Естествознание 2 класс "Солнце - источник жизни"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Дружок Анна Сергеевна

урок по обновленной программе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный план урока по естествознанию  № 2-3-2

Раздел 4:

Земля и космос (в контексте сквозной темы «Традиции и фольклор»)

Школа:

Дата: «____»____________20___г.

ФИО учителя: Дружок А.С.

Класс: 2 «____» класс.

Количество присутствующих:

                        отсутствующих:

Тема урока:

Солнце и его влияние на Землю

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

2.4.1.1. Объяснять связи между Землей и Солнцем.

2.4.1.2. Определять естественный спутник Земли.

2.1.2.5. Проводить наблюдения согласно составленному плану и формулировать выводы.

2.1.2.2. Определять ведущие признаки наблюдения (цель, объект, план, сроки, результат).

Развитие

навыков:

 Характеризовать и сопоставлять видимые и реальные размеры Солнца,

Земли и Луны.

 Играть в ролевые игры.

 Проводить эксперимент и фиксировать его результаты в виде таблицы.

 Записывать своими словами определение в Научном дневничке.

Критерии успеха (Предполагаемый результат):

Все учащиеся смогут:

 Определить тему и цель исследования на уроке

 Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную

информацию

 Вступать в учебный диалог

 Сравнивать размеры космических тел

 Назвать естественный спутник Земли

 Оценивать результаты своей работы на уроке

Большинство учащихся смогут:

 Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о значении

Солнца для всего живого на Земле

 Самостоятельно проводить эксперимент по созданию кратеров

 разгадывать ребусы

 Работать в группе: высказывать предположения по вопросам

учебника, осуществлять самопроверку гипотез

Некоторые учащиеся смогут:

 Доказать, что солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и

тепла для всего живого на Земле.

 Сравнивать и объяснять движение данных космических тел

 Самостоятельно обрабатывать информацию и заносить результаты в

Научный дневничок

Языковая

цель

Полиязычие:

біздің ғаламшар – наша планета – our planet.

Основные термины и словосочетания:

Солнце, Земля, Луна, тепло, свет, кратеры.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Почему на нашей планете есть жизнь?

Что происходит в природе, когда Солнце прячется за тучку?

Что произойдет с Землей, если Солнце погаснет?

Является ли Луна, как Солнце источником света и тепла?

Какие различия существуют между Луной и Солнцем?

Солнце и Луна одинаковые по величине?

Как появились кратеры на Луне?

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные

связи

Самопознание – обмениваться мнениями, слушать любого ученика в группе и учителя; согласовывать свои действия в группе.

Математика – сравнение космических тел с помощью знаков< или >.

Пропедевтика – астрономия.

Ранняя профилизация – представить себя и осознавать важность труда врача,

хлебороба, путешественника, художника.

Навыки

использования ИКТ

ИКТ - просмотр видеоролика, презентация урока.

Предварительные

знания

Знают понятие «космос», характеризуют астрономию как науку о космосе;

называют приборы, инструменты и летательные аппараты для изучения

космоса; дают характеристику отдельным космическим телам; знают и характеризуют форму Земли, ее искусственную модель.

Ход урока

Этапы урока, t

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

1 мин

I. Создание положительного эмоционального настроя

Нас природа окружает,

Много тайн она скрывает,

Чтобы тайны все узнать,

Надо думать, размышлять.

А нам урок пора начать,

И загадки разгадать!

1 мин

II. Введение в тему

(Г) Разгадайте ребус.

C:\Users\Александр\Desktop\Без названия.jpg                C:\Users\Александр\Desktop\Без названия (1).jpg

Ребусы в группах

3 мин

III.Актуализация знаний. Целеполагание

(К) - Как вы думаете о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

- Напишите на стикерах, что вы знаете о солнце.

- Что хотите узнать?

