Конспект урока по окружающему миру. Тема: Географическая карта
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Данилова Ирина Михайловна

УМК "Школа 21 века". Класс: 3

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geograficheskaya_karta.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира  в 3 классе

по теме «Географическая карта»

Цель урока:    создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир».

Задачи урока:

  1. Сформировать первые представления учащихся о картах, их разнообразии и назначении (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.)
  2. Формирование начальных умений работы с картой.
  3. Развитие коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
  4. Развитие самостоятельности мышления, познавательного интереса к окружающему миру.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Перед тем, как мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали ранее и который пригодится сегодня на уроке.

Работа по карточкам (разноуровневые задания)   с последующей проверкой                                                                        

Приложение 1

Разноуровневые карточки

Карточка № 1 (для слабого ученика)

  1. Рассмотрите глобус. Найдите самый большой материк, найдите самый маленький материк и запишите их названия.

____________________________________________________________

  1. Чего на Земле больше: суши или воды? Какой океан самый маленький, а какой самый большой? _______________________________________

_____________________________________________________________

Карточка № 2 (для среднего ученика)

  1. Какой океан, на ваш взгляд, самый теплый, а какой самый холодный?

____________________________________________________________

  1. Угадайте материки.
  • Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии._________________
  • И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня. ___________________________________
  • А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком.

_______________________________________________________

Карточка № 3 (для сильного ученика)

  1. Линии, указывающие направление север-юг, называют______________
  2. Самая большая параллель Земли_________________________________
  3. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют_____________________________________________________
  4. Огромные участки суши, со всех сторон омываемые океанами, называют_____________________________________________________
  5. Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равнинами, называют___________________________________________

Огромные водные пространства, разделяющие материки, называют_____________________________________________________

  1. Создание проблемной ситуации. Сообщение темы и цели урока

На предыдущих уроках с помощью глобуса вы узнали немало нового о нашей Земле. Прежде всего: какой формы наша Земля; какие объекты природы есть на поверхности Земли, о расположении на Земле океанов, материков, гор и других объектов.

- Найдите и покажите на глобусе  названия нескольких материков, океанов, гор, равнин.

- Как вы думаете, в чем неудобство пользования моделью Земли?

(Глобусы довольно громоздки, ими не совсем удобно пользоваться, а тем более возить с собой. Кроме того, глобус – сильно уменьшенная модель Земли, на нем изображены только самые большие, саамы важные объекты. А в жизни людям требуется более подробное описание какой-то конкретной местности.)

- Как же быть? Что нам может помочь?

Попробуйте отгадать загадку:  

Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ездить нельзя,

Земля есть – пахать нельзя. Что это?     (карта)

- Какова же тема сегодняшнего урока? Какую цель на урок мы поставим перед собой?

  1. Изучение нового материала

Слово «география» означает «землеописание» (от слов «гея» - земля, «графио» - пишу).  А что такое географическая карта?

Рассказ  учителя о разнообразии карт  (с помощью презентации)

- Карты могут быть разного размера и различного назначения. Есть карты полушарий, карты отдельных материков и океанов, карты стран, областей, районов, есть карты исторические, с которыми мы будем знакомиться на уроках истории.

  1. Физминутка

К морю Чёрному спустились

Наклонились и умылись.

1,2,3,4

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брас.

Один, другой – это кроль.

Все как один –  плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

  1. Знакомство и работа с картой полушарий

- Сегодня мы поподробнее познакомимся с Географической картой

– Рассмотрите карты.

– Карта, на которой показана поверхность Земли, называется физической картой мира. В переводе

с греческого «физическая» – значит природная. Все, что можно увидеть на карте, называется географическими объектами. Все объекты уменьшены и показаны условными знаками.

– Понимать условные знаки – значит уметь читать карту.

– Поверхность Земли неровная. Эти неровности образуют рельеф Земли.

– Что вы увидели?

– Внизу карты масштаб подписан цифрами и словами.

1 : 100000000 и в 1 см 100 км

– Как это понять?

– А 3 см – это сколько километров на местности?

– Внизу вы видите разноцветную шкалу. Что она означает?

– Что обозначает каждый цвет?

– Какие цвета соответствуют суше?

– От чего зависит цвет суши?

– Суша отмечается на карте 3 цветами: зеленым, желтым, коричневым.

– Какие цвета соответствуют воде?

– Рядом с картой изображают стороны света. Север всегда сверху, а восток справа.

– Какие географические объекты мы можем обнаружить на карте?

Работа по учебнику стр 40-44

  1. Итог урока

- Какие задачи мы ставили в начале урока?

Рефлексия  «10 секунд» (дети одним предложением высказывают, что нового узнали на уроке)

  1. Домашнее задание с40-44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Учимся читать карту", 3 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о карте полушарий, физической карте России; дальнейшее формирование умения находить и показать на карте физические объекты.Планируемые результат...

Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о карте Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные:Знать:понятие «карта»;приёмы чтения карты;правила показа объектов на карте;Уме...

Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с картой России; формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые ре...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое карта и приёмы чтения карты;- знать отличие глобуса от карты...

Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" " (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты, умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые р...

Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты, умения правильно показывать объекты на настенной карте.  ...

Конспект урока по окружающему миру для 2кл "Карта мира.Материки и океаны"

Урок создан  согласно требованиям ФГОС ,много практических заданий.Во многих заданиях представлены метапредметные связи....