Рабочая программа курса "Окружающий мир" Вахрушев А.А. и др. 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая учебная программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для общеобразовательного 2 класса МАОУ г. Петропавловска-Камчатского СОШ № 30.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Ø Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования России (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);
Ø Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
Ø Основная образовательная программа ОС «Школа 2100»
Ø Авторская программа по окружающему миру для учащихся 2-го класса. А. А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина. – М.: Баласс, 2012 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_2_klass.docx | 82.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
«ПРИНЯТО» на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 от «27» августа 2014 г Председатель ШМО ________ _______________ ФИО | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГАПОУ МОК им. В. Талалихина Н. М. Снопко ____________ ___ «29» августа 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
для 2 класса
на 2014-2015 учебный год
Всего часов по программе__68__, часов в неделю _2_
Рабочая программа составлена на основе:
- Программы по математике авторского коллектива под руководством А. А. Вахрушевой, включённой в Федеральный перечень учебных пособий
- Учебник: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Наша планета Земля. Учебник. В 2-х ч. – М.: Баласс, 2012.
Всего часов: 68 | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |||||||
68 | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
КР - 5 | |||||||||||
Пров.р. -12 | |||||||||||
ККР. -1 |
- Доп. литература: Вахрушев А.А., Самойлова Е.А., Чиханова О.В.. Окружающий мир. 2 класс («Наша планета Земля»): методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011
Составитель: | Соловьёва Елена Александровна учитель начальных классов Категория – вторая квалификационная категория |
МОСКВА, 2014 г
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для общеобразовательного 2 класса МАОУ г. Петропавловска-Камчатского СОШ № 30.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования России (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
- Основная образовательная программа ОС «Школа 2100»
- Авторская программа по окружающему миру для учащихся 2-го класса. А. А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина. – М.: Баласс, 2012 г.
Учебно-методическое обеспечение:
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Наша планета Земля. Учебник. В 2-х ч. – М.: Баласс, 2012.
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). – М.: Баласс, 2012.
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс. – М.: Баласс, 2012.
- Вахрушев А.А., Самойлова Е.А., Чиханова О.В.. Окружающий мир. 2 класс («Наша планета Земля»): методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011.
Обоснование выбора системы обучения для реализации рабочей программы
- Образовательная программа по окружающему миру А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиана, С.В. Тырина наиболее полно удовлетворяет запросы данного контингента учащихся и их родителей. Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы определяется федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
- Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума гуманитарного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения. Данная рабочая учебная программа сохраняет и конкретизирует основное содержание всех разделов /тем/ курса с указанием бюджета времени на их изучение авторской программы по окружающему миру А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиана, С.В. Тырина, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Курс «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса в начальной школе - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
- формирование в сознании учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- формирование у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени - сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения.
Поэтому одна из основных особенностей данного курса - системное введение понятий. Оно предполагает связь каждого нового формирующегося понятия с ранее изученными, которая осуществляется на этапе актуализации знаний. Каждое понятие вводится постепенно, в несколько этапов. Средством воспитания, образования, развития личности школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира, формирование оценочного, эмоционального отношения к нему. Смысл сообщения картины мира - при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни.
Наука - это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Курс «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. В рамках данного курса удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Курс «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Деятельностный подход - основной способ получения знаний. При разработке данного курса используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить.
Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе на проверочные работы отводится часть времени (15-20 минут) на 12 уроках, контрольные уроки 5 часов.
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса.
Содержание программы (68 часов)
Общие слова-понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твердые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух - смесь газов. Вода - жидкость Лед - твердое тело. Смена состояний веществ.
Раздел: Наша планета.
Определение времени дня и года по солнцу и луне. Определение направлений по солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток - направление на восход солнца, запад - направление на закат, солнца, север - направление на Полярную звезду, юг - направление на солнце в полдень.
Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз луны. Изготовление солнечных часов.
Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полет в космос.
Практическая работа с глобусом. Глобус - модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная, или космос. Планеты и звезды - небесные тела. Звезды - самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отраженным светом. Земля - планета. Солнце - звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна - спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее - закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле - Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.
Смена времен года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца - причина смены сезонов года.
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещенности и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс - долгая зима и короткое лето, умеренный пояс - чередование зимы и лета, жаркий пояс - «вечное лето».
Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Погода и ее признаки. Температура, ее измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат - закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта.
План и карта - изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус - уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения на карте и глобусе. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.
