Игра "Звездный час"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Экологическая игра "Звездный час". Данная игра направлена на решение следующих педагогических целей и задач:

Цели и задачи:

  1. Развивать познавательные интересы школьников младшего возраста.
  2. Раскрыть экологическую проблему, воспитывать у детей бережное отношение к лесному хозяйству.
  3. Содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Место, где проходит игра, превращается в лес (на стенах прикреплены рисунки деревьев, трав, цветов, птиц, лесных зверей, насекомых, солнышко, облака, грибы).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvyozdnyy_chas.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Форма проведения: “Звёздный час”.

Цели и задачи:

  1. Развивать познавательные интересы школьников младшего возраста.
  2. Раскрыть экологическую проблему, воспитывать у детей бережное отношение к лесному хозяйству.
  3. Содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Оформление:

Место, где проходит игра, превращается в лес (на стенах прикреплены рисунки деревьев, трав, цветов, птиц, лесных зверей, насекомых, солнышко, облака, грибы).

Сигнальные карточки-цифры.

Музыкальное оформление.

Ход игры

Проигрывается видео.

Ведущий1 (Аня). Сегодня мы проведём интеллектуально-экологическую игру “Звёздный час”, но игра эта не совсем обычная, она пройдёт на лесной опушке (переключить).

1 ученик.

Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится: что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи: ты же видишь – мы свои! (
переключить)

Ведущий2 (Оксана). Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. Наше государство заботится о природе и много делает по её охране: высаживает новые леса, организовывает заповедники, сохраняет от полного уничтожения многие виды животных, растений. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? (Высказывания всех желающих участников)

Ведущий1. Итак, давайте подведем итог. Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен.
Ведущий2. Лес – это наше богатство!
Ведущий1. Лес – это зелёный наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
Ведущий2. Лес – это дом для зверей и птиц.
Ведущий1. Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Ведущий2. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

(Включить звуки леса)

Ведущий2. Давайте вслушаемся в звуки леса (прослушивание аудиозаписи). Не правда ли, прекрасны творения природы! Давайте подумаем вместе, будет ли природе хуже, если, собирая орехи, мы сломаем несколько веточек? Или сорвём 2-3 красивых цветка? Или поймаем необыкновенную бабочку? Как Вы думаете, ребята? (ответы детей)

Ведущий1. Да, природе будет хуже. Каждая сломанная попусту веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая ранка нанесённая природе. И если одну рану нанесёшь ты, другую – твой товарищ, а остальные кто-то ещё – то что же с ней станет? Давайте подумаем: как же вести себя на природе? (дети называют правила поведения на природе)

Ведущий2. Вы знаете как вести себя в храме природы, но ещё нужно знать и саму природу (переключить).

2 ученик.

Когда ты идёшь по тропинке лесной, вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “Почему” меж деревьями мчится, летит по пятам за неведомой птицей,
Другое – пчелою забралось в цветок, а третье – лягушкою скок в ручеёк. 
“Что” мышкой шныряет под листьями в норах,
“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит “Отчего” на зелёном листке, “Куда” – полетело верхом на жуке,
“Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень, вопрос за вопросом, и так целый день.
Пойдём-ка, друзья, по тропинке лесной ответы искать под зелёным шатром.

Ведущий1. Начинаем игру. Сейчас начинается 1 тур. В 1 туре участвуют все 6 команд. Каждой команде будет задано по 2 вопроса. Команда, в течение 20 секунд должна будет дать правильный ответ. Если команда дает неправильный ответ, или не дает ответа вообще, то ход переходит к другой команде. За каждый правильный ответ, вы получаете жетон,5 команд, получившие наибольшее количество жетонов, проходят во второй тур, а с одной командой нам придется попрощаться. Будьте внимательны.

Вопросы 1 тура:

- В какое время суток бобры строят своё жилище? (Ночью)
- Кто может пить ногой?
 (Лягушка)
- Какие грибы ест ёж? 
(Не ест)
- Что значит “Волка ноги кормят”? 
(Волк догоняет добычу бегом)
- Какая птица может шипеть как змея?
 (Вертишейка, вертиголовка)
- Кто видит ушами?
 (Летучая мышь)
- Кто слышит ногами?
 (Кузнечик)
- Какую корову доят муравьи? 
(Тлю-коровку)
- Какой гриб носит название хищного зверя?
 (Лисичка)
- Трава, которую могут узнать на ощупь, даже слепые? 
(Крапива)
- Какой цветок без листьев цветёт? 
(Мать-мачеха)

-

Ведущий2. Подведём итоги 1 тура. Посчитайте жетоны. У кого больше жетонов? Приглашаем вас в следующий тур, для продолжения игры.

3 ученик.