- На эти и другие вопросы мы и попытаемся ответить на уроке

знаю

Хочу узнать

узнал

Стикера, доска

Середина урока

28 мин

V. Работа по теме урока

Закройте глазки и попытайтесь вспомнить, всегда ли мы видим Солнце одинаковым?

  • Представьте раннее утро, Солнце восходит на небе, какое оно?
  • А теперь вечер, солнышко садится за горизонт, как оно выглядит в этот момент.

Фото  «Восход-Закат Солнца».

Учитель: Посмотрите на фото и определите, на какой картинке вы видите закат? А где восход? Полдень? Какое бывает Солнце? (разное)

Учитель: А теперь узнаем, что о Солнце говорят ученые. Для этого поработаем в группах. Каждая группа берёт свой бортовой журнал, находит рабочий  лист №1, читает задание и выполняет его.

Тексты для обсуждения в группах:

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромный огненный шар. Нам оно кажется маленьким кружочком потому, что оно от нас очень далеко. На самом деле Солнце во много – много раз больше Земли. Представь, что пшеничное зернышко – это Земля, а большой арбуз – это Солнце. Примерно во столько раз Солнце больше Земли.

  Еще  в далёкой древности люди поняли, что без солнца не было бы жизни на Земле. Солнечные лучи помогают растениям создавать питательные вещества на земле, которые им необходимы для жизни. Без растений на Земле не было бы ни животных, ни людей. Солнечное тепло нагревает земную поверхность.

Вопросы для  групп:

  • Солнце – это планета или звезда?
  • Как выглядит Солнце?
  • Каковы размеры Солнца?
  • На какой планете есть жизнь?
  • Что даёт Солнце земле?

   Просмотр видеоролика «Детям о солнце»

 (И) Работа в Научном дневничке.

Задание №1. Обработка информации «Допишите определения».

Солнце –огненный шар.

Солнце – звезда.

Только на Земле есть жизнь.

Солнце дает Земле свет и тепло.

Опыт с глобусом и лампой

(П) Проблемные вопросы.

Что бы было, если Земля была ближе к Солнцу, дальше от Солнца.

Что произойдет с Землей, если Солнце погаснет? (Гипотезы детей.)

Вывод. Если бы Солнце погасло, то через несколько недель на Земле не осталось бы никакой жизни. Только Солнце способно нагревать Землю и поддерживать на ней такую температуру, при которой вода и воздух не

превращаются в ледяной панцирь. Только Солнце дает возможность расти и созревать растениям, которые обеспечивают нас пищей.

(К) Беседа "Что такое солнце?"

Послушайте стихотворение:

Что такое солнце?

– Солнце – монетка, – скупой проворчал.

– Нет, сковородка! – обжора вскричал.

– Нет, каравай, –хлебопёк произнёс.

– Компас, – сказал убеждённо матрос.

– Солнце – звезда, – астроном объявил. -Доброе сердце, – мечтатель решил.

А. Еськова

(Г) Игра «Солнце для меня…».

Обратите внимание учеников на то, каждый герой в стихотворении ответил по-своему. Предложите сейчас попробовать найти ответ на этот вопрос с позиции людей разных профессий. Каждая группа представляет свою профессию: врачи, хлеборобы, путешественники, художники.

Задание. Определите значение Солнца для представителя вашей профессии.__

(К) Динамическая пауза.

Солнце глянуло в окошко

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Наклониться – три, четыре.

И на месте поскакать

Раз, два, три, четыре, пять.

 (К) Проблемные вопросы.

Работа Солнца нам понятна, а зачем нам Луна? (Гипотезы детей.)

Подумайте, является ли Луна, как Солнце источником света и тепла?

(К) Работа с учебником.

Предложите ребятам работу с текстом в учебнике и попросите рассказать, какое открытие они для себя сделали.

–Какие различия существуют между Луной и Солнцем?

Опыт с глобусом, лампой и зеркалом

(К) Работа с рисунком в учебнике и в Научном дневничке.

