Грибы
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Коченкова Ольга Михайловна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира по учебнику 
«Окружающий мир 2 класс». 
Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая,

УМК «Перспектива»

Тема

Грибы

Цель темы

Сформировать у учащихся представление о грибах, как особом царстве природы, познакомить со строением грибов, учить разделять группы съедобных и несъедобных грибов.

Планируемые результаты

Предметные. Различать съедобные и несъедобные грибы. Приводить 2-3 примера грибов растущих в данной местности. Сравнивать общие признаки съедобных и ядовитых грибов. Характеризовать грибы как особое царство живых организмов. Определять значение грибов в природе. Выявлять особенности внешнего строения шляпочного гриба. Объяснять причины появления плесени на продуктах под действием плесневых грибков.
Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию, использовать в общении правила вежливости.

Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос; воспринимать смысл познавательного текста; устанавливать причинно-следственные связи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (природа, неживая /живая, группы растений).

Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Личностные. Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по предмету; интерес к предметно-исследовательской деятельности; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; интерес к познанию окружающего мира.

Основные понятия

Надземная часть, подземная часть, грибница, ножка, шляпка, микология.

Межпредметные связи

Литературное чтение, изобразительное искусство.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

  • Учебник, рабочая тетрадь на печатной основе;
  • Энциклопедии, справочники.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная,групповая.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Мотивирование к учебной деятельности. 

2 минут

Цель: Включение в деловой ритм.

– Сегодня на уроке мы отправляемся с вами в лес.

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя окружают гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Сидит «отчего» на зелёном листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом, и так целый день.

Пойдёмте, друзья, по тропинке лесной

Ответы искать под зелёным шатром.

Ученики настроились на работу, проверили готовность к уроку.

Работают с информацией, представленной в форме стихотворения.

Коммуникативные УУД (активное слушание, восприятие невербальных средств коммуникации)

Личностные УУД проявлять бережное отношение к природе.

2.Актуализация.

 3 мин.

Цель: Выявление уровня знаний.

- А что такое природа? 
- А какая бывает природа? 
-Отгадайте, о чём мы будем говорить на уроке:

Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это... (гриб)

Назовите тему урока (ГРИБЫ)

Отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД( умение слушать в соответствии с целевой установкой)

Личностные УУД( формирование интереса «Я хочу знать!»)

3.Выявление причины  затруднения.  

8 мин.

Цель: Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации.

Грибы - это живая или  не живая природа?

--Докажите?

--А к какому миру живой природы можно отнести грибы? У меня есть три варианта ответа. Ваша задача – доказать истинность или ложность высказывания, используя уже имеющиеся у вас знания.

1. Грибы - это растения

2.Грибы - это животные

3.Грибы – это грибы

В процессе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что грибы нужно отнести к растениям, т. к. они растут на земле.

В данной ситуации возможно возникновение следующих вопросов:

-Какие части растений вам известны?

-Что можно сказать о грибах?

- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений?

-А к миру животных?

-Так что же это такое - грибы?

- Совершенно верно. Грибы - это особое царство живой  природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

 (слайд №1)

- Что бы вы хотели узнать об этих удивительных творениях природы?

– Молодцы! А сейчас, опираясь на эти знания, поработайте в парах с картинками, которые лежат у вас на парте, и распределите объекты живой природы на группы.

– Проверим вашу работу.

– Как распределили объекты живой природы?

– У кого по-другому?

– Кто же прав?

– Вы можете обосновать свой выбор?

– Значит, чего мы не знаем? (К какому царству относятся грибы)

– Какая будет цель нашего урока: «Узнать, что такое грибы, к какому царству они относятся».

– И тема нашего урока: Грибы. 

Работа в парах.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его

Высказывания из личного опыта жизни.

Познавательные УУД (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков)

4.Построение проекта выхода из затруднения.

5 мин.

Цель: Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации.

– А, чтобы подробнее рассмотреть это царство, мы попробуем себя в роли учёных-микологов. Микология в переводе с латыни – наука о грибах. (микос - гриб, логос – наука).

