Битва на Чудском озере
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Ледовое побоище"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок окружающего мира | 32.54 КБ |
Предварительный просмотр:
БИТВА НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ
Цели: рассказать о битве русских воинов со шведами на Чудском озере; расширять знания учащихся о победах русских войск над шведскими рыцарями; раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского; объяснить, почему Александр Невский стал национальным героем; воспитывать почитание традиций и героических подвигов исторического прошлого своей страны; воспитывать нравственное представление о том, что беззаветное служение Отечеству, выполнение воинского долга – священная обязанность гражданина.
Оборудование: иллюстрации с изображением сражения на Чудском озере; схема Ледового побоища; запись фрагментов кантаты для хора и оркестра «Александр Невский» С. С. Прокофьева.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Слушание рассказов и сообщений учащихся на тему «Русский полководец Александр Невский».
2. Беседа по вопросам:
– Какую тему изучали на прошлом уроке? О чем шла речь на уроке?
– Какая опасность пришла на Русь с северо-запада?
– Как воспринял угрозу Александр Ярославич?
– Как провел бой Александр со шведами?
– Почему новгородцы пригласили Александра на княжение?
– Опишите внешний вид князя.
– Чем были вооружены русские дружинники?
– С кем воевали русские воины на реке Неве?
– Когда произошла битва на реке Неве?
– Чем закончилась Невская битва?
– Выберите, какие из перечисленных на доске черт личности присущи Александру Невскому (учащиеся выбирают нужные слова):
мужественный, решительный, открытый, мстительный, злой, коварный, дальновидный, талантливый, опытный, мудрый, расчетливый, самолюбивый, властный.
– Рассмотрите иллюстрации. Найдите, где чей воин. (Из представленных иллюстраций выбирают воинов: немецких и шведских рыцарей, русских дружинников, монгольских воинов, половецких кочевников.)
3. Выполнение заданий по карточкам.
Карточка 1
Задание. Напиши, что произошло в этом году:
1103 год – ____________________________________________.
1240 год – ____________________________________________.
Карточка 2
Задание. Напиши, что ты знаешь о князе Владимире Мономахе.
4. Слушание фрагментов из кантаты «Александр Невский»
С. С. Прокофьева.
1) Мужской хор «А и было дело на Неве-реке, на Неве-реке, на большой воде».
2) Хор «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой».
III. Формирование новых знаний.
1. Рассказ учителя.
– После победы над шведами в этом же году князь Александр Невский, рассорившись с новгородцами, покинул город. За время его отсутствия произошло немало бед. Немцы перешли в наступление, взяли Изборск, сожгли его и перебили всё население. Псковская рать, направленная против рыцарей, была разбита, вскоре пал и сам Псков.
Вновь звучит в записи хор из оперы «Александр Невский» «Вставайте, люди русские».
– Новгородцы, чувствуя смертельную опасность, сочли за благо просить Александра Ярославича вернуться. Полководец согласился и получил от отца в помощь владимирское войско во главе с младшим братом – князем Андреем Ярославичем. Братья действовали стремительно, был возвращён Псков. Главное столкновение с немецкими рыцарями произошло 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера.
– Запомните эту дату: 1242 год – битва на Чудском озере, это и есть Ледовое побоище.
Это была ранняя весна. Все реки и озёра, а их в новгородских землях очень много, были покрыты подтаявшим льдом. Поэтому Александр Невский решил встретиться в бою с крестоносцами именно на льду Чудского озера. Он хорошо понимал, что в этом случае преимущество будет за его воинами. Закованные в тяжёлые доспехи немецкие рыцари не были готовы биться с русскими воинами на льду озера.
Численность противостоявших друг другу в тот день армий точно не известна. Историки высказывали предположения, что орденское войско состояло из 12–14 тысяч воинов, а ополчение новгородцев насчитывало 15–16 тысяч человек. Рыцари построились «свиньёй» – глубокой колонной, начинающейся тупым клином (в ходе рассказа на доске учитель рисует схему или на заранее нарисованной схеме показывает расположение войск на льду Чудского озера).
