Экологическое воспитание младших школьников
опыты и эксперименты по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Данная работа представлена опытом работы по экологическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_itog.docx | 89.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание младших школьников
Социальный заказ в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулирован так:
(Слайд 2) «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу России», - Потребности современного общества возлагают на школу задачи воспитания человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.
(Слайд 3) Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это новые контакты, новые отношения, новые обязанности маленького человека. Изменяется вся жизнь ребёнка: она подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед учениками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Как сказала Галина Анатольевна Цукерман «Для ребенка приход в школу - это своеобразное оформление на должность» (Галина Анатольевна Цукерман, профессор, член редколлегии журнала по психологии). И должность эта весьма заманчива, но для большинства детей выступает своей внешней стороной: «Настоящий школьник - это счастливый обладатель портфеля и старательный исполнитель школьных Правил. Он слушает учителя, поднимает руку и получает хорошие отметки, сыграть в такую игру жаждет практически любой будущий первоклассник». Но бывает так, что через несколько дней или лет ребенок сочтет себя обманутым, а учителя - обманщиком, с которым надо было, оказывается, играть совсем в другие игры. Так школа одного за другим теряет своих пылких неофитов(новичок в каком либо деле), рвавшихся в 6-7 лет стать «настоящими школьниками».
Не слишком ли это дорогая цена за то, что ребёнок, находясь на распутье и остро нуждаясь в какой-то жизненной определенности, именно так ли представлял свое светлое далекое?
(слайд 5) И тогда перед педагогом стоят вопросы: (мигает)
Как организовать учебно-воспитательный процесс?
Каким содержанием его наполнить?
На что обратить внимание при планировании работы?
Эти же вопросы стояли и передо мной в начале моей педагогической деятельности, постепенно они выстроились в систему работы, которую разрешите представить вашему вниманию.
(Слайд 6) Целью моей работы стало создание условий для воспитания гуманной, экологически грамотной и социально-активной личности.
Мне посчастливилось работать в Варьеганской школе, где учатся дети коренных малочисленных народов Севера (преимущественно ханты и лесные ненцы). Наши дети в большинстве своем застенчивы в разговоре, молчаливы и вместе с тем обладают удивительно тонким восприятием природы. Они мыслят образами! Они душевно готовы воспринять все, что вызывает волнение, что откликается трепетом в сердце…Взаимоотношения человека и природы занимает решающее место в традиционной культуре северных народов. Ещё Джон Дьюи (американский философ и педагог) сформулировал идею опоры обучения и воспитания на непосредственный опыт и интерес учащихся: обучение строится так, «чтобы учебная работа и учение протекали естественно и с необходимостью создавали условия и, как их результат, такие действия учащихся, вследствие которых они не смогут не научиться. Ум ребенка будет сосредоточен не на учебе или учении. Он направлен на делание того, что требует ситуация, тогда как обучение является результатом. Методом учителя, с другой стороны, становится отыскание условий, которые пробуждают самообразовательную активность или учения, и такое взаимодействие с учащимися, при котором учение становится следствием этой активности».
Мною была разработана экологическая программа «Мир на ладошке», рассчитанная на 4 года. (Слайд 6)
Основные направления программы:
1. Учебная деятельность.
2. Внеклассная работа.
3. Проектно-исследовательская деятельность.
В основу программы положен принцип природосообразности, утверждающий естественность целей, приемов и процесса воспитания.
(слайд7) На уроках математики учащиеся любят решать задачи, содержащие информацию краеведческого характера. Во время устного счета или закрепления материала использую книжки – малышки, несущие информацию о различных видах растений и животных. На уроках я предлагаю детям самим сделать книжки-задачки.
(слайд8) На уроках русского языка элементы экологического образования использую, например, при организации словарной работы, составляем рассказ по картинке, пишем сочинения. Темы различны: «Звуки леса», «Я – бабочка», «Путешествие дятла», «Лиса и Заяц», « Почему снег загрустил», « От чего у зайца длинные уши».
Произведения писателей - натуралистов Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Сергея Есенина и местных поэтов Еремея Айпина, Юрия Вэллы, Людмилы Кошиль, позволяют получать знания об объектах и мотивах охраны природы. Например, телеграмма из леса. Такие задания стимулируют деятельность учащихся на оказание практической помощи цветущим деревьям и кустарникам, которую могут оказать младшие школьники.
Анализ произведений развивает у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть многообразие форм, эмоционально отзываться о её красоте.
