Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок окружающего мира в 1 классе "Почему мы не будем цветы и ловить бабочек." по УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» Гиагинского района
Технологическая карта урока по окружающему миру
«Школа России» Плешаков А.А., 1 класс
Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Красная книга Республики Адыгея.
Выполнила Кулеш Ирина Васильевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №3
Гиагинского района Республики Адыгея
2018 год
Ф.И.О. учителя: Кулеш Ирина Васильевна
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1 класс
Тип урока: Изучение нового материала
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технологическая карта урока
Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? Красная книга Республики Адыгея
Тема | «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Красная книга Республики Адыгея.» |
Цели | Образовательные: познакомить учащихся с растениями и бабочками луга, показать их взаимосвязь и красоту; обучать правилам поведения на лугу; учить анализировать и оценивать свои поступки; расширить и уточнить знания учащихся о жизни луговых сообществ Республики Адыгея. Развивающие: развивать речь, внимание, творческие способности, мышление обучающихся. Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать во время работы в парах и в группах; прививать элементарные экологические нормы своего поведения. Формировать УУД: - Личностные УУД: успешно осуществлять учебную деятельность; принимать различные точки зрения; умение слушать собеседника и вести диалог. - Регулятивные УУД: - Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Коммуникативные УУД: - Учиться доносить своё мнение до других: правильно оформлять предложения устной речи.
- Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
|
Планируемый результат | Предметные: научатся узнавать изученные природные объекты; объяснять, почему не нужно срывать цветы и ловить насекомых; определять бабочек и растения луговой зоны Республики Адыгея с помощью атласа-определителя; работать в паре и в группе. Получат возможность научиться: формулировать и понимать правила поведения в природе; оценивать своё поведение на лугу, выдвигать гипотезы и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Метапредметные: освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; применение различных умственных операций для решения учебных и практических задач; соотносить полученные знания с примерами из жизни. Личностные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза и обобщения; воспитание любви к природе и необходимость бережного отношения к ней; успешно осуществлять учебную деятельность. |
Основные понятия | Полевые цветы, насекомые, правила поведения, охрана природы. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | А.А. Плешаков. Учебник «Окружающий мир» для 1 класса. 2 часть. Москва «Просвещение» А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь к учебнику 1 класса «Окружающий мир». Москва «Просвещение»
|
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах. Учащиеся сидят группами по 5 -7 человек. Всего 4 группы. |
№ | Этап урока, его цели. | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 2 | Самоопределение к деятельнсти. (Организационный момент) Цель: Создание эмоциональной обстановки. Актуализация знаний Цель: А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. | - Добрый день! Звонкий прозвенел звонок, Начинаем наш урок. Отправимся мы в путешествие. А значит это – Попадём мы с вами в лето. Будем изучать свой край, Его люби и знай! Предлагаю послушать стихотворение: Приложение 2: слайд 2. «В небо горными хребтами Устремляется она, Разноцветными коврами Ширь полей её полна, Нет земли родной чудесней, Расцветает, словно май, И рождает в сердце песню Адыгеи милой край...» | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие. Мотивирует учащихся на работу. О чем это стихотворение? Чем восхищается его автор? | Подготовка рабочего места. Приветствуют учителя. Слушают стихотворение учителя и анализируют о чём это стихотворение. | Личностные: развитие познавательного интереса и формирование учебных мотивов, проявление внимания. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
3 4 | Мотивация учебной деятельности. Цели: Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение. Постановка учебной задачи. Цель: А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. | Сегодня у нас в гостях наш друг Муравьишка. И мы с ним отправляемся на экскурсию. А куда?, вы должны угадать сами. По солнышку, по солнышку Дорожкой луговой, Идём по мягкой травушке Мы летнею порой! Щебечут птички звонкие, Порхают мотыльки, Желтеют одуванчики, Синеют васильки. (слайд 3) Загадка: Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. - О ком идёт речь? (слайд 4) - Что вы увидели на этих изображениях? - Что вы почувствовали? - Что вы услышали? - Кто может издавать такие звуки? - Каких насекомых вы знаете? - Почему насекомые так называются? - Вспомните, чем насекомые отличаются от пауков? - Итак, где мы сегодня будем путешествовать? - Какие ключевые слова к теме урока? | Организует формулирование темы урока учащимися. Выводит картинки с помощью проектора на экран. Включает фонограмму звуков! Выдвигает проблему. Организует постановку учебной задачи. Выводит картинку бабочки на экран. | Делают свои предположения . Отгадывают загадку
