Классный час "По страничкам Законов"
классный час по окружающему миру (3 класс) на тему
На занятии в игровой форме происходит знакомство детей с Конституцией РФ, Конвенция о правах ребенка , Уставом Калужской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas._po_stranichkam_zakonov.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: «По страничкам законов»
Цели:
-дать первоначальные правовые знания;
-воспитывать чувство гражданского долга и ответственности.
Задачи:
- обучающие
· познакомить детей с Конституцией РФ, Конвенция о правах ребенка , Уставом Калужской области;
· учить применять знания в конкретной ситуации;
- развивающие
· развивать умение анализировать, выделять главное;
· развивать речь;
- воспитывающие
· формировать правовую культуру обучающихся;
· формировать умение работать в группе;
· формировать умение отстаивать свою точку зрения.
I. Организационный момент. Вступительное слово.
- Всех приветствую я вас!
Начинаем классный час!
Приглашаю в гости в замок
В распрекрасный город Прав!
Кто хозяйка в этом замке
Отгадайте-ка сейчас!
Слайд 1.
- Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола.
А звали красавицу….(Золушка).
Слайд 2.
- Золушка – главная героиня сказки… («Золушка»), которую написал…
(Шарль Перро).
- Ребята, Золушка отправила вам специальные разноцветные полоски (белого, синего, красного цвета), которые пригодятся нам сегодня. Я предлагаю вам сейчас выбрать по полоске и положить ее на парте.
- А сейчас послушайте фрагмент из сказки « Золушка»:
«…Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали ее сестры в насмешку Золушкой.
Сами они жили в чистоте и довольстве.
Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и золушкины сестры.
Они бросились примерять нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы.
В конце концов приготовления закончились и сестры с матерью отправились на бал.
Золушка же осталась дома и плакала в уголке. Очень уж ей хотелось тоже поехать на бал, да куда там – в таком рваном, испачканном золой платье…»
- Как мачеха и ее дочери обращались к Золушке? (Выслушиваются ответы детей).
- Обзорное знакомство с «Конституцией РФ».
- С детьми порой тоже обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Очень долгое время люди искали ответы на вопросы. И когда нашли их, появились законы, помогающие навести порядок в государстве. Что же такое законы?
Законы – это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство. Эти законы обязаны выполнять все граждане страны.
- Послушайте стихотворение и скажите, вы согласны с таким жизненным девизом, о котором в нем говорится.
Если кто-то без законов
Хочет жизнь свою прожить,
То его, конечно, надо
И лелеять, и хвалить.
Фотографию в газету
Поместить и подписать:
«Он советует законы
Никогда не выполнять».
- Вы согласны с таким жизненным девизом?
- Почему важно соблюдать законы?
Слайд 3
- Как называется основной закон страны? (Конституция РФ.)
Учитель прикрепляет на доску табличку с соответствующей записью.
- Когда мы отмечаем День Конституции? (12 декабря.)
Учитель. Напомню вам, что наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. В Конституции записаны права наших граждан (право на образование, охрану здоровья, отдых, труд и пр.). Кроме прав у граждан России есть и обязанности (сохранять и беречь природу, защищать Родину и пр.)
Только закон и исполнение закона может обеспечить нам порядок. Вот почему, защищая права граждан, государство предусматривает наказание за несоблюдение закона.
- В каком случае можно обойтись без наказаний в государстве? (Если все будут выполнять, соблюдать закон.)
19 статья гласит: «Все равны перед законом и судом»
- Ребята, а вы знаете, что такое суд? ( Ответы детей)
Учитель. Суд – это орган государственной власти, осуществляющий правосудие.
- Что значит, быть равным перед судом? (Это значит, что независимо от того мальчик Вы или девочка, сколько у вас денег, на каком языке вы разговариваете, где живете и т.д., вы все наравне можете защищать свои права в суде)
В статье 29 Конституции сказано, что «Каждому гарантируется свобода мысли и слова».
- Ребята, можно ли утверждать, что все вы одинаковые по характеру, одинаково мыслите, думаете? (Ответы детей)
- Да, вы все разные и, поэтому, никто не может вынуждать вас говорить то, что вы не хотите, так как Конституция гарантирует каждому ребенку право на свободу слова и мысли.
- Мы рассмотрели некоторые законы, прописанные в Конституции, но, кроме того, Закон должен быть внутри нас! Мы сами делаем выбор, по каким законам жить. По законам правды или лжи, добра или зла, чести или бесчестия...
Это происходит в момент, когда каждому из нас приходится делать выбор, как поступить:
• Помочь маме или пойти погулять?
• Делать уроки или побездельничать?
• Обозвать друга, ударить или решить спор по-дружески?
• Сказать правду или промолчать?
Согласитесь, чтобы принять верное решение, нужны и сила воли, и смелость, и уважение к себе! Да-да, прежде всего, к себе, чтобы не уронить своего достоинства.
