Рабочая программа учебного предмета окружающий мир на первой ступени обучения 1 - 4 класс
методическая разработка по окружающему миру на тему
Рабочая программа по окружающему миру (Начальная школа XXI век).
Рабачая программа содержит:
1. пояснительная записка
2. общая характеристика учебного предмета
3. описание места учебного предмета в учебном плане
4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
5. личностные, метапредметные, предметные результаты освоения содержания учебного предмета
6. содержание учебного предмета
7. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
8. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 99.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
на первой ступени обучения (1 – 4 класс)
- Пояснительная записка
Программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании» (29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года), приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373», приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373», приказом Министерства образования и науки РФ от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373», Уставом образовательного учреждения; на основе авторской программы «Окружающий мир» для 1-4 класса, авторы Н.Ф.Виноградова, изд. Вентана-Граф
Рабочая программы учебного предмета «Окружающий мир» содержит:
- пояснительную записку;
- общую характеристику учебного предмета «Окружающий мир»;
- описание места учебного предмета в учебном плане;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Окружающий мир»;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания учебного предмета «Окружающий мир»;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
- описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
2. Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»
Рабочая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметным областям «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целос тного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
- Описание места учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
Согласно федеральному базисному образовательному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение окружающего мира
на ступени начального общего образования отводится 270 часов из расчета 2 часа в неделю с 1 по 4 класс.
В учебном плане МАОУ СОШ №36 на изучение окружающего мира отводится 270 часов из расчета 2 часа в неделю (1 класс — 66 часов, 2 класс — 68 часов, 3 класс —68 часов, 4 класс — 68 часов).
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Окружающий мир»
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национальнокультурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
класс | Метапредметные УУД | Личностные УУД | ||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||
1 класс |
|
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. |
|
|
2 класс |
|
|
|
|
3 – 4 класс |
|
|
|
|
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является сформированность следующих умений.
1 класс
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Учащиеся должны:
называть:
- своё полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
- основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
- основные правила здорового образа жизни;
- основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее 5 объектов);
- основные условия благополучной жизни растений и животных;
- профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);
- улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
- основные достопримечательности родного города и столицы России.
различать (сопоставлять):
- знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
- основные нравственно-этические понятия (сочувствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание);
- различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
- времена года;
- животных, объединять их в группы(звери, птицы, насекомые);
- произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- выполнять режим своего дня;
- определять время по часам с точностью до часа;
- подготавливать свое учебное место к работе;
- оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
- выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
- ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
- выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;
- составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.
2 класс
Учащиеся научатся:
- составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
- называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
- оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
- различать (соотносить) прошлое – настоящее - будущее; год – век (столетие); соотносить событие с его датой;
- характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
- называть царства природы;
- описывать признаки животного и растения как живого существа;
- моделировать жизнь сообщества на основе цепи питания;
- различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
- устанавливать основные признаки разных сообществ, сравнивать сообщества;
- описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
Учащиеся получат возможность научиться:
- «читать» информацию, представленную в виде схемы;
- воспроизводить в небольшом рассказе - повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;
- ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
- проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
3 класс
Учащиеся научатся:
- характеризовать условия жизни на Земле;
- устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
- описывать свойства воды (воздуха);
- различать растения разных видов, описывать их;
- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
- объяснять отличия грибов от растений;
- характеризовать животное как организм;
- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
- составлять описательный рассказ о животном;
- приводить примеры (конструировать) цепи питания;
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;
- называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
- работать с географической и исторической картой, контурной картой.
Учащиеся получат возможность научиться:
- ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
- приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
- проводить несложные опыты по размножению растений.
- проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
- рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
- ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
4 класс
Называть (приводить примеры):
- признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);
- основные органы и системы органов человека и их функции;
- правила здорового образа жизни;
- права гражданина и ребенка в России;
- основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
- народы, населяющие Россию.
- Различать (соотносить):
- год и век, арабские и римские цифры;
- искусственные тела (изделия) и тела природы;
- полезные и вредные привычки;
- эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);
- события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия).
Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
- применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
- раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
- узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (я соответствии с программой);
- составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда», «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;
- объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;
- в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении к взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
- работать с географической и исторической картами; выполнять задания па контурной карте, представленные в рабочей тетради.
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир,
психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
- Принцип интеграции — соотношение между естественно-научными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.
- Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
- Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
- Необходимость принципа экологизации содержания обучения Окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу
«Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).
- Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в основной школе.
- Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий.
Отбор конкретного естественно-научного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.
- Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
- При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:
- уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
- необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
- зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
- преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
- Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
- Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
Темы: «Мы — школьники», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс), «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
- Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
Темы: «Ты — первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).
- Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.
Темы: «Родная природа» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс);
«Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
- Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.
Темы: «Родная страна» (1 класс); «Твоя Родина — Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
- История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.
Темы: «Путешествие в прошлое» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи»), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения.
Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
- организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
- усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся. Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных
организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты ( в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения.
Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох: «Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия».
- Содержание программы по предмету «Окружающий мир»
1 класс (66 ч)
Введение. Этот удивительный мир (1ч)
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы — школьники (2 ч)
Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
Универсальные учебные действия
Определять время по часам с точностью до часа.
Описывать назначение различных школьных помещений. Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.
Твоё здоровье (6 ч)
Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.
Универсальные учебные действия
Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
Я и другие люди (3 ч)
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Универсальные учебные действия
Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
Труд людей (6 ч)
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Универсальные учебные действия
Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.). Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.
Родная природа (31ч)
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Универсальные учебные действия
Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.
Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения. Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей.
Различать животных по классам (без термина). Сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных. Различать животных по месту обитания.
Семья (2 ч)
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Универсальные учебные действия
Составлять небольшой рассказ о своей семье. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.
Наша страна — Россия. Родной край (15 ч)
Название города (села), в котором мы живём. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, швея, экскурсовод и др.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Универсальные учебные действия
Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; составлять краткий рассказ на тему «Что делают в...».
Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек.
Различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы.
Реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.
Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить Домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.
Экскурсии
Сезонные экскурсии «Времена года»: в теплицу, в парник, в хозяйство по выращиванию цветов и т. п. (по выбору учителя с учётом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учётом местных особенностей).
Практические работы
Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, работа с аквариумом, террариумом, инсектарием.
2класс (68ч)
Введение. Что окружает человека (1ч)
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Универсальные учебные действия
«Читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.
Кто ты такой (14 ч)
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Твоё здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники — органы чувств.
Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твоё здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Универсальные учебные действия
Описывать кратко особенности разных органов чувств. Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания.
Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.
Кто живёт рядом с тобой (6 ч)
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное древо, имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твоё участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражение лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Универсальные учебные действия
Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими.
Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.
Россия - твоя Родина (13 ч)
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.
Москва - столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург — северная столица России.
Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо России». Достопри-мечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V-IX веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создаёт в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Мы — граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух- трёх народов.
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина».
Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы.
Различать основные достопримечательности родного края и описывать их.
Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.
Мы — жители Земли (9 ч)
Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Бактерии. Грибы. Животное и растение — живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.
Универсальные учебные действия
Характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы.
Называть царства природы.
Описывать признаки животного и растения как живого существа.
Природные сообщества (23 ч)
Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоёма. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.
Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учётом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Универсальные учебные действия
Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края).
Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения.
Составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу.
Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока.
Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведённым наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры.
Природа и человек (2 ч)
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Чёрная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Универсальные учебные действия
Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).
Экскурсии
В лес (лесопарк), поле, на луг, водоём; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учётом местного окружения). Экскурсии в исторический
(краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учётом местных условий).
Практические работы
Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного древа. Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).
3 класс (68 ч)
Земля — наш общий дом (7 ч)
Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятии «историческое время». Различать понятия «век», «столетие», «эпоха».
Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в неё.
