Рабочая программа по Окружающему миру 1 класс Планета знаний
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) на тему

Низамова Ландыш Айниятулловна

Особое значение данного предмета заключается в формирование у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нем. Это и определяет его цель - формирование знаний о природе, человеке в обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2.docx74.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по Окружающему миру  составлена на основе нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный Закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Закон Республики Татарстан от 22.03. 2013 №68-ЗРТ «Об образовании»
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от  6 октября 2009 года № 373. приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
  4. Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер 22540);
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 г., регистрационный номер 19993

6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год»;

7. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд., доработанное. – АСТ-Астрель.  Москва 2011. – 576 с. – (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

8. Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1  класс. УМК «Планета знаний»: примерная основная образовательная программа: [сборник] – М: АСТ: Астрель, 2011.

9. Авторская программа И.В. Потапова, Г.Г. Ивченковой, Е В. Саплиной, А.И. Саплина «Окружающий мир» (УМК «Планета Знаний»). – М: АСТ: Астрель; Москва: 2011.

 10. Учебный  план МБОУ «Стародрожжановская начальная школа- детский сад»  Дрожжановского муниципального района РТ на 2016-2017 уч. год.

 11. Локальный акт образовательного  учреждения  (об утверждении  структуры рабочей программы)

Программа и материал УМК рассчитан на 66 часа в год, 2 часа в неделю, что соответствует ОБУП в 1 классах (1-4).

Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
  • социализация ребёнка;
  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • развитие мышления, воображения и творческих способностей;
  • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
  • формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
  • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличие пробелов в знаниях и умениях);
  • формирование основ экологической культуры;
  • патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

При отборе содержания курса учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования».

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу положено диалектическое единство системы «природа – человек – общество».

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали).

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

При отборе и построении содержания курса учитывались и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.

Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в усвоении конкретных элементов социального опыта и опыта творческой деятельности.

Специфика программы

       Образовательные и воспитательные задачи обучения курса окружающего мира решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.

        Содержание программы по окружающему миру позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей. На основе межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применяемые в рамках учебного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умение организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.

Формы организации учебного процесса

       Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урока-зачёта, урока-экскурсии, уроков - практических занятий, уроков с демонстрацией объектов или их изображений, презентации. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (ГПД). На уроках ознакомления с новым материалом и закрепления пройденного практикуется использование ЭОР.

Учебно-тематический план

Содержание программного материала

Количество часов

Проекты

Диагностические работы

1.

Пришла пора учиться

13 ч

«Школа»

2.

Человек

13 ч

«Одежда»

Декабрь

№1

3.

Природа в жизни человека

21 ч

«Растения»

Март

№2

4.

Человек среди людей

19 ч

Май

№ 3

Итоговая

апрель-май

Итого:

66

3

4

Количество часов в неделю по программе            2

Количество часов в неделю по учебному плану   2

Количество часов в год                                            66

Из них:

*экскурсий                                                           7                                                        

* практических работ                                         10

* опытов и наблюдений                                      20  

* проверочных работ                                           4  

*проектных работ                                                 4

Календарно-тематическое планирование  

№ п/п

Тема  урока

К-

 ч

Содержание учебного предмета

Планируемые результаты

Дата

Личностные

Метапредметные

(УУД)

Предметные

1

Вводный урок. Что такое окружающий мир

1

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу. Правила поведения в природе

Формировать положительное отношение  и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны

Называть и различать окружающие предметы и их признаки. Сопоставлять признаки предметов и явлений, определять сходства и различия.

Знать, что окружающий мир - это все, что мы видим вокруг. Уметь называть предметы окружающего мира; наблюдать за явлениями природы; описывать и называть явления природы; проводить простейшие опыты; объяснять материал по сюжетным рисункам

5.09

2

Ты и твое имя

1

Как человек познает самого себя

Формировать понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье

Группировать предметы по заданному признаку (игрушки и предметы, необходимые

Знать свое имя, имена своих близких и родных людей.

