Окружающий мир 1 класс "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета, благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний, могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества, как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh_mir_1_klass.docx | 116.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 626 имени Н.И.Сац» (ГБОУ Школа № 626) Севастопольский проспект, дом 43а, Москва, 117186, Телефон: 8 (499) 127-3985, 8 (499) 127-4874 E-mail: 626@edu.mos.ru; Сайт: http://sch626uz.mskobr.ru/. ОКПО 40033854, ОГРН 5147746240406, ИНН/КПП 7727846487/772701001 |
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Директор ГБОУ Школа № 626
директора _____________Н.М. Сарайкина
ГБОУ Школа № 626 «30» августа 2017 года
_______Е.В. Костомарова
« 30» августа 2017 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
Класс | 1-4 |
Количество часов в неделю | 2 |
Количество часов в год | 68 |
Базовый учебник | А.А. Плешаков. Окружающий мир: Учебник 1класс: в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2016 год |
1. Пояснительная записка
1.1 Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования:
- Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального перечня учебников. рекомендуемых к использованию в 2017-2018 учебном году.
- Авторской программы А.А. Плешакова.
1.2.Цели и задачи курса
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
1.3.Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета, благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний, могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества, как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностной ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Ценностные ориентиры содержания курса
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
1.4. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» отводится 2ч в неделю - 68ч (34 учебные недели).
1.5. Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 1 класс (68 ч)
Введение 3 ч.
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой, правилам поведения в школе и правилами дорожного движения.
Что и кто? 20 ч.
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?
Как, откуда и куда? 12 ч.
Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
Где и когда? 11 ч.
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?
Почему и зачем? 22 ч.
Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово?
1.6. Учебно – тематический план
1 класс (68 ч.) | |
1.Введение | 3 ч. |
2. Что и кто? | 20 ч. |
3. Как, откуда и куда? | 12 ч. |
4. Где и когда? | 11 ч. |
5. Почему и зачем? | 22 ч |
Итого | 68 ч. |
1.7. Планируемые результаты по курсу
«Окружающий мир» к концу 1-го года обучения
В результате изучения окружающего мира первоклассники научатся:
- распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц;
- распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
- приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных;
- характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем);
- характеризовать признаки времён года;
- объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.):
- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде:
- понимать правила поведения в природе;
- называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
- называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
- называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.
Ученик получит возможность научиться:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;
- рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях родного города (села);
- объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
- объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
- моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
- анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
- осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.).
- 1.8 Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
- ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
- первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
- представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику, рабочей тетради и др.);
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
- эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
- этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников*;
- потребность сотрудничества с взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
- первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные знания и умения;
- планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
- планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
- понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
- устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
- располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
- различать флаг и герб России;
- узнавать некоторые достопримечательности столицы;
- называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
- проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
- проводить опыты с водой, снегом и льдом;
- различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
- различать овощи и фрукты;
- определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
- описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
- сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
- сравнивать реку и море;
- использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
- находить на глобусе холодные и жаркие районы;
- различать животных холодных и жарких районов;
- изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
- различать прошлое, настоящее и будущее;
- называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
- соотносить времена года и месяцы;
- находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
- объяснять причины возникновения дождя и ветра;
- перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
- ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка
- мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
- раздельно собирать мусор в быту;
- соблюдать правила поведения в природе;
- правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
- подбирать одежду для разных случаев;
- правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
- правильно переходить улицу;
- соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
- различать виды транспорта;
- соблюдать правила безопасности в транспорте.
1.9. Система оценки планируемых результатов.
Форма организации занятий – урок.
Методы обучения, используемые на уроках окружающего мира:
- словесные (беседа, сообщение),
- наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),
- практические,
- метод проблемного обучения,
- методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций),
- методы самоконтроля.
2 .Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
2.1. Учебно-методическое обеспечение
Программа:
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2014
- Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. /[М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.,Волкова и др.]. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2014.
Учебники и рабочие тетради
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч.. – М.: Просвещение, 2014;
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2014;
2.2. Учебно-методические пособия для учителя:
- Плешаков А.А. Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир: Тесты: 1 класс. – М.: Просвещение, 2010;
- Плешаков А.А. , Александрова В. П., Борисова С.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 1 класс.
