Конспект урока окружающего мира в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Зуева Екатерина Михайловна

Тема: «Явления природы»

Тип урока: урок открытия нового знания

Класс: 1 класс.

Дата проведения:

Основное содержание темы:  Всё, что происходит вокруг нас в природе (дождь, снег, град, туман, гроза и др.),- явления природы. Они зависят от времени года, погоды, особенностей той или иной местности.

Цель: создать условия для развития умения выделять и обобщать признаки  явлений природы.

Задачи:

  • Создать условия для систематизации знаний о временах года и явлениях природы.
  • Способствовать развитию образной речи, наблюдательности, памяти, развивать умения анализировать произведения различных видов искусства.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yavleniya_prirody.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI  века

Тема: «Явления природы»

Тип урока: урок открытия нового знания

Класс: 1 класс.

Дата проведения:

Основное содержание темы:  Всё, что происходит вокруг нас в природе (дождь, снег, град, туман, гроза и др.),- явления природы. Они зависят от времени года, погоды, особенностей той или иной местности.

Цель: создать условия для развития умения выделять и обобщать признаки  явлений природы.

Задачи:

  • Создать условия для систематизации знаний о временах года и явлениях природы.
  • Способствовать развитию образной речи, наблюдательности, памяти, развивать умения анализировать произведения различных видов искусства.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде.

Планируемые результаты:

Предметные

УУД

научатся выделять и обобщать признаки, явления природы (дождь, снег, град, туман, гроза и др.), кратко характеризовать сезонные изменения.

личностные УУД - вызвать интерес к учебной деятельности; развивать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость; самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру

регулятивные УУД-  предвидеть возможность получения конкретного результата при выполнении исследовательской деятельности; контролировать свои действия; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

познавательные УУД- учиться выдвигать предположения, использовать полученные знания о явлениях природы для решения задач творческого характера.

коммуникативные УУД – учиться слушать друг друга, обмениваться мнениями, строить понятные, логические речевые высказывания, формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Межпредметные связи: музыка, ИЗО.

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесный.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах и парах.

Ресурсы: 

- основные

Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений : 2ч. Ч .1 / Н.Ф. Виноградова – 4 –е изд., дораб. – М. : Вентана –Граф, 2015. – 96 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)

- дополнительные

Окружающий мир:1класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Ф.Виноградова.-5-е изд., перераб.-М: Вентана-Граф,2014.- 96 с.: ил.- (Начальная школа XXI века) - Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения/ Н.Ф Виноградова .-2-е изд.,доп.- М.:Вентана-Граф,2015.368 с.:ил. -( Начальная школа XXI века);

Презентация, репродукция картины, аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года»,  карточки для условных изображений явлений природы, цветные карандаши, кружки 4 цветов, 4 листа формата А3, карточки с изображений явлений природы, клей.

Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

I.

Организационный этап (мотивации к учебной деятельности)

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Проверьте готовность рабочего места к уроку. У кого все в порядке скажите себе: «Молодец»

Повернитесь друг к другу и подарите улыбку. Тихо садитесь.

Прозвенел опять звонок,

Третий уж у нас урок.

Вспоминаем о природе,

О погоде, непогоде.

Руки все на локоток,

Начинается урок.

Проверка рабочего места.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные:

-самоопределение.

II.

Актуализация знаний

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- Ребята, какой у нас сейчас урок?

 – Что значит «окружающий мир»?

 – Расскажите друг другу: чем мы занимаемся на уроках окружающего мира?

– О чем мы должны помнить на каждом уроке?


– Чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе?

 – Вот мы с вами поставили задачи на урок.

 (Урок окружающего мира)

(Природа, человек, все что сделано руками человека)

(Отвечаем на вопросы, составляем рассказы, рисуем схемы)

(На каждом уроке мы должны узнать что-то новое.)

(Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь, анализировать.)

Речевая разминка

Работа в парах

Фронтальная работа

Коммуникативные:

 -умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

III.

Подготовка к активному восприятию и усвоению материала, постановка проблемы

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

– Ночью мне приснился сон, будто проснулась я, вышла на улицу и остолбенела. Слева от меня береза роняла свой яркий желтый наряд, справа  – снеговик с носом-морковкой стоит среди сугробов, а прямо передо мной – огромная, яркая радуга раскинула свой мост, озорные мальчишки пускают кораблики по весёлому ручейку.

От неожиданности я проснулась.

– Что меня удивило?

– Почему все это не может происходить в одно время?

– От чего будет зависеть то, что происходит в природе?

– А какие времена года вы знаете?

– Как мы отличаем их?

– Для того, чтобы вы смогли сформулировать тему урока, отгадайте загадки, которые дети приготовили дома специально к нашему уроку.

Возьмите карандаши и нарисуйте условное изображение отгадки. Придумываем условный знак в парах.

–  О чем загадки?

– Как это все можно назвать?

– Какая тема нашего урока?

(Все это не может происходить в одно время)

(Осень, лето, зима, весна.)

  1. После ливня и грозы

Мост невиданной красы.
Не потрогать, не забраться –  
Можно только любоваться.
(Радуга.) (Слайд 1)

2. Летит птица орел,
Несет в зубах огонь,
Огненные стрелы пускает,
Никто ее не поймает.

(Гроза, молния.) (Слайд 2)

3. Шел долговяз
В сыру землю увяз.

(Дождь.) (Слайд 3)

4. Не снег и не лед, а в серебро деревья уберет

(Иней) (Слайд 4)

5. Утром бусы засверкали,

Всю траву с собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдем (Роса)  (Слайд 5)

(О радуге, дожде…)
(Явления природы.)

«Фантастическаядобавка»

Фронтальная работа

Работа в парах

 Отгадывают загадки.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика

Личностные:

-оценка своих поступков, действий, слов.

Регулятивные:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

IV.

Первичное усвоение новых знаний

Основной целью этапа  является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

– Чтобы увидеть, какие природные явления встречаются в разные времена года, мы отправимся в заочное  путешествие. А с какого времени года начнем, мы узнаем, прослушав стихотворение.

– Итак, это…
– Вообразите, что мы отправляемся в путешествие по осеннему лесу.

Звучит пьеса П.И.Чайковского из цикла

 « Времена года» (осень).

– Закройте глаза, положите головы на руки.
– Давайте представим, что мы идем по осеннему лесу, а под ногами разноцветный ковер. Смотрите – красный фонарь – это листок уронила осинка, дальше – желтая звездочка – подарил ее клен, а у пруда милая ивушка рассыпала золотистые рыбки – листочки – узкие,  длинные, тонкие. Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая сухая листва. Что-то грустное, прощальное слышится в осеннем лесу.
– Откройте глазки.
– Ребята, как называется природное явление, которое бывает только осенью?

– Правильно, это природное явление называется листопадом, от слов листья падают. Возьмите карандаши и нарисуйте условное изображение этого явления.

О каком явлении природы говорилось в четверостишии.

Мы можем с ним встретиться осенью?

Возьмите карандаши и нарисуйте условное изображение этого явления.

– Итак, мы продолжаем наше удивительное путешествие.
– В какое время года мы отправимся?
– Зиме посвящается много рассказов, стихов. Мы любим зиму. В сказках зима названа волшебницей, чародейкой, а мороз всемогущим воеводой.
– Послушайте отрывок из стихотворения Федора Ивановича Тютчева и скажите, какие картины возникли в вашем воображении?

– В чем красота зимнего наряда?
– Какое самое любимое и яркое явление зимней природы вы знаете?  
– Что особенно красиво при снегопаде?
 (Слайд 7)

Возьмите карандаши и нарисуйте условное изображение этого явления.

- Наше путешествие продолжается.

– В какое время года мы отправимся?
– Сегодня мы слушали великого композитора П.И.Чайковского, стихи о родной природе. Также и художники часто обращались к этой теме.
 (Слайд 8,9, 10)
– Радостно, как гимн пробуждающейся природы, гимн весне «звучат» замечательные картины. В своей картине запечатлен тот момент в жизни природы, когда во всем ощущается предчувствие весны.
– Какое явление природы изображено на картине?

– Медленно оседает снег, появились проталины, по весеннему сияет небо.
– Какие еще явления природы бывают весной?

Возьмите карандаши и нарисуйте условное изображение этого явления.

– Что пришло, ребята? (Лето.) (Слайд 11). Что же летом происходит?

– Рассмотрите фото на стр. 40-41
– Назовите, какие явления природы бывают летом?

Возьмите карандаши и нарисуйте условное изображение этих явлений.
– Наше путешествие по временам года закончилось.

– Правы ли мы были, когда сказали, что все явления природы не могут быть одновременно?

