Проект "Помоги зимующим птицам"
проект по окружающему миру (4 класс) на тему

Учитывая индивидуальные и творческие способности обучающихся, моего класса мы приступили к исследовательскому проекту "Помоги зимующим птицам". Тема проекта была выбрана не случайно, так как каждый год мыоказывали помощь зимующим птицам. Опорой в работе над проектом была концепция экологического образования личности, которая положена в основу курса "Окружающий мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Учитывая индивидуальные и творческие способности детей, моего 4д класса мы приступили к исследовательскому проекту «Помоги зимующим птицам». Тема проекта была выбрана не случайно, так как каждый год мы оказывали помощь зимующим птицам. Опорой в работе над проектом была концепция экологического образования личности, которая была положена в основу курса «Окружающий мир».

    Имея уже достаточный опыт работы над проектами: 1 класс «Витамины для здоровья», в этом году была выбрана тема:

«Помоги зимующим птицам».

   С учётом желания всех детей и родителей участвовать в работе, проект носит коллективную форму. Но координаторами проекта были выбраны: Юля М., Надя Б., Денис Ж., Никита Ж.. Работа проходила под моим руководством и при помощи родителей.

   Для углубленного изучения темы были сформулированы две субпроблемы:

1. Уменьшение численности зимующих птиц.

2. Снижение интереса общественности к проблеме птиц зимой.

С родителями и дётьми проводились занятия по развитию умения формулировать проблемы. Были выдвинуты гипотезы:

1. Увеличится ли численность зимующих птиц, прилетающих к кормушке, при соблюдении основных правил оказания им помощи.

2. Возможно, распространение информации о проблеме зимующих птиц, повысит интерес населения к данной проблеме.

С учётом гипотез были определены цели:

- формирование у детей стремления относиться к птицам соответственно нравственно-эстетическим нормам поведения;

- распространение знаний о природе и её защите;

- совершенствование знаний школьников и дошкольников о птицах,

- привлечение внимания общественности к проблеме зимующих птиц, выживанию и увеличению численности, что будет способствовать повышению биологической защиты зелёных насаждений города от болезней;

- повышение уровня интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка, развитие у детей исследовательских способностей, навыков исследовательского поведения.

Также поставлены задачи:

- создать птичьи столовые и отдельные кормушки для птиц;

- обеспечить постоянное дежурство и подкормку птиц;

- привлечь общественность к проблеме зимующих птиц;

- подготовить материал для практического оказания помощи птицам;

- провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы;

С учётом работы над проектом определена его структура.

Проект состоит из трёх блоков:

Информационно—пропагандистский
Практика-исследовательский
Творчески — исследовательский
 

    Каждый блок отражает деятельность в определённом направлении. По данной схеме выполнялась планомерная теоретическая, практическая и исследовательская деятельность, проводился анализ, диагностика, делались выводы по проведённым опытам, экспериментам и наблюдениям. Работа по каждому из блоков велась в тесном сотрудничестве учителя, родителей и учеников.

Подготовительный этап

Информационно — пропагандистский блок.

Он включает в себя работу по таким направлениям:

сбор и изучение материалов

оформление информационной по теме проекта и её распространение

1 направление: сбор и изучение материалов по теме проекта.

Для сбора информации дети пользовались памяткой.

Информация была добыта из различных источников:

Литература

СМИ

Интернет

Беседы с друзьями, соседями, родными, знакомыми...

Библиотека

Телепередачи

Экскурсии

Изучив собранный материал из газет и журналов, ребята оформили подшивку статей, которая стала опорой при проведении информационных и классных часов по теме проекта. Интересный и богатый материал, собранный ребятами, послужил стимулом для открытия рубрик:

- «Легенды о птицах»

- «Народная мудрость»

- «Птицы родного края»

- «Секреты Красной книги»

- «Странички Интернета»

- «Это интересно знать»

При оформлении данных рубрик использовались не только красочные иллюстрации, но и личные фотоснимки птиц, сделанные детьми и родителями, личные стихи детей, их творческие работы, пословицы и загадки... Огромную помощь оказали родители при эстетическом оформлении этих рубрик, а так же при проведении внеклассных мероприятий, с использованием данной информации.

Важную роль, в привлечении общественности к проблеме зимующих птиц, сыграла, созданная творческим коллективом, передвижная выставка. Она включала в себя: творческие работы и рисунки детей, фотографии и иллюстрации птиц, а так же интересную информацию по теме.

Расширить свои знания о птицах родного края помогла экскурсия на Станцию юннатов. Заинтересованность детей данной проблемой отражалась в их общении с преподавателем. Дети задавали много вопросов, вели активную дискуссию. Данная экскурсия вызвала огромный интерес не только у детей, но и у родителей. Некоторые родители открыли для себя много нового и интересного, заложив зерно исследовательской активности.

