УМК "Школа России" 3 класс "Экономика и экология"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Важенина Ирина Сергеевна

Тема урока: «Экономика и экология»

 

 

Цель деятельности учителя:

  • показать отрицательное влияние отраслей экономики.
  • воспитать бережное отношение к природе, экономному использованию её ресурсов.
  • развить  готовность  к  самостоятельной  учебной  деятельности, формировать готовность к сотрудничеству и произвольному общению.

 

Планируемые результаты:

Предметные:
-  повторить главные задачи экономики и экологии;

- научить учащихся выполнять и решать ситуации;

Личностные:

- развить познавательный интерес, критическое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания;

- научить делать выводы, грамотно излагать свои мысли;

- воспитать бережное отношение к природе.


Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: учебник программа «ШР» Плешаков А.А., 3 кл.2ч, презентация к уроку, видеоролик, дерево, листья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umk_shkola_rossii_3_klass_ekonomika_i_ekologiya.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:___________                                                                                                Методист: Кемм О.А____________

Школа: МКОУ «Каратабанская СОШ»                                                                        Учитель:  Рыжкова Т.В.__________        

Класс: 3                                                                                                            Студентка: Важенина И.С., 42группа

                                                                                                        

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: «Экономика и экология»

Цель деятельности учителя: 

  • показать отрицательное влияние отраслей экономики.
  • воспитать бережное отношение к природе, экономному использованию её ресурсов.
  • развить  готовность  к  самостоятельной  учебной  деятельности, формировать готовность к сотрудничеству и произвольному общению.

Планируемые результаты:

Предметные: 
-  повторить главные задачи экономики и экологии;

- научить учащихся выполнять и решать ситуации;

Личностные: 

- развить познавательный интерес, критическое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания;

- научить делать выводы, грамотно излагать свои мысли;

- воспитать бережное отношение к природе.


Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: учебник программа «ШР» Плешаков А.А., 3 кл.2ч, презентация к уроку, видеоролик, дерево, листья.

Этапы, методы и приёмы

Хро-

Номе-

траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн: слово учителя

1 мин

Улыбнитесь друг другу. Хлопните в ладоши те, у кого хорошее, солнечное настроение. У всех (у большинства) настроение солнечное! Вот к нам на урок и заглянуло солнышко! (на доске смайлик солнышка).

- Какими бы вы хотели «видеть» себя на уроке…. (ответы) Молодцы! Я уверена, что ваши ожидания оправдаются. Садитесь!

Приветствовать;

Настраиваться на урок;

Р: формировать положительное отношение к урокам окружающего мира;

2.

Актуализация знаний

Практич.: проверка д/з

Словесн.: ответы на вопросы;

5 мин

С – 1

Закрепление изученного материала

 - Итак, впереди нас ждёт интересная работа, а для начала вспомним пройденный материал.

Долго составлял экономист

План расходов и доходов,

В чернилах весь его манжет.

Зато готов для всех… (бюджет).

- Какие виды бюджета вы знаете? (государственный и семейный)

- Что такое семейный бюджет? (для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет)

Проверять прошлый изученный материал

Отгадывать загадку

Отвечать на вопросы;

П:Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно

предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в

один шаг.

К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть

готовым изменить свою точку зрения.

3.

Постановка учебных задач

10 мин

С – 2

Видео

 С – 3

С – 4

Подведение к теме урока.

- Я начну урок словами великого педагога Василия Андреевича Сухомлинского.  А вы, внимательно послушайте и скажите, какие мысли у вас возникли после прослушивания.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню, кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал их и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».

- Итак, какие мысли у вас возникли?  (Человек без природы не может существовать).

Ребята, я предлагаю посмотреть ролик, подумайте: есть ли связь между окружающей средой человеком?

 Просмотр ролика «Как прекрасен этот мир!» 1 часть

С каким настроением смотрели фильм? Скажите своё мнение об увиденном. (Что человек без природы не может существовать.)

Просмотр ролика «Как прекрасен этот мир!» 2 часть

- Давайте смотреть дальше.

 изменилось ли у вас настроение? Почему?

-Что вы увидели? (Стало грустно. Настроение испортилось, потому что мы увидели плохое состояние природы)

(На слайде  иллюстрации).

- Внимательно посмотрите на эти иллюстрации. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на этом месте.

- Что вы видите?

- Что общего у этих изображений? (Природа под угрозой).

- Как можно их озаглавить? (Экологическая катастрофа).

- Человек не может существовать как без природы и ее богатств, так и без развитой экономики, тем самым не нанося ей вред.

- Как же быть, что делать нам людям, в этой ситуации?  Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос и сделать вывод: Что дают экономика и экология людям. Поэтому тема нашего урока «Экономика и экология».

- Какую цель урока мы поставим сегодня перед собой?

Слушать высказывание известного педагога.

Объяснять высказывание

Смотреть видеоролик.

Отвечать на вопросы по увиденному.

Смотреть видеоролик.

Отвечать на вопросы по увиденному.

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

К:  участвовать в

учебном диалоге;

Р: определять цель деятельности 
на уроке 

3.

Решение частных задач

Словесн.: ответы на вопросы;

Практич: работа в группах

10 мин

С – 5

С – 6

С – 7

-Назовите  отрасли  хозяйства,  без  которых  экономика  не  может

существовать?

(транспорт-  грузовые  и  пассажирские  перевозки, строительство-  рост  жилья,  промышленных  предприятий  и  сооружений,

промышленность- добыча  полезных  ископаемых,  электричество,  выплавка металлов)

- У экономики 2 стороны. Одна- это та необходимая и полезная продукция, без которой не прожить, а другую мы сейчас разберем на примере.