Вывод: каждому явлению природы – свое время года.

Ученик читает стихотворение, подготовленное дома.

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу,
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холода щеки горят,
Любо в лесу мне бежать.
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать

(осень)

(Листопад.) (Слайд 6)

Физминутка

Ветер дует нам в лицо…

(В зиму)

Физминутка

Изобразите полет снежинок.

Ученик читает стихотворение, подготовленное дома.

Пройдет зима холодная,
Наступят дни весенние.
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые.

(Таяние снега.)

(Таяние снега, половодье, ледоход.)

Ученик читает стихотворение, подготовленное дома.

Если дует ветер теплый, хоть и с севера.
Если луг – в ромашках и комочках клевера.
Все в природе расцвело, роща зеленью одета,
Это значит, что пришло…

Просматривают презентацию.

Прослушивание произведения

П.И.Чайковского из цикла

 « Времена года» (осень).

Работа в парах

Работа в парах

Прослушивание стихотворения

Ф. И.  Тютчева в оригинальном исполнении

Рассматривание репродукции картин великих русских художников

Работа в парах

Работа с иллюстрациями учебника.

Индивидуальная работа.

Познавательные:

- умение извлекать нужную информацию;- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;

- наблюдать и делать выводы;-

 дополнение и расширение имеющихся знаний;

Коммуникативные :

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);

- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

Регулятивные : прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий

V.

Первичное  осмысление и закрепление 

Основной целью этапа  является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

 - Образуем группы. Возьмите с собой свои условные знаки. У кого синие кружки собираемся у первого стола первого ряда. У кого зеленые кружки собираемся у первого стола третьего  ряда. У кого красные кружки собираемся у третьего стола первого ряда. У кого желтые кружки собираемся у третьего стола третьего ряда.

- Ребята, почему мы образовали четыре группы?

- Синий цвет-зима, зеленый-лето, красный –осень, желтый –весна. Ваша задача приклеить только те картинки явлений природы, которые характерны для вашего времени года, составит рассказ о своем времени года, подчеркнув красоту тех явлений природы, которые характерны для сезона.

- Вопрос для самых внимательных: « На какие группы можно разделить все явления природы?

Коллективное составление модели

«Явления природы», с последующей характеристикой каждого сезона.

Доклад группы.

Групповая работа с проверкой.

Описательный рассказ

Познавательные: 

- научатся выделять и обобщать признаки, явления природы (дождь, снег, град, туман, гроза и др.), кратко характеризовать сезонные изменения.

Коммуникативные :

-признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

VI.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Основной целью этапа является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

– О чем мы поговорили на уроке?

– Что доказывали?

– Что помогало нам это понять?

– Какими качествами мы должны обладать, чтобы увидеть красоту природы?

– Как мы должны к ней относиться?

– Все времена года хороши, в каждом есть своя прелесть…

Оцениваем свою работу на уроке в дневнике первоклассника. Рисуем кружок:

Зелёный

Старался и справился без затруднений

Синий

Старался и справился с затруднениями

Пустой

Справился, но не старался

Красный

много затруднений

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Соотносят цель и результаты

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 

Личностные:

самоопределение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 2 класс по программе "Начальная школа 21 век"

Урок окружающего мира 2 класс  на тему: " Четыре царства живой природы "по программе " Начальная школа 21 века"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Начальная школа 21 века"

Урок разработан в соответствии с ФГОС, содержание оформлено в виде технологической карты....

Конспект урока окружающего мира «Горные породы» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова)

Цели деятельности учителя: формирование понятия горные породы, ознакомление с различными видами горных пород и со сферами их применения в жизни человека.Планируемые результаты:Предметные: знакомиться ...

Конспект урока окружающего мира "Обитатели пресных вод" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Обитатели пресных вод»Цели деятельности учителя: формирование представлений об обитателях пресных водоемов; знакомство с представителями пресных водоемов, их особенностями.Планируем...

Конспект урока окружающего мира "Птицы - жители водоема" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Птицы – жители водоема»Цели деятельности учителя: формирование представлений о птицах, которые живут на водоемах; знакомство с птицами – жителями водоема.Планируемые рез...

Конспект урока окружающего мира "Обитатели соленых водоемов" (УМК Начальная школ XXI века, 2 класс)

Тема: «Обитатели соленых водоемов»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об особенностях соленых водоемов; развитие знаний о животных, обитающих в соленых водоемах.Планиру...