Как помочь птицам зимой
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Как помочь птица зимой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_s_prezentatsiey.docx | 421.78 КБ |
prezentatsiya_pro_ptits.pptx | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира 1 класс
Тема: «Как помочь птицам зимой»
Цели урока:
- Создать условия для раскрытия необходимости оказания помощи зимующим птицам
- Создать условия для обогащения и активизации словаря, развития связной речи
- Воспитывать бережное отношение к родной природе
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
-формировать умение самостоятельно добывать знания;
-обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах;
-рассмотреть виды корма для зимующих птиц.
Метапредметные:
-Формировать умение ставить и решать учебные задачи на материале темы урока.
-Продолжить формирование общеучебных умений коммуникации (слушать учителя, друг друга).
Личностные:
-Воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи детей птицам.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор
Ход урока
- Организационный момент и психологический настрой
Здравствуйте, ребята.
-Раз, два, три, четыре, пять - Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
- Определение темы урока
- Посмотрите в окно и скажите, какое сейчас идёт время года? (Слайд)
- Зима доброй, заботливой хозяйкой пришла на землю: теплым одеялом накрыла растения, деревья и кустарники укутала в пушистые шубы, сберегла от леденящей стужи.
- Рады зимушке детишки, с нетерпением ждали ее прихода. Их веселый звонкий смех можно услышать на улице, на горках и катках. Только вот совсем не до веселья животным. Для них зима – суровое испытание.
- Догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем уроке?
- Откройте учебники, переложите закладку на следующую страницу, скажите, правильное ли было ваше предположение. Исследуйте страницы разворота учебника.
- Как вы думаете, какой сегодня урок .( открытия новых знаний или повторения).
- Что будем открывать? (Как помогать птицам зимой)
- Сформулируйте тему урока: Помощь птицам зимой.
- Постановка цели и задач
- Определите главную цель урока: Должны выяснить , как мы можем помочь птицам зимой.
- Что для этого вы должны знать? (Какие птицы живут у нас зимой, как им живётся в зимнее время года, что они едят, как лучше кормить птиц)
- Знакомство с новым
- Рассмотрите внимательно иллюстрацию учебника и назовите тех птиц, которых вы видели у нас и летом, и осенью и встречали зимой (Воробей, сорока, ворона, дятел. .)
- Тех птиц, которые с нами живут постоянно называют зимующими птицами.
- Назовите птиц, которые к нам прилетают на зиму (Снегирь и свиристель).Таких птиц называют перелётными зимующими (зимующие гости).
- Я вам предлагаю игру «Узнай, кто – это?» (Слайд).
- Ребята в этой загадке мы вспомнили ещё об одной зимующей птице, о голубе. Где ночуют птицы зимой? (под крышами, на ветках деревьев и др.).
- Как ведут себя во время морозов?(птицы нахохливаются). (Слайд)
- Почему это происходит?(дети дают свои варианты ответов, затем учитель подытоживает).
- Для того чтобы согреться. Тепло сохраняют перья и воздух, который находится между ними. Когда холодно, птицы поднимают перья и толщина «воздушной шубы» увеличивается.
- В наших краях очень холодная зима. Почему люди не строят для птиц тёплые домики? (страшнее не холод, а голод.)
- Действительно, для птиц страшнее голод. Зимой много птиц погибает от голода. Очень нелегко найти корм птицам за короткий зимний день. Одни раскапывают снег, стараясь добраться до земли, другие ищут корм на деревьях и кустах, третьи держатся поближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают, далее учитель читает статью из хрестоматии «Почему птицы зимой
перебираются ближе к жилью человека» на стр.30 .( Приложение 1).
- Что нужно делать, чтобы птицы не замёрзли? (Подкармливать их).
- Мы с вами в силах помочь птицам зимой? (Да).
-Что для этого нужно?(Сделать кормушки для птиц и развесить их).
- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 39. Из чего можно сделать кормушки? (Дети отвечают).
- Физкультурная минутка
(Приложение 2)
- Знакомство с новым
- Нужно ещё правильно развесить их. (Далее учитель вместе с детьми вырабатывает правила развешивания кормушек). Правила:
- Вешай кормушку в том месте, где меньше дует ветер, меньше снега
- Вешай на такой высоте, чтобы не достала собака или кошка
- Нельзя кормушку прибивать к дереву, её нужно привязывать или прикручивать
О каком правиле мы ещё забыли? (Если дети не отвечают, учитель наводящими вопросами, подводит детей к мысли о корме для птиц).
- Значит ещё одно правило: 4. Давай птицам правильный корм.
Рассмотрите иллюстрацию на стр. 38 и скажите, какой корм едят зимующие птицы (Дети перечисляют).
- Для птиц различных видов нужны различные корма. (Учитель читает статью из хрестоматии стр.34 (Приложение 3) и демонстрирует слайды)
- Но почему-то очень многие птицы любят ягоды рябины. (Слайд)
- Как вы думаете, почему? (Очень богата витаминами). (Далее учитель читает статьи из хрестоматии «Тайны рябинового пира» и «Почему свиристели падают зимой в обморок» стр.32-33 (Приложение 4, 5).
