Орг.момент
Создание психологической комфортности.
Актуализация знаний.
| -Добрый день, друзья! Долгожданный дан звонок- начинается урок.
А урок у нас несколько необычный. Прислушайтесь! - Где мы? (Звучит аудиозапись: звуки леса).
- Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото, одетые леса.
-О каком времени года идёт речь? Про осень говорят: «Осень – изменений восемь.» - А сможете ли вы назвать восемь изменений?
- Верно, ребята, на пороге осень. (Звучит музыка «Мелодии осеннего леса»)
- Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца, И осень тихою вдовой, Вступает в пёстрый терем свой… | Учащиеся стоя приветствуют учителя, глазами проверяют готовность к уроку.
Отвечают на поставленные вопросы
- об осени
Отвечают на поставленные вопросы - идут дожди, животные готовятся к холодам, прячутся в норки, под кору деревьев. Дни стали короче, стало холодно, люди убирают огороды, урожай на полях, улетают птицы, желтеют листья.
В кабинет входит Осень (ученица) со словами: -Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. Весёлой пёстрою стеной, Стоит над пёстрою поляной
Слова девочки «Осени» - Запомните всё, как земля засыпает А ветер листвою её засыпает. А в роще берёз всё светлей и светлей Всё новые листья слетают с ветвей. | Регулятивные: Умение контролировать свою готовность к уроку; Осознание себя как ученика;
Личностные: нравственно-этическая ориентация; Формирование положительного отношения к учению;
Коммуникатив- ные: (здесь и далее) Владение невербальными средствами общения; | самоконт- роль, умение готовиться к уроку.
|
Определение темы и целей урока.
Поста- новка проблемы
| - о каком явлении в природе говорит осень?
- Верно. Попробуйте определить тему урока. - Что же будем изучать сегодня на уроке?
- Правильно, дети. Тема урока приглашает обратить внимание на изменения в жизни растений осенью, с разнообразием форм, строения, окраски листьев в осенний период.
- Почему явление листопада происходит осенью?
- но весной и летом много ветреных дней, да ещё и с грозой!
-Верно, ребята. С понижением температуры воздуха, в природе происходят значительные перемены. Сбрасывая листья, растения спасаются от засухи, так как листья испаряют большое количество влаги. С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую воду корни растений не всасывают. Кроме того на зиму листья послужили бы для растений источником - бедствия: ветви ломались бы от снега, который бы налипал на листья. После того как листья опадут, дерево засыпает до весны. - Ох, и умна матушка природа! | Отвечают на поставленный вопрос - о листопаде
Предположения учащихся. - какие перемены происходят с растениями. - наблюдать за листьями.
Ответы на вопросы: сильный ветер.
- стало холоднее, меньше солнечного тепла.
Обучающиеся анализируют информацию, принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
| Коммуникативные: Умение слушать и слышать учителя и собеседника. Умение читать и понимать прочитанное. Развитие монологической речи.
Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков.
Развитие речи. Умение принимать мнение другого ученика. |
|
Поста- новка проблемы
Практическая работа
в группе
Работа с табл-й
Физминутка
Практ-я работа –творч.проект-е
Первичное закрепление знаний
Работа с учебником
Физминутка для глаз
Проверка понимания изученного
Итого вое тестирование
| - По самой лучшей из лесных дорожек, Пофыркивая и наморщив нос, Ежихе Осторожный ёжик Пять листиков на иглах нёс. (берёзовый, осиновый, кленовый, рябиновый, дубовый). - Обратите, внимание на форму, цвет листьев. Назовите одним словом, какие они? - Почему?
- Верно.
- Определите, листья, каких пород деревьев принёс ёжик маме ежихе? - Установите соответствие. - Какие из указанных видов деревьев произрастают в нашей местности?
- Итак, мы с вами в лесной лаборатории Осени. На ваших столах не просто листочки, а настоящий исследовательский материал. - Ребята, обратите внимание на строение листа. - Из каких частей состоит лист?
