Урок окружающего мира по теме "Какие бывают растения".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Александра Владимировна Коротеева

Урок окружающего мира по теме "Какие бывают растения". 2-й класс

Цели урока:

·        познакомить учащихся с разнообразием растений (дерево, кустарник, трава);

·        научить детей различать травянистые и древесные формы растений, классифицировать их по группам;

·        воспитывать бережное отношение к живой природе.

 

Форма проведения: работа в группах, парах, фронтальная работа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме "Какие бывают растения". 2-й класс

Коротеева Александра Владимировна, учитель начальных классов

Цели урока:

  • познакомить учащихся с разнообразием растений (дерево, кустарник, трава);
  • научить детей различать травянистые и древесные формы растений, классифицировать их по группам;
  • воспитывать бережное отношение к живой природе.

Задачи урока: 

  • формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
  • развивать мышление, воображение, память, связную речь;
  • воспитывать чувство взаимопомощи при работе в паре;
  • реализовывать творческие способности школьников.

Предполагаемые личностные и метапредметные результаты: 

  • овладение навыками сравнения, по результатам наблюдения формулировать выводы в соответствии с целями и задачами;
  • формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • развитие навыков сотрудничества;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Форма проведения: работа в группах, парах, фронтальная работа.

Формируемые  УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цель урока, планировать своё учебное действие в соответствии с поставленной задачей, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной (схематической) форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в собственной системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: диалог, постановка проблемы

Педагогические технологии:

  • проблемно-диалогического обучения,
  • деятельностного метода обучения,
  • развития критического мышления.

Методы  обучения: 

  • диалогический,
  • исследовательский
  • метод  «Фишбоун» (Д. Баланка)

Оборудование: индивидуальные карточки (Приложение 1), карточки для работы в парах (Приложение 2, Приложение 3), презентация PowerPoint (Приложение 4).

ХОД УРОКА

I. Вызов

Ребята, посмотрите на картинки на слайде (Слайд 2). Что вы видите?  (Разные растения)
– Предположите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
 (О растениях)
У каждого из вас карточки, которую вы заполните в течение урока (Приложение 1)
– А что знаете вы по этой теме нашего урока? Какие бывают растения?
Учащиеся вспоминают информацию, которой они владеют по данной теме, и заполняют первую часть таблицы (Знаю).
 – А что бы вы хотели узнать о растениях?

Учитель предлагает детям высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать по данной теме.
Учащиеся заполняют вторую часть таблицы (Хочу узнать).

Данное задание может выполняться индивидуально, в парах, в группах.
Заполнение третьего столбца таблицы (Узнал) предполагается на стадии рефлексии в конце урока.

              Знаю             

              Хочу узнать             

              Узнал             

 

 

 

 

 

 

II. Осмысление содержания

Этап ознакомления с новым материалом. Работа в паре с карточками (Приложение 2)

Действия учителя

Действия учащихся

ИКТ

1. Наблюдение за многообразием растений 

– Назовите растения, которые вы видите на слайдах.
– Чем похожи все растения? Что общего у разных растений?

 – А чем отличаются?

 – У всех растений есть корень, стебель (или ствол), листья, цветки, могут быть плоды с семенами.
– Некоторые большие растения (деревья) имеют стволы. А у маленьких растений (у травы) вместо стволов мягкие стебли. Интересно смотреть на кусты: у них много стволов, только стволы эти тонкие.

Слайды № 2, 3.

2. Оформление схемы 

Постановка проблемного вопроса.

– В какие группы можно распределить разные растения?
Составим и заполним следующую схему о разновидностях растений. Схема наша очень похожа на скелет рыбы.
В голове рыбы запишем проблему, которую мы будем решать на уроке.

 

Оформление схемы:
– Какие бывают растения? (голова).

 

Слайд  № 4.

Слайд  № 5.

Решение поставленной проблемы

– На какие три  группы можно разделить всё многообразие растений?
– Напишем название этих групп на верхних косточках.

– Какие растения относятся к деревьям?
– Кто догадался, как проверить, что данное растение – дерево?
– Чем отличается дерево от остальных растений?
– Запишем это на соответствующей нижней косточке.

Приведите примеры.

– Что такое кустарники?
– Что можно сказать
о кустарнике?

 

 

Приведите примеры.

А есть такие растения, у которых нет стволов. Как поступить в этом случае? К какой группе отнести эти растения? Что можете сказать о растениях-травах?

Приведите примеры.

Физкультминутка.  Игра на внимание: «Не ошибись».

Учитель поочередно называет 3 слова: деревья, кустарники, травы. Дети на каждое слово выполняют определённые упражнения:

  • деревья – прыжок вверх;
  • кустарники – руки в стороны;
  • травы – приседание.

Слова называются всё быстрее и в разном порядке.

 

– Травы, кустарники, деревья.

Оформление схемы: верхние кости

 – У деревьев есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки.
Оформление схемы: нижняя косточка
запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров (названия деревьев).

Сосна, ель, берёза, клён…

Кустарник имеет не один ствол, а много стволов.
Постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволы. 

Оформление схемы:
нижняя косточка
запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров (названия кустарников).

Смородина, шиповник, малина, калина…

 – Травы имеют мягкие зеленые стебли. Травы живут меньше, чем деревья и кустарники.

 

Подорожник, душица, ромашка, лютики…

 

 

Слайд  № 6.

Слайд  № 7.

 

Слайд № 8.

 

 

 

 

Слайд № 9.

 

 

Слайды № 10, 11.

3. Вывод

 – Ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Какие бывают растения?
– На какие группы мы разделили  растения?

 – Какой вывод сделаем?

 – Запишем вывод в хвосте рыбы.
У каждой пары учеников карточка с изображением рыбьего скелета будет заполнена (Приложение 3)

 – Ребята, а какую роль как представители живой природы выполняют растения? И какое значение растения имеют для человека?

 Деревья, кустарники, травы.

 

 

Чтобы определить, к какой группе относится растение, надо определить его главный отличительный признак: вид ствола (если он есть).

Слайд № 12.

III. Рефлексия: 

Анализ полученной информации.
Заполнение третьего столбца таблицы «Узнал» (
Приложение 1).

– Сегодня я узнал (а)…
– Было интересно…
– Было трудно….
– Теперь я могу…

Самооценка работы в паре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Разнообразие растений"

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Разнообразие растений" 3 класс...

Презентация к уроку окружающего мира на тему:"Разнообразие растений"

Презентация составлена к уроку окружающего мира для учащихся 1 класса...

КОНСПЕКТ УРОКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА) ТЕМА: «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»

ЗадачиОбразовательные задачи:1) Обобщить знания учащихся о растениях.2) Познакомить учащихся с группами растений: деревья, кустарники, травы.3) Познакомить учащихся со своеобразием нескольких ра...

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Растения зимой"

презентация к  уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Растения зимой" УМК "Гармония"...

Урок окружающего мира. Тема: Какой бывает транспорт. 2 класс (УМК "Школа России")

Урок окружающего мира во 2 классе, на котором систематизируются и расширяются знания детей о разнообразии и видах транспорта....

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Какая бывает промышленность"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: формирование представлений о промышленности как с отрасли экономики.Задачи урокаДидактические:Познакомить с отраслями промышленности;Научить...