Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Какая бывает промышленность?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок окружающего мира в 3 клаасе по теме "Какая бывает промышленность. УМК "Школа России". Урок разработан с использованием кейс-технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakaya_byvaet_promyshlennost.docx | 42.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира
Технологическая карта урока окружающего мира
Тема: «Какая бывает промышленность»
Класс: 3 класс, УМК «Школа России».
Место урока в образовательном процессе
Урок по теме: «Какая бывает промышленность» проводится для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. М.: Просвещение, 2015г.
Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника « Чему учит экономика».
Цель: познакомить с отраслью экономики – промышленностью.
Образовательные задачи: (предметные результаты):
-познакомить с важнейшей отраслью экономики – промышленностью;
-учить различать продукцию каждой отрасли промышленности;
Развивающие задачи: (метапредметные результаты):
Познавательные:
-извлекать информацию из разных источников, анализировать её и делать выводы;
-соотносить продукцию с отраслью, выявлять взаимосвязь отраслей, изучить информацию о предприятиях Санкт-Петербурга.
Регулятивные:
- формулировать выводы по теме урока, отвечать на итоговые вопросы;
- формировать адекватную самооценку.
Коммуникативные:
-развивать в ходе групповой работы коммуникативные навыки;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
-самостоятельно систематизировать знания;
-развивать устную речь.
Тип урока: урок «открытия новых знаний»;
Оборудование: карточки с названиями отраслей промышленности, учебник А.А. Плешаков 3 класс с.60 – 63, рабочая тетрадь с. 38 – 41, кейсы с материалами по теме урока.
№ п.п | Этап урока | Содержание урока (деятельность учителя) | Деятельность ученика | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||
I | Организационный момент | Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем. Думаю, сегодня на уроке нас ждёт много нового и интересного, поэтому настройтесь на плодотворную и творческую работу. Присаживайтесь. | Эмоционально настраиваются на работу. | Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке. | ||||||||||||||||||||||||||||||
II | Повторение пройденного материала Фронтальный опрос | – Какую большую тему мы изучаем? - Что такое экономика? - Как называются части экономики? - С какими отраслями мы уже познакомились? - Чем занимается растениеводство? - Животноводство, растениеводство к какой части экономики относятся эти отрасли? | слушают учителя; участвуют в диалоге; Экономика Хозяйство, правила ведения хозяйства Отрасли Растениеводство, животноводство Разведением зерновых культур, бахчевых культур, овощей, прядильных культур… Разведением животных Сельское хозяйство | вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное) | ||||||||||||||||||||||||||||||
III | Постановка учебной задачи | - Мы с вами сегодня будем говорить о промышленности. - Прочитайте тему урока на доске. | «Какая бывает промышленность?» | |||||||||||||||||||||||||||||||
IV | Решение учебной задачи | - Я принесла вам некоторые предметы (мыло, хлеб, тетрадь, ручка, варежки…) Для создания всех этих предметов и многих других существует промышленность. - Промышленники, как и люди, работающие в сельском хозяйстве, разделились на отрасли, которые специализируются на чём-то одном. Что же это за отрасли? Какова их роль в экономике? Какую продукцию они производят? Предлагаю вам ответить на эти вопросы. | устанавливают закономерности; определяют цели
узнают новую информацию; | самоопределение; целеполагание; сохранять учебную цель и задачу; ориентироваться в учебниках и дополнительной литературе по теме урока | ||||||||||||||||||||||||||||||
V | Знакомство с новым материалом | Для работы мы создали 4 творческие группы, и каждая группа будет работать над своим вопросом в рамках рассматриваемой сегодня темы. Каждая группа на определенном раунде будет работать в определенной ролевой позиции:
-Отмечать в выступлении все положительное.
-Отмечать в выступлении все отрицательное.
- Оценивать работу групп исследователей, оптимистов и критиков.
В конце урока поведем итоги. Напоминаю вам о 10-ти бальной оценочной шкале и обращаю ваше внимание на таблицу, в которой есть графа – штрафы. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими словами вести себя некорректно по отношению к другим товарищам. 1 раунд: Выступление первой группы. (Исследователи) Вопрос: Какова роль добывающей промышленности и электроэнергетики в экономике? Выступление группы.
Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления. 2 раунд: Выступление второй группы. Вопрос: Какова роль металлургии и машиностроения в экономике? Выступление группы. Выступление закончено. Меняются ролевые позиции. 3 раунд: Выступление третьей группы. Вопрос: Что производит электронная и химическая промышленность? Выступление группы. Выступление закончено. Меняются ролевые позиции. 4 раунд: Выступление четвертой группы. Вопрос: Что производит лёгкая и пищевая промышленность? Выступление группы. Выступление закончено. Заполняем таблицу, считаем очки. (Запись на доске)
Победившая группа – молодцы! | выполняют задание; работают с текстом; используют различные приёмы: анализ, синтез, обобщение; делают вывод о целесообразности проделанной работы; обсуждают в группах продукт совместной работы; Добывающая промышленность Люди, работающие в этой отрасли добывают полезные ископаемые. - Какое полезное ископаемое я сейчас покажу? (каменный уголь) - Где его добывают? (в шахтах) -Какое полезное ископаемое находится в жидком состоянии? (нефть). - При помощи чего добывают нефть? (буровых установок) Какие полезные ископаемые добывают в карьерах в нашей местности? (песок, глина) Люди каких профессий работают в добывающей промышленности? (шахтёр, нефтяник) А с каким полезным ископаемым мы встречаемся дома на кухне? (природный газ) Какие правила безопасности надо помнить? Наша планета богата полезными ископаемыми, но как бы она не была богата природными ресурсами, мы должны помнить о бережном отношении к ним, экономно расходовать и помнить о будущих поколениях Электроэнергетика Название этой отрасли можно собрать из 2 слов: электричество и энергетика.
-Для чего оно нужно? (работают электрические приборы) -Но если электричество использовать необдуманно, оно может принести вред. Скажите, какие правила безопасности необходимо соблюдать. - Чтобы у нас с вами было в доме электричество существуют электростанции. Оптимисты: Дети выступали очень организованно. Выделили главное. Рассказали о роли добывающей промышленности и электроэнергетики в экономике. Чётко сформулировали вывод. Критики: Ребята не указали, что в СПб есть предприятия, относящиеся к электроэнергетике (ЛАЭС). Эксперты: К сказанному мы хотим добавить, что ребята убедительно, чётко говорили, было интересно слушать. Мы думаем, что выступление было бы более интересным, если бы ребята привели примеры из жизни. Исследователям ставим 9 баллов. Оптимистам ставим 9 баллов. Критикам – 10 баллов. Меняются ролевые позиции. Металлургия - Что могут производить металлурги? (металлы) Железные предметы окружают нас повсюду. Металлы, как правило, твёрдые вещества, имеющие “металлический” блеск. Но есть и жидкие металлы. Показать градусник. - Где здесь металл? Это ртуть. Пары ртути очень вредны для здоровья. Если вы дома случайно разобьёте ртутный градусник, необходимо аккуратно спринцовкой собрать шарики ртути и сдать их в ближайшее медучреждение. В земной коре встречается около 70 металлов. Почти все металлы “работают” на человека. Главный металл труженик - железо. Самый лёгкий металл – алюминий. Это самый распространённый металл. Его в два раза больше, чем железа. Из алюминия делают детали для космических кораблей, морских и речных кораблей, строят самолёты, делают ложки, вилки и провода. Чистого железа в природе не существует, т.к. оно всегда с примесями. Такие соединения называют железной рудой. Руду выплавляют в доменных цехах металлургических заводов. Здесь же получают чугун. Это достаточно хрупкий металл. Поэтому чугун варят в доменных печах с некоторыми добавками и получают из него сталь. А вот золото, серебро, платина находятся в земле сами по себе. Из них люди делают ювелирные изделия, т.к. они не теряют свой блеск, и поэтому их называют “благородными” металлами. С этими и ещё со многими другими металлами работают металлурги. Машиностроение - Вы ошибаетесь, если думаете, что машиностроение выпускает только машины. Машиной мы можем назвать вертолёт и комбайн, ткацкий станок и пылесос, велосипед и электробритву – это всё машины. Машинами называют все устройства, которые выполняют работу, полезную человеку. Причём главную операцию должна делать машина, а человек только управляет ею. Есть ещё информационные машины, которые помогают нам считать, собирать информацию. - А какие машины есть у вас дома? Каждая группа работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления. Электронная промышленность (учебник стр.61) Химическая промышленность Связана с химией. Химия- это наука о веществах. Химическая промышленность производит множество веществ, которые используются в быту и хозяйстве страны: соду, стиральные порошки, моющие средства, пластмассы, резину, удобрения, лаки, краски и многое другое. - Какие вещества химической промышленности у вас есть дома? Раньше люди красили одежду красками, которые добывали из растений и животных. Сейчас одежду красят искусственными красителями. Химическая промышленность даёт нам не только синтетический каучук, искусственные волокна, краски, но и разные минеральные удобрения, которые используют ваши мамы и бабушки на дачах для хорошего роста растений. Профессии: химики, технологи. В нашем городе многим известна компания «Невская Косметика». На сегодняшний день она входит в тройку сильнейших компаний-производителей косметики на российском рынке. Россияне любят продукцию «Невской косметики» за высокое качество, верность традициям и доступную цену. Почти каждый россиянин знает зубную пасту — «Новый Жемчуг» — со всеми ее многочисленными разновидностями. По данным исследований, эта паста обгоняет по объему продаж широко разрекламированные импортные марки.