Совесть человека должна подсказывать, как ему следует поступать, чтобы не нарушать закон, а быть законопослушным гражданином.
Работа в парах.
- Подумайте, какие черты характера помогают быть законопослушным, а какие мешают.
Учитель раздает детям карточки с записью черт характера. Значение слов обсуждается по необходимости. Дети высказывают свое мнение, приводят примеры и т. п.
Черты характера:
• вспыльчивость (-);
• торопливость (-);
• осмотрительность (+);
• аккуратность (+);
• честность (+);
• лживость (-);
• уважение к людям (+)
- Обзорное знакомство с «Конвенцией о правах ребенка».
Слайд 4
Правительства нашей страны и еще 169 стран, 20 ноября 1989г, подписали специальный документ, который должен неукоснительно исполняться - это Конвенция о правах ребенка. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. В Конвенции о правах ребенка учитываются практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. А 20 ноября ежегодно празднуется « Всемирный день ребенка»
IV. Знакомство с правами детей.
- В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Слайд 5.
- Право на жизнь.
- Право на имя при рождении.
- Право на медицинскую помощь.
- Право на образование.
- Право на отдых и досуг.
- Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
- Право свободно выражать свои взгляды.
- Право на свободное перемещение.
- Право на заботу и воспитание родителями.
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
- Скажите, какие из этих прав, были нарушены в сказке «Золушка»? (Право на отдых и досуг. Право на свободное перемещение.)
Слайд 6.
- К кому вы можете обратиться, если нарушаются ваши права?
Слайд 7.
Учитель. Если с ребёнком обращаются жестоко, если возникает опасность для его жизни, то его обязаны защитить: полиция, суд, прокуратура.
- Ребята, а кто еще проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Только ли государство?
- Конечно, это ваши родители. Семья – важная часть общества. Семья для каждого из нас - самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье.
- Ребята, давайте мы послушаем сейчас песню Смешариков «Я имею право» и ответим на вопрос: «О каких правах поется в песне?»
(Просмотр видеоклипа с песней «Я имею право»)
- О каких правах вы услышали в песенке Смешариков?
( О праве на имя, на развитие, на равенство, на заботу, на любовь).
V. Устав Калужской области
Слайд 8.
- Ребята, а слышали ли вы когда-либо об Уставе Калужской области?
- Устав Калужской области утвержден Постановлением Законодательного Собрания Калужской области № 473 от 27 марта 1996 года.
- Скажите, вы знаете, сколько лет Калужской области?
Слайд 9
- В 3-й статье Устава написано, что «Калужская область ведет свою историю с момента образования Калужской губернии по Указу Российской Императрицы Екатерины II от 24 августа 1776 года.
2 –я статья Устава гласит, что «Калужская область является равноправным субъектом РФ»
4-я статья устанавливает, что «Административным центром Калужской области является город Калуга»
- Ребята, а знаете ли вы, что представляют собой флаг и герб РФ? (Выслушиваются ответы детей)
_ Так вот 5-я статья Устава закрепляет, что и «Калужская область имеет собственные символы».
Ученица. Слайд 10
Герб Калужской области является официальным символом Калужской области и представляет собой зеленый щит с серебряным волнообразным поясом, увенчанным исторической императорской короной. Щит увенчан второй короной большего размера, символизирующей в 19 веке статус губернии, и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой.
Ученик. Слайд 11
Флаг Калужской области представляет собой прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: равновеликих верхней и нижней полос красного и зеленого цвета соответственно и средней – серебристого цвета, составляющей одну шестую часть его высоты. В центре красной полосы полотнища размещается изображение золотой императорской короны. Отношение ширины флага и его длины 2:3.
- Устав Калужской области, в своих статьях закрепляет Ваши права и свободы. Таким образом, в ст. 7 написано: «В Калужской области гарантируются права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией РФ. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются главной обязанностью органов государственной власти Калужской области и органов местного самоуправлении. В Калужской области права и свободы человека и гражданина гарантируются и защищаются в равной мере независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств»
-Ребята, как вы думаете: справедливо ли то, что не зависимо от того, мальчик Вы или девочка, богатые Вы или бедные и т.п, Ваши права признаются одинаковыми?
VI. Конкурсная программа “Права и мы»
Слайд 12
- Сейчас, ребята, я вам предлагаю поучаствовать в конкурсе « Права и мы». Для этого вам следует поделиться на три команды. Первая команда это у кого полоски белого цвета, вторая команда у кого полоски синего цвета, а третья команда у кого полоски красного цвета. Так же, вам нужно выбрать руководителя команды и придумать название вашей команды, что бы она была связана с тематикой нашего классного часа.
