Начало ВОВ. Блокада Ленинграда.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Борисова Татьяна Владимировна

Начало ВОВ. Блокада Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_leningrad.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Начало Великой Отечественной войны. Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!» Блокада Ленинграда.

ЗАДАЧА УРОКА:

Дать представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города;

Развивать умение анализировать исторические события, систематизировать исторический материал;

Содействовать воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну.

Образовательные:

  1. актуализировать первичные знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г;
  2. расширить знания о военных действиях в начале Великой Отечественной войны;

Воспитательные:

-  воспитывать человека-гражданина и патриота, готового защищать мир и своё Отечество;

-  уважение к себе в результате достижений целей, поставленных на уроке.

Развивающие:  

1. Развивать личностные умения:

- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

2. развивать предметные умения:

- понимания особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

3. развивать надпредметные УУД:

Развивать познавательные умения:

-поиска и выделения необходимой информации из различных источников;

Ход урока.

На доске::  

Даты:  8 сентября 1941 г. – начало блокадного Ленинграда

                  27 января 1944 г.  -   снятие блокады

2.   Таблица :      « Ежедневный хлебный паек  ( в граммах )

                               -------------------------------------------------

                               Категории населения :    октябрь 1941г.   Ноябрь 1941г

                               ------------------------------------------------------------------------------

                                  Рабочие                           400                       250

                                ------------------------------------------------------------------------------

                                 Дети до 12 лет                 200                       200        125

                                ------------------------------------------------------------------------------------

3.  Хлеб состоял: 10%  -    вода

                              10 %  -   целлюлозная мука

                              80 %  -   суррогат и заменитель

Эпиграф:  « Мы предчувствовали полыханье

                           Этого трагического дня

                           Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье

                           Родина! Возьми их у меня.

                                                                       О.Бергольц

1. Вводно-мотивационный момент

- Сегодня мы проведем с вами необычный урок, т.к ровно 73 года назад , вечером 27 января 1944 года артиллерийский салют возвестил об окончательном снятии вражеской блокады Ленинграда. Память о войне – это наша совесть, наша история, которая писана кровью.

Опять война,

Опять блокада…

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда , что устали

Мы от рассказов о войне

 И о блокаде пролистали

 Стихов достаточно вполне»

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая  правда не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она, как сила, нам нужна!

Эти строки посвящены памяти блокадных дней Ленинграда, но сегодня мы предваряем ими наш разговор обо всей Великой Отечественной войне.

2 Работа над пройденным материалом

Тест по историческим датам.

Невская битва               1380 г.

Ледовое побоище          1240г.

Куликовская битва         1242г.

Отечественная война      1812г.

                                          1941 – 1945г.

Соотнесите историческое событие с тем годом, когда оно произошло. (Работа выполняется у доски и самостоятельно на раздаточных карточках)

- С кем воевала Русь в эти годы?

( Проверка.)

Вывод: Да, на нашу Родину много раз нападали враги, пытались захватить её.

- чем же заканчивались эти битвы?

- что вы можете сказать о дате 1941 – 1945 годы?

- Кто напал на нашу страну?

2. Сообщение темы нового раздела.

- Сегодня мы с вами начинаем изучать большой и очень важный для нашей Родины исторический период – период Вов 1941 – 1945 годов.

Начиная с 1 класса, мы с вами много говорили о Вов. Свои знания вы отразили в рисунках. (Показ выставки рисунков.)

Вступительная беседа.

Звучит песня « Священная война».

- Гитлер стремился покорить весь мир. 22 июня 1941 года в 4 часа утра фашисты, без объявления войны напали на нашу Родину. Началась Вов, которая продолжалась долгих 4 года.

 - ребята, а почему эту войну назвали Великой? Об этом расскажет…

- А как вы думаете, почему эту войну назвали ещё  и Отечественной?

