Вода - источник жизни
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Надежда Васильевна Рыбакова

Рассказать о значении воды. Надо понять и запомнить каждому, что беречь воду - значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №37»

Исследовательский проект

«Вода и ее свойства»

                                                            Выполнил: ученик 2 «Б» класса

                                                                                       Лапин Владислав

                                             Руководитель: Рыбакова Надежда Васильевна

Саранск 2017 – 2018 уч. год

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

  1. Значение воды в природе……………...………………………………......5
  2. Роль воды в жизни человека………..……………………………………..7
  3. Изучение свойств воды с помощью опытов……….…………….……… 9

Заключение………………………………………………………………..11

Список используемой литературы………………...…………………….12

Введение

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить,

Без воды нам не прожить.

                        (Рыжова Н.)

Мало кто из нас задумывался над тем, что представляет собой вода. Она сопровождает нас повсюду и, кажется, нет ничего более обычного и простого. Однако это далеко не так. Многие поколения учёных изучают свойства воды.

Гипотеза: вода – одно из уникальных веществ на земле, обладающая различными свойствами.

Цели исследования: 

  • Познакомиться со свойствами воды и их использованием.
  • С помощью занимательных опытов наглядно изучить некоторые свойства воды.
  • Научиться наблюдать и сравнивать.

Объект исследования: вода.

Предмет исследования: свойства воды.

Задачи исследования: 

  • Изучить дополнительную  литературу по теме исследования.
  • Провести опыты, раскрывающие свойства воды.
  • Создать презентацию по результатам исследования.

1. Значение воды в природе.

Если  быстро вращать глобус, то кажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что голубой краски на нём больше, чем белой, зелёной и коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Они занимают в два раза больше, места, чем суша.

Четыре элемента природы, четыре стихии родили на Земле жизнь — это огонь, воздух, земля и вода. Причем вода появилась на нашей планете на несколько миллионов лет раньше, чем та же почва или воздух.

Казалось бы, вода уже изучена человеком, но ученые до сих пор находят самые удивительные факты об этом природном элементе.

Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных, геологических процессов (В.И. Вернадский).

Именно в воде возникли первые живые существа. Это были маленькие одноклеточные белковые комочки, плавающие по воле волн в океане. Постепенно, на протяжении миллионов лет они видоизменились, совершенствовались. Сперва они дали начало растительным организмам, затем возникли формы, стоящие на грани между растениями и животными. И наконец, появились простейшие животные. Прошло еще много миллионов лет, прежде чем, борясь за существование, часть растений и животных «вышла» на сушу и продолжила там свое развитие.

Вода – в океанах и морях, реках и озерах, под землей и в почве. На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Это вода в твердом состоянии. Лед можно видеть на реках и озерах, когда они замерзают зимой. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. На поверхности суши находится далеко не вся вода, имеющаяся на Земле. В глубине грунта существуют подземные реки и озера.

В природе вода существует в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. При этом она оказывается задействованной в самых разных механизмах и жизненных циклах на земле. Вот лишь несколько фактов, которые наглядно демонстрируют ее значимость для нашей планеты:

  • В природе постоянно происходит круговорот воды. С поверхности морей, океанов, рек и озер она испаряется, образуются облака. Они проливаются дождем, сыплются снегом и вновь возвращают воду суше и океанам. Значение круговорота воды в природе просто огромно. Именно этот процесс позволяет животным и растениям получать столь необходимую для их жизни и существования влагу.
  • Моря и океаны, реки и озера – все водоемы играют важнейшую роль в создании климата той или иной местности. А высокая теплоемкость воды обеспечивает комфортный температурный режим на нашей планете.
  • Вода играет одну из ключевых ролей в процессе фотосинтеза. Не будь воды, растения не могли бы перерабатывать углекислый газ в кислород, а значит – воздух был бы непригоден для дыхания.

Совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получить только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, нужных живому организму. А в морской воде слишком много разных солей, поэтому она тоже не годится для питья.

При недостатке воды жизнедеятельность организмов сильно нарушается. Лишь покоящиеся формы жизни – споры, семена – хорошо переносят длительное обезвоживание.

Растения, при отсутствии воды увядают и могут погибнуть. Животные, если лишить их воды, быстро погибают: например, упитанная собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды – менее 10.

Таким образом, без воды невозможно существование жизни на Земле.

2. Роль воды в жизни человека.

Вода – одно из самых важных для человека веществ. Его организм, кровь, мозг, ткани тела больше чем наполовину состоят из воды. В теле новорожденного — до 75% воды, в теле пожилого человека — более 50%. При этом известно, что без воды человек не выживет. Так, когда у нас исчезает хотя бы 2% воды из организма, начинается мучительная жажда. При потере более 12% воды человеку уже не восстановится без помощи врачей. А потеряв 20% воды из организма, человек умирает.

Вода является для человека исключительно важным источником питания. Потребность человека в воде, которую он употребляет с питьем и с пищей, в зависимости от климата составляет 3 – 6 литров в сутки.  По статистике один человек за год потребляет до 60 тонн воды только для питания.

Значение воды для организма человека огромно:

  • в воде растворяются важные для жизнедеятельности организма органические и неорганические вещества;
  • вода доставляет к каждой клеточке нашего организма кислород и питательные вещества;
  • благодаря наличию воды наш организм может регулировать температуру тела;
  • вода также позволяет перерабатывать пищу в энергию, помогает клеткам усваивать питательные вещества. А еще вода выводит шлаки и отходы из нашего тела.

Вода – добрый друг и помощник человека. Она – удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Именно поэтому многие города возникли на берегах рек. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Она послушно вращает турбины на гидроэлектростанциях.

