1. Мотивация (самоопределение) к деятельности. Организацион ный момент. | Слайд 1 1.1Создание позитивного настроя. Прозвенел звонок И наше занятие начинается… - Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. - Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. - Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. - Вдохните в себя свежесть морозного утра, теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира. - Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Я уверена, что у нас всё получится. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они – На планете мы останемся одни!
-Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии? (об охране природы) - Верно, ребята, мы вспомним, что знаем об охране природы и сами попробуем сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательным, активным, уверенным в себе, рассудительным.
-Уверены ли вы в том, что знаете все об охране природы? -Для чего нужно охранять природу? - Вы готовы к знакомству с новым материалом? - Каким способом вы будете изучать новый материал? 1)сначала надо понять, что мы не знаем; 2)затем самим построить новый способ действия. -Как определить, что вы не знаете? - -надо повторить то, что необходимо для открытия нового знания;
- -выполнить пробные действия;
- -определить своё затруднение;
- -подумать и найти причину затруднения.
| - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - целеполагание (Р); -планирование сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | 2.1 Повторение изученного «Блиц-турнир». а)Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой называется… (экология). б) Назовите составные части экологии. (вода, воздух, почва, растения, животные.) в) Необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов. (экологическая катастрофа) г)По чьей вине происходит загрязнение окружающей среды?(по вине человека) д)Список животных и растений, которые находятся на грани исчезновения. (Красная книга) Охраняется Красной книгой Столько редких зверей и птиц. Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты. Охраняются звери, охраняются змеи, Охраняются даже цветы. Красная книга, Красная, Может значит она, что природа умрёт? Цель у неё иная: Всё живое хранить зовёт! Слайд 2 2.2-Вспомните, как и когда была создана Красная книга? ( В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки и издали их в виде книги. И назвали ее «Красная книга фактов». 1 том-животные, 2 том-растения)) Слайд 3,4. - А почему книга красная, а не жёлтая, синяя?(сигнал тревоги, опасности) Слайд 5,6. -Какого цвета страницы в этой книге? (красные, жёлтые, белые, серые, зелёные, чёрные) -Что обозначает цвет страниц? Слайд 7. 1-виды исчезающие. Они как и Красная книга записаны на красных страницах. Это быстро исчезающие животные. Их мало, но ещё можно встретить. 2-виды сокращающиеся. Они записаны на жёлтых страницах. Эти виды встречаются в достаточном количестве для выживания, но их численность очень быстро сокращается. 3-виды редкие. Они записаны на белых страницах. Эти виды не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко. 4-виды неопределённые. Названия этих животных расположились на серых страницах. Эти животные до сих пор мало изучены. 5-виды восстановленные. Они записаны на зелёных страницах. Это животные, которых удалось спасти от вымирания. 6-исчезнувшие виды. Это чёрные страницы. Этих животных мы больше никогда не увидим. Их нет на нашей планете.
-Назовите растения и животные Красной книги России.
