Презентация к уроку окружающего мира
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Б Е Р Е С Т А Н С Т О Р Л Е О П И С Ь В Л Д М И Р Е Ч Е П Р О П Е Г А М Е Н Т П О С А Д И К И С Ф И Й С К И Й И Р И Л Л И Ц А Я Р О Л А В Г О О У Х Щ А Ц Р Ь Г Р А Д Н Е П Р З П И С Л О К И В 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9 . 10. 11. 12. 13. 14. 15 . 16. По горизонтали: 1. Собрание всех горожан в Новгороде. 2. Надпись, сделанная на сосуде, найденном при раскопках около Смоленска. 3. Материал, на котором писали в Древней Руси. 4. Самый главный собор в Древнем Новгороде. 5. Запись событий из лета в лето. 6. Столица Византии. 7. Дорогостоящий материал, на котором были написаны древние рукописные книги. 8. Столица Древней Руси. 9. Название славянской азбуки, составленной византийскими монахами. По вертикали: 10. Монах, написавший «Повесть временных лет». 11. Имя князя, крестившего Русь. 12. Им писали древние книги. 13. Знатные бояре, управлявшие Новгородом в Древней Руси. 14. Имя князя, написавшего первый закон на Руси. 15. Название инструмента для письма на бересте. 16. Река, на которой стоит Киев. 17. Название первой буквы славянской азбуки. 17. Повторение
В XIII веке на Русь обрушились тяжёлые испытания. С юга пришло монголо-татарское войско. Это были кочевые (переезжающие с места на место) племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны были новые пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ. Жили монголы в юртах - лёгких домах, сделанных из жердей и войлока. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по 2-3 дня и легко переносили холод. Они редко жили в мире и согласии даже между собой, а с другими племенами и народами враждовали постоянно. Их считали жестокими и свирепыми людьми.
Племена монголов были сильны своей многочисленностью и военной организацией. Монголы были хорошими наездниками и умелыми воинами. Их дети уже с 2-3 лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха. Женщины тоже были прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием, которое всегда было при них. Откройте учебник на стр. 60 и сравните вооружение русского и монгольского воина. Но монгольское войско сильно было не только своей конницей. У него были совершенно новые виды оружия, которого не было у русских. Оружие русских воинов Оружие монгольских воинов
На этой иллюстрации из старинной рукописной книги изображено как монголо-татары штурмуют русские города.
Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана Батый привёл к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой – пала. Все жители погибли.
Вслед за Рязанью монголо-татары заняли Коломну, Москву, Тверь, Владимир. Рассмотрите карту и проследите последовательность нашествия Батыя на Русь.
Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. Семь недель враги штурмовали маленький город Козельск. 4000 монголов были убиты под стенами этого города, но и защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли.
В 1240 году был разграблен и разрушен Киев. Батый основал огромное и пёстрое по национальному составу государство – Золотую Орду. Его центром стал город Сарай (по-монгольски это слово означает «дворец»). Хотя коренные русские земли не входили в Золотую Орду, они находились в полной зависимости от неё: подчинялись приказам ханов, платили огромную дань, подвергались опустошающим набегам. Ханы назначали князей по своему усмотрению.
Более двухсот лет властвовали монголо-татары на русской земле. Только в 1480 году Русская земля окончательно освободилась от монголо-татарского ига.
Но не только монголо-татары нападали на Русскую землю. В то время, когда Батый разорял Русь, в Новгороде княжил Александр, сын великого князя Ярослава Мудрого. Новгородцы должны были отстаивать свою независимость от шведов и ливонских немцев. В 1240 году по приказу папы Римского, король Швеции отправил большое войско против новгородцев и финнов. Новгород оставался единственным городом, не разрушенным монголами. Его стремились захватить немецкие и финские рыцари-крестоносцы.
Шведский военачальник Биргер привёл своё войско в устье реки Невы и отправил своих послов к молодому князю Александру, чтобы те сообщили о намерениях шведского войска захватить русские земли. Собирать силы было некогда. Александр сказал своей дружине: «Нас не много, а враг силён. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем»,- и неожиданно напал на шведов. Бой длился с рассвета до темноты. Сам Александр бился с Биргером и ранил его в лицо. Дружинник Савва подрубил столб шатра Биргера , шатёр упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям, на которых приплыли. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей.
Весть о победе на Неве разнеслась по всей. За эту битву князь Александр Ярославович получил прозвище Невского. И было ему тогда всего 20 лет.
Вскоре после невской победы в русских землях вновь появились крестоносцы. Враги овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду. 5 апреля 1242 года разыгралась знаменитая битва на Чудском озере, которая получила название Ледового побоища. Немецкие воины перед боем обычно строились клином. Его остриё составляли закованные в железо рыцари на конях. Конные рыцари находились и по боками клина. А внутри его стояли пешие воины. Такой клин мощным ударом рассекал строй противника, дробил и обращал в бегство его войско. Затем пешие воины преследовали по частям уничтожали бегущих. Зная повадки врага, Александр Невский решил построить свои полки так: в центре поставил срединный полк. Он состоял из горожан, крестьян, вооружённых копьями, луками и стрелами, боевыми топорами и даже просто ножами. Справа и слева от серединного полка сосредоточились основные силы – пехота и конница.
И вот битва началась… Прикрывшись щитами, крестоносцы двигались как таран. Они пробили срединный полк, но вдруг русские отступили за специально сделанную преграду из саней. За ними устремились и крестоносцы. За санями начинался берег, усыпанный большими камнями. Путь вражеской коннице отрезан. Крестоносцы оказались в западне. Подтаявший лёд не выдержал тяжести, начал трещать и ломаться. Рыцари в железных доспехах пошли ко дну. Оставшиеся в живых спасались бегством.
Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр на мир согласился, но предупредил: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» За великий подвиг православная церковь причислила князя Александра Невского к лику святых. Икона Александра Невского
Проверь себя Кто напал на Русь в Х III веке? Кто возглавил поход монголо-татар? Какой первый город был на пути монголо-татар? Сколько дней оборонялись рязанцы ? Какой город оказал Батыю серьёзное сопротивление? Что случилось с Киевом? Какое название получило государство монголо-татар? Какая угроза появилась у Руси с северо-запада? Кто выступил против них? Как ему удалось разгромить шведов? Под каким названием в историю вошла битва на Чудском озере? Как строились крестоносцы? Зачем? Как Александру Невскому удалось победить крестоносцев в этой битве?
Самостоятельная работа Выполните задание с контурной картой на стр.20 в тетради на печатной основе при помощи учебника. Домашнее задание Учебник стр.59-64, п.т. Стр. 21-22, №2-4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира "Государства Древнего мира"
В данной презентации подобраны слайды о Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме....
презентация к уроку окружающего мира "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"
презентация к уроку "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"...
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир"
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Что такое окружающий мир" 1 часть...
Презентации к урокам окружающего мира Вахрушев 2 класс Путешествие по миру
Презентация к уроку окружающего мира 2 класс Вахрушев...
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Как мы общаемся с миром"
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Как мы общаемся с миром"...
Презентация к уроку окружающего мира "Как мы общаемся с миром"
Презентация к уроку окружающего мира "Как мы общаемся с миром"...
Презентация к уроку окружающего мира "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)" 1 класс
Презентация к уроку окружающего мира "Воздействие человека на окружающую среду" 1 класс...