Урок "Что это за листья"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Данный конспект составлен в в виде технологической карты урока, что сейчас наиболее нужно педагогам. Прописаны все герои, которые приходят в гости к детям во время урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gotovyy_s_geroyami.docx41.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Меленки»

Технологическая карта урока окружающего мира

Тема: «Что это за листья»

Подготовила: учитель начальных классов

Базжина А.Б.

Меленки 2017 год.

  1. Предмет: Окружающий мир
  2. Класс 1
  3. Учебник: УМК «Школа России» М.И.Моро и др. «Окружающий мир» Учебник для образовательных учреждений в 2-х частях. Часть 1 с диском CD, ФГОС, 2011г.,2015г.
  4. Цель: Учить различать листья наиболее распространённых пород деревьев.
  5. Задачи:

Продолжить обучение распознаванию природных объектов

Развивать умение находить причинно - следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения

Развивать эмоциональное восприятие осенней природы

  1. Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Уметь узнавать листья нескольких пород деревьев, определять названия деревьев по листьям; сравнивать и группировать листья по различным признакам
  • Учиться описывать внешний вид листьев
  • Находить ответы на вопросы, используя гербарий, информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт
  • Понимать учебную задачу урока
  • Формулировать свои предположения, высказывания
  • Учиться наблюдать и делать самостоятельно вывод
  • Выполнять практическую работу в парах
  • Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам
  • Формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности
  • Формирование эстетических ценностей
  • Определять успешность выполнения задания

7. Тип урока  Урок открытия нового знания, комбинированный.

  1. Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, в парах
  2.  Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор,  экран.
  3. Учебные материалы: учебник, тетрадь №1, презентация.

Этапы

урока

Содержание деятельности

Формирование

УУД

учителя

учащегося

Орг. момент

Создание психологической комфортности.

Актуализация знаний.

-Добрый день, друзья!

Долгожданный дан звонок-

начинается урок.

А урок  у нас несколько необычный. Прислушайтесь!

- Где мы?  (Звучит аудиозапись: звуки леса).

- Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса.

Слайд 2

-О каком времени года идёт речь?

 Про осень говорят: «Осень – изменений восемь.»

- А сможете ли вы назвать восемь изменений которые происходят в природе и огородах у людей?

- Верно, ребята, на пороге осень.

(Звучит музыка «Мелодии осеннего леса»)

- Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой,

Вступает в  пёстрый терем свой…

Учащиеся стоя приветствуют учителя, глазами проверяют готовность к уроку.

Отвечают на поставленные вопросы

- об осени

Отвечают на поставленные вопросы

- идут дожди, животные готовятся к холодам, прячутся в норки, под кору деревьев. Дни стали короче, стало холодно, люди убирают огороды, урожай на полях, улетают птицы, желтеют листья.

В кабинет входит Осень (ученица 5 класса) со словами:

-Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой пёстрою стеной,

Стоит над пёстрою поляной

Слова девочки «Осени»

- Запомните всё, как земля засыпает

А ветер листвою её засыпает.

А в роще берёз всё светлей и светлей

Всё новые листья слетают с ветвей.

Регулятивные:

Умение контролировать свою готовность к уроку;

Осознание себя как ученика;

Личностные:

нравственно-этическая ориентация;

Формирование положительного отношения к учению;

Коммуникативные: (здесь и далее)

Владение невербальными средствами общения;

Определение целей урока.

Поста-

новка проблемы

- о каком явлении в природе говорит осень?

Слайд 3

- Верно.

- А еще к нам сегодня в гости пришли наши помощники – Муравьишка – вопросик и Мудрая черепаха. Где они находятся на доске? А чего не хватает на нашем дереве?

Попробуйте определить тему урока.

- Что же будем изучать сегодня на уроке?

- Правильно, дети. Тема урока приглашает обратить внимание на  изменения в жизни растений осенью, познакомиться с разнообразием форм, строения, окраски листьев в осенний период.

- Почему явление  листопада происходит осенью?

- но весной и летом много ветреных дней, да ещё и с грозой!

Осень девочка

-Верно, ребята.  С понижением температуры воздуха, в природе происходят  значительные перемены. Сбрасывая листья, растения спасаются от засухи, так как листья испаряют большое количество влаги. С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую воду корни растений не всасывают. Кроме того на зиму листья послужили бы для растений источником - бедствия: ветви ломались бы от снега, который бы налипал на листья.  После того как листья опадут, дерево  засыпает до весны.

Отвечают на поставленный вопрос

- о листопаде

- под деревом

- листочков

Предположения учащихся.

- какие перемены происходят с растениями.

- наблюдать за листьями.

Ответы на вопросы: сильный ветер.

- стало холоднее, меньше солнечного тепла.

Обучающиеся анализируют информацию, принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Коммуникативные:

Умение слушать и слышать учителя и собеседника.

Умение читать и понимать прочитанное.

Развитие монологической речи.