2.3-Существует ли Красная книга Саратовской области? Что вы о ней знаете? (Наша Саратовская область, как и вся страна не стала исключением. Здесь тоже погибали, исчезали растения и животные. Поэтому первую «Красную книгу Саратовской области» выпустили в 1996 году. В неё было занесено 404 вида растений и 155 видов животных. В 2006 году было выпущено второе издание.) Слайд 8 -Какие растения и животные Саратовской области занесены в Красную книгу? (животные- выхухоль, степной сурок, гигантская вечерница, перевязка; птицы — авдотка, беркут, балобан, дрофа, европейский тювик, журавль-красавка, змееяд, краснозобая казарка, кречетка, колпица, кудрявый пеликан, курганник, могильник, орлан-белохвост, пискулька, совка, сапсан, скопа, степной орел, стрепет, ходулочник, черноголовый хохотун, черный аист,дрофа, стрепет, змееяд, орлан-белохвост; растения-: рябчик русский, тюльпан Биберштейна, любка двулистная, кувшинка белая, купальница европейская, сон-трава, волчье лыко) -Что бы вы хотели узнать о Красной книге еще? (какие растения и животные Энгельсского района охраняются законом) 2.4 Выполнение пробных действий и фиксирование индивидуальных затруднений. Работа в паре. - Составьте кластер. В центре записано ключевое слово «Красная книга Саратовской области Энгельсского района». Вокруг него напишите все, что вы знаете об этом. (листки вывешиваются на доску) - В чем испытали затруднение? ( очень мало знаем о своем крае) -Определите тему занятия (Красная книга Саратовской области Энгельсского района). -Сегодня каждому из вас необходимо будет найти информацию о растениях и животных Красной книги своей малой родины. -А какими известными вам способами вы могли бы это сделать? (источники информации: учитель- спросили, книга- прочитали, Интернет- посмотрели, семья- послушали). - К сожалению, на сегодняшнем уроке вам пригодятся не все эти способы: я ничего рассказывать не буду, Интернетом и помощью семьи воспользоваться сейчас невозможно. - Приходилось ли вам оказываться в ситуации, когда известные способы не срабатывали или не пригождались? - Что в таких ситуациях приходится делать? (придумывать и проверять другие способы). - Нам предстоит заняться «придумыванием» и проверкой какого-то нового способа, которому мы с вами в конце занятия дадим название. - Итак, мы продолжим изучение темы «Красная книга Саратовской области» , познакомимся с редкими и исчезающими растениями и животными нашего района. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П); - извлечение необходимой информации из текстов (П); - подведение под понятие (П); - выполнение пробного учебного действия (Р); -фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К);
|
4. Построение проекта выхода из затруднения. | - 4.1-Какие гипотезы вы можете выдвинуть?
-Какая из них приведет к положительному результату? - Посмотрите, какими материалами я предлагаю вам воспользоваться, чтобы получить информацию на интересующую нас тему? (конверты с изображениями растений и животных. разрезанных на части, карты Саратовской области, Энгельсского района, Красная книга России. Саратовской области, бланк для заполнения ) 4.2 Исследование -практическая работа (слайд 9) (работа в малых группах-6 групп, у каждой группы по одному растению и животному) -А сейчас я предлагаю провести исследование. Цель исследования: проверить, занесены ли в Красную книгу Саратовской области указанные растения и животные. Бланк группы №__________
1.Объект исследования
Цель исследования: занесён ли в Красную книгу Саратовской области? ____________________________________________________ Энгельсского района? ______ (да, нет) 2.Объект исследования
Цель исследования: занесён ли в Красную книгу Саратовской области? ____________________________________________________ Энгельсского района? ______ (да, нет)
|
-Составьте алгоритм работы: 1. Соберите растение или животное из частей и склейте его. 2. Угадайте его название. 3. Пользуясь алфавитным указателем Красной книги ответьте на вопрос: занесен ли в Красную книгу? 4. Сделайте вывод. Слайд 10 ФИЗМИНУТКА Мы немножко отдохнём Встанем, глубоко вздохнём, Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели И их лучики согрели. Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Бабочки летали, Крыльями махали. Дружно хлопаем, ногами топаем. Хорошо мы погуляли И немножечко устали. Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. | - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - познавательная инициатива (Р); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - поиск необходимой информации (П); - установление причинно-следственных связей (П); - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П) - построение логической цепи рассуждений (П); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - осознание ответственности за общее дело (Л) - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
|
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
| 5.1 Обмен информацией между группами ( выступает представитель группы с результатом исследовательской работы и вывешивает картинки с изображениями дрофы, журавля, лебедя, сурка, барсука, кувшинки, сон-травы, волчьего лыка, тюльпана, купальницы) -Почему не выбрали оленя, женьшень? (они не водятся и не растут в нашей природной зоне) -Как вы это определили? (по карте) -На территории Энгельсского района обитает семь видов животных, занесенных в Красные книги России и Саратовской области: дрофа, стрепет, журавль серый, лебедь-шипун, сурок-байбак, барсук, угорь. -К сожалению, нет сведений о растениях нашего района, занесенных в Красную книгу, но наше муниципальное образование –часть Саратовской области, поэтому эти растения встречаются и у нас (рябчик русский, тюльпан Биберштейна, кувшинка белая, купальница европейская ,любка двулистная, сон-трава, волчье лыко).