2.3. Список используемой литературы:
- Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений– М.: Просвещение, 2010;
- Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов Атлас – определитель: – М.: Просвещение, 2010;
- Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010;
Календарно – тематическое планирование
по курсу «Окружающий мир» 1 класс
УМК «Школа России
№ п/п | кол – во часов | Тема урока | Требования к уровню подготовки обучающихся. Планируемые результаты | Форма контроля | Дата | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | план | факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
Введение (4 ч.) | ||||||||||||
1 | 1 | Задавайте вопросы! | Познакомить с новым предметом, с учебником, рабочей тетрадью. | Регулятивные УУД: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные УУД: умение выделять основные признаки. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, обращаться за помощью. | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Текущий | ||||||
2 3 | 2 | Что такое наша школа? | Познакомить с правилами поведения в школе | Регулятивные УУД: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные УУД: умение выделять основные признаки. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, обращаться за помощью. | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Текущий | ||||||
4 | 1 | Что мы знаем о правилах дорожного движения | Выявить и расширить знания учащихся о правилах дорожного движения | Регулятивные УУД: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные УУД: умение выделять основные признаки. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, обращаться за помощью. | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Текущий | ||||||
Что и кто? (19 ч.) | ||||||||||||
5 | 1 | Что такое Родина? | Обучающийся научиться --узнавать государственные символах России (флаг, гимн, герб); - разных национальностях; - как выглядят русские национальные костюмы, рассказывать о родном городе; - отличать российские государственные символы от символов других стран, национальную одежду от другой. Обучающийся получит возможность научиться составлять текст по картинке. | Регулятивные УУД: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков (национальный костюм: цвет, орнамент и т. д.). Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности, гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества. | Текущий | ||||||
6 | 1 | Что мы знаем о народах России? | Обучающийся получит возможность научиться: узнавать о народах, проживающих на территории России, о разных национальностях, как выглядят русские национальные костюмы, расскажут о родном городе. Обучающийся научится: - отличать российские государственные символы от символов других стран, национальную одежду от другой; -составлять текст по картинке. | Регулятивные УУД: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков (национальный костюм: цвет, орнамент и т. д.). Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности, гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества. | Группо-вой | ||||||
Что мы знаем о Москве? | Обучающийся получит возможность узнать о столице нашей родины Москве. Обучающийся научится - отличать достопримечательности города Москвы от других стран; -составлять текст по картинке. | Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей разнообразную культуру, природу, историю. | Фронтальный | |||||||||
7 | 1 | Проект «Моя малая Родина» | Обучающийся получит возможность узнать о малой Родине. Обучающийся научится: - составлять проект на тему. фотографировать достопримечательности - составлять устный рассказ. | Регулятивные УУД: - поиск ответа на поставленный вопрос. Познавательные УУД: - формировать. представление о Москве, как о столице Родины. Коммуникативные УУД: - строить понятные высказывания. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Группо-вой | ||||||
8 | 1 | Что у нас над головой? | Обучающийся получит возможность познакомятся с наиболее узнаваемыми созвездиями. Умения: научатся узнавать ковш Большой Медведицы. Навыки: разделять объекты живой и неживой природы и изделия | Регулятивные УУД: - соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи. Познавательные УУД: - использовать общие приёмы решения задач: алгоритм нахождения созвездия на ночном небе. Коммуникативные УУД: - работать в группах, ставить вопросы участникам группы. | Ценностное отношение к природному миру. | Фронтальный | ||||||
9 | 1 | Что у нас под ногами? | Обучающийся получит возможность: - познакомится с часто встречающимися камнями (гранитом, кремнем, известняком). Обучающийся научится: - сортировать камни по форме, размеру, цвету; различать виды камней. - различать объекты неживой и живой природы, работать с лупой | Регулятивные УУД: - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: алгоритм определения вида камня. Познавательные УУД: - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативные УУД: формулировать свои затруднения, свою собственную позицию. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру. | Фронтальный | ||||||
10 | 1 | Что общего у разных растений? Практическая работа. Определение частей растений. | Обучающийся получит возможность: - познакомиться с ролью растений в природе и жизни людей, поймут, почему нужно бережное отношение человека к растениям, усвоят, что у разных растений есть общие части. Обучающийся научится - находить части растений; - различать объекты неживой и живой природы. | Регулятивные УУД: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: описание растения. Познавательные УУД: развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов: описание растения по готовому плану. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Мотивация учебной деятельности, этические чувства, прежде всего, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | Группо-вой | ||||||