Вода минеральных источников оказывает лечебное действие. Многие из источников горячие. И люди используют не только лечебные свойства этих вод, но и тепло. На Камчатке, где таких источников очень много, выращивают овощи в теплицах в любое время года.

Вот какое необыкновенное вещество обыкновенная вода – краса природы, как сказал однажды замечательный русский писатель С.Т. Аксаков.

  1. Рассмотрение свойств воды с помощью опытов.

Вода приобрела особую значимость в жизнедеятельности человека только после того, как он хорошо изучил ее свойства:

  • бесцветность;
  • отсутствие вкуса;
  • отсутствие запаха;
  • прозрачность;
  • отсутствие формы;
  • текучесть.

Для того, чтобы доказать наличие этих свойств воды я провел следующие занимательные опыты.

Какого цвета вода? Возьмем один стакан с водой, а другой с апельсиновым соком. Мы видим, что апельсиновый сок оранжевый, а вода бесцветная. Значит, чистая вода не имеет цвета, она бесцветна.

Но… разве море не имеет цвета? Оно бывает синим, серо-зеленым, лазоревым и даже оранжевым в лучах заходящего солнца. Или вода в бассейне – она всегда имеет какой-то синевато-зеленоватый оттенок. Тем не менее, если воду налить в прозрачный стакан, то можно увидеть, что она действительно бесцветна. А различные оттенки чистая вода принимает из-за того, что отражает то, что ее окружает.

Какой вкус у воды? Возьмем стакан с соком и водой. Сначала сделаем глоток из одного стакана, затем из другого. И понимаем, что у сока есть вкус, а у воды его нет. Значит, чистая вода не имеет вкуса.

Какой запах у воды? Возьмем стаканы с жидкостями и по очереди подносим к носу. Вдыхаем воздух и пытаемся почувствовать запах. В стакане, где сок, есть определенный запах, в стакане с водой запах отсутствует. Значит, чистая вода не имеет запаха.

Какова прозрачность воды? Возьмем две трубочки, одну опускаем в стакан с водой, другую в стакан с соком. Мы видим, что в стакане с водой трубочка видна, а в стакане с соком нет. Таким образом, вода, не содержащая каких-либо примесей, прозрачна.

Прозрачность воды бывает разной. Например, в чистой речке сквозь воду можно увидеть дно – камешки и песок. В аквариуме мы легко разглядим сквозь воду всех рыбок. Даже вода, из которой сделали чай – сохраняет прозрачность – в чашке с чаем всегда можно увидеть дно. А вот если в воду добавлено много примесей – то она становится мутной. К примеру, если в чай добавить молоко или в речке поднять песок со дна – то от прозрачности не останется и следа. Таким образом, прозрачность воды зависит от ее чистоты.

Какова форма воды? Если перелить воду из стакана в другой сосуд, вода принимает форму сосуда, в который ее налили. Таким образом, вода не имеет формы.

Что происходит с водой, если ее вылить? Если несколько капель воды вылить на ровную поверхность, она растекается в разные стороны. Т.е. вода обладает текучестью.

Когда вода находится в жидком состоянии – она может течь. Она течет из крана, вытекает из открытой бутылки, если перевернуть ее горлышком вниз. Вода течет в ручьях и реках.

Для каждого человека очень важно знать свойства воды, так как в своей жизнедеятельности он очень тесно соприкасается с водой.

Заключение

В данном исследовательском проекте мы рассмотрели следующие свойства воды:

  • бесцветность;
  • отсутствие вкуса;
  • отсутствие запаха;
  • прозрачность;
  • отсутствие формы;
  • текучесть.

Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхности морей и океанов, рек и озер вода испаряется, а затем возвращается на Землю в виде дождя или снега. Но чистой воды на Земле становится все меньше. Недостаток ее уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения.

Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют ее различными продуктами отходов. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества.

В воде гибнет жизнь. Рыба, растения – все живое погибает в такой воде. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжелых заболеваний.

Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

Список используемой литературы

  1. Аксенова М., Володин В., Вильчек Г., Ананьева Е. и др. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. – М.: Аванта +. 2005
  2. Гуллер Ю. Детская энциклопедия. Вода – это жизнь. №10, 2006.
  3. Клейман Т. Детская энциклопедия. Многоликая вода. №6, 2013.
  4. Ликум А. Все обо всем. Компания Ключ «С». Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва, 1993.
  5. Осипов Ю.С. Большая российская энциклопедия. Научное издательство Москва, 2006.
  6. Пакулова В.М. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 кл.: учебник. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.
  7. Чижевский А.Е. Я познаю мир. Экология: энцикл. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  8. Что такое. Кто такой: В 3 т.Т.1. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: «Педагогика-Пресс», 1994.
  9. Интернет-источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода - источник жизни на Земле

Поект подготовили учащиеся 4-го класса. Ребята попытались доказать актуальность темы: " Вода - источник жизни на Земле"....

Вода- источник жизни

Материал к уроку  по окружающему миру с расочной презентацией, выполненной вместе с детьми для научной конференции...

Проект детского объединения "Пламя": "Вода - источник жизни"

В рамках проекта  "Обучаем ресурсосбережению от А до Я "детско- юношеской общественной организации"Экологический Центр"г.Омска учащимися детского объединения "Пламя"  был создан проект:"Вода...

вода-источник жизни

                ...

Игра - викторина "Вода - источник жизни"

Данную разработку можно применять как в урочной, так и во внеурочной деятельности....

Урок Здоровья " Вода-источник жизни"

Представление о значении жидкости для жизнедеятельности организма...

Презентация "Вода -источник жизни"

Презентация показывает важность значения воды в жизни человека. Используется на уроках окружающего мира и на классном часе....