Урок окружающего мира по теме "Звездное небо". 2-й класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Изъянова Ольга Александровна

Урок расширяет представления о звёздах и созвездиях. Построен в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_vo_2_klasse_zvyozdnoe_nebo.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме "Звездное небо". 2-й класс

Цель: расширить представления о звёздах и созвездиях.

 Задачи урока:

Расширить представления учеников о звёздах, созвездиях.

Развивать кругозор обучающихся, образное и ассоциативное мышление, внимание, фантазию.

Оборудование: компьютер, проектор, экран для демонстрации слайдов;

презентация; учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 2 класс, рабочая тетрадь; бланки с образцами заданий для парной работы (рисунок 1, 2).

Темы самостоятельного исследования:

Природа небесных тел.

Истории созвездий

Планируемый результат:

Развитие интереса к изучению звёздного неба.

Совершенствование и углубление первоначальных знаний о звёздах, созвездиях.

Ход урока

  1. Организация начала урока.

      Сегодня, ребята, мы продолжаем работать над большим разделом «Природа». На нашем уроке много гостей, давайте постараемся сделать так, чтобы и им было интересно на уроке.

     

     2. Постановка учебной задачи

Клип «Космическая симфония» (Слайд 2)

- Посмотрите и скажите, о чём мы будем говорить? (Ученики предлагают свои варианты.)

- Правильно. Сегодня мы проведём необычный урок – урок-путешествие по звёздному небу. С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.

 (Слайд 3)

Раньше, когда люди только начинали изучать Землю, и сейчас, в наше время, люди интересовались звёздами, погодой, переменами климата и Солнцем. Когда-то, очень давно, один философ сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. Вы только представьте себе эту картину на минуту.

- Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой?

- Откройте учебник на стр.40 и прочитайте, какие задачи нам предлагает выполнить Муравьишка Вопросик.

3. Повторение изученного в 1 классе. Работа в парах

- Ребята, а знаете ли вы природу звезд? Сейчас мы это проверим, ведь звездное небо – великая книга Природы. Кто сумеет ее прочесть, тому раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса.

- Предлагаю вам выполнить задание №1. На слайде вы видите 3 небесных объекта: Земля, Солнце, Луна. Нужно стрелкой соединить небесные объекты и соответственно слова, обозначающие их природу. На столах у каждой пары есть образец данного задания. Приступайте к выполнению. На работу 1 минута.

(Слайд 4)

Задание 1. Природа небесных тел.

После выполнения задания проводится проверка. Один ученик называет свои варианты ответов, а затем учитель открывает слайд на экране с правильно выполненным заданием. (Слайд 5)

- Поднимите руки те, у кого задание выполнено верно.

Учитель: Ребята, вы, верно определили природу солнца. Солнце – это звезда. А скажите, как вы понимаете, что такое звёзды? (слайд 7)

Ученики: Звезды – это огромные пылающие газовые шары. Многие из них гораздо больше Солнца.

- Молодцы! Звёзды отличаются размерами: есть звёзды-гиганты и звёзды-карлики. Наше Солнце – самая маленькая звёзда. Так почему оно светит днём, а звёзды ночью и кажутся нам маленькими светящимися точками? (Ответы учеников.)

Ученики: Солнце – это ближайшая к Земле звезда .

Учитель: Верно. Солнце не просто светит днём, оно и создаёт день. Днём незаметен слабый блеск других, более далёких звёзд. И только ночью, когда солнца на небе нет, они становятся видны. А сколько же на небе этих далёких, но ярких звёзд?

(Предположения учеников.)

( Всего в Галактике по разным оценкам от 200 миллиардов до триллиона звезд, но большая часть из них недоступна наблюдениям)

Учитель: Да, обитательницы безграничного космоса – звёзды – давным-давно подсчитаны, записаны в каталоги; и не только те, что видны невооружённым глазом, но и множество других, неподвластных глазу. А кто же подсчитал звёзды, кто их изучает?

Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде фотографии известных людей, сделавший большой вклад в развитии астрономии: Аристотель, Клавдий Птолемей, Михаил Васильевич Ломоносов, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей. (Слайды11, 12)

Коперник объявил Землю не центром Вселенной,как считалось, а лишь одной из планет, обращающихся вокруг Солнца. Это был величайший переворот в понятиях, имевший колоссальное влияние на все дальнейшее развитие наук.