Материк - большой участок суши, окруженный водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида - материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика - части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Реки - постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озера - природные водоемы со стоячей водой. Проточные и бессточные озера. Крупные озера. Самое глубокое озеро - Байкал. Каспийское море - самое большое озеро.
Равнины - ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы - поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые.
Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения - результат смещения пластов Земли.
Полуострова - участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова - небольшие участки суши, отделенные морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря - большие водоемы с соленой водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях соленая.
Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.
Раздел: Земля - наш общий дом.
Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема - совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения - «кормильцы». Животные - «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви - «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.
Природные зоны - территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определенном порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозеленые хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.
Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.
Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость ее сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и ее обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса - саванна. Вечнозеленый лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозеленых лесов на земном шаре.
Горы. Похолодание с подъемом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных - наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие - занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство - занятие жителей пустынь и гор. Города - место жительства множества людей, занятых в промышленности.
Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов - политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение. Европа. Страны и города Европы: Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция. Альпы - горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия - родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина
Америка. Индейцы - коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка - вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина ."Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка - родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твердого и самого легкого дерева Отбытие Америки викингами и Колумбом.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия - родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида - самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озера, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди - главное богатство нашей страны.
Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озер и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.
Повторение пройденного материала.
Формы организации учебного процесса.
Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, таблицы, кластеры.
Виды и формы контроля.
- Текущий
- Устный опрос
- Мини тест
- Самостоятельная работа
- Проверочная работа
- Итоговый
- Стандартизированная контрольная работа.
- Комплексная контрольная работа.
Примерное количество проверочных и контрольных работ
Проверочная работа | Контрольная работа | Комплексная контрольная работа | |
1 четверть | 4 | 1 | - |
2 четверть | 2 | 1 | - |
3 четверть | 4 | 2 | - |
4 четверть | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 12 | 5 | 1 |
В рабочую программу внесены изменения. Темы уроков дополнены фрагментами, содержащими краеведческий материал, что способствует формированию у детей интереса к природе родного края, культурному наследию, воспитанию любви к своему краю. (Закон РФ «Об образовании» ст.7 п.1)
Рабочая программа составлялась:
- с учётом особенностей учащихся 2-го класса;
- с учётом особенностей авторской программы;
- с целью сохранения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, предполагаемым федеральными государственными стандартами образования на ступени начального общего образования.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
II КЛАСС.
В учебном плане на изучение предмета «Окружающий мир» во 2 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Количество учебных недель: | Количество уроков в неделю | |
2 часа в неделю | ||
I четверть | 9 недель | 18 |
II четверть | 7 недель | 14 |
III четверть | 10 недель | 20 |
IV четверть | 8 недель | 16 |
Всего: | 34 недели | 68 уроков |
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
№ п/п | Название раздела (темы). | Количество часов. |
1. | Введение. | 4 часа |
2. | Земля и солнце. | 17 часов |
3. | Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта. | 8 часов |
4. | Формы земной поверхности. | 9 часов |
5. | Земля - наш общий дом. | 12 часов |
6. | Части света. | 10 часов |
7. | Наша маленькая планета Земля. | 4 часа |
8. | Повторение пройденного материала. | 4 часа |
Всего: | 68 часов |
Требования к результатам освоения учебного курса
«Окружающий мир».
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во втором классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на вторую линию развития - умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков);
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»);
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на первую линию развития - умение объяснять мир.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- вступать в беседу на уроке и в жизни;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.
Таблица предметных требований к умениям учащихся
по курсу "Окружающий мир" (необходимый уровень)
Линии развития учащихся средствами курса "Окружающий мир" | |
Уметь объяснять мир | Уметь определять своё отношение к миру |
|
|
В соответствии с авторской программой «Окружающий мир», выделяются требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации, и требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации.
К результатам, которые не подлежат формализованному итоговому контролю и итоговой аттестации, по концепции ФГОСа, относятся ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности. Эти результаты выявляются в ходе массовых мониторинговых, социологических и других обследований.
К результатам, которые подлежат проверке и аттестации по концепции ФГОСа, относятся научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности; коммуникативные и информационные умения; умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; способность к контролю и самоконтролю; способность к творческому решению учебных и практических задач.