Начиная войну с СССР, Гитлер намеревался сровнять  с землей столицу нашей Родины – Москву, а также город, который называют второй столицей России – это крупнейший научный и культурный центр нашей страны, где сосредоточены прекрасные архитектурные памятники и ассамблеи – г. Ленинград, ныне Санкт – Петербург. Завершить войну Гитлер рассчитывал  за несколько дней.

8 Сентября 1941 года враг, подойдя к Ленинграду, окружил его. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретного документа германских вооружённых сил от  22сентября 1941 года «О будущности Петербурга» (Слайд  №1)

- 4.Сообщение темы и цели урока.

- Наш сегодняшний урок посвящается героизму и мужеству жителей защитников Ленинграда.

5. Изучение нового материала.

      Ученик:      « Мы знаем, что ныне лежит на весах

                            И что совершается ныне.

                            Час мужества пробил на наших часах

                            И мужество нас не покинет

      Не сумев захватить Ленинград штурмом, гитлеровское командование решило взять город измором, удушить голодом. Гитлер заявил, что он будет теперь «спокойно выжидать», пока Ленинград, сдавленный голодом, как спелый плод, сам упадет к его ногам», что город выжрет самого себя и падет голодной смертью.

     Учитель:    Оборона города – это особая страница в истории Великой Отечественной войны. Наш урок посвящен жителям Ленинграда, блокадникам.

Город был блокирован. Со всех сторон Ленинград был окружен немецкими войсками. Началась 900-дневная блокада… Началась самая героическая страница в истории города длиною в 900 дней и ночей.

 ( показ кадров кинохроники)

Ученик:     Положение блокадного города было невероятно трудным. В домах отсутствовало тепло, электричество, керосин не выдавался. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать 250 г. хлеба, а неработаюшие, в том числе и дети 125 г. Хлеба в день, да и то хлебом-то он только назывался

                 

         « Сто двадцать пять блокадных грамм

            С огнем и кровью пополам»

                                          ( О.Бергольц)  

Учитель:

 На самом деле хлеб состоял из 10 % воды, 10% целлюлозной муки и 80% суррогатов. Ленинградцы размачивали ремни и варили суп, добавляя жмых, отруби, даже пробовали варить суп из обойного клея. А он был ужасно не вкусным, но помогал хоть немного сберечь силы. В городе не было паники, ленинградцы держались.

  Помимо голода пришли и другие бедствия, в конце ноября ударили морозы под -40 , замерзли водопровод, канализация. За водой ходили на набережную Невы; делали прорубь и набирали воду под обстрелами. В декабре 1941 г. Город оказался в ледяном плену. В декабре 1941 г. Были зафиксированы случаи каннибализма.

   Сначала видели убитых бомбами, снарядами. Потом стали появляться убитые голодом, их какое-то время не то, что не замечали – боялись понять до конца, что это означает, что надвигается на город.

    Галина Петровна училась в мединституте, и она в числе первых увидела умерших от элементарной дистрофии. Но увидев труп на улице, она без двух дней врач , испугалась не мертвого человека, а массового голода, который она увидела.

Ученик:  

                «Ленинград, блокада, голод

                  Снег, метель, жестокий молох

                  Все смешалось

                  Где спасенье?

                  Лишь в душе ожесточенье

                  Мы держались, мы сражались.

                  Пусть слабели – не сдавались.

                  Мы свой город так любили,

                  Что враги нас не сломили.

Ученик:    В осажденном Ленинграде

Эта девочка жила

В ученической тетради свой дневник она вела. В дни войны погибла Таня, Таня в памяти жива: Затаив на миг дыханье, слышит мир ее слова:                   «Женя умерла 28 декабря в 12-30 утра 1941 г.

                    Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.

                    Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.

                    Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.

                    Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г.

                    Мама 13 мая в 7-20 утра 1942 г.

                    Савичевы умерли

                    Умерли все.

                    Осталась одна Таня»

Умирающую Таню удалось увезти из Блокадного Ленинграда в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку и она вскоре умерла. 18 мая 1972 г. На могиле Тани был поставлен памятник.