Каждая группа работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления. Легкая промышленность Она производит ткани, одежду, обувь. Бывают ткани растительного происхождения, животного происхождения и искусственного происхождения. (Показ ткани) - Где же работают люди легкой промышленности? (на фабриках) У нас в городе есть обувная фабрика «Скороход», которая выпускает удобную детскую обувь. Обувь пользуется устойчивым спросом благодаря высокому качеству и приемлемой цене. Пищевая промышленность занимается производством продуктов питания. Почему мы так одеты? (Передник, шапочка..) - Не случайно мы так оделись. На тех предприятиях, которые выпускают продукты, предъявляют высокие требования к чистоте. Чистой должна быть одежда работников (на белой ткани сразу видна грязь), у них должен быть головной убор, чтобы волосы случайно не попали в продукцию. Все, кто работает в пищевой промышленности регулярно проходят медицинский осмотр, врачи проверяют их состояние здоровья. И, разумеется, оборудование должно быть чистым и исправным. - Люди разных профессий работают в пищевой промышленности. Это -кондитеры, технологи, упаковщики… У нас в городе уже почти 50 лет работает «Пискаревский молочный завод», известный всем своим логотипом с клевером. Завод является ведущим производителем молока, молочных продуктов и твороженных изделий в Санкт-Петербурге. На улице Ольги Форш находится хлебозавод Хлебный дом, выпускающий различные хлебобулочные изделия. Каждая группа работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления. | дополнять и расширение свои знания; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; | ||||||||||||||||||||||||||||||
VI | Включение новых знаний в систему и повторение | контролируют и устраняют ошибки в задаче; осуществляют поиск ответа на вопрос; | умение применять знания в другой учебной ситуации; умение воспринимать текстовую информацию; | |||||||||||||||||||||||||||||||
VII | Рефлексия деятельности | – На какой вопрос мы искали ответ на уроке? А сейчас каждый оценит себя, свою работу в группе, заполнив лист оценивания. Спасибо за урок! Домашнее задание 1. Учебник: прочитать текст на с. 60—63. 2. Рабочая тетрадь: № 1,2,3 (с.38-39). | подводят итоги урока, анализируют свою деятельность на предмет достижения целей урока. | понимание успешности деятельности; адекватное восприятие оценки учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные
урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные по УМК "Перспектива"...
Конспект урока окружающего мира.2 класс.Какие бывают животные.
Знакомство с различными группами животных и интересными фактами из их жизни....
Какие бывают птицы. Презентация к уроку окружающего мира. 1 класс
Презентация знакомит учащихся с разнообразием птиц, их значением в природе, способствует развитию познавательных интересов, воспитанию бережного отношения ко всему живому....
Урок окружающего мира 2 класс по теме: «Какие бывают растения»
На уроке дается первичное представление о многообразии растений и их классификация. Для активизации детей применяется презентация....
Урок окружающего мира 1 класс Какой бывает вода?
Урок окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века", урок способствует развитию учебно-познавательного интереса к новому материалу на основе формирования навыков групповой работы....
урок окружающего мира 2 класса "Какие бывают растения"
формировать представление о многообразии растений, умение группировать их; познакомить с некоторыми конкретными представителями каждой группы, встречающимися в родном крае; учить распознавать их....
Урок окружающего мира 2 класс "Какие бывают животные"
Конспект урока и перезентация к уроку....