11 | 1 | Что растёт на подоконнике? Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений. | Обучающийся получит возможность: познакомиться с наиболее распространёнными комнатными растениями. Обучающийся научится: - различать изученные на уроке комнатные растения; - повторят основные правила ухода за комнатными растениями. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные УУД: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности: комнатные растения (название и краткое описание внешнего вида). Коммуникативные УУД: ставить вопросы учителю и участникам рабочей группы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию. | Ценностное отношение к природному миру. | Группо-вой | ||||||
12 | 1 | Что растёт на клумбе? Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника. | Обучающийся получит возможность: познакомиться с некоторыми декоративными растениями клумбы, цветника. Обучающийся научится: - различать изученные растения клумбы, цветника; - использовать приобретённые знания для ухода за растениями. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные УУД: подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки: краткое описание декоративного растения. Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Ценностное отношение к природному миру, мотивация учебной деятельности | Группо-вой | ||||||
13 | 1 | Что это за листья? Урок – экскурсия. | Знания: познакомятся со строением листьев. Умения: научатся узнавать листья нескольких пород деревьев, используя сравнения. Навыки: правила поведения на природе | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные УУД: использовать общие приёмы решения задач: единый алгоритм распознавания породы дерева по листьям. Коммуникативные УУД: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на обмен информацией. | Фронтальный | ||||||
14 | 1 | Что такое хвоинки? Практическая работа. Работа с гербарием. | Обучающийся получит возможность: - познакомиться с группой хвойных деревьев, узнают их характерное отличие от лиственных деревьев. Обучающийся научится: -наблюдать объекты окружающего мира, давать устное их описание; - различать объекты неживой и живой природы. | Регулятивные УУД: применять установленные правила в планировании способа решения: алгоритм описания дерева с целью определения его породы. Познавательные УУД: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности: распознавание сосны и ели. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения | Мотивация учебной деятельности. | Группо-вой | ||||||
15 | 1 | Кто такие насекомые? | Обучающийся получит возможность: -усвоить, что насекомые - это животные, у которых шесть пар ног, узнают о разнообразии животного мира. Обучающийся научиться: - приводить примеры насекомых; - повторят правила бережного отношения к природным объектам. | Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели. Познавательные УУД: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание рыбы по готовому плану. Коммуникативные УУД: определять общую цель и пути её достижения, вести устный диалог, слушать собеседника. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения, устойчивое следование в поведении социальным нормам. | Фронтальный | ||||||
16 | 1 | Кто такие рыбы? | Обучающийся получит возможность: - усвоить, что рыбы - водные животные, которые двигаются при помощи плавников и хвоста, тела большинства которых покрыты чешуёй; - узнают о разнообразии подводного мира. Обучающийся научится: - приводить примеры видов речных и морских рыб; - отличать рыб от других видов животных. | Фронтальный | ||||||||
17 | 1 | Кто такие птицы? Практическая работа. Изучение строения птичьих перьев. | Обучающийся получит возможность: - усвоить, что птицы - это животные, тело которых покрыто перьями; узнают о разнообразии видов птиц. Обучающийся научится: - приводить примеры видов перелётных и зимующих птиц; - отличать птиц от других животных. | Текущий, групповой | ||||||||
18 | 1 | Кто такие звери? | Обучающийся получит возможность: - усвоить, что звери - это животные, тело которых покрыто шерстью; познакомятся со зверьми, которые не подходят под обычное описание, со зверьми, которые обитают в наших лесах; узнают о многообразии видов зверей. Обучающийся научится: - приводить примеры видов зверей; - отличать зверей от других животных. | Текущий | ||||||||
19 | 1 | Что окружает нас дома? | Обучающийся получит возможность: познакомиться с группами предметов домашнего обихода. Обучающийся научится: - группировать предметы домашнего обихода по их назначению; познакомятся с правилами противопожарной безопасности, с основными правилами обращения с газом, электричеством, водой; - повторят известные правила безопасного поведения дома и в школе. | Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план и последовательность действий при возникновении опасной ситуации. Познавательные УУД: моделировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (определение вида и степени опасности объекта); узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их назначением. Коммуникативные УУД: работа в группах: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; определять общую цель и пути её достижения. | Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Фронтальный | ||||||
20 | 1 | Что умеет компьютер? | Обучающийся получит возможность: - познакомятся с основными устройствами компьютера и их назначением, основными свойствами и функциями. Обучающийся научится: - правилам безопасной работы на компьютере; - повторит известные правила безопасного поведения дома и в школе. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, различать способ и результат действия. Познавательные УУД: использовать общие приёмы решения задач (алгоритм начала работы с компьютером), устанавливать аналогии, причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познаваельных задач, осуществлять взаимный контроль. | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, установка на здоровый образ жизни, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Фронтальный | ||||||
