Век бед и побед
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру на тему: "Век бед и побед". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vek_bed_i_pobed.docx | 36.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 27.02.18
Школа: МОУ Долгодеревенская СОШ
Класс: 4«Е»
Кабинет:16
Студентка: Симченко В.А., 46гр.
Учитель: Корниенко О.Ю. _______________________
Конспект урока окружающего мира
Тема: Век бед и побед
Цели деятельности учителя: формировать представление о СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования, создание письменности более чем для 40 народов, успехи СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 г.; формирование коммуникативных универсальных учебных действий через введение материалов о выдающихся исторических личностях (В.И. Мухина)
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся характеризовать особенности развития страны, объяснять символическое значение скульптуры «Рабочий и колхозница»
- принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мотивы учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками, умение доказывать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: карта СССР, фонограмма песни « Широка страна моя родная», схема московского метрополитена.
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I. Этап самоопределения к деятельности | 30 сек. | Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. - Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь к уроку по окружающему миру. | Воспринимать на слух, подготавливать рабочее место, соблюдать правила поведения | Л.- умение выделить нравственный аспект поведения; |
II. Актуализация знаний и мотивация Словес.: ответы на вопросы Практический: слушание | 3 мин. | -Перед тем как мы перейдем к новой теме, давайте вспомним тему прошлого урока, ответив на мои вопросы. - - Каких перемен хотели люди, совершая революцию?(Люди выходили на улицы с требованием "Долой самодержавие".Они хотели справедливости) - Что такое гражданская война? - За что воевали люди друг с другом во время Гражданской войны?(Люди, которые хотели жить в советской республике, сражались в рядах Красной армии. Им противостояла Белая армия. Каждая сторона считала, что именно она знает, как построить справедливое обществ. Каждый хотел силой навязать другому свою правду ) - К чему привела эта война? - Победой какой стороны она закончилась? -Как стала называться наша страна с 1922 года?(Советский Союз ) - Какие задачи стояли перед нашими соотечественниками? ( учитель включает аудиозапись песни « Широка страна моя родная») - Каким настроением проникнута песня? - Как называли в те времена друг друга наши соотечественники? ( Человек проходит как хозяин Необъятной Родины своей) - Как вы понимаете смысл этих строк? - Молодцы, ребята! Вы всё верно сказали! Двигаемся дальше. |
Отвечать на вопросы учителя. Высказывать свои предположения. | Л.-обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. П. - осуществлять поиск необходимой информации |
III. Постановка учебной задачи Словес.: ответы на вопросы Практический: слушание | 2 мин. | - После революции и Гражданской войны наша страна вступила на неведомый путь. Таким путем не шло ни одно государство мира. Страной теперь правил не царь, а Советы народных депутатов. Страна стала республикой. Необходимо было восстанавливать разрушенное хозяйство, доказать всему миру, что страна живет и развивается в новых условиях. - Скажите: все ли у вас получается сразу, когда вы начинаете заниматься новым делом? - Откройте учебник на с. 72, прочтите, как называется тема урока. | Отвечать на вопросы учителя. Называть тему урока | Р. - принимать и сохранять учебную задачу; К.- общение и взаимодействие. |
