занятие "Царство грибов"
занимательные факты по окружающему миру (3 класс) на тему

Янина Татьяна Игоревна

рассказ об уникальности грибов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл царство грибов25.57 КБ

Предварительный просмотр:

ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА(царство грибов)

Ход занятия

I. Создание психологической комфортности на уроке.

Здравствуйте, ребята! Какое настроение у вас? Сегодня на уроке я желаю вам удачи и хочу, чтобы у вас все получилось. Возьмите друг друга за руки, повернитесь лицом к своему соседу, к гостям и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Пожелайте всем удачи.

- Сегодня мы с вами окунёмся в удивительный мир природы, проверим свои знания и узнаем новые сведения о природе.

II Актуализация знаний.

Опора на знание прошлого урока.

- Что такое природа? (Природа – это всё что нас окружает, но не сделано руками человека).

-Какая бывает природа? (Живая и неживая).

-Какие признаки живой природы вам известны? (Питается, дышит, растёт, даёт потомство, умирает).

На прошлых уроках мы с вами изучали лес. Узнали, что леса бывают лиственные, хвойные и смешанные. Узнали, что в лесу растут деревья, кустарники, травы. Научились различать их. Организмы, которые мы будем изучать сегодня тоже обитают в лесу.

Сформулируем тему нашего урока, отгадав загадку:

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть - нет головы. (Грибы).

III ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. - Какие грибы вам известны?

- Задайте вопросы, на которые хотели бы на уроке получить ответы (Где растут грибы? Как различить съедобные от несъедобных? Какие бывают грибы? Какую роль играют грибы в жизни леса?)

- Как вы думаете грибы относятся к живой или неживой природе? ( к живой, они появляются, растут, умирают)

- К какому миру живой природы могут относится грибы? Я считаю к растениям. (Нет у растений есть стебель, листья, плод, цветок. У грибов - нет)

2.Сообщения о грибах ( текст лежит на парте)

Грибы – растения или животные?

          Сначала грибы были отнесены к растениям, потом к животным, наконец, в ХIХ веке учёные выделили их в особое царство – царство грибов. Но почему люди не смогли сразу прийти к такому выводу?

         С растениями грибы роднит тот факт, что чаще всего грибы, как и растения, растут в земле, они не способны передвигаться. Грибы, как и некоторые растения, (папоротники, мхи) , размножаются спорами. А ещё грибы растут всю свою жизнь. Сколько бы времени не существовал гриб, то есть его грибница, находящаяся под землёй, она на протяжении всего времени будет расти и увеличиваться в размере. То же самое происходит и у растений. Даже тысячелетний дуб каждый год даёт небольшой, но всё-таки прирост.

         Грибы отличаются от растений по целому ряду важных признаков. Во-первых грибы никогда не бывают зелёного цвета, это потому что в их клетках отсутствует вещество хлорофилл, который содержится только в зелёных растениях. Во-вторых, растения из воды и углекислого газа на солнечном свету образуют питательные вещества и сами себя кормят.  Грибы не способны  к этому. Они питаются готовыми питательными веществами, которые создала живая природа. В-третьих, у грибов нет листьев, цветов, плодов и других частей, которые есть у большинства растений.

         Может быть грибы – это животные? Грибы внешне ничем не напоминают животных ( у них нет лап, крыльев, шерсти, глаз, ушей, головы, туловища, хвоста и других частей тела). Животные растут только до начала размножения, а грибы всю жизнь.

        Но между грибами и животными существует небольшое количество общих черт. Например, грибы, так же как и животные, питаются только готовыми органическими веществами, которые производит живая природа – растения и животные. А ещё учёные-химики обнаружили в грибах особое вещество – хитин. Кроме грибов хитин был обнаружен только у насекомых  - скорпионов и раков.

        Вот почему учёные о грибах говорят: « Грибы – уникальные организмы. Это не растение и не животное – это то и другое».

- Совершенно верно. Грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

- Давайте вспомним строение гриба. ( Шляпку и ножку, что находится на поверхности земли, называют плодовое тело)

- В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают в землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке передвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы.