21 | 1 | Что вокруг нас может быть опасным? | Обучающийся получит возможность: - узнают о существовании экстренных служб и номера их телефонов. Умение: научатся соблюдать осторожность при обращении с бытовыми приборами. | Регулятивные УУД: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций) и условиями её реализации. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Фронтальный | ||||||
22 | 1 | На что похожа наша планета? | Обучающийся получит возможность: - узнать о форме Земли, познакомятся с глобусом. Обучающийся научится: - различать на карте (глобусе) материки и моря, океаны; - правильно формулировать свои высказывания. | Регулятивные УУД: составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (условные обозначения на карте, глобусе), поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (видеофрагмент, учебник, справочник). Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание, слушать собеседника; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Эстетические потребности, ценности и чувства, уважительное отношение к иному мнению, принятие образа «хорошего ученика». | Фронтальный | ||||||
23 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина». | Обучающийся получит возможность: - обобщить полученные знания. Обучающийся научится: - перечислять основные способы получения информации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слушали учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.). | Регулятивные УУД: использовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач. Познавательные УУД: строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание, вести устный диалог. | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Тематический | ||||||
Как, откуда и куда? (12ч.) | ||||||||||||
24 | 1 | Как живет семья. Проект «Моя семья» | Обучающийся получит возможность: - познакомиться с понятием «семья». Обучающийся научится: - уважать друг друга и приходить на помощь. | Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: Познавательные УУД: ориентироваться в разнообразии способов решения задач: Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью к членам совей семьи, формулировать свои затруднения. | Внутренняя позиция обучаемого на основе положительного отношения к семье. | Группо вой, текущий. | ||||||
25 | 1 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды. | Обучающийся получит возможность: - проследить путь воды из источника до крана в квартире, из канализации до водоёма. Обучающийся научится: - очищать воду с помощью фильтра; - пользоваться водопроводным краном с целью экономного и бережного отношения к воде. | Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды), вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные УУД: ставить и формулировать проблемы, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков). Коммуникативные УУД: формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | Осознание ответственности человека за общее благополучие, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Группо вой | ||||||
26 | 1 | Откуда в наш дом приходит электричество? | Обучающийся получит возможность: узнать, где вырабатывается электричество, как оно попадает в дома. Обучающийся научится: собирать простейшую электрическую цепь. | Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную (через сбор электрической цепи к понятию пути тока от электростанции до дома), составлять план и последовательность действий. Познавательные УУД: строить рассуждения, обобщать, ориентироваться в разнообразии способов решения задач: способы получения электричества. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях. | Группо-вой | ||||||
27 | 1 | Как путешествует письмо. | Обучающийся получит возможность: узнать этапы путешествия письма. Обучающийся научится: - правильно подписывать конверт. | Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (путь реки от истока до моря) и условиями её реализации, предвосхищать результат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные УУД: использовать общие приёмы решения задач (работа с учебником и рабочей тетрадью), знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; определять общую цель и пути ее достижения. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | Фронтальный | ||||||
28 | 1 | Куда текут реки? Практическая работа. Приготовление «морской» воды. Правила поведения на водоемах (ОБЖ) | Обучающийся получит возможность: - узнать, что реки начинаются с родника, соединяются с другими реками и впадают в моря, названия больших рек, познакомятся с речным и морским транспортом, гидроэлектростанцией. Обучающийся научится: отличать реку от моря, речную воду от морской. | Осознание ответственности человека за общее благополучие, экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. | Фронтальный | |||||||
29 | 1 | Откуда берутся снег и лед? Практическая работа. Изучение свойств снега и льда. | Обучающийся получит возможность: Узнать, что снег и лёд - это состояния воды, изучат свойства снега и льда. Обучающийся научится: отличать снег ото льда по их свойствам; оформлять творческие работы (рисунки). | Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану), выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные УУД: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные УУД: предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика». | Фронтальный | ||||||
30 | 1 | Как живут растения? Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями. | Обучающийся получит возможность: узнать общие условия, необходимые для жизни растений. Обучающийся научится: грамотно строить свои высказывания; соблюдать правила ухода за комнатными растениями. | Регулятивные УУД: различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для жизни растений. Познавательные УУД: использовать общие приёмы решения задач: создание перечня правил ухода за комнатными растениями; поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Коммуникативные УУД: определять цели, функции участников, способы | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная). | Группо-вой | ||||||
