занятие "Царство грибов"
занимательные факты по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА(царство грибов)
Ход занятия
I. Создание психологической комфортности на уроке.
Здравствуйте, ребята! Какое настроение у вас? Сегодня на уроке я желаю вам удачи и хочу, чтобы у вас все получилось. Возьмите друг друга за руки, повернитесь лицом к своему соседу, к гостям и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Пожелайте всем удачи.
- Сегодня мы с вами окунёмся в удивительный мир природы, проверим свои знания и узнаем новые сведения о природе.
II Актуализация знаний.
Опора на знание прошлого урока.
- Что такое природа? (Природа – это всё что нас окружает, но не сделано руками человека).
-Какая бывает природа? (Живая и неживая).
-Какие признаки живой природы вам известны? (Питается, дышит, растёт, даёт потомство, умирает).
На прошлых уроках мы с вами изучали лес. Узнали, что леса бывают лиственные, хвойные и смешанные. Узнали, что в лесу растут деревья, кустарники, травы. Научились различать их. Организмы, которые мы будем изучать сегодня тоже обитают в лесу.
Сформулируем тему нашего урока, отгадав загадку:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы. (Грибы).
III ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. - Какие грибы вам известны?
- Задайте вопросы, на которые хотели бы на уроке получить ответы (Где растут грибы? Как различить съедобные от несъедобных? Какие бывают грибы? Какую роль играют грибы в жизни леса?)
- Как вы думаете грибы относятся к живой или неживой природе? ( к живой, они появляются, растут, умирают)
- К какому миру живой природы могут относится грибы? Я считаю к растениям. (Нет у растений есть стебель, листья, плод, цветок. У грибов - нет)
2.Сообщения о грибах ( текст лежит на парте)
Грибы – растения или животные?
Сначала грибы были отнесены к растениям, потом к животным, наконец, в ХIХ веке учёные выделили их в особое царство – царство грибов. Но почему люди не смогли сразу прийти к такому выводу?
С растениями грибы роднит тот факт, что чаще всего грибы, как и растения, растут в земле, они не способны передвигаться. Грибы, как и некоторые растения, (папоротники, мхи) , размножаются спорами. А ещё грибы растут всю свою жизнь. Сколько бы времени не существовал гриб, то есть его грибница, находящаяся под землёй, она на протяжении всего времени будет расти и увеличиваться в размере. То же самое происходит и у растений. Даже тысячелетний дуб каждый год даёт небольшой, но всё-таки прирост.
Грибы отличаются от растений по целому ряду важных признаков. Во-первых грибы никогда не бывают зелёного цвета, это потому что в их клетках отсутствует вещество хлорофилл, который содержится только в зелёных растениях. Во-вторых, растения из воды и углекислого газа на солнечном свету образуют питательные вещества и сами себя кормят. Грибы не способны к этому. Они питаются готовыми питательными веществами, которые создала живая природа. В-третьих, у грибов нет листьев, цветов, плодов и других частей, которые есть у большинства растений.
Может быть грибы – это животные? Грибы внешне ничем не напоминают животных ( у них нет лап, крыльев, шерсти, глаз, ушей, головы, туловища, хвоста и других частей тела). Животные растут только до начала размножения, а грибы всю жизнь.
Но между грибами и животными существует небольшое количество общих черт. Например, грибы, так же как и животные, питаются только готовыми органическими веществами, которые производит живая природа – растения и животные. А ещё учёные-химики обнаружили в грибах особое вещество – хитин. Кроме грибов хитин был обнаружен только у насекомых - скорпионов и раков.
Вот почему учёные о грибах говорят: « Грибы – уникальные организмы. Это не растение и не животное – это то и другое».
- Совершенно верно. Грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
- Давайте вспомним строение гриба. ( Шляпку и ножку, что находится на поверхности земли, называют плодовое тело)
- В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают в землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке передвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы.
- Из чего состоит подземная часть? На что она похожа? (Состоит из нитей. Похожа на паутину.)
- Какое название ей бы дали?
- Грибница. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.
