Битва на Чудском озере
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Ледовое побоище"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок окружающего мира32.54 КБ

Предварительный просмотр:


                             БИТВА НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ

Цели: рассказать о битве русских воинов со шведами на Чудском озере; расширять знания учащихся о победах русских войск над шведскими рыцарями; раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского; объяснить, почему Александр Невский стал национальным героем; воспитывать почитание традиций и героических подвигов исторического прошлого своей страны; воспитывать нравственное представление о том, что беззаветное служение Отечеству, выполнение воинского долга – священная обязанность гражданина.

Оборудование: иллюстрации с изображением сражения на Чудском озере; схема Ледового побоища; запись фрагментов кантаты для хора и оркестра «Александр Невский» С. С. Прокофьева.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Слушание рассказов и сообщений учащихся на тему «Русский полководец Александр Невский».

2. Беседа по вопросам:

– Какую тему изучали на прошлом уроке? О чем шла речь на уроке?

– Какая опасность пришла на Русь с северо-запада?

– Как воспринял угрозу Александр Ярославич?

– Как провел бой Александр со шведами?

– Почему новгородцы пригласили Александра на княжение?

– Опишите внешний вид князя.

– Чем были вооружены русские дружинники?

– С кем воевали русские воины на реке Неве?

– Когда произошла битва на реке Неве?

– Чем закончилась Невская битва?

– Выберите, какие из перечисленных на доске черт личности присущи Александру Невскому (учащиеся выбирают нужные слова):

мужественный, решительный, открытый, мстительный, злой, коварный, дальновидный, талантливый, опытный, мудрый, расчетливый, самолюбивый, властный.

– Рассмотрите иллюстрации. Найдите, где чей воин. (Из представленных иллюстраций выбирают воинов: немецких и шведских рыцарей, русских дружинников, монгольских воинов, половецких кочевников.)

3. Выполнение заданий по карточкам.

Карточка 1

Задание. Напиши, что произошло в этом году:

1103 год – ____________________________________________.

1240 год – ____________________________________________.

Карточка 2

Задание. Напиши, что ты знаешь о князе Владимире Мономахе.

4. Слушание фрагментов из  кантаты  «Александр  Невский»
С. С. Прокофьева.

1) Мужской хор «А и было дело на Неве-реке, на Неве-реке, на большой воде».

2) Хор «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой».

III. Формирование новых знаний.

1. Рассказ учителя.

– После победы над шведами в этом же году князь Александр Невский, рассорившись с новгородцами, покинул город. За время его отсутствия произошло немало бед. Немцы перешли в наступление, взяли Изборск, сожгли его и перебили всё население. Псковская рать, направленная против рыцарей, была разбита, вскоре пал и сам Псков.

Вновь звучит в записи хор из оперы «Александр Невский» «Вставайте, люди русские».

– Новгородцы, чувствуя смертельную опасность, сочли за благо просить Александра Ярославича вернуться. Полководец согласился и получил от отца в помощь владимирское войско во главе с младшим братом – князем Андреем Ярославичем. Братья действовали стремительно, был возвращён Псков. Главное столкновение с немецкими рыцарями произошло 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера.

– Запомните эту дату: 1242 год – битва на Чудском озере, это и есть Ледовое побоище.

Это была ранняя весна. Все реки и озёра, а их в новгородских землях очень много, были покрыты подтаявшим льдом. Поэтому Александр Невский решил встретиться в бою с крестоносцами именно на льду Чудского озера. Он хорошо понимал, что в этом случае преимущество будет за его воинами. Закованные в тяжёлые доспехи немецкие рыцари не были готовы биться с русскими воинами на льду озера.

Численность противостоявших друг другу в тот день армий точно не известна. Историки высказывали предположения, что орденское войско состояло из 12–14 тысяч воинов, а ополчение новгородцев насчитывало 15–16 тысяч человек. Рыцари построились «свиньёй» – глубокой колонной, начинающейся тупым клином (в ходе рассказа на доске учитель рисует схему или на заранее нарисованной схеме показывает расположение войск на льду Чудского озера).

– Рассмотрите схему Ледового побоища. Какое преимущество было у русских войск? Для чего Александр оставил засадный полк? Как он им воспользовался?