Владеть достаточно широко информацией помогло знакомство и изучение литературы по теме проекта.

2 направление: пропаганда целей проекта.

Первым шагом в данной работе было оформление листовок с целью защиты и помощи зимующим птицам.

 Дети, разбившись на группы, с помощью родителей расклеили листовки

в микрорайонах города.

Огромную роль в целях пропаганды имели беседы ребят с друзьями, родными, соседями, знакомыми

и т.д. по теме проекта.

Незабываемым моментом в проекте была проведённая акция «Познакомься с проектом». Целью акции было заинтересовать школьников и дошкольников данной проблемой. Она заключалась в выступлениях исследователей в школе и детских садах

Незаменимым помощником для таких выступлений оказалась уже подготовленная передвижная выставка. Особый интерес у школьников и дошкольников вызвала театрализованная творческая сказка «Синичка и девочка», которую исследователи написали сами.

Огромный вклад в данную работу внесли родители:

- оказали помощь в написании и оформлении сказки;

- помогли детям в разучивании слов главных героев;

- проводили репетиции сказки и выступлений;

- подготовили костюмы, декорации, необходимый инвентарь для сказки;

- помогали решать организационные и другие вопросы.

Основные этапы работы, посвящённые Международному дню птиц, были отражены в статье школьной газеты.

Основной этап

Практика - исследовательский блок.

В рамках этого блока были проведены мероприятия по таким направлениям:

- Практические мероприятия по оказанию помощи птицам.

- Исследовательские наблюдения за жизнью зимующих птиц.

Работая по первому направлению, мы на уроках труда и дома смастерили при помощи родителей 15 разнообразных кормушек по заранее подготовленным чертежам. Огромное удовлетворение получили победители конкурса на Лучшую кормушку. Развесили их возле СОШ№7, д/с «Солнышко», Светлячок»,  СОШ№5, за окном квартир, возле собственных домов. Большое количество кормушек позволило создать на базе  СОШ№7 и детских садов  птичьи столовые. Места размещения птичьих столовых и отдельных кормушек были зафиксированы на схеме нашего микрорайона.

Мы следили за тем, чтобы во всех кормушках всегда был разнообразный корм: крошки только белого хлеба, кусочки несолёного сала, сырые семечки, различные виды зерна. Для этого составили график подкормки птиц.

За окном нашего класса тоже повесили кормушку и вели наблюдение за птицами. На экскурсиях и прогулках выявляли внешние признаки птиц, живущих в округе, их следы и повадки. У домашней кормушки исследователи проводили индивидуальные наблюдения.

При помощи наблюдения Даши и Юли мы смогли узнать, какие птицы чаще прилетают к кормушке, как разнообразен мир птиц, которые нуждаются в помощи человека. Чтобы проверить выдвинутую гипотезу мы выполнили следующую работу:

Провели предварительные наблюдения за прилётом птиц к кормушке, занеся их в составленную таблицу. Диагностика предварительного наблюдения показала невысокие результаты. Мы проработали информацию, по данной теме, составили: «Основные правила по оказанию помощи зимующим птицам», с учётом составленных правил, провели ряд мероприятий по подкормке птиц. После провели заключительное наблюдение. Сравнительный анализ результатов исследований показал значительный рост численности прилетающих к кормушке птиц.

На основании результатов данного исследования мы сделали вывод:

при соблюдении основных правил оказания помощи зимующим птицам, увеличивается численность птиц, прилетающих к кормушке, что доказывает выдвинутую нами гипотезу №1.

Наш творческий коллектив постоянно вёл активную исследовательскую деятельность, наблюдая за питомцами птичьих столовых, проводя эксперименты:

Эксперимент №1 . Мы проводили его по составленному плану и пришли к выводу:

1) птицы привыкают к постоянному месту подкормки, поэтому желательно ежегодно вывешивать кормушки на прежние места;

2) ежедневно пополнять кормушку кормом, чтобы птицы, пролетев долгий путь, не улетали без корма;

Эксперимент №2 «Сало для синички», провели по составленному плану, сделали вывод:

1)подтвердился тот факт, что синички любят лакомиться несолёным салом;

2)чтобы синички постоянно прилетали к кормушке, необходимо сыпать корм для синичек, не смешивая его с другим кормом.

Заключительный этап

Творчески — исследовательский блок.

 Работа по данному блоку велась также в двух направлениях:

мероприятия, проводимые в классе и школе; мероприятия, проводимые вне школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной  (корре...

Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.

Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...

В гости к зиме. Птицы зимой.

Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....

"В гости к зиме. Птицы зимой"

Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....

Где зимуют зимуют птицы?

Презентация к уроку окружающего мира. 1 класс. Плешаков. (УМК "Школа России")...

Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"

Технологическая карта и презентация урока...