Познавательные:

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Развитие речи.

Умение принимать мнение другого ученика.

Поста-

новка проблемы

Практическая работа

Физминутка

Первичное закрепление знаний

Работа с учебником

Работа с тетрадью

Проверка понимания изученного

Слайд 4

- По самой лучшей из лесных дорожек,

Пофыркивая и наморщив нос,

Ежихе

Осторожный ёжик

Пять листиков на иглах нёс. (берёзовый, осиновый, кленовый, рябиновый, дубовый – они на партах).

- Обратите, внимание на форму, цвет листьев. Назовите  одним словом, какие они?

- Почему?

- Верно.

- Определите, листья,  каких пород деревьев принёс  ёжик маме ежихе?

- Установите соответствие.

- Какие из указанных видов деревьев произрастают в нашей местности?

- Итак, мы с вами в лесной лаборатории Осени. На ваших столах не просто листочки, а настоящий исследовательский материал.  

- Ребята, обратите внимание на строение листа.

- Из каких частей состоит лист?

  - Все листья состоят из черешка и листовой пластинки. Слайд 5 Сравните, к примеру, черешки листьев осины и  берёзы.

-Что увидели?

Слайд 6

- Верно,  подметили. У осины черешок длинный и сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому при малейшем дуновении ветерка листья начинают дрожать, трепетать. Отсюда и выражение – «трепетная осинка»

Рассмотрите внимательно листочки и скажите что у них общего и в чем различия

- Молодцы. Чтобы расширить ваши знания стоит заметить,

- Если на черешке пластинка одна, то лист называется простой.

-Если пластинок на черешке несколько, то лист называется сложный. Слайд 7

-Опираясь на наглядность, назовите простые и сложные листья? - Кто догадался?

- Мудрая Черепаха принесла нам в конверте задание. В парах распределите листочки на ваших партах к нужной веточке. Вспомним правила работы в парах. Слайд 8 По готовности показываем, что вы готовы.

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. 
(садятся на корточки)
Дунул ветер – полетели, 
(поднимаются, машут руками)
Мы летели, мы летели, 
И на землю тихо сели. 
(садятся)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели, 
(поднимаются, кружатся, машут руками)
И на землю снова сели. 
(садятся за парты)

- Как вы считаете, какую пользу принесут опавшие листья дереву?

- Опавшие листья, как тёплая перина, будут защищать корни дерева от морозов, а весной, перегнив под дождями, удобрят почву и дадут деревьям полезные вещества.

- А где люди могут использовать листья?

Для создания произведений искусства. Красота осенних листьев завораживает, вдохновляет, успокаивает, учит видеть прекрасное.  В других случаях обучает, наталкивает на открытия.

Тест - молчанка:  «Узнай дерево по описанию».

- Ребята, сейчас мы немного поиграем. В конверте от Муравьишки  загадки вы поднимаете «отгадки» - образцы  веточек, соответствующие определённым породам деревьям.

- Клейкие листочки,

   зелёные почки.
С белой корой

стоит под горой. Слайд 9

- Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит. Слайд 10

Я из крошкибочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. Слайд 11

Прилетели в гости к ней

Стайки алых снегирей.

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют. Слайд 12

- Что вы можете рассказать о деревьях? Что это за организмы?

Слайд 13

-Знаете ли вы, что дерево клёна выделяет в год 2 килограмма кислорода. А одному человеку в сутки требуется 17 кг чистого воздуха.

-Сделайте вывод: какое значение в природе имеют деревья?

Откройте учебники на странице 28. Обратите внимание на осенние листочки, Сколько листочков клена? Чем они отличаются?

- Как вы думаете, отчего зависит окраска листьев, что является причиной?

- Верно, ребята. С понижением температуры воздуха происходит изменение окраски листьев. Чем ниже температура, тем интенсивнее окраска.  Вокруг ножки листа нарастает лубяной слой. Вода не может проникнуть в лист. Умирающий лист меняет цвет, затем высыхает и отмирает. Ветер срывает его с дерева.

-  Какие деревья не сбрасывают на зиму листву, а остаются зелёными?

-Как вы думаете, почему?

- Пластинка листа имеет узкую форму, покрыта толстой кожицей, испаряет влаги гораздо меньше, чем широкая пластинка лиственного дерева

- Если на деревьях листья пожелтели,

- Если в край далёкий птицы улетели,

- Если небо хмурое, если дождик льётся,

- Это время года как друзья, зовётся?

А теперь откроем свои рабочие тетради на стр. 17. Задание 2. Каким цветом листья на деревьях летом? А какие осенью? Выполним задание.

Задание 3.

 

Разгадывание загадки:

Листья

- Разные

- Упали с разных деревьев

Ответ на вопрос:

- берёзовый, осиновый, кленовый, дубовый, рябиновый (Соотнести дерево с листочком)

Ответы на вопрос:

- берёза, осина, рябина, клен, дуб:

Свободные высказывания мнений детей,

Ответы на вопросы

- стебелёк,

- не знаем.