3. Беседа о грибах.
– Ребята, кто из вас с родителями увлекается сбором грибов?
– Скажите, сбор грибов – занятие легкое? Почему?
– Да, действительно, чтобы собирать грибы необходимо хорошо в них разбираться? А что это значит?
(Знать, какие грибы съедобные, а какие нет).
- Знаете ли вы, где растут грибы? Как правильно их собирать? Какие грибы съедобные, а какие опасные? Что можно приготовить из грибов?
Деревья и грибы дружат между собой. Тонкие белые нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их. Грибница становится продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с минеральными солями. А дерево отдает грибу питательные вещества, которые образуются в зеленых листьях (крахмал и сахар).
- Любите ли вы собирать грибы?
4.Загадки
Из-под елок на пригорок Вышел мальчик ростом с пальчик. Он на тучки поглядел, Сразу кепочку надел, Новенькую, ладную, Цветом шоколадную. (Белый гриб)
Конечно, не белый — Я, братцы, попроще, Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик) .Возле леса на опушке, Украшая темный бор, Вырос пестрый, как петрушка, Ядовитый… (мухомор).
После дождика подружки Поселились на опушке. Шляпки разноцветные, Самые заметные. (Сыроежки) .
Что за ребятки на пеньках Столпились тесной кучкой И держат зонтики в руках, Застигнутые тучкой? Слайд .(Опята)
Посмотрите-ка, ребята, Тут — лисички, там опята. Ну а это, на полянке, Ядовитые… (поганки).Удивляется народ: Водят чудный хоровод Рыжие сестрички — То грибы… (лисички).Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых, Меня узнаешь за версту. Зовусь я… (подосиновик).
Словно желтые цыплята,
Разбрелись кругом маслята.
Снизу донышко под пленкой,
Сверху масло в коже тонкой. ( Маслёнок) .
-Всего существует около ста тысяч видов грибов, из них 300 видов съедобные, но широко известны только несколько десятков. Посмотрите на экран. Дайте общее название этим грибам. (Съедобные)
_ К каким грибам относится мухомор, бледная поганка? ( Несъедобные)
Почти каждый съедобный гриб имеет в лесу своего ядовитого «двойника». Об этом всегда нужно помнить, собирая грибы и не допуская, чтобы «двойники» попадали в вашу корзину, а тем более на стол. Нужно научиться различать их.
Бледная поганка.
Самая опасная и ядовитая из всех грибов. Яд подобен змеиному и сохраняется даже после длительной варки. Эти грибы не едят даже черви. Но малые дозы, использовали в старину, для борьбы с такой болезнью как холера.
Желчный гриб.
Селится в сосновых и еловых лесах, иногда на пнях в июле - сентябре. В это время много белых грибов, с которыми они имеют сходство. Отличить можно по грязно-розовому трубчатому слою, при надавливании мякоть розовеет.
Сатанинский гриб.
Очень ядовит. Сходство с белым грибом. Отличается своей яркой краснотой. На срезе мякоть сначала краснеет, а потом синеет. У боровика мякоть остаётся белой.
( рисунки боровика, сатанинского гриба и желчного гриба), (рисунки бледной поганки и шампиньона с сыроежкой)
- Какие ещё двойники вы знаете? (Ложные опята и ложные лисички) .
- Что нужно помнить, чтобы не отравиться грибами? ( Собирать только хорошо известные грибы.)
- Опасно есть грибы, которые собирают около шоссейных дорог, свалок, промышленных предприятий, т. к. они способны накапливать вредные, ядовитые вещества.
_ Для настоящего грибника поход в за грибами - радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, к его тайнам. Знают грибники и поговорки, чтобы лучше показались грибы.
«Кто раньше встаёт, тот и грибы себе берёт».
«Не ходи в лес с ведром - не губи лесное добро
Клади их в плетёное лукошко - пускай подышат немножко».
III. Закрепление изученного.
Экологическая задача.