Обратите внимание учеников на размеры и движение космических тел.

Предложите выполнить Задание №2. Обработка информации «Сравни с помощью знаков < или >».

 (К) Комментарии педагога.

Космическая ракета запущенная с Земли, приблизилась бы к Солнцу только через полгода, а современный космический корабль типа «Аполлон» сможет достичь Луны за трое суток.

(К,И) Работа по учебнику.

Заинтересуйте детей фотографиями поверхности Луны в учебнике.

Предложите своими словами описать ее поверхность. Познакомьте с сообщением Всезнамуса.

– Как появились кратеры на Луне?

(Г,И) Практическая работа в группе.

Порекомендуйте ребятам провести эксперимент. Насыпьте в тарелку муку. Пусть по очереди кидают в муку сверху разные предметы (камешки, пластиковые шарики). Экспериментируйте с разными снарядами, разной высотой падения, разными силами сброса. Результаты обсудите в группе.

Текст для чтения

Вопросы для групп

«Научный дневничек»

Глобус, лампа

учебник

Глобус, лампа, зеркало

Научный

дневничок

Учебник

Тарелочки с

мукой,

камешки,

пластиковые

шарики

Конец урока

3 мин

VI. Обобщение

- Заполнение последней колонки таблицы

знаю

Хочу узнать

узнал

– Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке?

– Достигли ли вы цели, которую ставили в начале урока?

– Что вам помогло? (Имеющиеся знания и проделанные эксперименты)

Комментарии педагога. Солнце радует людей и согревает землю своим теплом. Оно дарит свои тёплые лучи каждому из нас. Оно живёт в каждом человеке, и от этого мы становимся добрее, ласковее, внимательнее.

Солнце живёт в каждом из нас! Ребята, будьте, как Солнце!

Формативка.

1.Соедини слово и его значение.

Солнце                        планета

Земля                                    спутник

Луна                                     звезда

2.Вставь пропущенные слова: Солнце – источник __________ и __________.

стикеры

1 мин

VII. Домашнее задание

1. Пользуясь учебником, составь 2 вопроса по теме урока.

3.Используя различные источники информации, найди интересные сведения о Солнце и Луне.

Учебник

Научный

дневничок

1 мин

VIII. Итог урока. (И, Ф) Рефлексия «Солнышко».

Нарисуйте  то солнышко, которое соответствует вашему настроению:

  • Если вы много узнали, урок интересен – веселое солнышко;
  • Ничего нового не узнал – грустное солнышко.

Заготовки  рисункасолнышка

Критерии успеха

Дифференциация

Оценивание

Здоровье и соблюдение ТБ

Введение детей в ситуацию успеха,

повышение самооценки у слабого.

Использовать открытые вопросы для

детей с выраженными умственными

способностями.

Учитель:

обеспечивает обратную связь и поддержку каждому учащемуся;

задаёт вопросы по ходу урока;

просматривает работы учащихся в Научном дневнике (задания);

анализирует результаты ученической рефлексии.

Динамическая пауза.

Солнце глянуло в окошко

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Наклониться – три, четыре.

И на месте поскакать

Раз, два, три, четыре, пять.


1. Врач тому не нужен,

Кто со мною дружит.

Кожа потемнеет –

Сам поздоровеет. (Солнце лечит)

2. Зреет сочный сладкий плод,

Колосок растет, растет,

Солнце льет потоки света,

Это время года – лето. (Дает тепло и пищу)

3. Оно игриво золотится,

В песчинках, что хранит земля,

Оно, как сказочная птица,

У стен Московского Кремля. (Веселит, создает настроение)

4. Свети нам, солнышко, свети,

Легко с тобой живется,

И даже песенка в пути,

Сама собой поется. (Помогает в дороге ориентироваться, улучшает настроение)

5. Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтоб цветы и улыбки друг другу дарить.