Уметь задавать вопросы; составлять слово из первых букв названий предметов; объяснять значение имени; пользоваться справочником

7.09

3

«Твоя школа».

.

1

Дорога от дома до школы

Формировать знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение

Ориентироваться в школе (находить свой класс, своё место в классе)

Знать правила поведения в школе; знать, где находятся кабинет врача, библиотека, столовая, спортзал, актовый зал, классы

14.09

4

Твоя школа.

Правила поведения в школе, на уроке.

Обращение к учителю.

1

Правила поведения в школе

Формировать знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение

Обсуждать правила общения со сверстниками и взрослыми в школе, дома, на улице и выполнять их

Уметь рассматривать и анализировать изображение школы в учебнике; называть людей, которые работают в школе; анализировать свои поступки и поведение в школе; разыгрывать сценки с определением правил поведения в школе

19.09

5

Экскурсия «Во дворе школы»

1

Что такое окружающий мир. Природа как важнейшее условие жизни человека

Формировать знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение

Рассказывать о значении школы в жизни детей, работать в малых группах

Знать правила поведения во дворе школы

21.09

6

Во дворе школы.

1

Школьный двор. Что такое окружающий мир. Способы познания окружающего мира

Формировать знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение

Оценивать своё поведение и поведение других детей в школе, во дворе школы, на улице

Уметь анализировать изображение шк. двора в учебнике и сравнивать свой шк. двор с этим рисунком; рас сказывать, что есть во дворе твоей школы; задавать вопросы по рисун ку, используя слова «что», «где», «для чего», «когда»; анализировать поступки детей и выбирать из них правильные; доказывать свое мнение

26.09

7

«Вот и лето прошло»

1

Как человек познает природу. Нежив. и жив. природа (различение, краткая характе ристи ка объектов неживой и живой природы, отличие от изделий).

Формировать способность к самооценке

Наблюдать на экскурсии признаки ранней осени, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки ранней осени

Знать признаки лета.

Уметь составлять рассказ на тему

«Что я видел на экскурсии»

28.09

8

Вот и лето прошло  

1

Времена года. Сезонные изменения в природе летом и осенью

Научиться устанавливать  и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

Устанавливать правильную последовательность событий

Знать, что ядовитые грибы собирать нельзя.

Уметь по рисункам определять время года; называть ядовитые грибы; называть признаки лета

3.10

9

10

«Дорога в школу»

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах.

Дорога в школу

2

Дорога в школу. Безопасное поведение на дорогах

Формировать способность к самооценке

Моделировать дорогу от дома до школы (возможные опасности и правила безопасного поведения)

Знать безопасный маршрут от дома до школы; как обходить автобус, троллейбус, трамвай при переходе улицы; дорожные знаки; как избе жать опасности по дороге в школу. Уметь рассказывать о правилах пере хода улицы; определять по справочнику, что обозначают дорожные знаки;

5.10

10.10

11

Твой распорядок дня

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня.

1

Режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья

Формировать способность к самооценке

Обсуждать значение правильной организации распорядка дня

Знать понятия «режим, распорядок дня». Уметь рассказывать о распо рядке дня; сравнивать свой распоря док дня с распорядком дня героя учебника; пользоваться справочни ком; определять время суток на рисунке; объяснять различие во времени суток

12.10

12

13

 «Осень»

Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу.

Осень              

2

Взаимосвязь растений и живот ных. Растения: травы, кустарники, деревья. Живот ные: разнообразие (насеко мые, рыбы, птицы, звери)

Научиться устанавливать  и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

Наблюдать на экскурсии признаки ранней осени, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки ранней осени

Знать признаки осени. Уметь выполнять простейшие наблюдения во время экскурсии; собирать и хра нить природный материал; сравнивать листья, собранные на экскурсии

17.10

19.10

14

Человек.