- разные

Ответы обучающихся.

 - Края листа берёзы зубчатые, похожи на треугольную форму. Есть черешок.

- Форма листа осины округлая, с плавными волновыми зубчиками,

черешок длинный. Имеет красноватый, бордовый цвет.

-  У рябины лист как веточка, состоит из «нескольких листочков», черешок один, листики как бы сидят.

Выполнение упражнений.

- наверное, будут утеплять дерево.

Высказывание предположений:

-лечиться, удобрять огородные участки

Ответы на вопрос:

Дерево – это многолетнее растение. Дерево имеет корень, ствол, ветви и листья, служат домом для некоторых животных.

Предположения детей

 -холодно

- Хвойные

Предположения детей

Осень

Познавательные:

Развитие логики, как способность к анализу и обобщению знаний, гибкости ума.

Коммуникатив-ные:

Умение свободно высказывать и отстаивать своё мнение.

Умение слушать и слышать.

.

Познавательные:

Логическое решение проблемы.

Регулятивные:

Умение высказывать своё суждение, видение мира, отношение к окружающему миру.

Умение работать в группе

Регулятивные:

Волевая саморегуляция, контрольвформесличенияспособадействияиегорезультатасзаданнымэталоном.

Умение сравнивать, делать выводы, заключения

Личностные:

Формирование мотива, реализующего потребность в знании поставленного вопроса.

Регулятивные:

Смена видов деятельности.

Регулятивные:

Высказывание своего суждения.

Общеучебные:

Умение высказывать свои  cуждения,  Связь с математикой.

Регулятивные:

Умение выражать своё отношение к прочитанному

Коммуникативные:

Умение слушать   и слышать.

Коммуникативные:

Умение слушать и слышать.

ИТОГ

Рефлексия

- По каким признакам можно разделить листики на группы?

- Что вы нового о листьях узнали сегодня?

- Из каких частей состоят листья?

- Каких видов бывают листья по количеству пластинок?

- Почему листья опадают?

- А давайте «оденем» наше дерево разными листочками, чтобы ему было тепло. Если вы на уроке все поняли, то возьмите зеленый листок. Если было понятно, но что то не совсем – возьмите желтый лист. А если вы ничего не поняли, то берем красный листочек.

- Выбрали? А теперь выходим к доске по рядам и прикрепляем свои листочки.

Провожаем осень.

Спасибо за урок!

Высказывание мнений учащихся:

Можно разделить на группы по цвету: коричневые, зелёные, жёлтые.

Можно разделить на группы по размеру: большие и маленькие.

Можно разделить на группы по форме: овальные, круглые.

Можно разделить на простые и сложные,

Можно разделить на берёзовые, осиновые, рябиновые, кленовые

Отвечать на итоговые вопросы:

Строение листа. Листопад. Окраска листьев меняется  осенью.

Оценка своим достижениям на уроке.

Волевая саморегуляция, контрольвформесличенияспособадействияиегорезультатасзаданнымэталоном.

 Регулятивные:

суждения. Личностные:

Формирование мотива, реализующего потребность в знании поставленного вопроса.

Личностные:

Формирование самооценки

Личностные:

Развитие понятийного мышления и оценка своей деятельности.

 

(самооценка, мотивация, самостоятельность, ответственность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Листья. Почему листья осенью желтеют?

Тема:   Листья. Почему осенью листья желтеют и опадают?Цель урока: Обобщить знания учащихся об органах растений и  их назначение.Учить бережно относится к растениям.Задачи:В...

Лист-клетка и лист-линейка для интерактивной доски

Данный материал подходит для интерактивных досок Panasonic Elite Panaboard UB-T88OWРазлинованная клетка и линейка....

Лист индивидуальных достижений учащегося 1 класса. Листы для оценки предметных результатов по УМК "Перспектива ".

Лист индивидуальных достижений учащегося 1 класса.Представлены листы для оценки предметных результатов по УМК "Перспектива ". Листы достижений помогут отследить результаты обучения при безоценочном об...

Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья»

Коспект урока для 3 класса Ф. Тютчев "Листья" по литературному чтению. "Школа России"....

Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья»

Конспект урока для 3 класса Ф. Тютчев "Листья". Сочинение-миниатюра "О чём расскажут осенние листья". "Школа России"....

Конспект урока технологии на тему «Создание титульного листа» Изделие: «Титульный лист» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цели деятельности учителя:формирование умения изготавливать титульный лист;развитие творческого мышления и аккуратности;воспитание интереса к материалу урока.Планируемые результатыПредметные:знать осо...

Урок-игра.Что это за листья? Практическая работа: «Определяем деревья по листьям».

Цели: познакомить с деревьями, растущими возле школы; наблюдать за осенними изменениями окраски листьев на деревьях; учить распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев; воспитывать бер...