(слайд9) Большой эмоциональный всплеск дают уроки изобразительного искусства и технологии, где дети не только учатся видеть красоту природы, но и изображать её и использовать природный материал в своих поделках. Для усвоения правил поведения в природе использую природоохранные знаки, которые изготовлены ребятами на уроках технологии.
Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры представляются на уроках окружающего мира. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Например: тема - «Вода». И я сразу заставляю ребят удивиться.
- Однажды,- говорю я,- в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно!
Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходило зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств.
(слайд10) Ведущий метод при изучении нового материала – моделирование: использование графических и динамических схем, таблиц, отражающих те или иные явления. Моделирование помогает сформировать у учащихся понятие об экологических связях. Этот метод я использую при изучении многих тем, когда решаются вопросы: влияние человека на природу и значение природы для человека.
В свои уроки я часто добавляю фантастическую добавку. Предположим, среднегодовая температура Антарктиды понизится на 10 градусов. Что еще смогут «придумать» пингвины, чтобы выжить в таких условиях? Задавая этот вопрос, преследую дидактическую цель: изучить реальные механизмы защиты животных в экстремальных температурных условиях.
Участие в работе «Научной лаборатории», так мы называем проведение практических работ, позволяет каждому ребёнку сделать свои личные открытия, проводя элементарные естественно – научные опыты: с водой, воздухом, позволяющие изучить их основные свойства; с птичьими перьями, объясняющие причину гибели птиц, пострадавших от разлива нефти; с солнечным зайчиком – для изучения свойств солнечных лучей.
(слайд11) «…День, проведенный ребенком среди рощ и полей…стоит многих недель, проведенных на учебной скамье…». Эти слова принадлежат великому педагогу К.Д. Ушинскому. Следуя его принципу, большое внимание уделяется урокам-экскурсиям, где мы обращаем внимание детей на красоту родного края, краски, звуки, запахи природы, знакомимся с объектами живой и неживой природы, оказываем практическую помощь природе. И не случайно первая экскурсия начинается с игры – путешествия. Каждая прогулка в лес дает нам возможность совершать маленькие открытия.
Главная задача всех уроков - формирование экологической культуры.
(слайд12) Воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценностей осуществляется и во внеклассной работе. Понимание возрастных особенностей школьников (природное любопытство, интерес ко всему новому) помогает знакомить их с различными природными явлениями, используя игровые технологии. Познавательные игры «Защита времен года», «Жалобная книга природы» учат детей внимательно всматриваться в окружающий мир, видеть в нем то, что нуждается в защите. Это игра – как бы перелистывание Красной книги, с одной стороны; другой - пристальное внимание к местной природе – приведение фактов уничтожения природы, животных, птиц, деревьев. Результатом данной игры явилась акция по распространению листовок в селе Варьеган. В классе ежегодно проходит праздник «Все мы солнышкины дети». Ребята с удовольствием придумывают для солнца самые добрые и ласковые слова, рисуют настроение природы, загадки, песенки, заклички, потешки. При путешествии в «Страну голубого неба» дети изучают мнение ученых о воздушной среде, используя занимательный фильм телекомпании Би –би – си «Живая планета». Большое значение имеют Декады по экологии. В этот период провожу с ребятами конкурсы плакатов и рисунков на тему «Земля - наш общий дом»; классные часы, конкурсы «Знатоков природы», «Устами Лесовичка», викторины «Дом, в котором я живу», «Загадочный мир цветов». Содержание мероприятий составляется на основе сведений о природных объектах и явлениях в различных областях науки и искусства. Для достижения высоких результатов обучающимся необходимы знания по экологии, в области естествознания и, конечно, общая эрудиция.
(слайд13) Успех работы педагога в значительной степени зависит от того, насколько ему удается добиться взаимодействия с родителями учащихся. В семье начинается формирование личности ребенка, начало всех личностных качеств, которые должны развиваться и возрастать в школе. Поэтому работа с родителями учащихся (педагогическая пропаганда, индивидуальная работа с отдельными семьями, привлечение родителей для оказания помощи классу) является необходимой составной частью учебно – воспитательного процесса школы. (слайд14) Так родители стали инициаторами в проведении акций «Посади дерево», «Как стать НЕболейкой», которые ежегодно проводятся в сентябре и апреле месяце. Походы в лес, парк-музей под открытым небом, поездки на стойбище стали доброй традицией нашего классного коллектива. Также совместно с родителями проводится много мероприятий на экологическую тематику.