31 | 1 | Как живут животные? | Обучающийся получит возможность: познакомиться с условиями жизни животных. Обучающийся научится: правильно называть детёнышей животных; определять среду обитания животного по его внешнему виду. | Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации , сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от . Познавательные УУД: рефлексировать способы и условия действий; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». | Группо-вой | ||||||
32 | 1 | Как зимой помочь птицам? Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета. | Обучающийся получит возможность: научится различать наиболее распространенных зимующих птиц. Обучающийся научится: делать кормушку из бумажного пакета, подбирать корм для птиц. | Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (способы помощи оседлым птицам); использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные УУД: подводить под понятие на основе распознавания объектов (зимующие и перелётные птицы), выделения существенных признаков; Коммуникативные УУД: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Осознание ответственности человека за общее благополучие, принятие образа «хорошего ученика». | Группо-вой | ||||||
33 | 1 | Откуда берется и куда девается мусор? Практическая работа. Сортировка упаковок из-под продуктов. | Обучающийся получит возможность: - усвоить, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую приходится решать всем людям. Обучающийся научится: сортировать мусор из разного материала; соблюдать чистоту в доме, городе, на природе, в школе. | Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выполнять учебные действия: улучшение ближайшего природного окружения (школьный двор). Познавательные УУД: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие. | Группо-вой | ||||||
34 | 1 | Откуда в снежках грязь. Практическая работа. Исследование снежков и снеговой воды. | Обучающийся получит возможность: усвоить, что заводы, фабрики, автомобили загрязняют Землю, что людям необходимо защищать ее от загрязнений. Обучающийся научится: использовать различные фильтры; соблюдать чистоту в доме, городе, на природе, в школе. | Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: привлечение к природоохранительным мероприятиям; различать способ и результат действия: выполнение правил экологически сообразного поведения. Познавательные УУД: ставить и формулировать проблемы, моделировать. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьсберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие. | Текущий | ||||||
35 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» | Обучающийся получит возможность: обобщать полученные знания. Обучающийся научится: перечислять основные способы получения информации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слушали учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.). | Регулятивные УУД: использовать установленные правила в; устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели. Познавательные УУД: строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; вести устный диалог. | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | Тематический | ||||||
Где и когда? (11 ч.) | ||||||||||||
36 | 1 | Когда учиться интересно? | Обучающийся получит возможность: познакомиться с различными школьными помещениями, а также с работниками школы. Обучающийся научится: ориентироваться в школьном здании, знать расположение необходимых помещений. | Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: ориентирование в здании школы. Познавательные УУД: ориентироваться в разнообразии способов решения задач: разные пути к одному школьному помещению. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью к работникам школы, формулировать свои затруднения | Осознание ответственности человека за общее благополучие, принятие образа «хорошего ученика». | Группо-вой | ||||||
37 | 1 | Проект «Мой класс и моя школа» | Обучающийся научиться: фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д. — коллективно составлять рассказ о школе и классе; — презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); — оформлять фотовыставку; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: Познавательные УУД: ориентироваться в разнообразии способов решения задач: разные пути к одному школьному помещению. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью к работникам школы, формулировать свои затруднения | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». | Группо-вой | ||||||
38 | 1 | Когда придет суббота? | Обучающийся получит возможность: усвоить, что такое настоящее, прошлое и будущее. Обучающийся научится: определять, какой день недели был вчера и какой будет завтра, знать по порядку все дни недели. | Регулятивные УУД: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: последовательность дней недели и названий месяцев, формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные УУД: оценивать информацию; ставить и формулировать проблемы, связанные с понятиями «настоящее», «прошлое», «будущее». Коммуникативные УУД: формулировать свои затруднения; определять цели, функции участников, способы взаимодействия | Мотивация учебной деятельности, этические чувства, прежде всего, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | Текущий | ||||||
39 | 1 | Когда наступит лето? | Обучающийся получит возможность: усвоить, в какой последовательности сменяются времена года. Обучающийся научится: узнавать время года по характерным признакам. | Регулятивные УУД: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок: анализ придуманных значков для каждого времени года. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; устанавливать аналогии: старорусские названия месяцев. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание | Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Текущий | ||||||