- Вот такое необычное поведение. А ещё существуют народные приметы, связанные с поведением птиц. (Учитель проговаривает)
Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.
В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.
Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.
Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
Синички с утра пищат – значит будет мороз.
VII. Закрепление
- Сейчас, ребята, мне хочется вас проверить. Как вы запомнили, какой корм любят птицы. (Учитель показывает кусочек сала, семена подсолнечника, тыквы и арбуза, хлебные крошки, ягоды рябины. Дети называют тех птиц, которые это любят).
- Как называются все эти птицы? (Зимующие)
- Зачем нужно подкармливать птиц? (Птицам страшнее не холод, а голод. Чтобы не погибли
- ) А почему мы так беспокоимся о жизни птиц? (Дети начинают говорить о пользе птиц, учитель должен выслушать каждого ребёнка: красивое пение и оперение, уничтожают вредителей растений, переносят семена растений )
Птицы приносят огромную пользу, поэтому им нужно помогать. (Слайд) (Далее выходит к доске заранее подготовленный ученик и читает наизусть стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой») (Приложение 6 )
VIII. Итог и оценка
- Наш урок подошёл к концу.
- Что открыли для себя на уроке (Дети отвечают: «Я открыл…»Выслушивать ответы, пока не прозвучит: «Я открыл, как помочь птицам зимой»).
- Как вы можете помочь птицам зимой (сделать кормушки и подкармливать).
Сделайте дома кормушки и развесьте их, соблюдая все правила. И, конечно же, подкармливайте птиц, которые будут прилетать к вам в гости.
Мне очень понравилось, как вы все сегодня рассуждали, как высказывали своё мнение, к какому пришли выводу.
IX.Рефлексия
Урок понравился (не понравился) - смайлики
Список используемой литературы
- Ковалько В.И. Школа визминуток:практические разработки физминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2005
- Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия. – М.: Просвещение, 1992
3. Плещаков А.А .Окружающий мир: учебник 1 кл в 2-х частях - М.: Просвещение , 2012.
Список электронных ресурсов
Приложение 1
Приложение 2
Физминутка
Ой, летали птички,
Птички-невелички.
Все летали, все летали,
Крыльями махали. (Махать руками, как крыльями)
На дорожку сели,
Зернышки поели.
Клю, клю, клю, клю,
Как я зернышки люблю! (Присесть на корточки)
Перышки почистим,
Чтобы были чище.
Вот так, вот так,
Чтобы были чище. (Руками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя)
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам. (Встают, прыгают на месте)
Поскакали, полетели
Полетели , полетели (Махать руками, как крыльями)
И на место все присели (Садятся за парты)
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Александр Яшин
«Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдёт приют: Не боится он простуды – С первым снегом тут как тут!
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика.
Черный жилет, красный берет, Нос как топор, Хвост, как упор.
Окраской сероватая , Повадкой вороватая , Крикунья хрипловатая , Известная персона Кто это?
Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик. Не робей, Я бывалый ….
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая.
Кто там ловко и упорно Лазит острым клювом вниз? Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
Средь стужи и морозов Вывел клёст своих птенцов.
Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода . Особенно часто пти-цы погибают в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна – и не страшна Будет им зима.
Разве можно забывать, Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз, К своему окну. Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. А. Яшин
Действительно, зима – очень трудное время для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть больше, чем летом.
Для корма пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи и овсянки, преимущественно для них подходят и крошки пшеничного хлеба. Ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобу у птицы, что может привести ее к гибели
Тест. А А Б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру в 1 классе "Как помочь птицам зимой".
Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Как помочь птицам зимой. Перелётные и зимующие птицы" В уроке использован проблемный диалог, самостоятельная работа учащихся, групповая работа. ...
Урок по окружающему миру на тему"Как помочь птицам зимой" (1 класс)
Аннотация:При определении цели и задач урока были учтены программные требования, содержание учебного материала, уровень знаний и умений учащихся. Цель урока ученикам была представлена в форме пр...
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Как помочь птицам зимой"
Презентация знакомит детей с приметами зимы, с зимующими птицами. Дети смогут услышать голоса некоторых птиц и узнать, как помочь им в это трудное время....
уроки "Как помочь птицам зимой"
Уроки по окружающему миру, 1 класс, УМК "ПНШ", "Как помочь птицам зимой"...
Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс ПНШ
На этом уроке реализованы следующие задачи:-формировать умение самостоятельно добывать знания;-обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах;-рассмотреть виды корма для зимующих птиц...
Презентация"Как помочь птицам зимой"
Количество слайдов:22.Программа: Microsoft Office PowerPoint 2007.Цель использования презентации: предоставить информацию обучающимся в полном объеме (картинки, фото) и максимально комфортно – н...
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Как живут животные? Как помочь птицам зимой?»
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Как живут животные? Как помочь птицам зимой?»(УМК «Школа России»)...