Презентация "Радуга"
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему
Презентация для исследования по теме "Радуга". Школьники, посмотрев презентацию, ответят на вопросы: что такое радуга; кто из ученых наблюдал радугу, почему радуга разноцветная, почему радуга имеет форму дуги, мифы и легенды о радуге и многие другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raduga.vasileva_e.n_2.pptx | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разноцветные ворота На лугу построил кто-то. Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот Не одну, не две, не три - Целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать ? Можешь их нарисовать ?
Конечно, это радуга. Цель исследования : выяснить причину возникновения на небосклоне разноцветной дуги. Задачи исследования: ответить на вопросы: Что такое радуга? Кто из ученых наблюдал радугу? Когда можно наблюдать радугу? Почему радуга разноцветная? Почему радуга имеет форму дуги? Какие легенды и мифы существовали о радуге у разных народов? Может ли человек сам получить радугу и как?
ГИПОТЕЗА Я предположил, что солнечные лучи, попадая на капельки воды, распадаются на разноцветные лучики. Если радуга явление природы, то возможно я смогу сотворить ее сам.
Методы исследования Подумать самостоятельно. Посмотреть книги о том, что исследуешь. Консультации учителя, родителей, специалистов. Обратиться к компьютеру, посмотреть в Интернете. Провести эксперимент. Понаблюдать.
Этапы работы: Подготовительный – сбор информации по теме исследования из различных источников, планирование работы; проведение эксперимента – подведение итогов эксперимента – анализ собранных данных, выводы.
Ра́дуга — атмосферное оптическое явление. Её можно наблюдать только пред дождем или после него, когда одновременно сквозь тучи пробивается солнце. Она выглядит как дуга или окружность. Солнечный луч в действительности является сочетанием всех цветов. Если луч света падает на скошенный краешек зеркала или на поверхность мыльного пузыря, он распадается на различные цвета.
Предмет, который может разложить луч света на его составляющие, называется «призмой». Белый свет разлагается на спектр. «Спектр» - цветные полосы, которые получаются при прохождении светового луча через каплю - «призму». Радуга и есть большой изогнутый спектр, или полоса цветных линий, образовавшихся в результате разложения луча света, проходящего через капельки дождя. Капли дождя выполняют роль призмы.
Изучение радуги учеными Аристотель первым определил, что "радуга - это оптическое явление, а не материальный объект". Роджер Бэкон (философ) предполагал, что радуга появляется, когда глаза влажные.
Антонио Доминис (архиепископ), в 1611 году доказал, что радуга появляется в результате отражения и преломления света в капле дождя. Рене Декарт (математик, физик) спустя 26 лет связал возникновение радуги с законами преломления и отражения солнечного света в каплях выпадающего дождя.
А в 1672 году Исаак Ньютон (физик)провел исторический опыт и объяснил механизм образования радуги. Он направил пучок света на грань стеклянной призмы, и на экране, установленном за ней, получился спектр из непрерывных переходящих одна в другую цветных полос.
Цвета в радуге расположены в определённом порядке. Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге (или спектре) есть специальные простые фразы - в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» или «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь».
Форма радуги определяется формой капелек воды, в которых преломляется солнечный свет. А капельки воды - более или менее круглые, поэтому и радуга должна иметь форму круга. Но с поверхности Земли мы видим только половину дуги. Если смотреть на радугу с вершины горы, мы увидим – половину окружности.
А из кабины самолета можно увидеть полную окружность .
Если луч света преломляется в каплях дождя дважды, то можно увидеть вторичную радугу. Она менее яркая и располагается вокруг первой. Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов – снаружи находится фиолетовый, а внутри красный.
Радугу можно увидеть не только в небе, но и у водопада или фонтана.
В яркую лунную ночь можно увидеть радугу от Луны. Она выглядит белесой.
За радугой был признан особый, божественный характер. Поэтому как в природе радуга находится на грани между грозой и солнечным светом, так и в народных сказаниях она находится в связи с богом грома и молний Перуном и светлой богиней Ладой.
Человечество связало радугу с множеством поверий и легенд. В древнегреческой мифологии, например, радуга – это дорога между небом и землей, по которой ходила посланница между миром богов и миром людей Ирида.
В Китае считали, что радуга - это небесный дракон, союз Неба и Земли.
Славяне издревле верят, что радуга «пьет» воду из озер, рек и морей: набирает в себя воду, а после выпускает, отчего и бывает дождь. На концах радуги повешено по котелку с древними золотыми монетами. Легенда рисует трех божеств, один из которых держит радугу и подымает ею воду из реки, другой творит из этой воды облака, а третий, разрывая их, вызывает дождь.
В некоторых местах верили, что радуга - блестящее коромысло, с помощью которого Лада Перуница черпает из моря-океана воду, а потом орошает ею поля и нивы. Это чудное коромысло хранится на небе, а по ночам - в созвездии Большой Медведицы.
Согласно Библии радуга была создана Богом после всемирного потопа, как знак его обещания никогда больше не насылать на людей потоп. Радуга также ассоциируется с девой Марией, посредником между Богом и людьми.
Символизм радуги зависит от количества цветов в ней. Согласно распространенному толкованию, красный цвет радуги олицетворяет гнев Божий, желтый — щедрость, зеленый — надежду, синий — умиротворение природных сил, фиолетовый — величие.
Радуга также фигурирует во многих народных приметах, связанных с предсказанием погоды. Например, радуга высокая и крутая предвещает хорошую погоду, а низкая и пологая - плохую.
Анкетирование одноклассников
Сколько цветов у радуги? Можешь ли ты их назвать по порядку?
Радуга в домашних условиях Опыт 1. Приготовил мыльный раствор и надул мыльный пузырь. На пузыре появилась радуга. Свет, проходя через мыльный пузырь, преломляется и распадается на цвета, в результате появляется радуга. Опыт2. Взял компакт-диск, источник света - солнечный луч. В солнечный день я взял компакт-диск и, поймав солнечный луч, направил его на стену в комнате. Получилась вот такая радуга.
Вывод : в процессе подготовки этой работы, я много узнал о радуге. Но ещё больше я смогу узнать в старших классах, познакомившись с такой наукой, как физика.
Спасибо за внимание!