Слайд 13
1 конкурс «Они нарушили права»
- Разгадав ребус, вы прочитаете имя сказочного героев, который нарушал права.
Слайд 7.
Слайд 14
2 конкурс «Определи, кто из героев сказки лишен следующих прав».
- Выберите одного героя из трех, остальных зачеркните.
Право на жизнь | Золушка Колобок Кот в сапогах |
Право на неприкосновенность жилища | Сестрица Алёнушка Три поросёнка Колобок |
Право на свободный труд | Золушка Красная Шапочка Балда |
Право жить и воспитываться в семье | Морозко Буратино Баба Яга |
Ответы: 1-Колобок, 2 – Три поросенка, 3 – «Золушка», 4 – «Морозко»
3 конкурс «Анаграммы»
Слайд 15.
Н О К Е В Н И Ц Я
Р Д О Т И Е И Л , Г О У С А Р Д Т С О В
И Ж З Н Ь , Р Б О А З О А В И Н Е.
Слайд 16
4 конкурс «Разрешается – запрещается»
1.Куда пойдем мы в воскресенье:
На каток или в кино.
Вот семья вопрос решает
Выбрать мнение одно.
Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.
Слушать мнение ребенка конечно (разрешается).
2.Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
3.С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить –
Это (разрешается).
4.Дитя незаконно похищают,
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
5.Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
6.Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Конечно (запрещается).
7.Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
8.Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
9.Иметь уютный, теплый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить и быть любим
Это ( разрешается)
Слайд 17-19
5 конкурс «Песня о правах»
- Сейчас для вас прозвучат отрывки из любимых детских песен, а вы должны будете сказать, о каких правах в ней идет речь.
«Песня бременских музыкантов» (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) – «Ничего на свете лучше нету…»
(Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.) :
«Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского). (Право на образование.)
«Песенка мамонтенка» (музыка В. Шаинского, слова д. Непомнящей).
(Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию)
Слайд 20-21
6 конкурс Решение «правовых» задач.
- Ответь сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека
Слайд 22
7 конкурс Кроссворд
По горизонтали:
1.Главный Закон страны ( Конституция)
2. На что имеет права ребенок при рождении ( Имя)
По вертикали:
1. На что имеет права каждый ребенок… ( Образование)
Подсчет флажков, чья команда заработала больше очков.
VI. Дети читают стихи/ Слайд 23
1 ученик
Как хорошо, что есть права!
Конвенция нас строго защищает.
И в ней важны нам все права,
Они великой силой обладают.
3 ученик
Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых.
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья
4 ученик
Папа, мама, ты и я-
Называется «Семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!
.
Слайд 24. Дети читают хором
Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
V. Подведение итогов.
- Ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями.
- Скажите, что нового для себя вы узнали на классном часе?
-О каких правах узнали?
-А почему вы должны знать свои права?
- Кто помогает в соблюдении ваших прав?
- Как вы должны относиться к товарищам, чтобы не нарушать их права?
- Существует телефон доверия, по которому вы можете позвонить в любое время, его номер 8-800-2000-122. Вы можете обратиться, когда нарушили ваши права, когда вам нужна помощь.
Рефлексия
-Если вам все сегодня понравилось, и все было ясно поднимите флажок красного цвета.
-А кому тоже было интересно, но некоторые вопросы вам были не понятны, покажите флажок синего цвета.
-А тот, кто хотел бы поговорить со мной один на один, поднимите флажок белого цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Путешествие в страну Законию"
Формирование представления о важнейших законах нашей страны,о правах и обязанностях гражданина России....
Классный час. Тема: «Путешествие в страну Законию».
Классный час. Тема: «Путешествие в страну Законию». Цель: формирование основ нравственно-правового поведения.Задача: побудить детей к сознательному соблюдению правил поведения в обществе....
Путешествие в страну Законию (классный час + презентация)
2 сентября 2013 года был проведен урок Конституции "Путешествие в страну Законию". здесь вы найдете презентацию и разработку классного часа по теме. В процессе работы дети выполняют аппликацию флага Р...
Классный час «Конституция страны – закон нашей жизни. Государственные символы России» в 3-а классе. Конспект занятия и презентация учителя начальных классов МКОУ СОШ№8с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л.П.
Цель: познакомить учащихся 3 класса в доступной форме с Конституцией, с основными правами и обязанностями граждан и символами Российской Федерации.Задачи:Обучающая: формирование пред...
Классный часпо правилам дорожного движения 2 класс "Новые приключения Буратино".
Классный час по правилам дорожного движения "Новые приключения Буратино"....
Классный час «Путешествие в страну Законию»
Цели: - образовательная (закрепление материала по Конвенции прав ребенка, самостоятельное исследование по нарушениям прав ребенка, знание не только своих прав, но и...
Классный часпо правилам дорожного движения во 2 классе на тему "По дороге в школу"
формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения...