Конспект урока окружающего мира в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Тема: «Явления природы»
Тип урока: урок открытия нового знания
Класс: 1 класс.
Дата проведения:
Основное содержание темы: Всё, что происходит вокруг нас в природе (дождь, снег, град, туман, гроза и др.),- явления природы. Они зависят от времени года, погоды, особенностей той или иной местности.
Цель: создать условия для развития умения выделять и обобщать признаки явлений природы.
Задачи:
- Создать условия для систематизации знаний о временах года и явлениях природы.
- Способствовать развитию образной речи, наблюдательности, памяти, развивать умения анализировать произведения различных видов искусства.
- Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yavleniya_prirody.docx | 30.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века
Тема: «Явления природы»
Тип урока: урок открытия нового знания
Класс: 1 класс.
Дата проведения:
Основное содержание темы: Всё, что происходит вокруг нас в природе (дождь, снег, град, туман, гроза и др.),- явления природы. Они зависят от времени года, погоды, особенностей той или иной местности.
Цель: создать условия для развития умения выделять и обобщать признаки явлений природы.
Задачи:
- Создать условия для систематизации знаний о временах года и явлениях природы.
- Способствовать развитию образной речи, наблюдательности, памяти, развивать умения анализировать произведения различных видов искусства.
- Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде.
Планируемые результаты:
Предметные | УУД |
научатся выделять и обобщать признаки, явления природы (дождь, снег, град, туман, гроза и др.), кратко характеризовать сезонные изменения. | личностные УУД - вызвать интерес к учебной деятельности; развивать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость; самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру регулятивные УУД- предвидеть возможность получения конкретного результата при выполнении исследовательской деятельности; контролировать свои действия; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; познавательные УУД- учиться выдвигать предположения, использовать полученные знания о явлениях природы для решения задач творческого характера. коммуникативные УУД – учиться слушать друг друга, обмениваться мнениями, строить понятные, логические речевые высказывания, формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. |
Межпредметные связи: музыка, ИЗО.
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесный.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах и парах.
Ресурсы:
- основные
Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений : 2ч. Ч .1 / Н.Ф. Виноградова – 4 –е изд., дораб. – М. : Вентана –Граф, 2015. – 96 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
- дополнительные
Окружающий мир:1класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Ф.Виноградова.-5-е изд., перераб.-М: Вентана-Граф,2014.- 96 с.: ил.- (Начальная школа XXI века) - Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения/ Н.Ф Виноградова .-2-е изд.,доп.- М.:Вентана-Граф,2015.368 с.:ил. -( Начальная школа XXI века);
Презентация, репродукция картины, аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года», карточки для условных изображений явлений природы, цветные карандаши, кружки 4 цветов, 4 листа формата А3, карточки с изображений явлений природы, клей.
Структура урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | ||||
I. | Организационный этап (мотивации к учебной деятельности) Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | |||||||
Проверьте готовность рабочего места к уроку. У кого все в порядке скажите себе: «Молодец» Повернитесь друг к другу и подарите улыбку. Тихо садитесь. Прозвенел опять звонок, Третий уж у нас урок. Вспоминаем о природе, О погоде, непогоде. Руки все на локоток, Начинается урок. | Проверка рабочего места. | Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: -самоопределение. | ||||||
II. | Актуализация знаний Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | |||||||
- Ребята, какой у нас сейчас урок? – Что значит «окружающий мир»? – Расскажите друг другу: чем мы занимаемся на уроках окружающего мира? – О чем мы должны помнить на каждом уроке?
– Вот мы с вами поставили задачи на урок. | (Урок окружающего мира) (Природа, человек, все что сделано руками человека) (Отвечаем на вопросы, составляем рассказы, рисуем схемы) (На каждом уроке мы должны узнать что-то новое.) (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь, анализировать.) | Речевая разминка Работа в парах Фронтальная работа | Коммуникативные: -умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |||||
III. | Подготовка к активному восприятию и усвоению материала, постановка проблемы Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | |||||||
– Ночью мне приснился сон, будто проснулась я, вышла на улицу и остолбенела. Слева от меня береза роняла свой яркий желтый наряд, справа – снеговик с носом-морковкой стоит среди сугробов, а прямо передо мной – огромная, яркая радуга раскинула свой мост, озорные мальчишки пускают кораблики по весёлому ручейку. От неожиданности я проснулась. – Что меня удивило? – Почему все это не может происходить в одно время? – От чего будет зависеть то, что происходит в природе? – А какие времена года вы знаете? – Как мы отличаем их? – Для того, чтобы вы смогли сформулировать тему урока, отгадайте загадки, которые дети приготовили дома специально к нашему уроку. Возьмите карандаши и нарисуйте условное изображение отгадки. Придумываем условный знак в парах. – О чем загадки? – Как это все можно назвать? – Какая тема нашего урока? | (Все это не может происходить в одно время) (Осень, лето, зима, весна.)