Коперник объяснил смену дня и ночи суточным вращением Земли, смену времен года наклоном оси вращения Земли к плоскости земной орбиты и обращением Земли вокруг Солнца, Кажущееся годовое перемещение Солнца по эклиптике Коперник объяснил движением Земли вокруг Солнца. Он правильно расположил планеты по их расстоянию от Солнца и Земле отвел в этом ряду третье место. Петлеобразное движение планет на фоне звезд Коперник объяснил сочетанием движения наблюдателя с Землей и движения планеты.

Джордано Бруно стал пропагандировать идею о бесконечности Вселенной и о бесконечном множестве обитаемых миров.

  Астрономия – это очень серьёзная трудная, но и самая удивительная из всех наук. А вы знаете, какой прибор помогает астрономам изучать звёздное небо?

Ученики: Телескоп. (Слайд 13)

Учитель: Телескоп появился в 1609 году,  400 лет назад и назывался он прибор – дальновидец.

( Слайд 14)  Используя мощный телескоп, можно увидеть   1 млрд. звёзд. Интересно, что звёзды в телескопе не выглядят крупнее: они находятся на таких огромных расстояниях, что увеличение их изображения телескопом совершенно ничтожно. Телескоп звёзд не приближает, просто глазу открываются всё больше участков неба. Человек же может хорошо рассмотреть звёздное небо в ясную безлунную ночь. Наиболее богато яркими звёздами зимнее небо. Можно при нормальном зрении увидеть около 6000 звёзд.  Если внимательно вглядеться в звёздное небо, то можно обнаружить, что звёзды образуют созвездия.

Физкультурная минутка.

Ребята делают зарядку для глаз, после этого на 1 минуту закрывают глаза и представляют себе звёздное небо. Затем ученики рассказывают о своих фантазиях.

IV. Изучение нового материала. 2 часть – “Понятие о созвездиях”.

-Что такое созвездие?

(Слайд 16)

-Откройте учебник на стр.41 и найдите ответ на мой вопрос.

Учитель: Ещё в древние времена рисунки, полученные из точек-звёзд, астрономы назвали созвездиями. Одни созвездия напоминали им изображения любимых героев, другие – фигуры животных и предметы. Теперь учёные делят всё звёздное небо на участки. Эти участки они называют созвездиями. Их  очень много – 88  и каждое имеет своё название.

История названия созвездий очень интересна. Давайте познакомимся с интересными фактами названия и образования рассмотренных созвездий.

Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде предлагается задание №2.

Работа с учебником стр.41

Учитель: Итак, задание №2.Сейчас вы настоящая звёздная команда. Посоревнуемся.

 На столе у каждой группы находится листочек с названием созвездия. Вы внимательно прочитаете информацию в учебнике на стр.41 о нём, а затем ответите на вопросы. На работу 3 минуты.

Учитель: Ребята, сейчас каждая команда изучила свои созвездия, а теперь нужно правильно ответить на мои два вопроса.

Через две минуты учитель открывает слайды по порядку 19, 20, 21 и ученики отвечают на вопросы.

Вопросы, составленные по материалам задания №2.

О созвездии “Кассиопея”

1. В какое время года можно на небе увидеть созвездие “Кассиопею”?

2. По имени кого получило своё название созвездие?

О созвездии “Лебедь”

1. Где находится самая яркая звезда в созвездии ?

2. Куда летит силуэт прекрасной птицы, составляющей созвездие?

О созвездии “Орион”

1. В честь кого названо созвездие?

2. Сколько звёзд составляет пояс охотника?

-Вы все замечательно справились со своими заданиями.

-А теперь вы поработаете самостоятельно. Проверите сами, как хорошо вы узнали созвездия.

 Рабочая тетрадь стр.31 №1

Самопроверка.

- Знание созвездий – азбука астрономии. Но эта азбука необходима не только астрономам. Как вы считаете, кому и зачем нужно знать расположение звёзд на небе? (Ориентироваться по звёздам могут моряки, лётчики, разведчики, туристы.)

