении народа, красочно оформлялся, имел музыкальное сопровождение и пользовался большой популярностью у ребят и взрослых. Основная идея Дня птиц – сделать праздник для миллионов людей, праздник общения с природой, с птицами. Традиция празднования Дня птиц в нашей стране родилась во второй половине ХIХ века. В 1927 году она была подхвачена талантливым орнитологом и педагогом Николаем Ивановичем Дергуновым. Позже эстафету принял не менее талантливый ученый и педагог Петр Петрович Смолин.

3-й ведущий: 

В 1993 году создан Союз охраны птиц России. С 1995 года союз входит в состав Международной ассоциации по охране птиц (BirdLife International). В 1999 году союз возродил традицию ежегодного проведения Дня птиц. Основная цель Союза – сохранить разнообразие диких птиц и места их обитания в России. Она достижима только при поддержке всех жителей страны. Помочь птицам и природе мы сможем только вместе. В России насчитывается около 60 региональных отделений Союза охраны птиц России. Членом Союза может быть любой гражданин, достигший 18-летнего возраста.

1-й чтец: Все на улицу скорей –
                Надо торопиться!
                Из-за гор, из-за морей
                Прилетели птицы.

2-й чтец: После зимней тишины,
                После стужи зимней
                Наши гости в честь весны
                Распевают гимны.

3-й чтец: Пускай всегда такой обычай
                В моей останется стране-
                Встречать любовно стаи птичьи,
                Всем сердцем радуясь весне.

4-й чтец: Пусть прилетят, чтоб торопливо

                 С утра до ночи хлопотать,

                 Я двум скворцам приют счастливый

                 Хочу до осени создать.

5-й чтец: Быть может, им на чужбине снился.

                 Мой домик среди ветвей густых.

                 Пусть доброе гостеприимство

                 В краю знакомом встретит их.  

1-й ведущий: А сейчас мы с вами поиграем! Мы будем загадывать вам загадки, а вы их отгадывайте!       

1. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (стрижи)

2. Самая маленькая птица? (королек)

3. Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)

4. Какая птица лает как собака? (самец белой полярной куропатки)

5. Какая птица носит название писателя? (гоголь)

6. Где гнездятся скворцы кроме скворечников? (в дупле)

7. Где водятся пингвины? (в Антарктиде)

8. Какие птицы самые быстрые? (стрижи)

9. Самая крупная птица в России? (дрофа)

10. Какая птица переносит птенцов в лапах? (вольдшнеп)

2-й ведущий:

11. Какая птица поет хвостом? (бекас)

12. Какая птица барабанит? (дятел)

13. Какая птица совершает самый дальний перелет? (полярная крачка)

14. Каких птиц называют вестниками весны? (грачей, скворцов, жаворонков.)

15. Из чего делают гнезда наши ласточки? (из грязи и слюны)

16. У каких птиц поют самки и самцы? (снегири)

17. Какая птица носит название насекомого? (мухоловка)

18. Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (зимородок)

19. Зачем страус прячет голову в песок? (освобождается от паразитов).

20. Сколько насекомых поедает синица за сутки? (столько, сколько весит сама)

3-й ведущий:

21. Птица,  поющая только высоко в небе? (жаворонок)

22. Какая птица шипит змеей? (вертишейка)

23. Какую птичку зовут так же, как и мальчишку? (славка)

24. Крупная розовая птица? (фламинго).

25. Какие птицы называются так же, как и ядовитые грибы? (поганки)

26. Какая птица бегает под водой? (оляпка)

27. Какая птица носит название танца? (чечётка)

28. Какая птица носит название каши? (овсянка)

29. Какая утка носит название цитруса?  (мандаринка)

30. У каких птиц есть детские сады? (пингвин).

1-й ведущий:

31. Какие птицы издают звуки похожие на смех человека? (филин.)

32. Самая большая птица в мире? (страус.)

33. Какие птицы не имеют голоса? (аисты, гриф, дятел, выпь)

34. Какие птицы не летают? (страус, нанду, эму, пингвины

35. Самый крупный представитель орлов? (сапсан)

36. Какая птица может летать хвостом вперед? (колибри)

37. Какая птица на зиму белеет? (белая куропатка

38. Какие птицы вредят пчеловодству? (щурки)

39. Кто из птиц лучший танцор? (журавль).

