Наука 19века
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Лебединцева Виктория Валерьевна

Урок окружающего мира по теме Наука  19 века

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ КК КРАСНОДАРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Пробный урок по окружающему миру

студентки 3 курса группы «А»

Диренко Виктории Валерьевны,

проведенный в 4 «А» классе

20. 03. 2015 г.

Учитель   ___________/Краснокутская Н. А./

Методист ________________/Ушакова В. С./

Оценка    _____________

Тема: «Наука и техника в 19 веке»

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • Формирование целостного представления о развитии науки и техники XIX века;
  • Познакомить учащихся с известными учеными и изобретателями;
  • Изучение состава почвы;
  • Выполнение практической работы;

Планируемые результаты

Предметные

  • Дать представление детям о великих ученых 19 века;
  • Изучить состав почвы;

Метапредметные

  •  Развитие умения строить логическое  рассуждение, делать  выводы,  развитие умения выстраивать диалог;

Личностные

  • содействовать формированию:

-  широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • - способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Ресурсы урока: учебник окружающего мира,  билеты для блиц – опроса, мультимедиа,

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

Организационный момент: приветствие

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Виктория Валерьевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у Вас я.

Проверка готовности к уроку.

- Проверьте все ли у вас готово к уроку.

Дети готовятся к уроку: учебник окружающего мира

Проверка домашнего задания

- Ребята, какое вам было задано домашнее задание?

- Я для вас подготовила билетики, на которых написаны блиц - вопросы. Вы выбираете себе билетик, читаете вопрос и отвечаете на него.

Вопросы:

  1. В каком году был подписан манифест об отмене крепостного права? Кем?
  2. После отмены крепостного права крестьяне получили гражданские права. Какие?
  3. Какие преобразования появились в армии и суде?
  4. Расскажите, как изменилась жизнь населения после отмены крепостного права?
  5. Какие новые здания появились в городах?
  6. Что такое конка?
  7. Расскажите о жилых домах на улицах Петербурга в конце 19 века?
  8. Что нового появилось в облике Москвы?
  9. Дайте определение понятиям «биржа», «казарма», «манифест».

- Тема: «Отмена крепостного права»

Ответы:

  1. В 1861 году, императором Александром II.
  2. Они могли самостоятельно заключать договоры, приобретать имущество, вести судебные дела.
  3.  В армии стали служить по 6 лет, рекрутский набор был заменен на всеобщую воинскую повинность; на заседаниях в суде появилась публика, стали присутствовать не только обвинитель, но и защитник – адвокат.
  4. Оживление торговли и промышленности, проложено много новых железных дорог, открылись фабрики и заводы; дворяне продали свои имения, а деньги вложили в строительство фабрик и заводов; не простой у рабочих был труд, они работали по 14-16 часов, жили в бараках.
  5. Банки, биржи, университеты, библиотеки, музеи, театры, больницы, гостиницы, казармы.
  6. Конка – новый вид транспорта (деревянные домики на колесах, которые везли лошади).
  7. Дома были огромными, комнаты в них сдавались внаем и приносили доход, «доходные дома», строили их высокими, дворы в них очень узкие – «дворы-колодцы».
  8. Садовое кольцо, Александровский сад, в 1824 году построен Большой театр, ГУМ, стали нумеровать городские дома, на столбах стали писать названия улиц, к концу века уходили из Москвы 8 шоссейных дорог.
  9. Биржа – место, где собираются люди для заключения сделок. Казарма – здания для размещения воинской части. Манифест – письменное обращение власти к народу по поводу важного события.

Актуализация необходимых знаний

- Ребята, после отмены крепостного права большие изменения произошли и в науке, и в технике. В 19 веке было сделано много важных и  полезных открытий. Появилось большое количество талантливых ученых – физиков, химиков, биологов, математиков.

- Давайте вместе познакомимся с некоторыми из них.

Организация познавательной деятельности

- Первый изобретатель, с которым мы познакомимся – это Борис Семёнович Якоби.

- Откройте учебник и на стр.48 и прочитайте о нем информацию.

- Что вы узнали, прочитав?

Просмотр видео « Б. С. Якоби»

- Обобщение: Борис Семёнович Якоби — немецкий физик-изобретатель, с 1835 года живший и работавший в России. Прославился открытием гальванопластики. Построил первый электродвигатель, телеграфный аппарат, печатающий буквы. Увлечения физикой приводят Якоби к серьёзному изобретению — первому в мире электродвигателю с непосредственным вращением рабочего вала. Целью учёного становится создание более мощного электродвигателя. В 1834 году Якоби строит электродвигатель, основанный на принципе притяжения и отталкивания между электромагнитами.

 В 1838 году Якоби сделал своё  замечательное открытие, а именно открыл гальванопластику. Значительные успехи были достигнуты в области телеграфии. Он создал первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат. В 1839 г. построил лодку с электромагнитным двигателем, который  развивал 1 лошадиную силу и двигал лодку с 14 пассажирами по Неве против течения.

\Итак, что самое главное изобрел Якоби – электродвигатель ( ученик записывает на доске).

- Следующий изобретатель – Павел Николаевич Яблочков.

- Откройте учебник на стр.49 и прочитайте о нем.

- Что вы поняли из прочитанного?