Мост невиданной красы. 2. Летит птица орел, (Гроза, молния.) (Слайд 2) 3. Шел долговяз (Дождь.) (Слайд 3) 4. Не снег и не лед, а в серебро деревья уберет (Иней) (Слайд 4) 5. Утром бусы засверкали, Всю траву с собой заткали. А пошли искать их днем, Ищем, ищем – не найдем (Роса) (Слайд 5) (О радуге, дожде…) | «Фантастическаядобавка» Фронтальная работа Работа в парах Отгадывают загадки. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. -умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика Личностные: -оценка своих поступков, действий, слов. Регулятивные: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи | |||||
IV. | Первичное усвоение новых знаний Основной целью этапа является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | |||||||
– Чтобы увидеть, какие природные явления встречаются в разные времена года, мы отправимся в заочное путешествие. А с какого времени года начнем, мы узнаем, прослушав стихотворение. – Итак, это… Звучит пьеса П.И.Чайковского из цикла « Времена года» (осень). – Закройте глаза, положите головы на руки. – Правильно, это природное явление называется листопадом, от слов листья падают. Возьмите карандаши и нарисуйте условное изображение этого явления. О каком явлении природы говорилось в четверостишии. Мы можем с ним встретиться осенью? Возьмите карандаши и нарисуйте условное изображение этого явления. – Итак, мы продолжаем наше удивительное путешествие. – В чем красота зимнего наряда? Возьмите карандаши и нарисуйте условное изображение этого явления. - Наше путешествие продолжается. – В какое время года мы отправимся? – Медленно оседает снег, появились проталины, по весеннему сияет небо. Возьмите карандаши и нарисуйте условное изображение этого явления. – Что пришло, ребята? (Лето.) (Слайд 11). Что же летом происходит? – Рассмотрите фото на стр. 40-41 Возьмите карандаши и нарисуйте условное изображение этих явлений. – Правы ли мы были, когда сказали, что все явления природы не могут быть одновременно? Вывод: каждому явлению природы – свое время года. | Ученик читает стихотворение, подготовленное дома. Кроет уж лист золотой (осень) (Листопад.) (Слайд 6) Физминутка Ветер дует нам в лицо… (В зиму) Физминутка Изобразите полет снежинок. Ученик читает стихотворение, подготовленное дома. Пройдет зима холодная, (Таяние снега.) (Таяние снега, половодье, ледоход.) Ученик читает стихотворение, подготовленное дома. Если дует ветер теплый, хоть и с севера. | Просматривают презентацию. Прослушивание произведения П.И.Чайковского из цикла « Времена года» (осень). Работа в парах Работа в парах Прослушивание стихотворения Ф. И. Тютчева в оригинальном исполнении Рассматривание репродукции картин великих русских художников Работа в парах Работа с иллюстрациями учебника. Индивидуальная работа. | Познавательные: - умение извлекать нужную информацию;- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; - наблюдать и делать выводы;- дополнение и расширение имеющихся знаний; Коммуникативные : - участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик); - приводить свои примеры из жизненных ситуаций; Регулятивные : прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий | |||||
V. | Первичное осмысление и закрепление Основной целью этапа является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | |||||||
- Образуем группы. Возьмите с собой свои условные знаки. У кого синие кружки собираемся у первого стола первого ряда. У кого зеленые кружки собираемся у первого стола третьего ряда. У кого красные кружки собираемся у третьего стола первого ряда. У кого желтые кружки собираемся у третьего стола третьего ряда. - Ребята, почему мы образовали четыре группы? - Синий цвет-зима, зеленый-лето, красный –осень, желтый –весна. Ваша задача приклеить только те картинки явлений природы, которые характерны для вашего времени года, составит рассказ о своем времени года, подчеркнув красоту тех явлений природы, которые характерны для сезона. - Вопрос для самых внимательных: « На какие группы можно разделить все явления природы? | Коллективное составление модели «Явления природы», с последующей характеристикой каждого сезона. Доклад группы. | Групповая работа с проверкой. Описательный рассказ | Познавательные: - научатся выделять и обобщать признаки, явления природы (дождь, снег, град, туман, гроза и др.), кратко характеризовать сезонные изменения. Коммуникативные : -признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | |||||
VI. | Рефлексия деятельности (итог урока) Основной целью этапа является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | |||||||
– О чем мы поговорили на уроке? – Что доказывали? – Что помогало нам это понять? – Какими качествами мы должны обладать, чтобы увидеть красоту природы? – Как мы должны к ней относиться? – Все времена года хороши, в каждом есть своя прелесть… | Оцениваем свою работу на уроке в дневнике первоклассника. Рисуем кружок: Зелёный Старался и справился без затруднений Синий Старался и справился с затруднениями Пустой Справился, но не старался Красный много затруднений | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Соотносят цель и результаты | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: самоопределение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира 2 класс по программе "Начальная школа 21 век"
Урок окружающего мира 2 класс на тему: " Четыре царства живой природы "по программе " Начальная школа 21 века"...
Конспект урока окружающего мира 2 класс "Начальная школа 21 века"
Урок разработан в соответствии с ФГОС, содержание оформлено в виде технологической карты....
Твоя безопасность на улице. Урок окружающего мира. 2 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
Заседание клуба «Мы и окружающий мир»...
Конспект урока окружающего мира «Горные породы» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова)
Цели деятельности учителя: формирование понятия горные породы, ознакомление с различными видами горных пород и со сферами их применения в жизни человека.Планируемые результаты:Предметные: знакомиться ...
Конспект урока окружающего мира "Обитатели пресных вод" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: «Обитатели пресных вод»Цели деятельности учителя: формирование представлений об обитателях пресных водоемов; знакомство с представителями пресных водоемов, их особенностями.Планируем...
Конспект урока окружающего мира "Птицы - жители водоема" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: «Птицы – жители водоема»Цели деятельности учителя: формирование представлений о птицах, которые живут на водоемах; знакомство с птицами – жителями водоема.Планируемые рез...
Конспект урока окружающего мира "Обитатели соленых водоемов" (УМК Начальная школ XXI века, 2 класс)
Тема: «Обитатели соленых водоемов»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об особенностях соленых водоемов; развитие знаний о животных, обитающих в соленых водоемах.Планиру...