Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Кулеш Ирина Васильевна

Урок окружающего мира в 1 классе "Почему мы не будем цветы и ловить бабочек." по УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта урока135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» Гиагинского района

Технологическая карта урока по окружающему миру

«Школа России» Плешаков А.А., 1 класс

Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Красная книга  Республики Адыгея.

Выполнила Кулеш Ирина Васильевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №3

Гиагинского района Республики Адыгея

2018 год

Ф.И.О. учителя: Кулеш Ирина Васильевна

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1 класс

Тип урока: Изучение нового  материала

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технологическая  карта  урока

Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? Красная книга Республики Адыгея

Тема

«Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Красная книга Республики Адыгея.»

Цели

Образовательные: познакомить учащихся с растениями и бабочками  луга, показать их взаимосвязь и красоту;   обучать правилам поведения на лугу; учить анализировать и оценивать свои поступки; расширить и уточнить знания учащихся о жизни луговых сообществ Республики Адыгея.

Развивающие: развивать речь, внимание, творческие способности, мышление обучающихся.

Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать во время  работы в парах и в группах; прививать элементарные экологические нормы своего поведения.

Формировать УУД:

- Личностные УУД:  успешно осуществлять учебную деятельность; принимать различные  точки зрения; умение слушать собеседника и вести диалог.

-  Регулятивные УУД: - Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Оценивать результат своих действий.
  • Учиться совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса  во время урока.

- Коммуникативные УУД: - Учиться доносить своё мнение до других: правильно оформлять предложения устной речи.

  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать стихотворный текст.
  • Совместно договариваться о  правилах работы в паре и в группе.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Анализировать полученные  сведения: сравнивать и группировать природные объекты.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
  • Осознать необходимость сохранения природных ресурсов и бережного к ним отношения.

Планируемый результат

Предметные: научатся узнавать изученные природные объекты; объяснять, почему не нужно срывать цветы и ловить насекомых; определять бабочек и растения луговой зоны Республики Адыгея с помощью атласа-определителя; работать в паре и в группе.

Получат возможность научиться: формулировать и понимать правила поведения в природе; оценивать своё поведение на лугу, выдвигать гипотезы и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. 

Метапредметные: освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; применение различных умственных операций для решения учебных и практических задач; соотносить полученные знания с примерами из жизни.

Личностные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза и обобщения; воспитание любви к природе и необходимость бережного отношения к ней; успешно осуществлять учебную деятельность.

Основные понятия

Полевые цветы, насекомые, правила поведения, охрана природы.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство.

Ресурсы:    - основные

- дополнительные

А.А. Плешаков. Учебник «Окружающий мир» для 1 класса. 2 часть. Москва «Просвещение» А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь к учебнику 1 класса «Окружающий мир». Москва «Просвещение»

  1. А.А. Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба». Москва «Просвещение»
  2. Мультимедийная  презентация
  3. Конверты с текстами для работы в группах
  4. Картинки с цветами и бабочками.
  5. Лепестки роз.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Учащиеся сидят группами по 5 -7 человек. Всего 4 группы.

Этап урока, его цели.

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

 2

Самоопределение к деятельнсти.

(Организационный момент)

Цель:

Создание эмоциональной обстановки.

Актуализация знаний 

Цель:

А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

- Добрый день!

Звонкий прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Отправимся  мы в путешествие.

А значит это –

Попадём мы с вами  в лето.

Будем изучать свой край,

Его люби и  знай!

Предлагаю  послушать стихотворение: 

Приложение 2: слайд 2.

 «В небо горными хребтами

Устремляется она,

Разноцветными коврами

Ширь полей её полна,

Нет земли родной чудесней,

Расцветает, словно май,

И рождает в сердце песню

Адыгеи милой край...»

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.

Мотивирует учащихся на работу.

О чем это стихотворение?

Чем восхищается его автор?

Подготовка рабочего места. Приветствуют учителя.

Слушают стихотворение учителя и анализируют о чём это стихотворение.

Личностные: развитие познавательного интереса и формирование учебных мотивов, проявление внимания.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

3

4

Мотивация учебной деятельности.