– Но перед работой каждый исследователь составляет себе план.

– И мы, чтобы выйти из затруднения, будем работать по плану, который вы поможете мне составить.

– Чтобы узнать новое на уроке, к чему мы обращаемся? (К учебнику)

– А помогает нам в трудных ситуациях как всегда, что? «Страничка Умного Совёнка». Там мы узнаем, что такое грибы. Это и будет 1 пункт плана. 

– Если мы затрудняемся, к какому царству относятся грибы, значит, что мы должны подробно рассмотреть? (Строение гриба). Это и будет 2 пункт плана. 

– Затем выясним, как грибы связаны с другими растениями. Это 3 пункт плана.

– Также мы на уроке узнаем о лечебных свойствах грибов. 4 пункт плана.

– Поговорим о пользе грибов для природы. 5 пункт плана.


Работа по учебнику. Работа в группах и составление плана.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование;

Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Физкультминутка.

1 мин.

Цель: Проверим внимательность и ловкость.

С вами мы заходим в лес,

Сколько здесь кругом чудес!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти стряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Дети выполняют соответствующие движения.

Делают вывод: Чтобы отдохнуть и расти здоровыми.

Личностные: самоопределение

6.Реализация построенного проекта.

 13 мин.

Цель: Установление осознанности восприятия. Первичное обобщение.

Итак, приступаем к реализации 1 пункта плана и открываем учебник на странице 86.

- Читаем от слов «В конце лета…», затем страничку Умного Совёнка с.125.

- Какой вывод можно сделать из прочитанного?

Грибы – это и не растение, и не животное, а особое царство живой природы.

Грибы – удивительные из живых существ, населяющих нашу планету. Существуют 120 разновидностей грибов, при этом для человека важны 500 видов, более 300 опасны для человека. 

- Вернёмся к нашему затруднению, как мы сейчас распределим объекты живой природы? Почему?

- Какие царства мы теперь знаем? (Царство растений, царство животных и царство грибов).

- Переходим ко 2 пункту плана и рассмотрим более подробно строение грибов.

(слайд №2)

- На странице 86 учебника рассмотрите рисунок и прочитайте названия грибов.

- Найдите в строении гриба общее. (У всех грибов есть ножка, шляпка.)

- Рассмотрите схему, которая у вас в учебнике и подготовьтесь рассказать, как устроен гриб.

- Ту часть гриба, которую обычно мы видим в лесу, называют наземная, из чего она состоит? (Из шляпки и ножки)

- А теперь посмотрим на подземную часть гриба.

- На что она похожа? (От ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити, похожие на паутину)

- И название этой части – грибница.

- Прочитаем в учебнике 1 абзац на с.87.

- Итак, наши выводы верны.

- Из-за того, что нити грибницы образуют сложную подземную паутину, грибы растут группами, семейками.

- Из каких частей состоит гриб, мы выяснили,

- Посмотрите на названия частей гриба и скажите: «Какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница, она всасывает из почвы воду и питательные вещества).

- Рассмотрите следующую схему в учебнике «Связь гриба и дерева» на с.87

- Что можно предположить? (слайд №3 )

- Какое значение имеет грибница для дерева?

Такая дружба выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает питание от них - готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы – влагу и минеральные вещества. Вот как важна грибница!

Прочитаем об этом в учебнике.

Обратимся к рисунку в учебнике на с.86. Найдите лишний гриб.

- Почему он лишний? (Не- съедобный)

– А какие ещё несъедобные грибы существуют в природе, мы увидим на страницах учебника с 88.

С помощью учителя составляют план «исследовательской работы» и объясняют для чего он нужен.

Предметные: различать грибы; приводить примеры грибов растущих в данной местности.

Познавательные: использовать приобретенные знания при выполнении работы.

7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

6 мин.

Цель: Проверка алгоритма восприятия. Первичное закрепление.

- Поработайте в паре и найдите различия сходных между собой съедобных и несъедобных грибов, изучив информацию в учебнике и оформить в виде таблицы.