Как ты рос            

1

Режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья

Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать  в связном повествовании полученную информацию

Объяснять значение правил личной гигиены и выполнять их. Подбирать фотографии родственников и устанавливать их последовательность по возрастным признаки  

Уметь составлять рассказы по сюжетным рисункам; рассказывать по рисункам, как меняется облик человека с возрастом; подбирать фотографии членов своей семьи в разные годы

24.10

15

16

Как ты воспринимаешь мир

2

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы. Части растения

Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать  в связном повествовании полученную информацию

Воспринимать свойства предметов с помощью органов чувств, объяснять, как с помощью органов чувств различать предметы и их признаки

Знать понятие «органы чувств»; знать, что глаз различает цвет и фор му предметов; язык помогает узнавать вкус пищи; нос ощущает запахи окружающего мира. Уметь проводить простейшие наблюдения и опы ты; отвечать на вопросы, используя рисунки и свой жизненный опыт

26.10

28.10

17

Твоё тело

1

Режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья

Формировать способность к самооценке

Объяснять значение физкультуры и спорта, выполнять упражнения утренней зарядки,

Знать гигиенические правила при письме; части тела человека. Уметь называть части тела человека; показывать левую и правую руку; выполнять утреннюю зарядку; придумывать свои упражнения

07.11

18

Как ты питаешься

1

Режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья

Формировать способность к самооценке

Составлять меню

Знать понятия «меню», «питание», «завтрак», «обед», «полдник», «ужин»; знать, что пища необходима для роста и развития человека.Уметь рассказывать, что едят на завтрак, обед, полдник, ужин; делить продукты на группы; пользоваться справочником

9.11

19

20

Твоя одежда.

Личная гигиена школьника.

2

Режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья

Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать  в связном повествовании полученную информацию

Выбирать одежду, соответствующую сезону и обстоятельствам

Знать виды одежды; правила ухода за одежной. Уметь рассказывать, как одеты дети; объяснять выбор одежды в зависимости от погодных условий; определять рабочую одеж ду врача, моряка, повара, водолаза; находить отличия на рисунке; называть виды верхней одежды

14.11

16.11

21

22

Будь здоров!

Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

2

Режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья

Формировать способность к самооценке

Оценивать своё поведение и поведение партнера в процессе выполнения задания в парах

Знать понятие «гигиена»; виды спорта; правила гигиены. Иметь представление о причинах болезней. Уметь выполнять правила гигиены

21.11

23.11

23

24

Твоё настроение.

Правила взаимодействия со взрослыми, сверстниками, поведение в школе.

2

Правила взаимодействия со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе

Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать  в связном повествовании полученнуюинформац

Оценивать своё эмоциональное состояние и выполнять элементарные приёмы управления собой

Иметь представление о настроении человека. Уметь анализировать и рассказывать, как меняется настрое ние сказочных героев; определять причину веселого (грустного) настроения

28.11

30.11

25

26

Будь внимательным!

Правила противопожарной безопасности.

Основные правила обращения с газом, электричеством, водой

2

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Выполнять задания, тренирующие внимание и память в разнообразных видах деятельности

Знать, что может случиться с невнимательным человеком. Уметь выполнять задания на развитие внимания, памяти; сравнивать пары рисунков; находить отличия

5.12

7.12

27

Полна природа удивленья

1

Особенности времен года (на основе наблюдений). Явления природы. Объекты живой и неживой природы

Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности

Различать объекты живой и неживой природы. Классифицировать объекты живой и неживой природы по разным признакам.

Знать понятия «живая природа» и «неживая природа», «явления природы»; знать, что к природе относится все, что нас окружает, кроме того, что сделано человеком.Уметь называть объекты живой и неживой при роды; называть, чем живая природа отличается от неживой; называть явления природы; давать название каждому рисунку; описывать явления природы

12.12

28

29

Вода и воздух

2

Свойства воды и воздуха. Твердые, жидкие, газообразные вещества. Вода в природе. Разные состояния воды. Понимание связи неживой и живой природы

Уметь адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач

Наблюдение за замерзанием воды, таянием льда и снега, растворением в воде сахара и соли, кипячением воды.