IV. Открытие нового знания Наглядный: рассматривание иллюстраций Словес.: ответы на вопросы Физминутка | 5 мин. 3 мин. | - Вот такие времена переживала наша страна. На пути строительства нового общества ее ждали беды и победы, взлеты и падения, успехи и разочарования, открытия и ошибки. - Рассмотрите новый герб нашей страны. Как вы думаете, что символизирует серп и молот в центре герба? Колосья хлеба? Над страной восходит солнце. Что это может символизировать? Отличительным знаком новой страны стала пятиконечная звезда. ( Серп и молот - орудия труда рабочих и крестьян – олицетворяли их союз. Лучи солнца – зарю новой власти. Колосья хлеба – богатство народов. Переплетенные ленты – символы 15 национальных республик. Красная звезда – торжество над православным крестом.) Ребята, а чтобы лучше узнать что происходило в России 20 века, откройте свои учебники на с. 72. - Кто хочет прочитать первый абзац? Прочитай. - Так как начался 20 век для России?(Россия вступила на новый, неведомый путь) Рассмотрите иллюстрации после абзаца. - Прочитайте второй абзац. - Что происходило в стране 20 века? (Строились заводы, фабрики, электростанции.) - Кто понял, что такое колхоз? Кто может объяснить своими словами. - Прочитайте третий абзац? - Что вы узнали из него?(Очень сильная у народа была тягота к знаниям. Все хотели быть образованны, поэтому даже взрослые люди сели за парты. Для этого создавались различные учебные заведения.) Через двадцать лет после революционных преобразований, в 1937 году, Россия приняла участие во всемирной выставке в Париже .Первая после окончания войны Первой мировой войны выставка проходила под девизом "Искусство и техника в современной жизни". Это был смотр достижения вех стран мира. Советский павильон , созданный по проекту архитектора Бориса Михайловича Иофана, отражал идею торжества творческих способностей человека. Это была почти 25- метровая скульптурная группа "Рабочий и колхозница". - Вы можете посмотреть её в учебнике на с. 74 справа. - Так же посмотрите на иллюстрацию Всемирной выставке в Париже. Справа от Эйфелевой башни расположен Павильон СССР"Рабочий и колхозница", пользовался большим успехом у посетителей выставки. Он был понятен каждому. Установленная на кровле пилона группа "Рабочий и Колхозница" в своей композиции последовательно повторяет движение: сначала - вперед, а затем - ввысь. Высоко взметнув вверх серп и молот, дружно шагают вперед молодые и прекрасные гиганты - рабочий и колхозница, олицетворяющие весь советский народ. - Как вы думаете, почему рабочий и колхозница держат в руках серп и молот? Композиционной осью группы является мощная диагональ, придающая этому движению стремительность. Этими средствами скульптор ярко выразил идею всенародного движения советского народа вперед, к коммунизму. - А между тем напротив советского павильона размещался павильон Германии, украшенный фигурой орла со свастикой. По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. Все материалы для него везли из Германии. Цель: воплотить идеологию средствами искусства – в полном соответствии с множество раз повторявшимися словами Гитлера, назвавшего архитектуру «миром в камне». Орел против серпа с молотом. Германия против СССР. В результате огромный герб нацистского рейха - орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы». Через четыре года символическое противостояние на выставке в истории обернётся самой кровопролитной войной в истории человечества. - Но вы об этом узнаете на следующих занятиях. Видеофизминутка |
Высказывать свои предположения Читать текст Отвечать на вопросы учителя Отвечать на вопросы учителя Слушать учителя Отвечать на вопросы учителя Выполнять двигательные упражнения | П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Р. - принимать и сохранять учебную задачу; Р. - принимать и сохранять учебную задачу; К.- общение и взаимодействие. К.- общение и взаимодействие. П. - осуществлять поиск необходимой информации для Р. - принимать и сохранять учебную задачу; К.- общение и взаимодействие. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словес.: ответы на вопросы Практический: продуктивно-познавательный вопрос поиск ответов на вопросы; | 15 мин. | - Читая текст учебника вам встретилось такое имя как Вера Игнатьевна Мухина. Этот человек внес немалый вклад в развитие нашей страны в тот период и мало кто знает из вас, что это за знаменитая личность. - Предлагаю вам отправится в путешествие в тот период и узнать об этой выдающейся исторической личности, чем она занималась, что ей нравилось, как она жила, какие цели ставила перед собой. - Сейчас мы с вами поработаем в группах по 4 человека, каждая группа получит текст биографии, вам нужно изучить биографию, и в группе ответить на поставленные вопросы, которые даны после текста.