– Рассмотрите схему Ледового побоища. Какое преимущество было у русских войск? Для чего Александр оставил засадный полк? Как он им воспользовался?
Словарная работа: фланг.
– Подобное построение позволяло тяжеловооружённой рыцарской кавалерии наносить буквально таранный удар по неприятелю, взламывая его боевые порядки. В данном случае оно оказалось самоубийственным. Пока передовые отряды рыцарей пробивались через плотный строй новгородской пехоты, лучшие силы русских – княжеские дружины – не трогались с места. Наконец, когда немцы утомились и прочно увязли в пехотных полках, по флангам их колонны ударили дружинники, смешивая ряды неприятеля и сокрушая его построение. «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью».
В память народную это сражение вошло как «Ледовое побоище». Не только от разящих ударов русского оружия погибали немецкие рыцари. Ненадёжный весенний лёд не выдерживал тяжести закованных в железные латы крестоносцев. Многие из них утонули в ледяной воде Чудского озера.
2. Просмотр отрывков из кинофильма «Александр Невский».
Перед просмотром фильма учитель знакомит учащихся с вопросами (на доске):
– Каковы цели немецких рыцарей?
– Сравните состав и вооружение немецких и русских воинов.
– Каким было построение войск немецких рыцарей?
– Как расположил свои войска Александр Невский?
– Почему русские одержали победу?
– В чем выразился полководческий талант Александра Невского?
3. Работа по тексту учебника.
– Прочитайте текст «Битва на Чудском озере» (учебник, с. 125–126).
– Почему Александр Невский дал бой на льду озера?
– Какую роль сыграл засадный полк в ходе боя?
– Почему битва на Чудском озере названа Ледовым побоищем?
– Какое значение имела победа русских? (Значение победы над немецкими и шведскими рыцарями было огромно. Русские воины спасли русских людей от порабощения, они остановили рыцарей.)
– Рассмотрите репродукцию картины и иллюстрации Ледового побоища.
Физкультминутка
IV. Закрепление изученного материала.
Ответы на вопросы:
– С кем воевали новгородцы в 1242 году?
– Под каким названием вошла в историю битва с немецкими рыцарями?
– Где проходило Ледовое побоище? Почему так называется эта битва?
– Как построили свои войска немецкие рыцари?
– Как построил свои войска Александр Невский?
– Чем закончилась эта битва?
– Почему русские победили?
V. Итог урока.
– Чем вам понравился князь Александр Ярославич?
– Что нового вы можете добавить к рассказу об Александре Невском?
– Какое значение имела победа русских в Ледовом побоище?
– После победы на Чудском озере Папа Римский решил не силой оружия, а убеждением заставить новгородские земли встать под власть Католической церкви. Папа прислал послов к Александру Невскому с предложением добровольно подчинить русскую церковь Риму. Но Александр Невский отказался. Как этот поступок характеризует Александра Невского?
Учитель комментирует ответы, объявляет оценки за урок; учащиеся задают интересующие их вопросы по теме, записывают домашнее задание.
Домашнее задание: подготовить сообщение Ледовом побоище, нарисовать шведских рыцарей-крестоносцев и русских воинов-дружинников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Тайны Кравцова озера"
Исследовательская работа " Тайны Кравцова озера", ученика Коленкова Даниила заняла 1 место в городе исследовательских проектов. Полную работу с презентацией Вы можете скачать на моем персональном сайт...
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб
Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...
Александр Невский. Битва на Чудском озере
Один из уроков по окружающему миру в 4 классе по УМК "Перспективная начальная школа". В презентации имеется материал на повторение изученного материала с самопроверкой, изучение нового материала...
Битва на Чудском озере.
Урок окружающего мира для 4 класса по программе Школа XXI век...
Курская дуга. Битва за Москву. Сталинградская битва. Блокада.
Данные презентации относятся к уроку в 4 классе "Героические страницы истории нашей Родины"...
Презентация к уроку по окружающему миру в 4-ом классе по теме "Битва на Чутском озере"
Цели урокаРаскрыть историческое значение битвы на Чудском озере.Закрепить навыки работы с планом и картой.План урокаАктуализация знанийРабота с картойИзучение нового материалаВыводы и исторические уро...