- Все листья состоят из черешка и листовой пластинки. Сравните, к примеру, черешки листьев осины и берёзы. -Что увидели? - Верно, подметили. У осины черешок длинный и сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому при малейшем дуновении ветерка листья начинают дрожать, трепетать. Отсюда и выражение – «трепетная осинка»
Берёзовый | Форма и края листовой пластинки | Осенняя окраска | Наличие черешка |
|
|
|
|
- Занесите ваши наблюдения в таблицы. В первый столбец поместите образец указанного листа и постарайтесь самостоятельно отобразить его признаки. 1-я группа исследует берёзовые листья 2-я – листья осины 3-я – листья рябины
- итак, какие результаты были получены? -объявите полученные результаты.
-Какой вывод можно сделать исходя из сказанного?
- Молодцы. Чтобы расширить ваши знания стоит заметить, - Если на черешке пластинка одна, то лист называется простой. -Если пластинок на черешке несколько, то лист называется сложный. - Опираясь на наглядность, назовите простые и сложные листья? - Кто догадался?
- Возьмите в руки зелёный листочек и жёлтый внимательно рассмотрите ножки листьев, и найдите различия. - что заметили? - молодцы! - это расширение – образование пробкового слоя, лубяного. Следовательно, вода не может проникнуть в лист. Умирающий лист меняет цвет, затем высыхает и отмирает. Ветер срывает его с дерева.
Ветер тихо клён качает, Вправо, влево наклоняет. Раз наклон И два наклон, Зашумел листвою клён.
- Как вы считаете, какую пользу принесут опавшие листья дереву?
- Опавшие листья, как тёплая перина, будут защищать корни дерева от морозов, а весной, перегнив под дождями, удобрят почву и дадут деревьям полезные вещества.
- А где люди могут использовать листья?
Для создания произведений искусства. Красота осенних листьев завораживает, вдохновляет, успокаивает, учит видеть прекрасное. В других случаях обучает, наталкивает на открытия. - А не поработать ли и нам творчески? Всё необходимое для работы находится на ваших столах. А результатом вашей работы будут осенние букеты, живописные картины, гербарии.
1-я группа – пейзажисты, ценители искусства 2-я - проектировщики осенних букетов 3-я – ботаники (гербарий) (Звучит мелодия осеннего леса, звуки природы)
- Представьте, пожалуйста, полученные результаты.
- Молодцы, ребята. Порадовали не только Осень, но и друг друга.
Тест - молчанка: «Узнай дерево по описанию». - Ребята, сейчас мы немного поиграем. На мои загадки вы поднимаете «отгадки» - образцы листьев, соответствующие определённым породам деревьям.
- Клейкие листочки, зелёные почки. С белой корой стоит под горой.
- Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит.
Я из крошки – бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок.
Прилетели в гости к ней Стайки алых снегирей. По ветвям они снуют, Красны ягодки клюют.
- Что вы можете рассказать о деревьях? Что это за организмы?
-Знаете ли вы, что дерево клёна выделяет в год 2 килограмма кислорода. А одному человеку в сутки требуется 17 кг чистого воздуха. Кто сможет определить, сколько кг чистого воздуха потребуется на семью из двух человек? на вашу семью? - Расчёты можете произвести на калькуляторе. -Сделайте вывод: какое значение в природе имеют деревья?
Откройте учебники на странице 15. Обратите внимание на осенние лесные пейзажи, пёстрые деревья, яркую окраску осенних листьев. - Как вы думаете, отчего зависит окраска листьев, что является причиной? - Верно, ребята. С понижением температуры воздуха происходит изменение окраски листьев. Чем ниже температура, тем интенсивнее окраска. В округ ножки листа нарастает лубяной слой. Вода не может проникнуть в лист. Умирающий лист меняет цвет, затем высыхает и отмирает. Ветер срывает его с дерева. - Какие деревья не сбрасывают на зиму листву, а остаются зелёными? -Как вы думаете, почему?
- Пластинка листа имеет узкую форму, покрыта толстой кожицей, испаряет влаги гораздо меньше, чем широкая пластинка лиственного дерева
Листопад Аннимация
- Если на деревьях листья пожелтели, - Если в край далёкий птицы улетели, - Если небо хмурое, если дождик льётся, - Это время года как друзья, зовётся?