40 | 1 | Где живут белые медведи? Практическая работа. Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды. | Обучающийся получит возможность: усвоить, что на Земле есть очень холодные районы -Северный Ледовитый океан и Антарктида. Обучающийся научится: находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов, находить отличия двух похожих объектов. | Регулятивные УУД: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия (простейший алгоритм описания природной зоны) в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные УУД: обрабатывать информацию, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. в соответствии с темой урока. Коммуникативные УУД: слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Эстетические потребности, ценности и чувства, уважительное отношение к иному мнению, принятие образа «хорошего ученика». | Фронтальный | ||||||
41 | 1 | Где живут слоны? Практическая работа. Определение на глобусе экватора. | Обучающийся получит возможность: усвоить, что на Земле есть районы, где круглый год жарко. Обучающийся научится: находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов, получит элементарные приемы работы с глобусом. | Регулятивные УУД: использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема). Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание, слушать собеседника. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, Здоровьесберегаю-щего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие. | Текущий | ||||||
42 | 1 | Где зимуют птицы? | Обучающийся получит возможность: усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в теплые края. Обучающийся научится: приводить примеры птиц каждой группы; бережному отношение к животному миру. | Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации. Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Текущий | |||||||
43 | 1 | Когда появилась одежда? | Обучающийся получит возможность: усвоить, что одежда появилась в глубокой древности и менялась с течением времени; что для каждого случая нужна подходящая одежда. Обучающийся научится: подбирать одежду по размеру. | Регулятивные УУД: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (назначение разного рода одежды), составлять план и последовательность действий (характеристика конкретного вида одежды). Познавательные УУД: строить рассуждения, анализировать информацию и передавать её. Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль, предлагать помощь и сотрудничество | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Фронтальный | ||||||
44 | 1 | Когда изобрели велосипед? | Обучающийся получит возможность: усвоить, что детям до 14 лет нельзя кататься на велосипедах по улицам и дорогам; запомнить дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Обучающийся научится: называть и показывать части велосипеда, правилам безопасной езды на велосипеде. | Регулятивные УУД: предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок (части велосипеда, правила ПДД для велосипедистов). Познавательные УУД: выбирать наиболее эффективные способы решения задач (разбор жизненных ситуаций, связанных с целью урока), использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (правила ПДД для велосипедистов). Коммуникативные УУД: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, строить понятные для партнёра высказывания; слушать собеседника | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Фронтальный | ||||||
45 | 1 | Когда ты станешь взрослым? | Обучающийся получит возможность: усвоить, что человек и окружающий мир со временем меняются; что, вырастая, человек выбирает для себя дело в жизни, профессию; что для счастливой жизни нужно беречь чистоту и красоту окружающего мира. Обучающийся научится: определять профессию человека по внешним признакам (одежда, головной убор и т. п.). | Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: Познавательные УУД: осуществлять сравнение, анализ информации, ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Фронтальный | ||||||
46 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» | Обучающийся получит возможность: обобщить полученные знания. Обучающийся научится: перечислять основные способы получения информации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слушали учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.), использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. | Регулятивные УУД: использовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решеия различных задач. Познавательные УУД: строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание, вести устный диалог | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Тематический | ||||||
Почему и зачем? (22 ч.) | ||||||||||||
47 | 1 | Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? | Обучающийся получит возможность: усвоить, что звезды - огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли, что Солнце - ближайшая к Земле звезда. Обучающийся научится: узнавать созвездие Льва. | Регулятивные УУД: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (моделирование звёзд). Познавательные УУД: моделировать, т. е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (цвет, форма и размер); интерпретация информации. Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная). | Текущий | ||||||
48 | 1 | Почему Луна бывает разной? | Обучающийся получит возможность: усвоить, что Луна - естественный спутник Земли; что она имеет форму шара, но не всегда видна на небе полностью; что на ней нет воздуха и поэтому не могут жить люди. Обучающийся научится: объяснять изменения формы Луны. | Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (поиск решения поставленной проблемы). Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач (фазы Луны, модель Земля - Луна). Коммуникативные УУД: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, целостный, социально ориентированный взгляд на мир. | Текущий | ||||||