Чтобы горе исчезло, пропала беда,

Чтобы яркое солнце светило всегда. (Дает свет)

Когда группы готовы отвечать, выходят по одному представителю от группы и читают ответы на поставленные вопросы.

        Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромный огненный шар. Нам оно кажется маленьким кружочком потому, что оно от нас очень далеко. На самом деле Солнце во много – много раз больше Земли. Представь, что пшеничное зернышко – это Земля, а большой арбуз – это Солнце. Примерно во столько раз Солнце больше Земли.

    Еще  в далёкой древности люди поняли, что без солнца не было бы жизни на Земле. Солнечные лучи помогают растениям создавать питательные вещества на земле, которые им необходимы для жизни. Без растений на Земле не было бы ни животных, ни людей. Солнечное тепло нагревает земную поверхность.

      Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромный огненный шар. Нам оно кажется маленьким кружочком потому, что оно от нас очень далеко. На самом деле Солнце во много – много раз больше Земли. Представь, что пшеничное зернышко – это Земля, а большой арбуз – это Солнце. Примерно во столько раз Солнце больше Земли.

    Еще  в далёкой древности люди поняли, что без солнца не было бы жизни на Земле. Солнечные лучи помогают растениям создавать питательные вещества на земле, которые им необходимы для жизни. Без растений на Земле не было бы ни животных, ни людей. Солнечное тепло нагревает земную поверхность.

 

             Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромный огненный шар. Нам оно кажется маленьким кружочком потому, что оно от нас очень далеко. На самом деле Солнце во много – много раз больше Земли. Представь, что пшеничное зернышко – это Земля, а большой арбуз – это Солнце. Примерно во столько раз Солнце больше Земли.

    Еще  в далёкой древности люди поняли, что без солнца не было бы жизни на Земле. Солнечные лучи помогают растениям создавать питательные вещества на земле, которые им необходимы для жизни. Без растений на Земле не было бы ни животных, ни людей. Солнечное тепло нагревает земную поверхность.

  • Солнце – это планета или звезда?

  • Как выглядит Солнце?

  • Каковы размеры Солнца?

  • На какой планете есть жизнь?

  • Что даёт Солнце земле?

Ф.И.____________________________________

1.Соедини слово и его значение.

Солнце                        планета

Земля                          спутник

Луна                               звезда

2.Вставь пропущенные слова: Солнце – источник __________ и __________.

Ф.И.____________________________________

1.Соедини слово и его значение.

Солнце                        планета

Земля                          спутник

Луна                               звезда

2.Вставь пропущенные слова: Солнце – источник __________ и __________.

Ф.И.____________________________________

1.Соедини слово и его значение.

Солнце                        планета

Земля                          спутник

Луна                               звезда

2.Вставь пропущенные слова: Солнце – источник __________ и __________.

Ф.И.____________________________________

1.Соедини слово и его значение.

Солнце                        планета

Земля                          спутник

Луна                               звезда

2.Вставь пропущенные слова: Солнце – источник __________ и __________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода - источник жизни на Земле

Поект подготовили учащиеся 4-го класса. Ребята попытались доказать актуальность темы: " Вода - источник жизни на Земле"....

Вода- источник жизни

Материал к уроку  по окружающему миру с расочной презентацией, выполненной вместе с детьми для научной конференции...

Проект детского объединения "Пламя": "Вода - источник жизни"

В рамках проекта  "Обучаем ресурсосбережению от А до Я "детско- юношеской общественной организации"Экологический Центр"г.Омска учащимися детского объединения "Пламя"  был создан проект:"Вода...

вода-источник жизни

                ...

Игра - викторина "Вода - источник жизни"

Данную разработку можно применять как в урочной, так и во внеурочной деятельности....

Урок Здоровья " Вода-источник жизни"

Представление о значении жидкости для жизнедеятельности организма...

Река Обь - источник жизни

Урок окружающего мира с элементами краеведения, проведённый во 2 классе. Работа учащихся организуется по группам. Не требует особой подготовки....