Ученик:      А вот дневник Юры Рябинкина:

                   Сентябрь 1941 г «Занятия в школе не состоялись. Неизвестно когда будут. Продукты продают только по карточкам, даже спички и соль. Настает голод…»

                   Октябрь:  « От голода так и скребет в животе. А ведь я  сегодня все- таки пообедал. Сказывается отсутствие хлеба…»

                   Ноябрь:     « Теперь я мало забочусь о себе. Как бы я поел сейчас хлеба, хлеба, хлеба…»

                   3 января 1942 г.:   «Я хочу так страстно жить , веровать, чувствовать. Но смерть прямо в глаза…»

     Последняя запись в дневнике Юры сделана 6 января : « Я почти не могу ходить. Почти полное отсутствие сил… силы уходят, уходят, плывут. И сейчас я, я, я…»

     Нет Юра не умер, это был очередной голодный обморок.

Ученик:   Такие голодные обмороки испытывал каждый ленинградец, многие погибли от недоедания. Те, кто выжил, на всю жизнь запомнили слово « блокада» и тот страх, который каждый день испытывали за жизнь своих близких.

                    « Скрипят полодья в городе, скрипят…

                       Как многих нам не досчитаться,

                      Но мы не плачем! Правду говорят

                      Что слезы вымерзли у ленинградцев.

                     ( О.Бергольц, из поэмы «Февральский дневник»,1942г.)

Учитель:    

 

Уже к лету 1942 г. Официально зарегистрировано 1,2 млн. смертей. Сначала умирали пожилые, больные, ослабленные, потом те, кто целенаправленно жертвовал собой, спасал тем самым своих близких, многие ленинградцы считали, что они выжили благодаря тому, что мертвые спасая живых, оставляли им свой паек. Пискаревское кладбище в Петербурге одно из самых крупных кладбищ в мире, огромная братская могила. В марте 1942 г. Там было захоронено 130 тыс.человек. Из всех родившихся до 1942 года умер каждый второй. Самая высокая смертность была зафиксирована в январе 1942 г. -   за один месяц умерло 96 751 человек.

  Но город выжил и боролся. Заводы продолжали выпускать продукцию для фронта. На знаменитом  Кировском заводе продолжали делать танки, хотя завод периодически бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест.

  В это время работали театры, ставились  новые спектакли, работали музеи, работало ленинградское радио. Сотрудники знаменитого Института ботаники всю блокаду сохраняли бесценное сокровище: несколько тонн семян многих растений, лучших сортов пшеницы. Люди голодали, но сохранили для потомков достояние страны.

  Недосыпая ночами, в страшном холоде, переживая смерть своих близких Д.Шостакович выстрадал Ленинградскую симфонию

( фрагмент 7-ой симфонии Д.Шостаковича.)

-Гибли на Ладоге отважные воины, водители машин, спасая ленинградцев от голодной смерти. Но дорога работала. И уже 25 декабря объявили о первой прибавке хлеба.(11 слайд)

- приближалась весна. Войскам Ленинградского фронта дан приказ: перейти в наступление, пробиваясь навстречу друг друга, разбить осаду города Ленинграда и соединиться. Началось наступление. Шли бои и ночью и днем. Наконец- то войска соединились. Прорыв блокады!

- 900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Тысячи людей погибли под обстрелом, умерли от холода и голода . Десятки зданий и дворцов были разрушены немецкой авиацией. Но несмотря на все трудности ленинградцы выстояли и выжали .

- Население всей страны было поражено мужеством и героизмом жителей Ленинграда. Их подвиг служил примером стойкости для всех советских людей. Но окончательно город был освобожден  27 января ( запись в таблицу) (20 слайд)

-Каково же значение ленинградской блокады?

( Под Ленинградом советский народ проявил стойкость, мужество, героизм. Их подвиг служил примером для советских людей. Немцы понесли большие потери в живой силе и технике. Боевой дух немцев был сломлен.)