I ряд – белый гриб и желчный.

II ряд – осенний опёнок и ложный краснокирпичный опёнок.

III ряд – шампиньон и бледную поганку.

- Чем похожи грибы?

- Как отличить съедобный и несъедобный?

(слайд№4,5,6)

Дополнительная информация.

Белый гриб

Самый знаменитый и наиболее ценный из всех грибов – белый. Его называют царём грибов. Вид у него действительно царственный: ножка крепкая, белая, шляпка бархатистая. Стоит гордо, величаво.

Есть ещё одна причина называть белый гриб царём леса. Не так давно учёные обнаружили в нём вещества, которые убивают в организме человека вредные бактерии. А немецкие учёные приписывают белому грибу способность предупреждать самые опасные заболевания. Первые положительные результаты уже получены в опытах с животными.

- Как узнать самый ядовитый гриб, бледную поганку?

(Её отличительные признаки – кольцо на ножке, чашечка у основания и белый цвет

пластинок шляпки).

Работа с дополнительным материалом.

Работа в паре. Делят грибы на группы по признакам (съедобный, несъедобный)

Объясняют почему.

По дополнительной информации выступает заранее подготовленный ученик.

Познавательные: Предметные: различать съедобные и несъедобные грибы; умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнера

8.Рефлексия деятельности.

5 мин

Цель: Организация деятельности  с применением новых знаний.

Игра «Крестики и нолики»

Предлагаются картинки грибов (на слайдах), если гриб съедобный ставится (+), а если не съедобный то (0)

(слайды №7-16)

- А сейчас сравним с образцом. (Учитель открывает эталон)

ОТВЕТ:++0+0++00+ (слайд№17)

Кто выполнил задание без ошибок? (Поставьте знак +)

- Кто ошибся? (Поставьте знак «?»)

- В чём ошибка? Почему она допущена?

- Допущенные ошибки исправьте, ещё раз обратитесь к учебнику и атласу-определителю.

Делят грибы по признакам на группы. Применяют полученную информацию на практике.

Учатся классифицировать грибы по определённым признакам.

Анализируют выполненную работу и выявляют допущенные ошибки.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

9. Итог урока

 2 мин.

- Где можно использовать полученные знания?

- А как человек использует грибы? (В пищу.)

Домашнее задание.

Цель: Закрепить полученные знания на уроке.

Творческое задание.

Составить памятку о правилах сбора грибов, о мерах предосторожности при сборе грибов.

Вывести главное правило грибника.

Практическое задание: рабочая тетрадь стр.52 №2

Обсуждение и запись задания в дневник.

Делают выбор домашнего задания.

Регулятивные: контроль, коррекция;

Личностные: самоопределение.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

грибы Грибы – это не растения и не животные! Грибы – это грибы!

Слайд 4

Грибы съедобные несъедобные

Слайд 7

Белый гриб

Слайд 8

Подосиновик

Слайд 9

Бледная поганка

Слайд 10

Опёнок осенний

Слайд 11

Мухомор

Слайд 12

Груздь

Слайд 13

Лисички

Слайд 14

Желчный гриб (ложный белый)

Слайд 15

Ложный опёнок

Слайд 16

Сыроежка

Слайд 17

Ответ + + 0 + 0 + + 0 0 +

Слайд 18

Домашнее задание Творческое задание. Составить памятку о правилах сбора грибов, о мерах предосторожности при сборе грибов. Вывести главное правило грибника . Практическое задание : рабочая тетрадь стр.52 №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные".

Проектная работа детей. Познавательно и увлекательно....

Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.

Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании:  «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...

Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.

Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы" в 3 классе по окружающему миру....

Презентация к уроку окружающего мира во 2 кл. УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы"

Эта презентация поможет учителю наглядно объяснить тему "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы". Презентация подходит для любого УМК....

Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме: "Грибы. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы" УМК "Начальная школа 21 века"

Данный урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения. В нём используются проблемные вопросы, ситуации, побуждающий диалог. Проблемно-диалогическое обучение является средством для фор...