«Куликовская битва»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Цель: сформировать представления о подвигах защитников Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir.docx | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа № 87 учитель: Мухомедова Г.Т.
Класс: 4 «А» студент: Абдулин Радмир, 43 гр
Кабинет: 215
Дата: 21.02.2017
Тема: «Куликовская битва»
Программа: Школа России
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: сформировать представления о подвигах защитников Руси.
Планируемые результаты:
- предметные: иметь представление о Куликовской битве и её роли в истории России; рассказывать о Куликовской битве с использованием исторической карты; понимать важность поддержки государства православными священниками в борьбе с врагом;
- метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; извлекать информацию из исторической карты; устанавливать причинно-следственные связи;
- личностные: определять личностный смысл учения; проявлять самостоятельность в информационной деятельности; проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России.
Понятия: Куликовская битва.
Оборудование: учебник, ч.2; рабочая тетрадь, ч.2; презентация; карточки с тестом.
Этап урока | Время | Содержание | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный этап | 1 мин | Здравствуйте, ребята! Проверим, как мы сидим: Руки? ( на месте) Ноги? ( на месте) Локти? ( У края) Спина? ( прямая) | Приветствуют учителя | Л: воспринимать речь учителя непосредственно обращенную к учащимся. |
Мотивационный этап | 2 мин | Ребята, а вам нравится ли вам путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие вглубь веков. На нашем пути встретятся препятствия и интересные задания. Познакомимся еще с одной из побед русского народа. А для этого, что вы должны делать на уроке? (Дети отвечают, читая на доске слова) 1) слушать; 2) думать; 3) узнавать; 4) сравнивать; 5) делать выводы. | Читать установки | Л: воспринимать речь учителя непосредственно обращенную к учащимся. |
2. Подготовка к основному этапу занятия | 3 мин | Но прежде чем начинать новую тему, давайте вспомним материал прошлого урока. Блицопрос • Почему северо-восточные земли были более безопасными для жизни? • Как возникали монастыри? • Как назывался монастырь около города Радонежа? • Что получили московские князья в наследство от Ивана Калиты? Тест 1. Какое прозвание дал народ князю Ивану Даниловичу? а) Невский б) Долгорукий в) Калита 2. Какой город стал при Иване Даниловиче центром Русского княжества? а) Киев б) Москва в) Ростов 3. Что такое калита? а) большая калитка б) кошель с деньгами в) головной убор 4. Как изменилась территория Московского княжества при Иване Калите? а) не изменялись б) стала больше, чем была в) стала меньше, чем была Ребята, а теперь мы переходим к основной теме нашего урока и отправляемся в интереснейшее путешествие. Мы познакомимся еще с одной из побед русского народа. А когда может произойти победа, в чем? (Война, битва, бой) Попробуйте из данных слогов сложить название битвы, и вы прочтете тему урока. ЛИ, КУ, КА, КОВС, Я (Куликовская) - Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о битве) | Актуализируют знания , характеризуют обстановку, предшествующую Куликовской битве Выполняют тест с самопроверкой Знакомятся с темой урока. Определяют учебную задачу урока | К: умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации |
3. Усвоение новых знаний и способов действий | 10 мин | Откройте учебники на с.70. Текст будем читать по частям. Часть 1 Не раз поднимались русские люди против Золотой Орды. Медленно собирала Русь силы. Внук князя Ивана Калиты Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов - перестал платить ненавистную дань. В ту пору в Орде было неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточенную борьбу за власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался Мамай. Он-то и решил наказать Русь за неповиновение. Спор должен был решиться на поле боя. Ребята, что здесь мы узнали? (Князь Дмитрий Иванович перестал платить дань) Как вы думаете, а какими качествами обладал князь? (Смелость, храбрость, отвага) Посмотрите на доске подсказки – пословицы: Лучше биться орлом, чем жить зайцем Смелость города берет Храбрец в день битвы познается Часть 2 Летом 1380 года стало известно, что на Русь с огромным войском идет сам Мамай. Тотчас по приказу великого князя Дмитрия Ивановича помчались гонцы в разные стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу. И потянулись к Москве княжеские полки и дружины. Шли и те, кто никогда не держал в руках оружия, - крестьяне и горожане. Всколыхнулась вся Русь. Повсюду люди молились о даровании победы, просили Бога о защите Русской земли. Ребята, что здесь мы узнали? (Князь собирает на битву всю Русь) А зачем он это делает? Какая русская пословица есть? (Один в поле не воин) О каком качестве князя говорят данные пословицы? (Ум, мудрость) Ум дороже золота Разум силу победит У умной головы сто рук Часть 3 А сам князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь. По преданию, основатель Троицкого монастыря Сергий благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом. В помощь князю он отправил двух богатырей – Пересвета и Ослябю. О чем говорится в этой части? (Князь едет за благословлением) О чем это говорит? (О вере в Бога) Пословицы на доске: Не по нашему хотенью, по Божью изволенью Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море Человек так, а Бог инак Человек предполагает, а Бог располагает Часть 4 В начале сентября русское войско вышло к Дону. На Куликовом поле, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой, 8 сентября 1380 года разгорелась битва. Найдите на карте место Куликовской битвы. Проследите по карте передвижение войск. Русские войска вышли из Московского княжества и направились на Куликово поле. Войска монголов вышли из Астраханского ханства, перешли Волгу и Дон, после битвы на Куликовом поле вернулись обратно. (Учитель показывает на карте это место) Ранний утренний туман стлался над полем будущей битвы, когда здесь выстроились русские полки. Над рядами копий, готовых к бою, ветерок слегка колыхал знамена. Над главным полком развевалось великокняжеское знамя с ликом Иисуса Христа. А сам князь в одежде рядового ратника стоял в общем строю. О какой черте характера это говорит? (Скромность) Пословица: И тихая вода крутые берега берет Часть 5 (Читает учитель) И сказал князь: “Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество! Слово моё будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим. Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться.” Как это характеризует князя? (Честность от слова честь, достоинство, порядочность) Пословицы: Честь чести и на слово верит Береги честь с молоду Часть 6 Перед началом битвы в единоборстве сразились богатыри – татарский воин Челубей и русский воин Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво. И сразу же началась жестокая сеча. Страшны были удары копий и мечей. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми. Звон оружия, стоны раненых, ржанье коней – все слилось в один гул. Тучи пыли поднялись над полем брани и закрыли солнце. Начали враги теснить русских воинов. О какой черте характера князя здесь говорится? Обратите внимание - наравне со всеми. (Он себя не выделял) Часть 7 И тогда внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница, находившаяся в засаде. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство. Мамай в смятении наблюдал разгром своих полчищ. Ребята, прочитаем значение победы в Куликовской битве. Весть о победе разнеслась по всей Руси. Узнали о ней и в других странах. Ликовали русские люди, но и печалились. Славили воинов – победителей и оплакивали погибших. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским. Выросло значение Москвы и ее князя в глазах русских людей. Однако Орда была все еще не сломлена. Но победа на поле Куликовом дала народу веру в то, что зависимость Руси от чужеземцев не будет вечной. | Читают часть текста Отвечают на вопросы по прочитанному Выделяют качества Князя с помощью пословиц Читают часть текста Отвечают на вопросы по прочитанному Выделяют качества Кня-зя с помощью пословиц Читают часть текста Отвечают на вопросы по прочитанному Выделяют качества Князя с помощью пословиц Читают часть текста Прослеживают по карте продвижение русских и ордынских войск к месту Куликовской битвы Выделяют качества Князя с помощью пословиц Читают часть текста Выделяют качества Князя с помощью пословиц | Л: понимать точку зрения ученика и принимать ее. П: подведение под понятие. К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Л: проявлять внимание, желание больше узнать П: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
4. Первичная проверка понимания | 10 мин | Выполняя задание 2, поработайте самостоятельно. Отметьте выбранные вами ответы. (Дунай, Дмитрий Донской, 8 сентября 1380 г., Мамай, победой русских войск) Взаимопроверка. | Работают индивидуально: определяют истинность/ложность высказываний | П: извлекать информацию из прочитанного материала. |
5. Физ. минутка | 1 мин | Раз – подняться, потянуться Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка Головою три кивка На четыре – ноги шире Пять – руками помахать Шесть за парты тихо сесть. | Повторяют движения | |
6. Закрепление знаний и способов действий | 6 мин | Если вы внимательно читали текст, то легко разгадаете кроссворд в задании 3 на с. 25. Поработайте в парах. (По горизонтали: 6. Куликово. 9. Сергий. 10. Дмитрий. 11. Ослябя. По вертикали: 1. Челу-бей. 2. Калита. 3. Москва. 4. Донской. 5. Непрядва. 7. Мамай. 8. Пересвет.) | Работают в парах: решают кроссворд, при необходимости обращаясь к тексту учебника | Познавательные: обращаться к ранее полученным знаниям, совершенствовать их. |
7. Контроль и самопроверка знаний | 5 мин | Какова была цель урока? Какие знания мы открыли? (Высказывания детей). Ответьте на 1 вопрос рубрики «Проверь себя» на с. 74 учебника. | Высказывают свое мнение, выполняют задание по учебнику. | Коммуникативные: уважительно относиться к позиции другого ученика. |
8. Рефлексия | 3 мин | Чем интересен вам был урок? Какие открытия сделали для себя? За что вы можете похвалить себя? Получилось ли у нас ответить на поставленные перед уроком задачи? | Осуществляют самооценку | Регулятивные: анализировать собственную работу на уроке. |
9. Информация о домашнем задании | 2 мин | Домашнее задание 1. Прочитать текст на с. 70-74 учебника. 2. Выполнить задание 4 на с. 26 рабочей тетради. | Записывают домашнее задание. Задают вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Куликовская битва" 4 класс
Урок по окружающему миру в 4 классе...
Куликовская битва.
Московское княжество перед Куликовской битвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской и церковь, набег Тохтамыша....
Страницы истории.4 класс. Куликовская битва.
Тема: "Куликовская битва"Задачи:формировать представление учащихся о Куликовской битве, о подвигах защитников Руси;развивать кругозор обучающихся, устную...
конспект урока "Куликовская битва" по курсу "Окружающий мир" 4 класс
конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России",автор Плешаков А.А....
Презентация к уроку окружающего мира: Куликовская битва"
Презентация к уроку окружающего мира создана к учебнику Дмитриевой, Казакова "Окружающий мир" (система Занкова)...
Презентация к уроку окружающего мира: Куликовская битва"
Презентация к уроку окружающего мира создана к учебнику Дмитриевой, Казакова "Окружающий мир" (система Занкова)...
Кроссворд на тему "Куликовская битва"
Кроссворд для 4 класса по теме "Куликовская битва". Учебник "Окружающий мир" А.А.Плешаков...