Цели:

 Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

Постановка учебной задачи.

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.

Сегодня у нас в гостях наш друг Муравьишка. И мы с ним отправляемся на экскурсию. А куда?, вы должны угадать сами.

По солнышку, по солнышку  

Дорожкой  луговой,

Идём по мягкой травушке

Мы летнею порой!

Щебечут птички звонкие,

Порхают мотыльки,

Желтеют одуванчики,

Синеют васильки.   

(слайд 3)

Загадка:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

- О ком идёт речь?          (слайд 4)

- Что вы увидели на этих изображениях?

- Что вы почувствовали?

- Что вы услышали?        

- Кто может издавать такие звуки?

- Каких насекомых вы знаете?

- Почему насекомые так называются?

- Вспомните, чем насекомые отличаются от пауков?

- Итак, где мы сегодня будем путешествовать?

-  Какие ключевые слова к теме урока?

Организует формулирование темы урока учащимися.

Выводит картинки с помощью проектора на экран.

Включает фонограмму звуков!

Выдвигает проблему. Организует постановку учебной задачи.

Выводит картинку бабочки на экран.

Делают свои предположения

.

Отгадывают загадку

 

Высказывают предположения.

Формулируют тему урока.

Делают выводы.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Актуализация ранее полученных знаний

 Согласовать  цель  и задачи  урока.

Открытие нового знания.

Постановка проблемной ситуации.

Цель: 

 Проверить ранее полученные знания.

Изучение нового.

Цели:

-реализовать намеченный проект в соответствии с планом урока;

-зафиксировать новое знание в речи и знаках;

Самостоятельная работа  в группах. (10 мин)

Цели:

организовать устранение и преодоления затруднения;

Физкультминутка

Рассказы учащихся у доски об изученных природных объектах.

(5 – 7минут)

Закрепление изученного материала.

Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока.

Задание на дом

- Что вы знаете о луге?

-  Как вы думаете, какова будет цель  и задачи нашего урока?

.

- Что же такое луг?

Природа не терпит пустоты. И там, где не растут леса и рощи, раскинулись широкие пространства, покрытые травой и цветами. Это — луга. Луг можно встретить в совершенно разных местах – на равнине, между лесами, в низинах, по берегам рек и даже на горных склонах. На лугах обычно растут многолетние травянистые растения, причём так плотно, что они образуют сплошной живой ковер. (слайд 5)

Сегодня мы   узнаем:

- Какие растения  и насекомые живут на лугах в нашей Адыгее?

- Как связан животный и растительный мир луга?

- Экологические проблемы нашей республики.

Здесь цветы ведут беседу,

Затерявшись меж травы.

Отгадать ты их попробуй

Запах луга ты вдохни.

( картинка 5,6,7,8)

- Какие растения луга вы знаете?

- Ребята, нашему Муравьишке очень понравилось гулять по лугу. Он захотел собрать большой букет цветов и принести домой самую красивую бабочку.

-  Как вы думаете, можно  это сделать?

- Почему нельзя срывать цветы и ловить бабочек?

           «Давай пройдёмся медленно по лугу,

        И, «здравствуй», скажем - каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!»

- В Республике Адыгея  встречается много  луговых растений: зверобой, шалфей луговой, герань полевая, шиповник дикий, ромашка аптечная.

- Ребята, ромашку люди часто путают с другим очень похожим цветком. Это нивяник. Сравните их листья. Посмотрите: у нивяника листья цельные (не изрезанные как у укропа). Также у нивяника на стебле один цветок, а у ромашки несколько. Нивяник внесён в список охраняемых растений. К сожалению, уже немало луговых растений внесены в Красную книгу Адыгеи: шафран, адонис, цикламен кавказский, лилейники и другие.

- Чтобы лучше разобраться по данному вопросу мы сегодня поработаем в группах. Вы будете сами  взаимообучаться, то есть  учиться слушать и слышать друг друга, запоминать и оценивать своих товарищей.

– Мудрая Черепаха предлагает каждой группе прочитать текст. Направьте своего капитана от группы для получения заданий.