-Сравните свои выводы с имеющимися в презентации (просмотр слайдов презентации) Слайд 11-20
| - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - извлечение необходимой информации (П); - выполнение действий по алгоритму(П); - построение логической цепи рассуждений (П); - доказательство (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); |
7. Включение в систему знаний и повторение.
| 7.1Слайд 22 - Нам нужно охранять природу - А от кого? Леса, поля, луга и воду Ещё чего… Нельзя в лесу пилить деревья, Нельзя рубить. Ломать сучки, копать коренья, Цветы губить. Для нас природа - как награда Важней других. А охранять природу надо От нас самих! Колупаев Денис -Каковы же причины исчезновения растений и животных? (вырубка леса, распашка полей, мелиоративные работы, применение химикатов в хозяйстве)
7.2– Что нужно сделать человеку, чтобы растения и животные не исчезли с лица Земли? (запретить охоту, чрезмерную добычу животных, разрушать места обитания животных,охранять заповедники, заботиться о размножении) Слайд 23 Слайд 24-28 – Что такое заповедники, национальные парки? -На территории Саратовской области есть заповедники , парки, охраняемые зоны ? (национальный парк «Хвалынский», 3 природных микрозаповедника, 67 памятников природы, 7 особо охраняемых геологических объектов, дендрарий, ботанический сад. ) -А в Энгельсском районе? (к сожалению,нет) -Сделайте вывод о причинах создания таких охраняемых территорий. 7.3-Есть ли законы, направленные на охрану природы, в том числе на объекты, занесенные в Красную книгу? (Конституция РФ Статья 58 «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам») -Какое наказание грозит нарушителям закона? (штраф)
7.4-А какой посильный вклад в дело охраны растений и животных мы можем внести? (проявлять интерес ко всему живому, привлекать общественные организации для контролирования за объектами, занесенными в Красную книгу, сажать новые растения, соблюдать правила поведения на природе) -Какие правила поведения вы знаете? Соедините линиями левую и правую части и прочитайте эти правила. НЕ ломайте ветки оставляйте мусор на природе, ловите бабочек, стрекоз, жуков жгите костры, рвите цветы, убирайте мусор за собой, шумите в лесу берите из гнезда яйца птиц сбивайте грибы даже, если они ядовитые ловите диких животных и приносите их домой. | - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - понимание задания, извлечение необходимой информации(П); - моделирование, преобразование модели (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - доказательство (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
| 8.1- Что нового вы узнали на занятии? Какие открытия в области окружающего мира сделали? - Какие затруднения у вас возникли в начале занятия? В чём была причина затруднения? - Какую цель перед собой поставили? -Какими способами действовали? Какое название можно дать новому способу изучения материала по окружающему миру (анализ картографического, иллюстративного, энциклопедического материала) - Достигли ли поставленной цели? - Кто нам больше всех помог, кого мы можем поблагодарить? -Почему тема охраны природы всегда актуальна? 8.2 Закончить сегодняшнее занятие мне бы хотелось словами: Слайд 29 "Когда- то очень давно природа решала быть или не быть человеку? Теперь человеку приходиться решать: быть или не быть природе?» -Вы согласны с этим высказыванием? Обоснуйте свою позицию. -А сейчас оцените свою работу и разместите себя (смайлик) на лесенке успешности. Слайд 30 8.3 Лесенка успешности.
8.4 Домашнее задание (на выбор)) 1.Подготовить сообщение о растении или животном (угорь, стрепет) Красной книги Саратовской области Энгельсского района. 2.Подготовить свой макет Красной книги Энгельсского района Саратовской области с учетом представленной на занятии информации (разноцветные страницы)
| - рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - планирование учебного сотрудничества (К); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям( Л); -смыслообразование (Л). |