(приложение к конспекту) -За правильные полные ответы вы будете получать фишки. Чтобы получить 5, нужно, чтобы каждый член вашей группы ответил на один вопрос, в общей сумме 4 фишки. Вопросы: 1) Расскажите о детстве Веры Игнатьевны Мухиной? Было ли ее детство легким? Обоснуйте свою точку зрения? 2) Чем увлекалась Вера Мухина? Где она училась? Какой она была ученицей? 3) Какая трагедия приключилась с Верой Мухиной? 4) Как война повлияла на судьбу Веры Мухиной? 5) «Работали бесплатно, брать деньги не хотели. Всю жизнь я не любила платных должностей. Люблю свободу» . Как это высказывание характеризует человека? Какой она была? 6) «Если костер чувств ярко горит, нужно его поддержать, если горит слабо, нужно его разжечь, чтобы до конца жизни душа была вечно молода и страстна, как у Микеланджело, и всегда мудра, сурова и ищуща, как у Леонардо, чтобы не дать своему духу обрасти черствой коркой благополучия и самоуспокоения». Как вы поняли смысл этого высказывания? 7) В каких видах деятельности прославилась Вера Мухина? 8) Какой вклад Вера Игнатьевна Мухина внесла в развитии нашей страны в области просвещения? 9) Расскажите об известной статуе « Рабочий и колхозница». Опишите ее. Какова была задумка автора? 10) Почему рабочий и колхозница в скульптурной группе Мухиной держат в руках серп и молот? 11) Прочитав биографию, какое у вас сложилось общее впечатление о Вере Мухиной? | Слушать инструкции к выполнению Распределять на группы Сотрудничать в группе Анализировать материал Выполнять задание в группе
| К.- общение и взаимодействие. П. - осуществлять поиск необходимой информации для К.- общение и взаимодействие. П. - осуществлять поиск необходимой информации для |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словес.: ответы на вопросы Словес.: монологические высказывания уч-ся. | 10 мин. | - Работа групп по анализу прочитанной биографии Веры Игнатьевны Мухиной. - Вы замечательно поработали. Пятерки получает группа под номером … | Отвечать на вопросы по тексту Высказывать свое мнение | К.- общение и взаимодействие; П. - осуществлять поиск необходимой информации |
VII. Включение в систему знаний Работа с картой Словес.: ответы на вопросы
| 5 мин. | - А сейчас, ребята, откройте свои рабочие тетради на с.42 №2, прочитайте задание. А теперь посмотрите на слайд, вы видите карту современного метрополитена. В тетради у вас дана карта метрополитена того времени, а теперь поработайте в парах, и напишите, как же изменился метрополитен, какие станции добавились и есть в настоящее время. Время пошло, у вас 5 минут. - Время на выполнение задания закончилось, проверяем. | Выполнять задание в тетради | П. - осуществлять поиск необходимойинформации |
VIII.Рефлексия деятельности (по продукту) Словес.: ответы на вопросы, самоанализ | 1 мин. | Сейчас я раздам вам листочки с опорами, и вы напишите на них свои впечатления об уроке: Мне понравилось..... Мне запомнилось.... Я считаю, что... Меня заинтересовало... Уч. - с. 72-75 читать, р/т- с.43 №3. | Оценивать свои достижения. | К.- общение и взаимодействие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок гражданственности "Победа деда - твоя победа"
Урок разработан с применением приёмов развития критического мышления на уроке....
Урок гражданственности "Победа деда - твоя победа"
Урок разработан с применением приёмов развития критического мышления на уроке....
Сценарий районного конкурса чтецов «Цена Победы», посвященного 65- летию Победы над немецкими захватчиками. (для учащихся 4 классов)
Воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма, ответственности живущих сейчас за судьбы страны, уважения к бессмертному воинскому подвигу...
Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён празднованию 200 летия победы в Отечественной войне 1812 года
Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...
Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён победе в войне 1812 года
Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...
Сочинение на тему "Победа деда -моя победа"
Посвещается 9 мая!...
Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов «Победа деда - моя победа» (к 65-летию победы в Великой Отечественной войне)
Цели:расширять исторические знания детей; воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству;привитие патриотизма, героизма, любви к своей Родине;воспитание уважени...