- Для тех, кто хорошо знаком с созвездиями и их расположением на небе в различное время суток и года, звёзды могут служить отличными ориентирами. Ориентироваться по звёздам могут и моряки, и лётчики, и туристы, и разведчики.

 Сейчас мы говорили о созвездиях, которые можно увидеть на небе в разное время года, а есть созвездия, которые мы не видим, но они прочно вошли в нашу жизнь, и мы каждый год в Новогоднюю ночь приветствуем эти созвездия. Догадались, о каких созвездиях я начала разговор?

Ученики: …………..(предлагают свои варианты).

Учитель  Это созвездия Зодиака. (Слайд    )

- Сейчас мы с вами совершим путешествие по Зодиаку. (Слайд 22)

- Что такое Зодиак? (Ученики находят ответ в учебнике на странице 42.)

Буквальный перевод слова “зодиак” означает “круг животных”. И действительно почти все зодиакальные созвездия носят названия животных. - А кто знает, сколько всего созвездий в Зодиаке?

- Созвездия Зодиака одни из самых древних. Их изображения археологи находят на многих памятниках, нередко вместе с изображением Солнца, Луны и планет. Пояс Зодиака разбит на 12 созвездий, ведь число 12 было священным у разных народов: у греков было 12 богов олимпийцев, герои и полубоги совершали по 12 подвигов. Если бы звёзды были видны днём, мы заметили бы, что Солнце в течение года “гостит” у каждого созвездия примерно один месяц.

Давайте проследим путь солнца, узнаем, как называется каждое созвездие и как его люди представляли себе в древности.

(Ученики называют созвездия по порядку.)

V. Физминутка №2.

 «Полёт на луну».

Полетели на Луну – (Встать возле парты.)

 Руку в сторону одну. (Правую руку поднять в сторону.)

 А вторую вверх подняли, (Левую руку – вверх.)

 Словно крылья замахали. (Обе руки – в стороны, махи руками 6-8 раз.)

 Подскочили высоко – (Прыгнуть как можно выше вверх.)

 Вот Луна, недалеко!

 Потянулись – вот она! (Встать на месте, руки вверх, потянуться).

 На ладонях вся ЛУНА! (Сложить ладони в форме чаши.)

VI. Изучение нового материала. 3 часть – “Путешествие по Зодиаку”

Учитель: Учёные астрономы в звёздных атласах, каталогах звёзд, на звёздных картах изображают знаки зодиака не в виде рисованных образов, а с помощью графического символа. (  Слайд    )

Смогли мы ответить на вопрос: “Как солнце в течение года совершает путешествие по Зодиаку?”

7. Обобщение нового материала:

Учитель: Для закрепления предлагаю тест, который вы будете заполнять в течение 2 мин:

            Тест

1. Солнце – это:

  •  Звезда
  •  Планета
  •  Метеорит

2. Кто изучает звезды?

  •  Астроном
  •  Счетовод
  •  Лунатик

3. Группу звезд называют:

  •  Метеоры
  •  Кометы
  •  Созвездие.

VII. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Чем больше всего запомнился урок?

Кто сам хотел бы понаблюдать за звездами?

Какие еще сведения о звездах вам хотелось узнать?

Что удалось на уроке?

Что не получилось, над чем нужно поработать?

Обратите внимание на нашу выставку книг. Если вас заинтересовала наука астрономия,  вы можете обратиться к ним и почерпнуть новые знания.

VIII. Домашнее задание: определить по дате рождения знак зодиака всех членов своей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку окружающего мира " Мастера печатных дел" для 4 класса

Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира по теме "Мастера печатных дел" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Тест к уроку окружающего мира " Михаил Васильевич Ломоносов" для 4 класса

Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира  по теме "Михаил Васильевич Ломоносов" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Урок окружающего мира "Царства живой природы".( 2-й класс, по программе "Начальная школа XXI века")

Материал урока позволяет развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе,чувство любви к природе,понимание красоты и целесообразности каждой крупицы живойприроды.На уроке использовала...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Урок окружающего мира с применением ИКТ во 2 классе. Тема урока: Разнообразие профессий людей.

Урок разработан по УМК «Гармония» под редакцией Н.Б.Истоминой.Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На всех этапах урока происходит формирование УУД.Урок спос...