(демонстрация пластиковой бутылки и пакета).

- Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей? - Как?

- Что делает человек с этими предметами, когда их использует? (Выбросит). 

-  Куда выбросит?

- Все ли люди так поступают?

- Что произойдет с планетой, если все будут разбрасывать мусор?

- Так какая же вторая неприятная сторона экономики? (Загрязнение окружающей среды)

- сейчас послушайте сказку.

Жил-был  старик  со  старухой  у  самого  синего  моря.  Ловил  старик  неводом рыбу  30  лет  и  три  года.  Забросил  старик  невод  и  вытащил…Впрочем,  эту сказку знают все, это было в стародавние времена. А если бы закинул старик свой  невод  сегодня,  то  пришёл  бы  невод  не  только  с  тиною  морскою, ржавыми  банками,  битыми  бутылками,  рваными, полиэтиленовыми  пакетами  и  с  одною  рыбкой,  но  не  золотою,  а «нефтяною». Молвит рыбка голосом человеческим: « Не отпускай ты меня в грязное море, а посели в аквариум с чистой водой».

-  Почему  рыбка  не  желает  жить  в  море?  Что  послужило  причиной  её  превращения из золотой в «нефтяную». ?

Отвечать на вопросы.

Рассуждать исходя из жизненного опыта.

Слушать сказку.

Делать вывод.

Отвечать на вопросы.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;

П: формировать умение извлекать информацию из слова учителя;

П: устанавливать причинно-следственные связи;

Р: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров;

Физминутка

2 мин

- Давайте немного отдохнём. Видео.

Выполнять движения;

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

Практич.: работа в рабочей тетради

7 мин

Закрепление пройденного материала

Исследовательская работа.

– Сейчас мы будем решать экологические задачи.

Задача 1.

Какие цветы можно дарить на день рождения?

а) Любые цветы, которые тебе нравятся;

б) Букет можно составить только из тех растений и цветов, которые выращены человеком.

Задача 2.

Можно ли шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры?

а) Да, можно. В лесу ты никому не мешаешь.

б) Нет, нельзя. Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей – искать укромные места.

Задача 3.

Не будет ли природе вреда, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток орешника или сорвешь всего три – четыре цветка?

а) Нет, природе не будет хуже. Природные богатства неисчерпаемы;

б) Да, природе будет нанесен вред! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе.

Задача 4.

Нанесешь ли ты вред природе, выискивая мелкие грибочки?

а) Да, нанесешь. Выискивая мелкие грибочки, ты разроешь весь мох и подстилку, погубишь грибницу, возраст которой может достигать 300 – 500 лет.

б) Нет, а мелкие грибочки очень вкусные.

Игра «Экологический свет»

- Я предлагаю вам различные ситуации. Если герой ситуации не должен так поступать, вы поднимаете руки ввверх, если действия не вредят природе – сидите спокойно.

1 ситуация.

Валера встал утром поздно. Чтобы не опоздать в школу, побежал не по обычному маршруту по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. А побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабые росточки. Когда он прибежал в класс. Прозвенел звонок.

-Не опоздал! – радостно подумал Валера.

2 ситуация.

Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор, быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл воду в умывальнике, брызги летели в разные стороны. Алёша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось. Алёша вошёл в библиотеку и рассказал об этом библиотекарю.

3 ситуация.

Бабушка попросила Андрея собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать чай от простуды. Андрей вышел из дома и стал искать липу. Оказалось, что далеко идти не надо – вдоль шоссе росли липы. Андрей быстро сорвал цветки и принёс бабушке.

Решать задачи. Высказывать свое мнение.

Решать ситуации.

Приходить к общему мнения.

Делать выводы.

Слушать мнение других.

П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и

группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

5.

Рефлексия. Подведение итогов.

5 мин

- Над чем данный урок заставил вас задуматься? (Гибнет природа, ее нужно сохранить).

- Вспомните, какими вы были на уроке? (Активными, внимательными). - Оправдались ли ваши ожидания?

- и наш урок хотелось бы закончить следующим стихотворением.

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

- у меня на доске представлено дерево. И есть листочки двух цветов. Если вам понравился урок то выбираете зеленый а если не понравился то красный.

Домашнее задание: учебник читать стр.79-84 задание в рабочей тетради стр.51 № 2 и 3

Подводить итог урока;

Отвечать на вопросы.

Слушать стихотворение

Оценивать урок.

Записывать домашнее задание.

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок естествознания. Автор А.А. Плешаков. 3 класс. Тема: « Мир глазами эколога. Знакомые незнакомцы» Учитель Шорина Елена Александровна

Урок экологической направленности с применением здоровьесберегающих технологий.Будет интересен и учителям и детям. Материал, представленный в данном уроке, поможет взглянуть на мир другими глазами , н...

Презентация детей по экологии

Предлагаю презентацию исследовательской работы учащейся 1 класса "Зеленая аптека на службе человека"...

урок по экологии "Экология животного мира"

разработка урока по экологии для расширения и углубления знаний детей о животных...

От экологии природы - к экологии души

Природа, я иду в тебяС душой и сердцем обнажённым.Прими, пожалуйста, любя, Хочу быть заново рождённой.Природа – матушка моя,Твои исполню повеленья.За все грехи прости меня,Возьми, как детку на ко...

Экология природы-экология души.

ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ - ЭКОЛОГИЯ ДУШИРуженкова Т.А.         Учитель начальных классов, Ялгинской средней общеобразовательной школы  РМ, Почётный работник о...