Характеризовать условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло, свет). Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды (воздуха). Называть источники воды, характеризовать различные водоёмы. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.
Человек изучает Землю (4 ч)
Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Универсальные учебные действия
Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте. Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений. Определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.
Царства природы (26 ч)
Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животные — царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей.
Как человек одомашнил животных.
Растения — царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Универсальные учебные действия
Объяснять отличия грибов от растений. Различать грибы съедобные и ядовитые.
Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводить примеры (конструировать) цепи питания. Составлять описательный рассказ о животных разных классов. Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных. Ориентироваться в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
Характеризовать значение растений для жизни. Различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их. Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения. Прово- дитъ несложные опыты по размножению растений. Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
Наша Родина: от Руси до России (11ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия,
СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.
Расширение кругозора школьников.
Символы царской власти.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи. Узнавать символы царской власти. Знать имя президента современной России. Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя. Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
Как люди жили в старину (12 ч)
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности.
Универсальные учебные действия
Составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?». Описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян. Воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события. Объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, Древняя Русь, Московская Русь); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.
Как трудились в старину (7 ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло (дело) и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения
Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии
В природные сообщества (с учётом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охраны воды от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты
Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы
Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их. Рассказывать о возникновении ремёсел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника.
Приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России.
Называть древние города, описывать их достопримечательности.
Ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист».
4 класс (68 ч)
Человек — живое существо (организм) (16 ч)
Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, её роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Универсальные учебные действия
Характеризовать человека как живое существо, организм: Раскрывать особенности деятельности различных органов. Объяснять особую роль нервной системы в организме.
Твоё здоровье (12 ч)
Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.
Универсальные учебные действия
Раскрывать принципы здорового образа жизни.
Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя.
Различать ядовитые грибы и растения.
Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.
Практические работы
Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).
Человек — часть природы (2 ч)
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Универсальные учебные действия
Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного.
Устанавливать последовательность этапов развития человека.
Характеризовать условия роста и развития ребёнка.
Человек среди людей (5 ч)
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного общения.
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Универсальные учебные действия
Различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др. Характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.
Родная страна: от края до края (10 ч)
Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно- Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлёвские города. Улицы, история и происхождение названий.
Россия и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Универсальные учебные действия
Описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.
Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.
Находить на карте равнины и горы России (своего края). Выделять особенности кремлёвских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям).
Обобщать информацию о странах — соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран — соседей России.
Человек — творец культурных ценностей (12 ч)
Что такое культура. Ценности культуры. О чём рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К.С. Малевич и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами.
Составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.
Называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена).
Называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.
Человек — защитник своего Отечества (5 ч)
Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Универсальные учебные действия
Составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.
Экскурсии
В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учётом местных условий).
Практические работы
Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Гражданин и государство (3 ч)
Россия — наша Родина. Русский язык — государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства
Универсальные учебные действия
Характеризовать права и обязанности гражданина России. Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