49 | 1 | Почему идет дождь и дует ветер? | Обучающийся получит возможность: научится объяснять причины возникновения дождя и ветра. Обучающийся научится: различать виды дождя и ветра. | Регулятивные УУД: предвосхищать результат; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные УУД: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с темой урока, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль | Уважительное отношение к иному мнению, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Текущий | ||||||
50 | 1 | Почему звенит звонок? Практическая работа. Изучение возникновения и распространения звуков. | Обучающийся получит возможность: усвоить, что звук возникает из-за дрожания, колебания предметов и невидимой волной доходит до наших ушей. Обучающийся научится: использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную (изучение свойств звука). Познавательные УУД: осуществлять анализ информации, полученной в процессе переживания жизненных ситуаций, связанных с темой урока; ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Эстетические потребности, ценности и чувства; осознание ответственности человека за общее благополучие. | Текущий | ||||||
51 | 1 | Почему радуга разноцветная? | Обучающийся получит возможность: усвоить, что радуга возникает, когда солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Текущий | |||||||
52 | 1 | Почему мы любим кошек и собак? | Обучающийся получит возможность: познакомиться с условиями жизни кошки и собаки, с основными правилами содержания этих животных. Обучающийся научится: правильно обустраивать уголок для кошки и собаки, Познакомится с правилами безопасности при общении с чужими домашними животными. | Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную (создание условий, необходимых для содержания кошки и собаки дома), предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные УУД: выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач ;выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные УУД: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, осознание ответственности человека за общее благополучие, устойчивое следование в поведении социальным нормам. | Группо-вой | ||||||
53 | Проект «Наши домашние питомцы» | Обучающийся получит возможность: познакомиться с условиями жизни кошки и собаки, с основными правилами содержания этих животных. Обучающийся научится: составлять проект по теме. | Индиви-дуальный | |||||||||
54 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | Обучающийся получит возможность: познакомиться с представителями сообщества «луг». Обучающийся узнает изученные природные объекты; сумеет объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы), правила поведения на природе. | Регулятивные УУД: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные УУД: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; передавать информацию. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее блаополучие. | Групповой | |||||||
55 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | Обучающийся получит возможность: познакомиться с голосами лесных жителей. Обучающийся научится: объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину (шумом мы пугаем животных, мешаем им, а сами можем увидеть и услышать гораздо меньше), правилам поведения на природе. | Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (узнать животное по голосу). Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; интерпретировать информацию. Коммуникативные УУД: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие. | Группо-вой | |||||||
56 | Зачем мы спим ночью? | Обучающийся получит возможность: усвоить, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил. Обучающийся научится: правильно вести себя перед сном, закрепят правила сохранения и укрепления здоровья. | Регулятивные УУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. Познавательные УУД: ставить и формулировать проблемы; устанавливать аналогии; строить рассуждения. Коммуникативные УУД: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни. | Текущий | |||||||
57 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | Обучающийся получит возможность: усвоить, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов. Обучающийся научится: приводить примеры овощей и фруктов. | Регулятивные УУД: предвосхищать результат (последствия правильного и неправильного питания), различать способ и результат действия (забота о здоровом образе жизни). Познавательные УУД: выбирать наиболее эффективные способы решения задач; классифицировать по заданным критериям (отличие овоща от фрукта; внешние и внутренние отличия здорового и больного человека) Коммуникативные УУД: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Группо-вой | |||||||
58 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа. Как правильно чистить зубы. | Обучающийся получит возможность: усвоить, что чистить зубы и мыть руки необходимо для здоровья, что чистить зубы нужно два раза в день - утром и вечером, а мыть руки - перед едой, после посещения туалета, после игры с животными и в других случаях, когда руки пачкаются. | Регулятивные УУД: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, по исправлению ошибок. Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, грамотно строить рассуждения; обобщать полученную информацию. Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Здоровьесберегаю-щее поведение, установка на здоровый образ жизни. | Текущий | |||||||
59 | Зачем нам телефон и телевизор? | Обучающийся получит возможность: научится объяснять назначение телефона и телевизора. Обучающийся научится: различать по внешнего виду основные группы телефонов и телевизоров, запомнит, что детям запрещено разбирать и самостоятельно ремонтировать телефон и телевизор. | Регулятивные УУД: использовать установленные правила Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы (устройство автомобиля) для решения задач; классифицировать по заданным критериям Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная). | Текущий | |||||||