Высказывают предположения. Формулируют тему урока. Делают выводы. | Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности. Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 | Актуализация ранее полученных знаний Согласовать цель и задачи урока. Открытие нового знания. Постановка проблемной ситуации. Цель: Проверить ранее полученные знания. Изучение нового. Цели: -реализовать намеченный проект в соответствии с планом урока; -зафиксировать новое знание в речи и знаках; Самостоятельная работа в группах. (10 мин) Цели: организовать устранение и преодоления затруднения; Физкультминутка Рассказы учащихся у доски об изученных природных объектах. (5 – 7минут) Закрепление изученного материала. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Задание на дом | - Что вы знаете о луге? - Как вы думаете, какова будет цель и задачи нашего урока? . - Что же такое луг? Природа не терпит пустоты. И там, где не растут леса и рощи, раскинулись широкие пространства, покрытые травой и цветами. Это — луга. Луг можно встретить в совершенно разных местах – на равнине, между лесами, в низинах, по берегам рек и даже на горных склонах. На лугах обычно растут многолетние травянистые растения, причём так плотно, что они образуют сплошной живой ковер. (слайд 5) Сегодня мы узнаем: - Какие растения и насекомые живут на лугах в нашей Адыгее? - Как связан животный и растительный мир луга? - Экологические проблемы нашей республики. Здесь цветы ведут беседу, Затерявшись меж травы. Отгадать ты их попробуй Запах луга ты вдохни. ( картинка 5,6,7,8) - Какие растения луга вы знаете? - Ребята, нашему Муравьишке очень понравилось гулять по лугу. Он захотел собрать большой букет цветов и принести домой самую красивую бабочку. - Как вы думаете, можно это сделать? - Почему нельзя срывать цветы и ловить бабочек? «Давай пройдёмся медленно по лугу, И, «здравствуй», скажем - каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать!» - В Республике Адыгея встречается много луговых растений: зверобой, шалфей луговой, герань полевая, шиповник дикий, ромашка аптечная. - Ребята, ромашку люди часто путают с другим очень похожим цветком. Это нивяник. Сравните их листья. Посмотрите: у нивяника листья цельные (не изрезанные как у укропа). Также у нивяника на стебле один цветок, а у ромашки несколько. Нивяник внесён в список охраняемых растений. К сожалению, уже немало луговых растений внесены в Красную книгу Адыгеи: шафран, адонис, цикламен кавказский, лилейники и другие. - Чтобы лучше разобраться по данному вопросу мы сегодня поработаем в группах. Вы будете сами взаимообучаться, то есть учиться слушать и слышать друг друга, запоминать и оценивать своих товарищей. – Мудрая Черепаха предлагает каждой группе прочитать текст. Направьте своего капитана от группы для получения заданий. - Итак, каждая группа получила разные тексты. Поскольку разобраться одному сложно, вы будете работать сообща. Для успешной работы вам понадобится внимание и умение работать вместе. –Что вы будете делать в группе? 1. Вам надо каждому прочитать текст. 2. Осмыслить прочитанное. 3. Выполнить задание, данное вашей подгруппе. – Задание понятно? Приступайте к работе. Утром бабочка проснулась, (глазами вверх-вниз) Улыбнулась, потянулась! (улыбаемся соседу в группе и тянемся за руками вверх) Раз – росой она умылась, (потёрли щёки, уши) Два – изящно покрутилась, (поворот вокруг своей оси) Три – взмахнула, полетела, (руками имитируем полёт) На четыре - тихо села. – А теперь возвращайтесь в свои группы и обучайте своих товарищей. - Сейчас договоритесь, кто из вашей группы будет делать сообщения на темы: 1. Красота летнего луга. 2. Красота бабочки в лёгкости и крыльях. 3. Взаимосвязь растений и бабочек. 4. Как определить название бабочки? - Прочтите текст в учебнике на стр.47 и скажите, почему бабочки не могут жить без цветов? - Почему цветы не могут жить без бабочек? - Рассмотрите внимательно рисунки на стр.46 и скажите, где дети поступают правильно? - Какой можно сделать вывод? Что бы вы сказали ребятам с 1 рисунка и нашему Муравьишке? Продолжите фразы: - Я понял (поняла), что … – Я люблю природу, поэтому я … - Когда я буду на лугу, я …. Учитель: - На земле исчезают цветы С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Ученик: «Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если все: и я, и ты – Если мы сорвём цветы – Опустеют все поляны И не станет красоты! И не будет доброты, Если только я и ты, Если мы сорвём цветы!» - Ребята, удалось нам достичь поставленной цели урока? - На все ли поставленные в начале урока вопросы мы ответили? - Нам пригодятся полученные сегодня знания? - Как нужно вести себя на лугу? - Я очень надеюсь, что вы запомните правила поведения во время прогулок и будете природе другом. Выполнить задания в рабочей тетради на стр. 32. Творческое задание: придумать и нарисовать запрещающие знаки для прогулок на луг. | Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. Учитель открывает на доске тему урока и сообщает цели урока.