Словарная работа: фланг.

– Подобное построение позволяло тяжеловооружённой рыцарской кавалерии наносить буквально таранный удар по неприятелю, взламывая его боевые порядки. В данном случае оно оказалось самоубийственным. Пока передовые отряды рыцарей пробивались через плотный строй новгородской пехоты, лучшие силы русских – княжеские дружины – не трогались с места. Наконец, когда немцы  утомились и прочно увязли в пехотных полках, по флангам их колонны ударили дружинники, смешивая ряды неприятеля и сокрушая его построение. «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью».

В память народную это сражение вошло как «Ледовое побоище». Не только от разящих ударов русского оружия погибали немецкие рыцари. Ненадёжный  весенний  лёд  не  выдерживал  тяжести  закованных  в  железные латы крестоносцев. Многие из них утонули в ледяной воде Чудского озера.

2. Просмотр отрывков из кинофильма «Александр Невский».

Перед  просмотром  фильма  учитель  знакомит  учащихся  с  вопросами (на доске):

– Каковы цели немецких рыцарей?

– Сравните состав и вооружение немецких и русских воинов.

– Каким было построение войск немецких рыцарей?

– Как расположил свои войска Александр Невский?

– Почему русские одержали победу?

– В чем выразился полководческий талант Александра Невского?

3. Работа по тексту учебника.

– Прочитайте текст «Битва на Чудском озере» (учебник, с. 125–126).

– Почему Александр Невский дал бой на льду озера?

– Какую роль сыграл засадный полк в ходе боя?

– Почему битва на Чудском озере названа Ледовым побоищем?

– Какое значение имела победа русских? (Значение победы над немецкими и шведскими рыцарями было огромно. Русские воины спасли русских людей от порабощения, они остановили рыцарей.)

– Рассмотрите  репродукцию  картины  и  иллюстрации  Ледового  побоища.

 Физкультминутка

IV. Закрепление изученного материала.

 Ответы на вопросы:

– С кем воевали новгородцы в 1242 году?

– Под  каким  названием  вошла  в  историю  битва  с  немецкими  рыцарями?

– Где проходило Ледовое побоище? Почему так называется эта битва?

– Как построили свои войска немецкие рыцари?

– Как построил свои войска Александр Невский?

– Чем закончилась эта битва?

– Почему русские победили?

V. Итог урока.

– Чем вам понравился князь Александр Ярославич?

– Что нового вы можете добавить к рассказу об Александре Невском?

– Какое значение имела победа русских в Ледовом побоище?

– После победы на Чудском озере Папа Римский решил не силой оружия,  а  убеждением  заставить  новгородские  земли  встать  под  власть Католической церкви. Папа прислал послов к Александру Невскому с предложением добровольно подчинить русскую церковь Риму. Но Александр Невский отказался. Как этот поступок характеризует Александра Невского?

Учитель комментирует ответы, объявляет оценки за урок; учащиеся задают  интересующие  их  вопросы  по  теме,  записывают  домашнее задание.

Домашнее задание: подготовить сообщение Ледовом побоище,  нарисовать  шведских  рыцарей-крестоносцев  и  русских  воинов-дружинников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Тайны Кравцова озера"

Исследовательская работа " Тайны Кравцова озера", ученика Коленкова Даниила заняла 1 место в городе исследовательских проектов. Полную работу с презентацией Вы можете скачать на моем персональном сайт...

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб

Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...

Александр Невский. Битва на Чудском озере

Один из уроков по окружающему миру в 4 классе по УМК "Перспективная начальная школа". В презентации имеется материал  на повторение изученного материала с самопроверкой, изучение нового материала...

Битва на Чудском озере.

Урок окружающего мира для 4 класса по программе Школа XXI век...

Курская дуга. Битва за Москву. Сталинградская битва. Блокада.

Данные презентации относятся к уроку в 4 классе "Героические страницы истории нашей Родины"...

Презентация к уроку по окружающему миру в 4-ом классе по теме "Битва на Чутском озере"

Цели урокаРаскрыть историческое значение битвы на Чудском озере.Закрепить навыки работы с планом и картой.План урокаАктуализация знанийРабота с картойИзучение нового материалаВыводы и исторические уро...