60 | Зачем нужны автомобили? | Обучающийся получит возможность: научится объяснять назначение автомобилей; узнают о назначении ремня безопасности. Обучающийся научится: различать по внешнему виду основные группы автомобилей, запомнит, что детям запрещено ездить на переднем сиденье автомобиля. | Регулятивные УУД: использовать установленные правила (план описания транспортного средства) в контроле способа решения. Познавательные УУД: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; использовать классифицировать по заданным критериям (назначение транспортного средства). Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная). | Текущий | |||||||
61 | Зачем нужны поезда? | Обучающийся получит возможность: усвоить различия (по назначению) между товарным поездом, электричкой, пассажирским поездом дальнего следования и поездом метро. Обучающийся научится: соблюдать правила поведения вблизи железной дороги, использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. | Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата (составление плана-описания железнодорожного транспорта), предвосхищать результат. Познавательные УУД: строить рассуждения; анализировать информацию. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание | Осознание ответственности человека за общее благополучие, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | Текущий | |||||||
62 | Зачем строят корабли? | Обучающийся получит возможность: познакомиться с основными группами судов. Обучающийся научится: различать по внешнему виду основные группы судов; приводить примеры спасательных средств на корабле; научатся объяснять, зачем строят корабли. | Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (назначение корабля). Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; обобщать полученную на уроке информацию. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Текущий | |||||||
63 | Зачем строят самолеты? | Обучающийся получит возможность: познакомится с устройством самолёта. Обучающийся научится: классифицировать самолеты по их назначению. | Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную (составление рассказа «Аэропорт). Познавательные УУД: ставить и формулировать проблемы; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание | Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | Текущий | |||||||
64 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | Обучающийся получит возможность: усвоить, почему нужно соблюдать правила поведения в автомобиле и поезде. Обучающийся научится: соблюдать правила поведения в автомобиле и поезде. | Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. Познавательные УУД: строить рассуждения; анализировать информацию. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание | Осознание ответственности человека за общее благополучие, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | Группо-вой | |||||||
65 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | Обучающийся получит возможность: усвоить, почему нужно соблюдать правила поведения в самолете и на корабле. Обучающийся научится: соблюдать правила поведения в самолете и на корабле | Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. Познавательные УУД: строить рассуждения; анализировать информацию. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание | Фронтальный | ||||||||
66 | Зачем люди осваивают космос? | Обучающийся получит возможность: запомнить, что первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин; усвоит, что космонавты летают в космос для проведения научных исследований. Обучающийся научится: различать естественный и искусственные спутники Земли. | Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач. Познавательные УУД: ставить и формулировать проблемы, связанные с темой урока; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль, | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Текущий | |||||||
67 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | Обучающийся получит возможность: усвоить, что экология - это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле; запомнить, что 22 апреля отмечается День Земли. | Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную ; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения задач; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие. | Текущий | |||||||
68 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | Обучающийся получит возможность: обобщить полученные за год знания. Обучающийся научится: перечислять основные способы получения информации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слушали учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.). | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Тематический. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"
Красочная презентация по теме урока делает изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...
Контрольная работа по математике 3 классШкола России
Контроль знаний по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток"...
Аннотации к рабочим программам 2 классШкола России.
Данные аннотации написаны с учетом ФГОС,в каждой аннотации по предмету расписаны УУД....
Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России
Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....
презентация по окружающему миру "урок России" 1 класс "Россия - наша Родина"
презентация для урока по окружющему миру 1 класс. Хорошо подходит для национальных школ Республики Саха. Здесь дети узнают много нового про народы России, национальные костюмы разных народов многонаци...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", "Школа России", учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир" - 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общег...