Шуми, шуми, зелёный лес! Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык твоё молчание немое,
И твой таинственный язык как что-то близкое, родное.
(переключить)

Ведущий1. Многолик и красив русский лес! Почти 300 видов деревьев, кустарников, трав можно встретить в лесу. Значение леса огромно. Чем активнее вторгается человек в лесную среду, тем больше нуждается наш зелёный друг в защите. Бережное отношение к лесу должно стать нормой поведения каждого человека. Сегодня, играя, мы вспомним, какие растения встречаются в нашей местности, и какую роль играют они в нашей жизни. Второй тур нашей игры называется “Растения нашего края” (переключить). Вопросы, которые будут предложены, посвящены растениям, которые растут в нашем крае в лесу. Команде дается 30 секунд на размышление. Выбрав правильный ответ, поднимите карточку с нужной цифрой. Эти цифра Вы можете увидеть на слайде. 

1

2

3

4

Ель

Берёза

Мать-мачеха

Осина

5

6

7

8

Ольха

Сосна

Подорожник

Рябина

Вопросы:

- Из какого дерева делают пианино? (Из ели)
- Какое дерево применяется для изготовления лыж? 
(Берёза)
- Какое дерево цветёт первым? 
(Ольха)
- Из какого дерева делают спички? 
(Из осины)
- Какое растение лечит раны? 
(Подорожник)

Ведущий2. Подведём итоги 2 тура (1 команда, набравший меньшее количество балов, выбывает из игры). У нас остается 4 команды и мы начинаем 3 тур.

Ведущий2.

Что мы сажаем, сажая леса? Чащу, где бродит барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат, чащу, где пёстрые дятлы стучат.

Ведущий1. Много животных мы можем встретить в лесу, но их было бы ещё больше, если бы в их жизнь не вмешивался человек. Многие виды животных занесены в Красную книгу. Кто знает, что такое Красная книга?

(Высказывания детей).

Ведущий2. Да, Красная книга – это книга, в которую занесены редкие виды растений и животных (переключить). Она называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. Храниться она в швейцарском городе Морже. В неё заносятся данные обо всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите человека. Иначе они могут исчезнуть с лица Земли, как исчезла, например, морская корова. В Международную Красную книгу попали и животные из нашей страны. Например, в Амурской области охраняется амурский тигр, красный волк, журавли – белые и чёрные, атлантический морж и другие. Однако записать все виды редких животных и растений в эту книгу нельзя, поэтому многие страны стали составлять свои Красные книги. В марте 1974 года была учреждена Красная книга и у нас в стране (переключить).

1

2

3

4

Лиса

Волк

Барсук

Медведь

5

6

7

8

Ёжик

Заяц

Белка

Лось

Ведущий1. Некоторые животные ещё не попали в Красную книгу, но к ним нужно относиться бережно. Третий тур нашей игры называется “Дикие животные наших лесов”. Вопросы, которые будут вам предложены, посвящены диким животным. Выбрав правильный ответ, поднимите карточку с нужной цифрой. Команде дается на ответ 30 секунд.

Вопросы к 3 туру:

- Детёнышей какого зверька называют листопадничками? (Зайца)
- След какого хищника похож на человеческий?
 (Медведя)
- Кто бежит, выставляя вперёд задние лапы? 
(Заяц)
- Какой зверь легко может бегать по болотам? 
(Лось)
- Кровожадный хищник наших лесов? 
(Волк)
- Какие детёныши рождаются “голыми”?
 (Ежата)

Ведущий2. Подведём итоги 3 тура (1 команда выбывает). После 3 тура у нас осталось 3 команды, для них – 4 тур “Птицы” (звучит фонограмма песни “У дороги чибис”). После того, как заканчивается мелодия включить слайд Птицы.

Данные вопрос будут задаваться всем командам. В данном туре необходимо будет на скорость поднять лист с верной цифрой.

 

1

2

3

4

Ласточка

Снегирь

Дятел

Воробей

5

6

7

8

Скворец

Синица

Дрозд

Стриж

Вопросы к 4 туру:

- Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)
- У какой птицы самый длинный язык?
 (У дятла – 15 см)
- Какая птица устраивает свои гнёзда в обрывах над рекой?
 (Ласточка)
- Кто из птиц быстрее всех летает?
 (Стриж)

Ведущий1. Подведём итоги 4 тура (1 команда выбывает). После 4 тура у нас осталось 2 команды, для них 5 тур “Суперигра”. (переключить)

4 ученик.

Посмотри мой юный друг, что находится вокруг?
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса,
Человек и время года – это всё вокруг природа!

Ведущий2. Мы с вами часть природы. Мы изучаем её на уроках окружающего мира. В суперигре, вам необходимо составить как можно больше слов за 3 минуты, используя буквы слова “природоведение”.

(На слайде слово, ребята записывают слова на листочках).

Ведущий1. Время истекло, заслушаем участников (дети по очереди зачитывают слова). Мы видим победителя. Это команда …класса. Поздравляем Вас с победой. Спасибо большое всем присутствующим за эту игру. До новых встреч. (включить последний слайд).

 (Звучит фонограмма песни “Не дразните собак”).