К концу второго класса ученик научится:
- использовать законы и правила для осмысления своего опыта;
- пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
- различать утро, день, вечер и ночь;
- различать времена года по основным признакам;
- уметь пользоваться календарем и часами;
- показывать линию горизонта;
- определять стороны горизонта при помощи компаса;
- описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой;
- определять температуру с помощью термометра;
- владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений);
- показывать на карте части света, материки и океаны;
- уметь находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны;
- показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света;
- распознавать ландшафты основных природных зон;
- перечислять порядок их расположения на планете;
- находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны;
- находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города;
- беречь богатства природы в повседневной жизни;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Второклассник получит возможность научиться:
- сравнивать и различать объекты живой или неживой природы;
- наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности;
- называть особенности различных состояний веществ;
- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях;
- определять направления течения рек по карте и глобусу;
- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения;
- находить дополнительную информацию с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.
№ п/п | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во часов | Домашнее задание | |
Необходимый уровень | Повышенный уровень | |||||
РАЗДЕЛ 1. Введение (4 часа) | ||||||
1 | Введение. Как мы будем учиться. | Познакомиться с тем, как ученики будут учиться. | ||||
2 | Общие слова – понятия. | Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов). Приводить примеры явлений природы. | Сравнивать природные объекты и изделия, выделяя их существенные свойства (П). Сравнивать и различать объекты жив. или нежив. природы (П). Наблюдать объекты и явления природы (на краевед. материале), характеризовать их особенности (П). | |||
3 | Из чего состоят все предметы. | Приводить примеры веществ, описывать их (Н). | Называть особенности различных состояний веществ (П). | |||
4 | Повторение и проверочная работа № 1 по теме «Из чего состоят все предметы». | |||||
РАЗДЕЛ 2. Земля и солнце (17 часов) | ||||||
5 | Природные часы, календарь. | Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы (Н). Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н). | Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П). | |||
6 | Природные часы, календарь и компас. | |||||
7 | Земля имеет форму шара | |||||
8 | Глобус – модель Земли | |||||
9 | Повторение и проверочная работа № 2 по теме «Глобус – модель Земли» | |||||
10 | Контрольная работа №1 по теме «Предметы. Глобус – модель Земли». | |||||
11 | Земля в космосе. | |||||
12 | Притяжение Земли. | Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П). | ||||
13 | Смена дня и ночи. | Сравнивать и различать день и ночь, времена года (Н). Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н). | Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях (П). | |||
14 | Повторение и проверочная работа № 3 по теме «Смена дня и ночи». | |||||
15 | Смена времён года. | |||||
16 | Смена времён год. Смена времён года в родном крае (на основе наблюдений). | |||||
17 | Где на Земле теплее. | |||||
18 | Погода и климат. | Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния (Н). Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н). Характеризовать круговорот воды в природе (Н). | Сравнивать погоду и климат (П). | |||
19 | Погода и климат. Погода и климат в родном крае (на основе наблюдений). | |||||
20 | Повторение (урок-тренинг) и проверочная работа № 4 по теме «Погода и климат» | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | ||||
21 | Контрольная работа №2 по теме «Земля в космосе. Сезонные изменения». | |||||
РАЗДЕЛ 3. Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта. (8 часов) | ||||||
22 | План. | Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н). Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н). | Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П). Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П). Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П).
| |||
23 | План и карта. | |||||
24 | Глобус и карта. | |||||
25 | Повторение и проверочная работа № 5 по теме «Глобус и карта» | |||||
26 | Что изображают на карте. | |||||
27 | Что изображают на карте. Географическая карта. | |||||
28 | Материки и океаны. | |||||
29 | Повторение и проверочная работа № 6 по теме «Материки и океаны». | |||||
РАЗДЕЛ 4. Формы земной поверхности (9 часов) | ||||||
30 | Реки и озёра. | Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н). Находить на физической карте России разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. | Находить на физической карте полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Определять направления течения рек по карте и глобусу (П). | |||
31 | Реки и озёра родного края. | |||||
32 | Равнины и горы. | |||||
33 | Равнины и горы. Формы земной поверхности родного края. | |||||
34 | Повторение и проверочная работа № 7 по теме «Реки и озёра. Равнины и горы». | |||||
35 | Моря и острова. | |||||
36 | Повторение и проверочная работа № 8 по теме «Моря и острова». | |||||
37 | Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа №3 по теме «План и карта. Глобус и карта». | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения (П). | |||
38 | Коллективно-творческая работа над проектом «Моя страна». | |||||
РАЗДЕЛ 5. Земля – наш общий дом (12 часов) | ||||||