Название раздела (темы) | Программное содержание | Характеристика деятельности детей(универсальные учебные действия) |
1 класс | ||
Введение. Этот удивительный мир | Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира | Речевая разминка. «Закончи предложение». Работа с иллюстративным материалом и беседа «Что нас окружает» (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на классификацию «Объединим предметы в группы», дидактическая игра «Назовём объекты». Выполнение заданий в рабочей тетради |
Мы — школьники | Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Раз-витие речи: составление описа-тельного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе | Речевая разминка. «Назови, кто (что) где находится». Рисование «Варежки». Рассказывание «Расскажу вам о себе». Работа с иллюстративным материалом: «Придумаем детям имена», «Кто чем занимается». Логическое упражнение на сравнение: «Сравним портреты двух девочек». Речевая разминка. Игра «Кто быстрее назовёт школьные помещения». Рассказывание: «Познакомимся: расскажу вам о себе». Работа с текстом стихотворения «Первоклассник». Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, раздевалке. Работа с текстом стихотворения «Первый урок» |
Родная природа | Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние, дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в классном уголке природы |
Семья | Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязан-ности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье | Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Речевая разминка. Рас-сказывание: «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья». «Люблю ли я кукольный театр?». Работа с текстом стихотворений «Простое слово», «Бабушка». Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста |
Труд людей | Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия - страна, которая открыла миру космос | Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я». Создание плаката «Транспорт», практическая работа «Огород на окне», «Цветник нашего класса» |
Наша страна – Россия. Родной край | Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России | Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве. Моделирование «Улица города». Игра с пазлами «Знаки дорожного движения». Игра «Мой адрес». Ориентирование по карте. Ролевая игра «Магазин „Российский сувенир“». Знакомство со столицей России. Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы |
Твоё здоровье | Твои помощники - органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться | Речевая разминка. Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение» |
Я и другие люди | Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества | Речевая разминка. «Расскажи о своём друге», «Идём в гости», «Сказка о старых вещах». Беседа с использованием литературного материала. Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок». Упражнение «Письмо заболевшему другу». Сценарий классного праздника на Новый год |
2 класс | ||
Введение. Что окружает человека | Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее | Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее |
Кто ты такой | Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина). Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание | Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил. Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность |
Кто живёт рядом с тобой | Семья: семейное древо, взаимо-отношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения | Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях |
Россия - твоя Родина | Наша Родина - Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране | Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Харак-теристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путе-шествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям |
Мы — жители Земли | Солнечная «семья». Земля как планета жизни | Характеристика планет Солнечной системы |
Природные сооб-щества | Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители | Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения |
Природа и человек | Человек - часть природы. Правила поведения в природе | Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск информации на тему «Роль человека в сох-ранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе» |
3 класс | ||
Земля — наш общий дом | Где и когда ты живёшь. Историческое время. Солнечная система. Условия жизни на Земле | Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем). Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха |
Человек изучает Землю | Изображение Земли на моделях. Географическая карта, план, глобус. Компас. Ориентирование | Работа с моделями: глобус, карта, план (в со-ответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом |
Царства природы. Бактерии. Грибы. Растения. Животные | Бактерии. Виды бактерий и места их обитания. Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы. Растения: распространение, разнообразие. Жизнь растений. Растения и человек. Животные как часть природы. Разнообразие и классы животных. Животное как живой организм. Человек и животные | Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Ком-муникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеристика значения (функций) разных органов растения. Трудовая деятельность: выра-щивание растений; уход за растениями в уголке природе. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека. Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Животное — живой организм». Характеристика значения (функций) разных органов животного. Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные» |
Наша Родина: от Руси до России | Древняя Русь. Древнерусское го-сударство. Первые русские князья. Московская Русь. Российская империя. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Названия русского государства в разные исторические времена | Различение названий российского государства в разные исторические времена |
Как люди жили в старину | Портрет славянина в разные ис-торические времена. Быт, труд, праздники славянина и россиянина. Предметы старины | Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.) |