Просмотр видео «П. Н. Яблочков»

- Обобщение: Па́вел Никола́евич Я́блочков — русский электротехник, военный инженер, изобретатель и предприниматель. Известен разработкой дуговой лампы (вошедшей в историю под названием «свеча Яблочкова»)

Свеча Яблочкова была проста и удобна, она не имела ни механизмов, ни пружин. Она представляла собой два стержня, разделённых изоляционной прокладкой. Каждый из стержней зажимался в отдельной клемме подсвечника. На верхних концах зажигался дуговой разряд, и пламя дуги ярко светило.  Позднее он пытался менять окраску электрического света, прибавляя в испаряющуюся перегородку между углями различные металлические соли.

Свечи Яблочкова появились в продаже и начали расходиться в громадном количестве, каждая свеча стоила около 20 копеек и горела 1½ часа; по истечении этого времени приходилось вставлять в фонарь новую свечу. Впоследствии были придуманы фонари с автоматической заменой свечей.

Итак, какое изобретение у Яблочкова? – «Свеча Яблочкова» (ученик записывает на  доске)

Один ученик читает.

- Якоби создал электрический мотор.

        

Читает ученик

Один ученик читает

- Изобрел электрическую свечу.

Читает ученик

Физминутка

- Следующий ученый – Василий Васильевич Докучаев.

- Учебник на стр.50

Просмотр видео «В.В. Докучаев»

- Обобщение: Васи́лий Васи́льевич Докуча́ев — русский геолог и почвовед, основатель национальной школы почвоведения и географии почв.

В Императорском вольном экономическом обществе (ВЭО) с 1840-х годов поднимался вопрос об изучении чернозёмов, но лишь после реформ Александра II, после появления первых признаков истощения степных почв, в этой области были сделаны первые шаги.  В 1877 году Докучаев выступил перед ВЭО с докладом «Итоги о русском чернозёме», где критически анализировал отрывочные данные о чернозёмах, после чего предложил план будущих специальных исследований. ВЭО  поручило Докучаеву  руководство «чернозёмной комиссией».

За время с 1877 по 1881 годы Докучаев совершил ряд поездок по чернозёмной зоне, общая длина маршрута экспедиций составила более 10 тыс. км

В 1883 году вышло сочинение Докучаева «Русский чернозём», в котором детально рассмотрены область распространения, способ происхождения, химический состав чернозёма, принципы классификации и методы исследования этой почвы.

Итак, кем был Докучаев? – Русский геолог и почвовед (ученик записывает на доске)

- Еще один ученый, с которым мы познакомимся – это Николай Иванович Пирогов.

- Стр.50 учебника.

- Никола́й Ива́нович Пирого́в — русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии.

В 1847 году Пирогов уехал на Кавказ в действующую армию, так как хотел проверить в полевых условиях разработанные им операционные методы. На Кавказе он впервые применил перевязку бинтами, пропитанными крахмалом. Крахмальная перевязка оказалась удобнее и прочнее, чем применявшиеся раньше лубки. Здесь же, в ауле Салта, Пирогов впервые в истории медицины начал оперировать раненых с эфирным обезболиванием в полевых условиях. Всего великий хирург провёл около 10 тыс. операций под эфирным наркозом.

Оперируя раненых, Пирогов впервые в истории русской медицины применил гипсовую повязку, дав начало сберегательной тактике лечения ранений конечностей и избавив многих солдат и офицеров от ампутации.

Основное значение деятельности Н. И. Пирогова состоит в том, что своим самоотверженным и часто бескорыстным трудом он превратил хирургию в науку, вооружив врачей научно обоснованной методикой оперативного вмешательства.

Итак, кем был Пирогов? – Русский хирург и анатом, впервые применил гипсовую повязку.

Читает ученик

Практическая работа

- Мы с вами познакомились с некоторыми известными учеными и изобретателями. Возможно, среди нас есть будущие ученые.

- Выполнение практической работы.

Выполнение практической работы.

Рефлексия

- Какая тема урока была сегодня?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Понравился ли Вам урок?

Домашнее задание

Стр. 48 – 52 пересказ

Выставление оценок



Предварительный просмотр:

№1.        В каком году был подписан манифест об отмене крепостного права? Кем?

№2.        После отмены крепостного права крестьяне получили гражданские права. Какие?

№3.        Какие преобразования появились в армии и суде?

№4.        Расскажите, как изменилась жизнь населения после отмены крепостного права?

№5.        Какие новые здания появились в городах?

№6.        Что такое конка?

№7.        Расскажите о жилых домах на улицах Петербурга в конце 19 века?

№8.        Что нового появилось в облике Москвы?

№9.        Дайте определение понятиям «биржа», «казарма», «манифест».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир

Слайд 2

Проверка домашнего задания Отмена крепостного права ( блиц – опрос )

Слайд 3

Наука и техника в 19 веке

Слайд 4

Борис Семёнович Якоби

Слайд 5

Павел Николаевич Яблочков

Слайд 6

Василий Васильевич Докучаев

Слайд 7

Николай Иванович Пирогов Провёл около 10 тыс. операций под эфирным наркозом.

Слайд 8

Практическая работа «Состав почвы»

Слайд 9

Домашнее задание Стр. 48 – 52 - пересказ