- Итак, каждая группа получила разные тексты. Поскольку разобраться одному сложно, вы будете работать сообща. Для успешной работы вам понадобится внимание и умение работать вместе.

–Что вы будете делать в группе?

1. Вам надо каждому прочитать текст.

2. Осмыслить  прочитанное.

3. Выполнить задание, данное вашей подгруппе.

– Задание понятно? Приступайте к работе.

Утром бабочка проснулась, (глазами вверх-вниз)

Улыбнулась, потянулась! (улыбаемся соседу в группе и тянемся за руками вверх)

Раз – росой она умылась,  (потёрли щёки, уши)

Два – изящно покрутилась, (поворот вокруг своей оси)

Три – взмахнула, полетела, (руками имитируем полёт)

На четыре  - тихо села.

А теперь возвращайтесь  в свои группы и обучайте своих товарищей. 

- Сейчас договоритесь, кто из вашей группы будет делать сообщения на темы:

1. Красота летнего луга.

2.  Красота бабочки в лёгкости и крыльях.

3.  Взаимосвязь растений и бабочек.

4.  Как определить название бабочки?

- Прочтите текст в учебнике на стр.47  и скажите, почему бабочки не могут жить без цветов?

- Почему цветы не могут жить без бабочек?

- Рассмотрите внимательно рисунки на стр.46 и скажите, где дети поступают правильно?

- Какой можно сделать вывод? Что бы вы сказали ребятам с 1 рисунка и нашему Муравьишке?  

Продолжите фразы:

- Я понял (поняла), что …   

– Я люблю природу, поэтому я …  

- Когда я буду на лугу, я ….

Учитель:

- На земле исчезают цветы

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Ученик: «Если я сорву цветок,

        Если ты сорвёшь цветок,

        Если все: и я, и ты –

        Если мы сорвём цветы –

        Опустеют все поляны

        И не станет красоты!

        И не будет доброты,

        Если только я и ты,

        Если мы сорвём цветы!»

- Ребята, удалось нам достичь поставленной цели урока?

- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы    ответили?

- Нам пригодятся полученные сегодня знания?

- Как нужно вести себя на лугу?

- Я очень надеюсь, что вы запомните правила поведения во время прогулок и будете природе другом.

Выполнить задания в рабочей тетради на стр. 32.

Творческое задание: придумать и нарисовать запрещающие знаки для прогулок на луг.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и

целей урока.

Учитель открывает на доске тему урока и сообщает цели урока.

 

Объясняет новый материал.

Уточняет задачи урока.

Проецирует изображение луга на экран доски.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проецирует на экран изображения луговых растений: иван-чай, колокольчик, цикорий, одуванчик,

васильки, чина луговая….

Формулирует правила поведения на лугу.

Демонстрирует слайды растений Адыгеи, особо обращая внимание учащихся на занесённые в Красную книгу.

Раздаёт капитанам подготовленные для групп тексты и задания.

Объясняет правила работы в группах.

Помогает подгруппам понять задания.

Работа в группах продолжается.

Выводит на экран слайды.

2. Демонстрация опыта: у вас на столах лежат сухие лепестки роз. Возьмите и сожмите лепесток в руке. Что произошло?

-  Ребята, тоже самое происходит, когда вы ловите бабочку. Крылья бабочки ломаются, она уже не может перелетать с цветка на цветок и погибает.

Формулирует экологические правила.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Анализируют, формулируют предположения.

Ставят учебную задачу.

Слушают и запоминают.

Анализируют и систематизируют.

Выполняют задание устно. 

Выдвигают предположения и доказывают их.

Заранее подготовленный ученик наизусть читает отрывок из стихотворения.

Дети изучают тексты и задания (Приложение 2).

Научатся узнавать изученные природные объекты.

Выполняют упражнения под счёт.

Изучат конкретные природные объекты.

Пересказывают полученную информацию по одному ученику от каждой группы.

(Лепесток сломался и раскрошился).

Работают с материалом учебника. Устанавливают взаимосвязь в сообществах луга.

Анализируют и делают выводы:

Нельзя рвать цветы и губить бабочек.  Они не могут жить друг без друга.