Знать, где человек встречается с водой; «удивительные превращения воды». Уметь использовать воду; проводить простейшие опыты и наблюдения; объяснять результаты опытов и делать выводы

14.12

19.12

30

31

Экскурсия «Зима»

Зима                  

2

Особенности времен года (на основе наблюдений). Живот ные: разнообразие насеко мые, рыбы, птицы, звери

Формировать способность к самооценке

Получать информацию с помощью схем и рисунков

Знать признаки зимы. Уметь выполнять правила поведения в природе; выполнять наблюдения за погодой зимой; называть деревья и кустарники

21..12

09.01

32

Времена года

1

Понимание связи неживой и живой природы

Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира,

Самостоятельно подбирать иллюстративный  и текстовый материал, характеризующий времена года

Знать времена года и их признаки. Уметь называть месяцы по порядку, начиная с января; объяснять выражение «круглый год»; называть дни недели по порядку; отгадывать загадки; работать со справочником

11.01

33

34

Как устроено растение

2

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни

Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности

Получать информацию с помощью схем и рисунков

Знать понятие «растение»; части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами).Иметь представлениео разнообразии лис тьев; о строении листовой пластинки. Уметь находить части растения; называть растение; сравнивать листья клена, рябины и дуба; описывать плоды клена, рябины и дуба по плану (цвет, форма, размер)

16.01

18.01

35

36

Деревья, кустарники, травы      

2

Растения: деревья, кустарники, травы. Особенности времен года (на основе наблюдений)

Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира,

Определять принадлежность растений к деревьям, кустарникам, травам. Выделять отличительные особенности лиственных и хвойных растений

Знать понятия «дерево», «кустарник», «травы», «лиственные растения» и «хвойные растения». Уметь сравнивать стебли растений; , различать растения по форме; приводить примеры деревьев, кустарни ков, трав; сравнивать ель и сосну; приводить примеры хвойных и лист венных деревьев; пользоваться справочником

23.01

25.01

37

38

Как развивается растение    

2

Развитие растения. Понимание связи неживой и живой природы

Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира,

Проводить опыты по проращиванию семян фасоли, по выращиванию растений из черенков домашних растений, луковиц

Знать, как развивается растение; для чего растению нужны семена. Уметь сравнивать семена разных растений по форме и окраске; проращивать семена в домашних условиях; сравнивать свои наблюдения за развитием растения с рисунками-схемами в учебнике; делать выводы

30.01

31.01

39

Растения в нашем классе

1

Комнатные растения. Уход за комнатными растениями

Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать  в связном повествовании полученную информацию

Распределять роли при выполнении задания в парах

Знать названия комнатных растений; правила ухода за комнатными растениями.

Уметь называть комнатные растения; рассказывать, как нужно ухаживать за комнатными растениями; сравнивать комнатные растения; проводить простейшие  наблюдения за ком  растениями

1.02

40

41

42

Насекомые, птицы, рыбы, звери…    

3

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения. Взаимосвязь растений и животных

Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности

Самостоятельно проводить простейшие  опыты , делать выводы на основе наблюдаемых явлений, определять принадлежность животных у группам по тому или иному признаку

Знать группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери. Уметь классифицировать животных на группы; сравнивать пчелу и стрекозу, ле ща и щуку, грача и воробья, волка и куницу; называть отличительные признаки каждой группы животных; приводить примеры насекомых, рыб, птиц, зверей

6.02

8.02

20.02

43

44

Жизнь животных

2

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери). Охрана природных богатств

Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира,

Составлять красную книгу (по материалам учебника  рабочей тетради), дополнять её

Уметь рассказывать, где живут разные животные; чем питаются разные животные; как передвигаются животные

45

46

Домашние животные

2

Домашние и дикие животные. Правила ухода за домашними животными

Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира,

Объяснять различие между дикими и домашними животными

Знать, как человек заботится о домашних животных.

Уметь делить домашних животных на группы; называть домашних животных

47

48

Береги природу, человек!