Последнее десятилетие выросло явная социальная потребность думающей, ищущей и творческой личности. В условиях школы развивать творческие способности школьников можно через проектно-исследовательскую деятельность. Но лучше не требовать сразу творчества, а творчеству учить. Нужно постепенно поэлементно и целостно обучать его особенностям исследовательской деятельности, вооружая необходимыми умениями и навыками.
Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире являются важнейшими в детском поведении. Необходимо показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Проблема, взятая из реальной жизни, является началом исследовательских работ обучающихся. Для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести.
(слайд15)
Метод проектов начинаю реализовывать со 2 класса.
(слайд16) Одним из более успешных реализованных проектов можно назвать выпуск школьной газеты, которая называется «В союзе с природой», где подборкой материала занимаются дети.
(слайд17) Ребята, составили анкету и провели социологический опрос «Варьеган - чистый поселок!?». В опросе приняли участие 58 респондентов - учащиеся и жители Варьегана. Были поставлены вопросы: Кто больше всех загрязняет поселок? Какие улицы больше всего нуждаются в очистке? В чем главная причина загрязнения нашего села?
Были получены следующие результаты: (слайд18)
Какие территории больше всего нуждаются в очистке от мусора?, Были получены следующие ответы:
На вопрос «В чем главная причина загрязнения нашего села?», были даны ответы:
Проанализировав результаты социологического опроса, обучающиеся пришли к выводу, главная причина загрязнения села - низкий уровень экологической культуры жителей. (слайд19) Ребята предложили пути решения создавшейся проблемы:
- Установить мусорные урны во всех общественных местах;
- Своевременно убирать контейнеры возле жилых домов;
- Весной и осенью проводить общепоселковые субботники;
- Поощрять жителей за поддержание чистоты на территориях возле частных домов и наказывать за несоблюдение этого правила.
С данной информацией они не только выступили на классных часах, родительских собраниях, оформили листовки, которые разместили в общественных местах, и, проявив социальную активность, обратились в администрацию села Варьеган.
(слайд 20) Несмотря на возраст (начальная школа) наша работа по экологическому образованию носит не только теоретическую, но и практическую направленность. И хочется представить вам проект экологической тропы «Давайте сохраним…». Экологическая тропа – это своеобразный учебно - просветительский кабинет в природных условиях, сочетающей в себе возможность образования, воспитания и отдыха. Экологическая тропа является эффективным средством воспитания школьников. Работа по экологическому обучению проводится непосредственно в природе. (слайд 21) Отрадно заметить, что основателями тропы являются мои ученики предыдущих выпусков. С 2004 года реализуется этот проект и используется для формирования правил поведения на природе, выработке навыков экологической культуры. На учебной тропе во время уроков, экскурсий учащиеся знакомятся не только с природными достопримечательностями, но также изучат рельеф, флору, фауну родного края, дают оценку различным проявлениям деятельности человека в природе.
Где бы не жил ребенок, в поселке или в городе, везде есть свой интересный мир животных и растений. Если человеку мило место, где он родился, то ему дорог там каждый камешек, каждая былинка. И все это надо уметь показать детям, научить их смотреть и видеть, искать, выращивать и выхаживать, любоваться красотой своего родного края, его природой.
Результатом своей работы я считаю: (слайд22)
- Повышение интереса к изучению предмета «Окружающий мир» и (слайд23) повышение качества знаний
- (слайд24) Повышение уровня воспитанности по направлению «Я и природа».
- (слайд25) Результаты участия в конкурсах. (свидетельство участника районного экологического слета «В гармонии с природой», 3 местов районном конкурсе КВН «Живи, родник!» - 2006, участие в игре «Что? Где? Когда?»)
(слайд26) (мигание)
На сегодняшний день тремя самыми важными столпами образования являются: «научиться приобретать знания; научиться работать; научиться жить». Главная задача, которую предстоит решать образованию в ближайшее время, - научить подрастающее поколение жить вместе, развивая знания о других, их истории, культуре, традициях, мышлении. Такая растущая взаимосвязь приведёт к осуществлению совместных проектов, разумному и мирному решению неизбежных конфликтов. Такое образование будет носить творческий характер и станет основой нового мышления, когда особое внимание уделяется освоению общечеловеческих ценностей - от привития любви к своей малой Родине до формирования планетарного сознания, чувства ответственности за будущее страны, человечества, Земли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....
Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....
Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания
Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....