 Учитель:

    22 декабря 1942 г. Была учреждена медаль « Оборона Ленинграда» 1500 000 ленинградцев были представлены к наградам, из них 15 249 детей.

  Ученик:

     Про школы. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых  зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел был путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

                          « Девочка руки протянула

                            Уснула,

                             А оказалось – умерла…

                             Никто не обронил ни слова,

                             Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

                             Учитель выдавил, что снова

                             Уроки после похорон»

                                                                     ( Ю.Воронов)

Учитель:

          Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – в январе 1943 года прорвать блокаду!

          И в январе 1943 г. Вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 км. От Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.

          В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

 Ученик :           « Такого дня не видел Ленинград!

                              Нет, радости подобной не бывало…

                              Казалось, что все небо грохотало,

                              Приветствуя великое начало

                              Весны, уже не знающей преград.

                              Гремел неумолкаемо салют

                              Из боевых прославленных орудий,

                              Смеялись, пели, обнимались люди…

                                                                     (Р.Рождественский)

                              Гремит салют.

                              Ракеты в воздухе горячем

                              Цветами пестрыми цветут

                              А ленинградцы тихо плачут

                              Ни успокаивать пока

                              Ни утешать людей не надо

                              Их радость слишком велика –

                              Гремит салют над Ленинградом!

                              Их радость велика,

                              Но Боль

                              Заговорила и прорвалась:

                              На праздничный салют с тобой

                              Пол-Ленинграда не поднялось

                              Рыдают люди, и поют,

                              Сегодня в городе салют!

                              Сегодня ленинградцы плачут.

                                                                      (Ю.Воронов)

II/  Составление синквейна   (самостоятельная работа учащихся)

   

     Синквейн – это пятистрочная строфа. Надо определить учащимся свое отношение к рассматриваемому событию, используя всего пять строк:

1 строка – одно ключевое слово ( ленинградцы), определяющее содержание синквейна (существительное)

2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие

3 строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы

4 строка – представляет собой фразу, короткое предложение, раскрывающее суть темы                        

                  или отношение к ней.

строка – синоним ключевого слова ( существительное)

 

 III. Проверь знания :

----------------------  

Раздаются карточки с вопросами:

Что означает слово « блокада»?

Цель блокады?

Когда началась блокада?

Сколько дней она длилась?

Когда закончилась блокада?

       

         IV. Рефлексия

-------------------

   

ЗНАТЬ  И ПОМНИТЬ!

- о великом подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны

- о мужестве и стойкости жителей блокадного города

- о патриотизме нашего народа в годы войны.

Ученик:

Люди, покуда сердца стучатся,-
Помните!
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
О тех, кто уже никогда не споет,
Помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтобы запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
Помните!
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!..
Но тех, кто уже не придет никогда,
Заклинаю:
Помните!

   Объявляется минута молчания.

   Д/З и выставление оценок.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Начало блокады Ленинграда – 8 сентября»

«Начало блокады Ленинграда – 8 сентября»...

«Начало блокады Ленинграда – 8 сентября». Презентация.

«Начало блокады Ленинграда – 8 сентября». Презентация....

Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)

Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...

Презентация "8 сентября- День начала Блокады Ленинграда"

Данную презентацию можно использовать в начальной школе на занятиях в ГПД и во внеурочной деятельности как иллюстративный материал....

75 лет со дня начала блокады Ленинграда

Данный урок мужества по теме:"75 лет со дня начала блокады Ленинграда" воспитывает у детей патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ; знакомит ребят с понятием блокада,пробуждает чувс...

Урок мужества «75 лет со дня начала блокады Ленинграда»

Что нас объединяет? Мы жители одной страны, одного города. Мы должны знать историю своей страны, своего города. Эта история его народа, история жизни наших дедушек и бабушек, наших родителей. Сегодня ...

Начало блокады Ленинграда

Сценарий музейного занятия ко Дню начала блокады Ленинграда для 1-2 классов по экспозиции музея ГБОУ СОШ №291 "Связь времён"...