- Из чего состоит подземная часть? На что она похожа? (Состоит из нитей. Похожа на паутину.)

- Какое название ей бы дали?

- Грибница. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.

3. Беседа о грибах.

– Ребята, кто из вас с родителями увлекается сбором грибов?

– Скажите, сбор грибов – занятие легкое? Почему?

– Да, действительно, чтобы собирать грибы необходимо хорошо в них разбираться? А что это значит?

(Знать, какие грибы съедобные, а какие нет).

- Знаете ли вы, где растут грибы? Как правильно их собирать? Какие грибы съедобные, а какие опасные? Что можно приготовить из грибов?

Деревья и грибы дружат между собой. Тонкие белые нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их. Грибница становится продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с минеральными солями. А дерево отдает грибу питательные вещества, которые образуются в зеленых листьях (крахмал и сахар).

- Любите ли вы собирать грибы?

4.Загадки

Из-под елок на пригорок Вышел мальчик ростом с пальчик. Он на тучки поглядел, Сразу кепочку надел, Новенькую, ладную, Цветом шоколадную. (Белый гриб)

Конечно, не белый — Я, братцы, попроще, Расту я обычно

В березовой роще. (Подберезовик) .Возле леса на опушке, Украшая темный бор, Вырос пестрый, как петрушка, Ядовитый… (мухомор).

После дождика подружки Поселились на опушке. Шляпки разноцветные, Самые заметные. (Сыроежки) .

Что за ребятки на пеньках Столпились тесной кучкой И держат зонтики в руках, Застигнутые тучкой? Слайд .(Опята)

Посмотрите-ка, ребята, Тут — лисички, там опята. Ну а это, на полянке, Ядовитые… (поганки).Удивляется народ: Водят чудный хоровод Рыжие сестрички — То грибы… (лисички).Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых, Меня узнаешь за версту. Зовусь я… (подосиновик).

Словно желтые цыплята,

Разбрелись кругом маслята.

Снизу донышко под пленкой,

Сверху масло в коже тонкой. ( Маслёнок) .

-Всего существует около ста тысяч видов грибов, из них 300 видов съедобные, но широко известны только несколько десятков. Посмотрите на экран. Дайте общее название этим грибам. (Съедобные)

_ К каким грибам относится мухомор, бледная поганка? ( Несъедобные)

Почти каждый съедобный гриб имеет в лесу своего ядовитого «двойника». Об этом всегда нужно помнить, собирая грибы и не допуская, чтобы «двойники» попадали в вашу корзину, а тем более на стол. Нужно научиться различать их.

Бледная поганка.

Самая опасная и ядовитая из всех грибов. Яд подобен змеиному и сохраняется даже после длительной варки. Эти грибы не едят даже черви. Но малые дозы, использовали в старину, для борьбы с такой болезнью как холера.

Желчный гриб.

Селится в сосновых и еловых лесах, иногда на пнях в июле - сентябре. В это время много белых грибов, с которыми они имеют сходство. Отличить можно по грязно-розовому трубчатому слою, при надавливании мякоть розовеет.

Сатанинский гриб.

Очень ядовит. Сходство с белым грибом. Отличается своей яркой краснотой. На срезе мякоть сначала краснеет, а потом синеет. У боровика мякоть остаётся белой.

( рисунки боровика, сатанинского гриба и желчного гриба), (рисунки бледной поганки и шампиньона с сыроежкой)

- Какие ещё двойники вы знаете? (Ложные опята и ложные лисички) .

- Что нужно помнить, чтобы не отравиться грибами? ( Собирать только хорошо известные грибы.)

- Опасно есть грибы, которые собирают около шоссейных дорог, свалок, промышленных предприятий, т. к. они способны накапливать вредные, ядовитые вещества.

_ Для настоящего грибника поход в за грибами - радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, к его тайнам. Знают грибники и поговорки, чтобы лучше показались грибы.

«Кто раньше встаёт, тот и грибы себе берёт».