-Послушайте задачку. Костя и Миша пошли в лес за грибами. Костя набрал крепких боровиков, а Миша одних мухоморов.- Ты зачем их набрал? Спросил Костя. Я их собрал, чтоб другие не отравились. Правильно ли поступил Миша? А почему нельзя уничтожать несъедобные и червивые грибы?
Несъедобные для человека грибы собирают белки, едят олени, ими лечатся лоси. А червивые грибы - это дом для личинок насекомых. Например: мухи откладывают в грибы яйца, из которых вылупляются личинки.
Личинкам в грибе живется хорошо. Ведь гриб - это склад питательных веществ. Личинки едят гриб, а он все равно растет, обеспечивая вкусной пищей чужих деток и не забывая о росте своей грибницы. На следующий год на этом месте будут молодые, красивые и не червивые грибы.
Работа в парах.
Собрать гриб из пазлов.
Игра: Называю съедобный гриб – два хлопка, несъедобный гриб – один хлопок.
Маслёнок, поганка, подберёзовик, волнушка, желчный, шампиньон, лисички, сыроежка, мухомор, груздь, опёнок.
- Объясните, как правильно собирать грибы?
- Человек в лесу – гость, и вести себя нужно подобающим образом. Собирать грибы, ягоды, орехи нужно очень осторожно, чтобы не навредить растению в целом. Если правильно, не повреждая грибницу, собирать грибы, то они будут расти на одном месте не только в течение одного грибного сезона, но и в течение нескольких лет.
- Итак, гриб надо аккуратно срезать ножичком, чтобы не повредить грибницы. В лесу надо делать все аккуратно, не нанося вреда природе.
- С остальными правилами сборки грибов познакомимся на следующим уроке.
Как собирать грибы
1.Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
2.Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
3.Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.
4.Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
5.Нельзя собирать грибы возле шоссейных дороги промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.
- Назовите признаки отравления грибами? (Рвота, тошнота, расстройство кишечника)
- Что нужно предпринять при отравлении грибами?
1) Немедленно вызвать врача.
2) Промыть желудок.
3) Выпить активированный уголь.
IV. Итог занятия.
-Какая была тема урока? Поднимите руку тот, кто сделал для себя открытия. А кто хочет ещё что-то узнать, читайте в книгах (показ книгу о грибах)
-Что нового узнали про грибы? Грибы - это враги или друзья? (Грибы надо хорошо знать и тогда они будут друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью)
V. Рефлексия «Всё в твоих руках»
На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая – то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
Большой – для меня тема была важной и интересной - красным.
Указательный – узнал много нового – жёлтым.
Средний – мне было трудно – зелёным.
Безымянный – мне было комфортно – синим.
Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.
Дополнительный материал Работа с тестом.-
Проверим ваши знания о грибах. На партах у каждого лежит тест. Отметьте плюсом высказывание, с которым вы согласны
1. Ядовитые грибы лесу не нужны.
2. Ядовитые грибы надо уничтожать.
3.В лесу нужны все только съедобные грибы.
4.В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.
5. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь;
6. Когда ищешь грибы, разоряй и раскидывай в сторону листву и мох. Так грибы будут лучше видны;
7. Не надо брать старые грибы, в них может быть яд;
8.Лучше всего собирать грибы возле шоссейных дорог, чтобы далеко не ездить;
9.Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные".
Проектная работа детей. Познавательно и увлекательно....
Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.
Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании: «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...
Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.
Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы" в 3 классе по окружающему миру....
Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Разработка урока по окружающему миру 1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/02/picture-136352-1351871072.jpg)
Презентация к уроку окружающего мира во 2 кл. УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы"
Эта презентация поможет учителю наглядно объяснить тему "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы". Презентация подходит для любого УМК....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/27/picture-666844-1490614980.jpg)
Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме: "Грибы. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы" УМК "Начальная школа 21 века"
Данный урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения. В нём используются проблемные вопросы, ситуации, побуждающий диалог. Проблемно-диалогическое обучение является средством для фор...
Урок окружающего мира Тема: В царстве грибов. Разнообразие грибов. Правила сбора грибов.
Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир»....