Как трудились в старину | Человек и растения, земледелие. Крепостное право. Ремёсла в России. Появление фабрик и заводов. Торговля. Техника | Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты — продукты. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль» |
4 класс | ||
Человек — живое существо (организм) | Человек - живой организм. Органы и системы органов человека. Восприятие, память, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек и здоровье. ОБЖ. Человек среди людей | Характеризовать функции разных систем органов. Конструирование ситуаций, раскрывающих правила охраны здоровья. Характеристика правил поведения во время болезни. Сравнение: организм человека и животного |
Твоё здоровье | Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. Опасности на дороге. ПДД. Правила оказания первой медицинской помощи. Опасные животные | Высказывание предположений и оценивание физического развития. Составление режима дня. Работа в парах. Составление таблицы «Продукты питания». Правила закаливания, работа с фотографиями. Правила здорового образа жизни. Составление плана поведения при пожаре. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». Составление памятки «Признаки ядовитых растений» |
Человек — часть природы | Отличия человека от животных. От рождения до старости: различные возрастные этапы развития человека | Работа с иллюстрационным материалом. Составление рассказа о значении речи в жизни людей. Работа в группах. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости» |
Человек среди людей | Основные человеческие качества: добро, справедливость, смелость, трудолюбие и вежливость | Работа с иллюстрационным материалом. Пересказ и умение делать выводы о прочитанном произведении. Умение вести беседу. Правила общения. Работа в группах. Моделирование ситуаций, раскрывающих поведение человека среди людей |
Родная страна: от края до края | Природные зоны России. Почвы России. Рельеф России. Как возникали и строились города. Кремлёвские города России. Россия и соседи | Характеристика основных природных зон России. Различение (по описанию, рисункам, фото) природных зон. Работа с картой: выполнение учебных задач. Различение: кремлёвские города и их достопримечательности |
Человек - творец культурных ценностей | Культура в разные исторические времена | Соотнесение произведения искусства с его автором. Называние имён выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведений |
Человек - защитник своего Отечества | Человек — воин. Героические страницы истории | Коммуникативная деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Установление последовательности важнейших исторических событий |
Гражданин и госу-дарство | Государственный язык России. Гражданин и государство. Символы государства | Характеристика прав и обязанностей гражданина России |
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1 | Виноградова Н.Ф., Окружающий мир. Программа: 1-4 / Н. Ф. Ви-ноградова. – М. : Вентана-Граф, |
2 | Виноградова Н.Ф., Окружающий мир. 1 класс: учебник в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, |
3 | Виноградова Н.Ф., Окружающий мир. 2 класс: учебник в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, |
4 | Виноградова Н.Ф., Окружающий мир. 3 класс: учебник в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, |
5 | Виноградова Н.Ф., Окружающий мир. 4 класс: учебник в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, |
1 | Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Вино-градова. – М: Вентана-Граф, |
2 | Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь в 2 ч. для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Вино-градова. – М: Вентана-Граф, |
3 | Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь в 2 ч. для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Вино- градова. – М: Вентана-Граф, |
4 | Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь в 2 ч. для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Вино- градова. – М: Вентана-Граф,. |
5 | Виноградова, Н. Ф. Думаем и фантазируем: рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Вино- градова. – М: Вентана-Граф, |
6 | Виноградова, Н. Ф. Думаем и фантазируем: рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Вино- градова. – М: Вентана-Граф, |
7 | Лихолат Т.В., Наблюдаем и трудимся: рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Вино- градова. – М: Вентана-Граф, |
1 | Компьютер |
2 | DVD-проектор |
3 | Проекционный экран |
1 | «Окружающий мир» Электронный образовательный ресурс |
1 | Гербарии, муляжи |
2 | Глобус, компас, микроскоп |
3 | Стенд по природоведению |
- Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...
Рабочая программа учебного предмета русский язык на первой ступени обучения 1-4 класс
Рабочая программа по русскому языку (Начальная школа XXI век). Рабочая программа содержит:1. пояснительная записка;2. общая характеристика учебного предмета;3. описание места учебного предмета в ...
Рабочая программа учебного предмета математика на первой ступени обучения 1 - 4 класс
Рабочая программа по математике (Начальная школа (XXI век).Рабочая программа содержит:1. пояснительная записка2. общая характеристика учебного предмета3. описание места учебного предмета в учебном пла...
Рабочая программа учебного предмета литературное чтение на первой ступени обучения 1 - 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению (Начальная школа XXI век).Рабочая программа содержит:1. пояснительная записка2. Общая характеристика учебного предмета3. описание места предмета в учебном пла...
Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство на первой ступени обучения 1 - 4 класс
Рабочая программа по ИЗО (Начальная школа XXI век)Рабочая программа содержит:1. пояснительная записка2. общая характеристика учебного предмета3. описание места учебного предмета в учебном плане4. опис...
Рабочая программа учебного предмета физическая культура на первой ступени обучения 1 - 4 класс
Рабочая программа по физической культуре (Начальная школа XXI век).Рабочая программа содержит:1. пояснительная записка2. общая характеристика учебного предмета 3. описание места учебного предмета...