«Не ходи в лес с ведром - не губи лесное добро

Клади их в плетёное лукошко - пускай подышат немножко».

III. Закрепление изученного.

Экологическая задача.

-Послушайте задачку. Костя и Миша пошли в лес за грибами. Костя набрал крепких боровиков, а Миша одних мухоморов.- Ты зачем их набрал? Спросил Костя. Я их собрал, чтоб другие не отравились. Правильно ли поступил Миша? А почему нельзя уничтожать несъедобные и червивые грибы?

Несъедобные для человека грибы собирают белки, едят олени, ими лечатся лоси. А червивые грибы - это дом для личинок насекомых. Например: мухи откладывают в грибы яйца, из которых вылупляются личинки.

Личинкам в грибе живется хорошо. Ведь гриб - это склад питательных веществ. Личинки едят гриб, а он все равно растет, обеспечивая вкусной пищей чужих деток и не забывая о росте своей грибницы. На следующий год на этом месте будут молодые, красивые и не червивые грибы.

Работа в парах.

Собрать гриб из пазлов.

Игра: Называю съедобный гриб – два хлопка, несъедобный гриб – один хлопок.

Маслёнок, поганка, подберёзовик, волнушка, желчный, шампиньон, лисички, сыроежка, мухомор, груздь, опёнок.

- Объясните, как правильно собирать грибы?

- Человек в лесу – гость, и вести себя нужно подобающим образом. Собирать грибы, ягоды, орехи нужно очень осторожно, чтобы не навредить растению в целом. Если правильно, не повреждая грибницу, собирать грибы, то они будут расти на одном месте не только в течение одного грибного сезона, но и в течение нескольких лет.

- Итак, гриб надо аккуратно срезать ножичком, чтобы не повредить грибницы. В лесу надо делать все аккуратно, не нанося вреда природе.

- С остальными правилами сборки грибов познакомимся на следующим уроке.

Как собирать грибы

1.Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.

2.Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.

3.Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.

4.Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5.Нельзя собирать грибы возле шоссейных дороги промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.

- Назовите признаки отравления грибами? (Рвота, тошнота, расстройство кишечника)

- Что нужно предпринять при отравлении грибами?

1) Немедленно вызвать врача.

2) Промыть желудок.

3) Выпить активированный уголь.  

IV. Итог занятия.

-Какая была тема урока? Поднимите руку тот, кто сделал для себя открытия. А кто хочет ещё что-то узнать, читайте в книгах (показ книгу о грибах)

-Что нового узнали про грибы? Грибы - это враги или друзья? (Грибы надо хорошо знать и тогда они будут друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью)

V. Рефлексия «Всё в твоих руках»

На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая – то позиция вас не заинтересовала – не красьте.

Большой – для меня тема была важной и интересной - красным.

Указательный – узнал много нового – жёлтым.

Средний – мне было трудно – зелёным.

Безымянный – мне было комфортно – синим.

Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.

Дополнительный материал Работа с тестом.-

Проверим ваши знания о грибах. На партах у каждого лежит тест. Отметьте плюсом высказывание, с которым вы согласны

1. Ядовитые грибы лесу не нужны.

2. Ядовитые грибы надо уничтожать.

3.В лесу нужны все только съедобные грибы.

4.В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.

5. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь;

6. Когда ищешь грибы, разоряй и раскидывай в сторону листву и мох. Так грибы будут лучше видны;

7. Не надо брать старые грибы, в них может быть яд;

8.Лучше всего собирать грибы возле шоссейных дорог, чтобы далеко не ездить;

9.Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные".

Проектная работа детей. Познавательно и увлекательно....

Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.

Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании:  «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...

Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.

Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы" в 3 классе по окружающему миру....

Презентация к уроку окружающего мира во 2 кл. УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы"

Эта презентация поможет учителю наглядно объяснить тему "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы". Презентация подходит для любого УМК....

Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме: "Грибы. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы" УМК "Начальная школа 21 века"

Данный урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения. В нём используются проблемные вопросы, ситуации, побуждающий диалог. Проблемно-диалогическое обучение является средством для фор...