- Из каких листьев наряд на ёлочке?
Учитель проводит тест, данный в презентации (0,5 м) |
Разгадывание загадки: Листья
- Разные - Упали с разных деревьев
Ответ на вопрос: - берёзовый, осиновый, кленовый, дубовый, рябиновый
Ответы на вопрос:
- берёза, осина, рябина. :
Свободные высказывания мнений детей, Ответы на вопросы - стебелёк, - не знаем.
- разные
Ответы обучающихся.
- Края листа берёзы зубчатые, похожи на треугольную форму. Есть черешок.
- Форма листа осины округлая, с плавными волновыми зубчиками, черешок длинный. Имеет красноватый, бордовый цвет.
- У рябины лист как веточка, состоит из «нескольких листочков», черешок один, листики как бы сидят.
Ответы учащихся:
- у жёлтых и красных листьев – расширения на черешке.
Выполнение упражнений.
- наверное, будут утеплять дерево.
Высказывание предположений: -лечиться, удобрять огородные участки
Выполнение работы из имеющихся материалов
Ребята представляют осенний букет, образцы гербариев, панно, демонстрируют варианты осенних букетов через документ камеру, читают стихи, исполняют песню.
Ответы на вопрос:
Дерево – это многолетнее растение. Дерево имеет корень, ствол, ветви и листья, служат домом для некоторых животных.
Предположения детей -холодно
- Хвойные Предположения детей
Обучающ-ся выполняют тест
| Познавательные: Развитие логики, как способность к анализу и обобщению знаний, гибкости ума.
Коммуникатив-ные: Умение свободно высказывать и отстаивать своё мнение.
Умение слушать и слышать.
. Познавательные: Логическое решение проблемы.
Регулятивные: Умение высказывать своё суждение, видение мира, отношение к окружающему миру.
Умение работать в группе Регулятивные:
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение сравнивать, делать выводы, заключения
Личностные: Формирование мотива, реализующего потребность в знании поставленного вопроса.
Регулятивные: Смена видов деятельности.
Регулятивные: Высказывание своего суждения.
Общеучебные: Умение высказывать свои cуждения, Связь с математикой.
Регулятивные: Умение выражать своё отношение к прочитанному
Коммуникатив-ные: Умение слушать и слышать.
Коммуникатив-ные: Умение слушать и слышать.
| Ответы на вопросы, развитие устной речи.
Умение высказы-вать своё мнение, своё суждение.
Постановкаучебной задачи
Сличение данного предмета с полученными знаниями и образцом.
Умение сравнивать.
Самоконтроль за поведением. Бережное отношение к здоровью |
Рефлексия |
- На какие группы можно разделить листики?
- Что вы нового о листьях узнали сегодня?
- Почему опадают листья? Осень-пониж-е t охлаж-е почв Изм-е окраски листопад
- Что держит в руках наша гостья?
Оцени свою работу на уроке: Зелёный лист – мне было всё понятно. Жёлтый лист – я понял часть материала. Красный – я ничего не понял.
Наша гостья осталась довольна вашими успехами Спасибо за урок!
|
Высказывание мнений учащихся: Можно разделить на группы по цвету: коричневые, зелёные, жёлтые. Можно разделить на группы по размеру: большие и маленькие. Можно разделить на группы по форме: овальные, круглые. Можно разделить на простые и сложные, Можно разделить на берёзовые, осиновые, рябиновые, кленовые
Отвечать на итоговые вопросы: Строение листа. Листопад. Окраска листьев меняется осенью.
Листочки.
Оценка своим достижениям на уроке.
|
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Регулятивные: суждения.Личностные: Формирование мотива, реализующего потребность в знании поставленного вопроса.
Личностные: Формирование самооценки
Личностные: Развитие понятийного мышления и оценка своей деятельности.
(самооценка, мотивация, самостоя-тельность, ответственность
|
Умение работать в группе
Сличение данного предмета с полученными знаниями и образ Умениеклассифици-ровать
Анализ, синтез.
Умение давать самооценку своей работе и оценить полученные знания на работе.
|