Объясняет новый материал. Уточняет задачи урока. Проецирует изображение луга на экран доски. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Проецирует на экран изображения луговых растений: иван-чай, колокольчик, цикорий, одуванчик, васильки, чина луговая…. Формулирует правила поведения на лугу. Демонстрирует слайды растений Адыгеи, особо обращая внимание учащихся на занесённые в Красную книгу. Раздаёт капитанам подготовленные для групп тексты и задания. Объясняет правила работы в группах. Помогает подгруппам понять задания. Работа в группах продолжается. Выводит на экран слайды. 2. Демонстрация опыта: у вас на столах лежат сухие лепестки роз. Возьмите и сожмите лепесток в руке. Что произошло? - Ребята, тоже самое происходит, когда вы ловите бабочку. Крылья бабочки ломаются, она уже не может перелетать с цветка на цветок и погибает. Формулирует экологические правила. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами. | Анализируют, формулируют предположения. Ставят учебную задачу. Слушают и запоминают. Анализируют и систематизируют. Выполняют задание устно. Выдвигают предположения и доказывают их. Заранее подготовленный ученик наизусть читает отрывок из стихотворения. Дети изучают тексты и задания (Приложение 2). Научатся узнавать изученные природные объекты. Выполняют упражнения под счёт. Изучат конкретные природные объекты. Пересказывают полученную информацию по одному ученику от каждой группы. (Лепесток сломался и раскрошился). Работают с материалом учебника. Устанавливают взаимосвязь в сообществах луга. Анализируют и делают выводы: Нельзя рвать цветы и губить бабочек. Они не могут жить друг без друга. Не буду бросать мусор, рвать цветы и ловить бабочек. Подготовленный ученик читает стихотворение наизусть. Делают самооценку. | Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану. Познавательные: Уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы. Познавательные: Уметь находить ответы на вопросы, используя полученную информацию, Коммуникативные Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: Классифицировать объекты. Формировать умения работать с информацией (отбирать, анализировать). Личностные: Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Регулятивные: Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. |
Приложение 1.
(Тексты и задания для подгрупп)
- Как красиво на лугу!
Множество цветов и бабочек, порхающих над цветами, создают настроение праздника. Большинство бабочек живёт всего несколько дней, за исключением бабочки монарх, которая может жить до шести месяцев, а осенью совершает перелёты в тёплые страны, как птицы. Самая крупная ночная бабочка в мире — это павлиноглазка. Размах её крыльев более 30 см, и её часто принимают за птицу. У бабочки голубянки - длина переднего крыла всего 6 мм! Это самая маленькая бабочка в мире. (Слайд 16, 17)
Чтобы эту красоту видели все люди, мы не будем рвать цветы, ловить бабочек, потому что от этого страдают и беззащитные живые существа. Мы будем наблюдать, рисовать, фотографировать. Так мы не причиним вреда природе, а узнаем многие её секреты! Давайте беречь эту красоту!
Задание: Прочти текст несколько раз, запомни и перескажи одноклассникам.
2. Красота бабочки в лёгкости и крыльях.
Мы, конечно, не раз наблюдали, как в тёплый летний день порхают над лужайкой лёгкие разноцветные бабочки. Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвал со стебелька ветер и разнёс их по всему свету.
Красота бабочки в лёгкости и её крыльях. Крылья бабочек полностью покрыты мелкими чешуйками, которые представляют собой видоизменённые щетинки. Чешуйки чаще всего бывают плоскими. Если мы поймаем бабочку, то на наших руках остаётся пыльца. Это обламываются и осыпаются щетинки. Крылья бабочки становятся прозрачными, хрупкими, рыхлыми и через них легко проходит воздух. Такие крылья не могут поднять тельце в воздух и удержать там насекомое. Такая бабочка уже не сможет летать, и погибает. (Слайд 18)
Задание: Прочти и перескажи полученную информацию о бабочках товарищам по классу.
- Взаимосвязь растений и бабочек.
Бабочки не могут жить без цветов. А цветам очень плохо без бабочек. Бабочки и другие насекомые перелетают с одного цветка на другой, потому что они питаются сладким нектаром, а иногда и пыльцой, которые находятся внутри цветков. (Слайд 19)
В процессе питания на их лапки и туловище налипает пыльца. И насекомые переносят её с одного цветка на цветок другого растения. Так происходит опыление. Всё это необходимо для того, чтобы у растений начали образовываться плоды, а потом семена. Без опыления не будет ни семян, ни плодов!
Задание: Внимательно прочти текст несколько раз и перескажи друзьям то, что ты узнал.
4. Как определить название бабочки?
Бабочки очень красивые. Люди дали им красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька. Бабочек на земном шаре очень много. Многие названия им даны неслучайно:
1. Лимонница 4. Пестрянка 7. Чернушка
2. Адмирал 5. Голубянка
3. Крапивница 6. Белянка
Иногда мы видим красивую бабочку, но не знаем её названия. Существуют специальные атласы-определители бабочек. Для того чтобы узнать бабочку, её надо запомнить или сфотографировать, а потом найти эту бабочку в атласе.
Задание: Запомните текст и перескажите его своим товарищам. Найдите и покажите в атласе-определителе перечисленных бабочек. (Слайд 20, 21)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...
Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.
Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической картой...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...
Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)
Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...
Технологическая карта урока окружающего мира «Земля на карте» ( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока: «Земля на карте» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представлений о понятии «физическая карта мира»; знакомство с океанами и мат...
Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...