39 | Экологические системы. | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н). Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н). | Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах) (П).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П). Находить на карте изученные природные зоны (П). | |||
40 | Экологические системы. Круговорот веществ. | |||||
41 | Природная зональность. | |||||
42 | Природные зоны холодного пояса. | |||||
43 | Леса умеренного пояса. | |||||
44 | Засушливые зоны умеренного пояса. | |||||
45 | Путешествие в тёплые края. (самостоятельная подготовка докладов) | |||||
46 | Горные экосистемы. | |||||
47 | Повторение и проверочная работа № 9 по теме «Экологические экосистемы». | |||||
48 | Люди, города и страны. |
Обсуждать особенности 2-3 стран мира (Н). | Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П). Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П). | |||
49 | Повторение и проверочная работа № 10 по теме «Люди, города и страны» | |||||
50 | Контрольная работа №4 по теме «Природные зоны». | |||||
РАЗДЕЛ 6. Части света (10 часов) | ||||||
51 | Путешествие тучки по Европе. Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина. | Обсуждать особенности 2-3 стран мира (Н). | ||||
52 | Путешествие второй тучки. Нидерланды, Дания, Норвегия, Швеция. | |||||
53 | Азия. | |||||
54 | Путешествие в дальние страны, Африка. (сообщения школьников) | |||||
55 | Путешествие в дальние страны, Америка. (сообщения школьников) | |||||
56 | Путешествие в дальние страны, Австралия, Антарктида. (сообщения школьников) | |||||
57 | Россия – наша родина | Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу (Н). Находить на карте России родной регион (Н). | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Находить дополнительную информацию с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П). | |||
58 | Повторение и проверочная работа № 11 по теме «Россия – наша родина» Коллективно-творческая работа над проектом «Города Золотого кольца России» (по выбору) | |||||
59 | Экскурсия «Формы земной поверхности родного края: река, озеро, равнина, горы». | Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности (Н). Анализировать влияние современного человека на природу, - применять полученные знания и умения на уроках в жизни. | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы» (П). | |||
60 | Экскурсия «Природная зона родного края». | |||||
РАЗДЕЛ 7. Наша маленькая планета Земля (4 часа) | ||||||
61 | Наша маленькая планета Земля |
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н). Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н). Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Находить дополнительную информацию с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П). | |||
62 | Повторение и проверочная работа № 12 по теме «Наша маленькая планета Земля». | |||||
63 | Наша маленькая планета Земля. Коллективно-творческая работа над проектом «Как сберечь нашу планету». | |||||
64 | Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа №5 по теме «Земля – наш общий дом». | |||||
РАЗДЕЛ 8. Повторение пройденного материала (4 часа) | ||||||
65 | Обобщение по теме «Наша планета». | Уметь применять полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Использовать законы и правила для осмысления своего опыта. Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | ||||
66 | Итоговая комплексная контрольная работа. | |||||
67 | Обобщение по теме «Земля – наш общий дом». | |||||
68 | Обобщение по теме «Экологическая система родного края». | |||||
Список литературы:
- Закон «Об образовании».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Письмо министерства образования РФ от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
- Основная образовательная программа ОС «Школа 2100»
- Авторская программа по окружающему миру для учащихся 2-го класса. А. А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина. – М.: Баласс, 2012 г.
- Целевая комплексная программа развития МАОУ «СОШ № 30» «Школа ключевых компетенций», 2009г.
- Планируемые результаты начального общего образования. Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
- Учебник. Окружающий мир. Наша планета Земля. В 2-х ч. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.– М.: Баласс, 2012.
- Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. – М.: Баласс, 2012.
- Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.– М.: Баласс, 2012.
- Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир. 2 класс («Наша планета Земля»). Вахрушев А.А., Самойлова Е.А., Чиханова О.В..: – М.: Баласс, 2011.
- Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 2 класс. Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. – М.: Баласс, 2012 .
Дополнительная литература:
- Комплект наглядных пособий «Окружающий мир», 2-й класс.
- Учебно-методическое пособие «Мои первые опыты», ч. 1. Курапова И.И. – М.: Баласс, 2009.
- Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажёром. Савинова С.В. – М.: Планета, 2011.
- Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991.
- Новые результаты и их проверка (диск).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учётом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П. Английский язык.
Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учетом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П....
Рабочая программа по ЗОЖ (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Рабочая программа (авторская) по внеурочной деятельности «Разговор о здоровом питании» для 1 - 4 классов (здоровьесберегающее направление)
Авторская рабочая программа "С чего начинается Родина" краеведческой направленности 1-4 классы...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...