Не буду бросать мусор, рвать цветы и ловить бабочек.

Подготовленный ученик читает стихотворение наизусть.

Делают самооценку.

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: 

уметь оформлять мысли в устной форме.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

 

Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану.

Познавательные: Уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы.

Познавательные: Уметь находить ответы на вопросы, используя полученную  информацию,

Коммуникативные

Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли. 

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные:

Классифицировать объекты. Формировать умения работать с информацией (отбирать, анализировать).

Личностные:

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

Познавательные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Регулятивные:

Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Приложение 1.

(Тексты и задания для подгрупп)

  1. Как красиво на лугу!

Множество цветов и бабочек, порхающих над цветами, создают настроение праздника.  Большинство  бабочек  живёт всего несколько дней, за исключением бабочки  монарх,  которая  может жить до шести месяцев, а осенью совершает перелёты в тёплые страны, как птицы. Самая крупная ночная бабочка в мире — это павлиноглазка.  Размах её крыльев более 30 см, и её часто принимают за птицу. У бабочки голубянки  -  длина переднего крыла всего 6 мм! Это самая маленькая бабочка в мире. (Слайд 16, 17)

          Чтобы эту красоту видели все люди, мы не будем рвать цветы, ловить бабочек, потому что от этого страдают и беззащитные живые существа. Мы будем наблюдать, рисовать, фотографировать. Так мы не причиним  вреда природе, а узнаем многие  её секреты! Давайте беречь эту красоту!

Задание: Прочти текст несколько раз, запомни и перескажи одноклассникам.

   2. Красота бабочки в лёгкости и крыльях.

Мы, конечно, не раз наблюдали, как в тёплый летний день порхают над лужайкой лёгкие разноцветные бабочки. Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвал со стебелька ветер и разнёс их по всему свету.   

Красота бабочки в лёгкости и её крыльях. Крылья бабочек полностью покрыты мелкими чешуйками, которые представляют собой видоизменённые щетинки. Чешуйки чаще всего бывают плоскими. Если мы поймаем бабочку, то на наших руках остаётся пыльца. Это обламываются и осыпаются щетинки. Крылья бабочки становятся прозрачными, хрупкими, рыхлыми и через них легко проходит воздух. Такие крылья не могут поднять тельце в воздух и удержать там насекомое. Такая бабочка уже не сможет летать, и погибает. (Слайд 18)

Задание: Прочти и перескажи полученную информацию о бабочках товарищам по классу.

  1. Взаимосвязь растений и бабочек.

Бабочки не могут жить без цветов. А цветам очень плохо без бабочек. Бабочки и другие насекомые перелетают с одного цветка на другой, потому что они питаются сладким нектаром, а иногда и пыльцой, которые находятся внутри цветков.   (Слайд 19)                                                           

        В процессе питания на их лапки и туловище налипает пыльца. И насекомые переносят её с одного цветка на цветок другого растения. Так происходит опыление.  Всё это необходимо для того, чтобы у растений начали образовываться плоды, а потом семена. Без опыления не будет ни семян, ни плодов! 

Задание: Внимательно прочти текст несколько раз и перескажи друзьям то, что ты узнал.

                                                               4. Как определить название бабочки?

         Бабочки очень красивые.  Люди дали  им  красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька. Бабочек на земном шаре очень  много.  Многие названия им даны  неслучайно:  

               1. Лимонница                    4. Пестрянка              7. Чернушка                                

               2. Адмирал                                5. Голубянка                                                                                          

              3. Крапивница                  6. Белянка

 Иногда мы видим красивую бабочку, но не знаем её названия. Существуют специальные атласы-определители бабочек.   Для того чтобы узнать бабочку, её надо запомнить или сфотографировать, а потом найти эту бабочку в атласе.

Задание:  Запомните текст и перескажите его своим товарищам. Найдите и покажите в атласе-определителе перечисленных бабочек.  (Слайд 20, 21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...

Технологическая карта урока окружающего мира «Земля на карте» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Земля на карте» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представлений о понятии «физическая карта мира»; знакомство с океанами и мат...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...