40. Кто из птиц долгожитель? (сокол - 100 лет)

2-й ведущий: А какие птицы имеют профессии?

Птица – рыболов - (баклан)

Птица – плотник - (дятел)

Лесная кошка - (иволга)

Птица – строитель - (ласточка)

Птица – акробат - (поползень)

Пернатый солист - (соловей)

Ночной хищник - (сова)

Легкомысленная мамаша - (кукушка).

3-й ведущий: Человек любуется птицами. Он пишет о них стихи, песни, картины.

– Могут ли птицы жить без человека? (да)

– А человек без птиц? (нет)

– Почему?

(Ребята из зала отвечают: они создают красоту, они уничтожают вредных насекомых, они опыляют растения, они являются едой другим животным и человеку).

1-й ведущий:

– Совершенно верно, но, к сожалению очень много видов птиц уже уничтожено, многие занесены в Красную книгу. (Показ слайдов с птицами, которых уже не существует.) Поэтому мы должны заботиться о птицах, которые нас окружают.

– Что мы можем для них сделать? (развешивать кормушки, домики, подкармливать зимой).

Звучит песня «Раненая птица».

2-й ведущий:

    Пускай всегда такой обычай

    В моей останется стране-

    Встречать любовно стаи птичьи,

    Всем сердцем радуясь весне.

(Все участники хором): 

Берегите птиц – они часть живой природы!

Мероприятие разработано для учащихся 4–7 классов. Его можно провести как внеклассное либо на классных часах. Продолжительность мероприятия 45–60 мин

                                                 ЛИТЕРАТУРА:

  1. Авилова К.А. Позвоночные животные, изучение их в школе. М.,1983.
  2. Бианки В. Лесная газета. М.,1986.
  3. Дмитриев Ю. Большая книга леса. М., 1974.
  4. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. М.,1962.
  5. Строков В. «Пернатые друзья лесов»: Пособие для учащихся. – М. Просвещение, 1975 г.  
  6. Флинт В. «Птицы наших лугов и полей». М.: Дет. лит., 1978 г.
  7. Шпястный К. «Певчие птицы». М., 1980 г.
  8. Энциклопедия для детей «Я познаю мир».
  9. Интернет – ресурсы: www.prodlenka.org, festival.1september.ru, ped-kopilka.ru.

                                             

                                           



Предварительный просмотр:

        

Подвижная викторина «Птичий базар» (вопросы для учащихся 1-4 классов с ответами)


Цель: расширить и закрепить знания детей о птицах нашего села. 
Задачи: расширять знания детей о жизни птиц; развивать их память, сообразительность, логическое мышление, познавательный интерес; формировать бережное отношение к птицам нашего села; обеспечить эмоциональный комфорт, направленный на получение положительных эмоций.
Подвижная викторина как групповая форма работы с детьми всегда является выигрышной, так как в ней заняты все обучающиеся. Она проходит в форме подвижной игры, посвященной птицам нашего края. Данный материал может быть использован в кружках естественнонаучной направленности с небольшой группой детей (до 15 человек), во внеурочной деятельности младших школьников, при составлении конкурсов, сценариев ко дню птиц. Викторина также может быть использована в устной форме как обобщающая, на занятии после изучения раздела птицы нашего края или на внеклассных занятиях по окружающему миру (для выявления знатока птиц). Она рассчитана на детей «младшего» школьного возраста. Викторина может проводиться полностью или частично. Педагог выступает в роли члена жюри и за правильный ответ раздаёт жетоны. 
Педагог показывает картинки с изображением птиц. Дети называют их, а он вывешивает иллюстрации по всему помещению (при детях, чтобы они запомнили, где будет висеть картинка). Далее читаются вопросы викторины. Вслух ответ называть не надо. К ответу надо подбежать. Возможны несколько вариантов ответа. Нужно подбежать к правильному варианту ответа. За верный ответ выдается жетон. Кто больше наберет жетонов, тот и победил.
Необходимое оборудование: картинки птиц (клёст, синица, неясыть, дятел, голубь, воробей, снегирь, скворец, журавль) и жетоны.
Ведущий: Ребята! Сегодняшняя подвижная викторина посвящена пернатым, ведь без птичьего щебета мир был бы скучен. Трудно представить себе весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев. А сколько вредителей уничтожают птицы! Вот почему мы эту викторину посвящаем им, нашим пернатым друзьям. Итак, мы начинаем. (Далее педагог объясняет правила игры.)

Вопросы:

Отгадайте загадку.
1. Снег на солнышке искрится 
На сосне стрекочет птица: «Цок-цок-цок! Цик-цик-цик!».
К стуже я давно привык,
Семена, добыв из шишек, 
Птица потчует детишек, 
Те пищат среди снегов
Не боятся холодов! (Клёст) 
2. Кто с помощью длинного липкого языка достаёт личинок насекомых? (Дятел) У него длинный липкий язык до 15 см и он им прокалывает насекомых.
3. Любительница несолёного сала и нежареных семечек. Частая гостья наших кормушек. ( Большая синица). 
4. Птица Красной книги Республики Коми. (Дети могут подбежать или к Серому журавлю или к неясыти)
5. Эта птица не поёт, но барабанит, причём каждая птица по-своему. (Дятел)
6. Кого называют «пернатая кошка»? (Сову или неясыть) «Пернатая», потому что в перьях, «кошка», потому что, ловит мышей.
7. Эта птица отлично поёт сама, но она любит подражать пению других птиц. (Скворец) Он может подражать скрипу двери и ржанию лошади.
8. Символ мира, красоты, а также почтальон. (Голубь)
9. Имя этой птицы связано с зимой. Именно в это время его можно встретить. (Снегирь)
10. Эта птица строит гнездо среди еловых лап. (Клёст)
11. В старину крестьяне, завидев на своих полях стайку маленьких птичек, что-то кричали им. Отсюда и пошло название этих птиц. О какой птице идёт речь? (Воробей, «вора бей»)
12. Кто устраивает гнездо в дупле? (Может быть несколько вариантов ответов: дятел, синица…)
13. Большой пёстрый …. Кто? (Дятел).
14. Подбегите к любой перелётной птице. (Журавль, скворец)
15. Болотная птица. (Журавль)
16. Живут эти птицы на Крайнем Севере и выводят там птенцов, а на зиму они к нам прилетают «погреться» ведь по сравнению с арктической зимой наша зима теплее. Кто эти птицы? (Снегири).
17. Они бывают городские и полевые. (Воробьи)
18. Самцы этой птицы нарядные, яркие, красивые, а у самок наряд скромнее. (Самки снегирей и клестов имеют более скромный наряд, по сравнению с самцами.) (Демонстрируются фото самцов снегирей и клестов с самками).
19. У всех птиц пальцы на ногах расположены одинаково: 3 пальца спереди и 1 сзади. А у этой птицы особенность такая: 2 пальца спереди, 2 пальца сзади. (Дятел) 
20. Весной эти птицы устраивают танцы. (Журавли).
Подсчитываются баллы, подводится итог.

Источники информации:
серия наглядно-дидактических пособий «Расскажите детям» о зимующих птицах. 
Приложение: серия наглядно-дидактических пособий «Расскажите детям» о зимующих птицах. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Птицы – наши друзья»

Формирование социального опыта учащихся, осознание ими элементарного взаимодействия в системе "человек-природа-общество", воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к  среде ...

Учебный арт-проект "Птицы - наши друзья"

- Участие в школьном конкурсе "Кормушки для птиц"- Урок по теме "Готовим лакомство для птиц"- Выставка рисунков по теме проекта- Урок с презентацией по теме проекта...

Исследовательский проект "Птицы - наши друзья"

Ребята вместе с родителями создали мини-проекты о зимующих птицах Белгородской области. Затем была создана общая презентация к экологическому проекту "Птицы - наши друзья". Ребятам очень понравилось с...

Проект "Птицы - наши друзья".

Проект для учащихся начальных классов....

Социальный проект "Птицы-наши друзья"

Данный проект «Птицы наши друзья» первый шаг к приобретению обучающимися знаний о природе, которая их окружает в настоящее время, развитию практических умений и навыков, необходимых для созидательного...

Проект "Птицы - наши друзья" с презентацией

Проект "Птицы - наши друзья" ....

Проект "Птицы - наши друзья"

Проект "Птицы - наши друзья" реализован в 1-4 классах....