2

Охрана природных богатств. Понимание связи неживого и живого в природе

Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать  в связном повествовании полученную информацию

Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их

Знать роль природы в жизни человека; понятие «заповедник». Уметь рассказывать по рисунку, что дает природа человеку; рассказывать, как человек помогает природе; пользоваться справочником

49

50

Человек среди людей.

 Наша Родина      

2

Россия - наша родина. Москва - столица России.

Родной край - малая родина. Родной город: название, достопримечательности

Освоить доступные способы изучения общества (наблюдение, сравнение, классификация)

Сочинять рассказ о путешествии  ( в паре), соблюдать очерёдность высказываний, продолжать тему, начатую партнером

Знать столицу России. Уметь рассказывать о главных достопримечательностях Москвы; пользоваться справочником; находить герб Москвы; называть города России

51

52

Наш дом

2

Понятия «город», «поселок». Их отличия

Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать  в связном повествовании полученную информацию

Моделировать обстановку комнаты ученика

Знать понятия «город», «поселок». Уметь определять название населенного пункта; рассказывать о родном городе (поселке); называть улицу, на которой живете; рассказывать о своем доме

53

54

Наши родственники

2

Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать  в связном повествовании полученную информацию

Оценивать свое поведение и поведение сверстников по отношению к окружающим людям

Уметь называть своих ближайших родственников; называть профессии родителей, их имена, отчества и фамилии

55

56

Хороший день

2

Организация выходного дня

Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать  в связном повествовании полученную информацию

Обсуждать, как встречать

 и провожать гостей, дарить и принимать подарки

Знать названия дней недели. Уметь рассказывать, как проводит выходные дни твоя семья; рассказывать, как проходит праздничный обед; называть семейные праздники и традиции

57

58

Экскурсия «Весна»

Правила безопасного поведения на водоёме весной.

Весна              

2

Правила поведения в природе. Понимание связи неживой и живой природы

Формировать умение участвовать в учебном диалоге, Соблюдать нормы речевого этикета, передавать  в связном повествовании полученную информацию

Сравнивать ранее наблюдаемые явление в природе, с тем, что происходит в настоящее время, объяснять причины некоторых явлений

Знать перелетных птиц. Уметь называть и отличать раннецветущие растения; рассказывать о жизни растений и животных весной; проводить простейшие наблюдения и опыты

59

60

Наша безопасность.

Правила противопожарной безопасности.

Основные правила обращения с газом, электричеством, водой

2

Правила безопасного поведения

Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о нормах здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

Моделировать ситуации, при которых нужно обратиться в «Пожарную охрану», «Милицию» «Скорую помощь», участвовать в ролевых играх на тему «Безопасное поведение»

Знать правила безопасного поведения в лифте, дома, на улице, с незнакомыми людьми, при работе с острыми, колющими и режущими предметами. Уметь выполнять правила безопасного поведения

61

62

Будем вежливы.

Друзья, взаимоотношения между ними.

Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.

2

Организация правильных взаимоотношений между людьми.

Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать  в связном повествовании полученную информацию

Оценивать своё поведение и поведение сверстников по отношению к окружающим людям

Знать правила вежливости. Уметь анализировать ситуации общения; применять правила вежливости при общении с другими людьми

63

64

65

66

Мы едем, едем, едем…    

Скоро лето  

Обобщающий урок. Инструктаж по технике безопасности

2

Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. Правила дорожного движения

Формировать способность к самооценке

Участвовать в коллективной подготовке стенда или  фотоальбома,  по теме «Люди и их занятия»

Знать виды транспорта. Уметь называть виды транспорта; выполнять правила поведения в общественном транспорте; называть правила дорожного движения

Содержание тем учебного курса

Пришла пора учиться (13 часов)

Что изучает предмет «Окружающий мир». Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель – ученик, ученик – ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу. Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.

Человек (13 часов)

Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение. Человеку важно быть здоровым. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний. Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т.п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.

Природа в жизни человека (21 час)

Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе. Времена года. Временные периоды6 год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Мир растений. Строение растения (на примере цветкового)6 корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения. Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека. Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека. Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.

Человек среди людей (19 часов)

Наша страна – Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну. Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома. Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома. Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказывать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.

Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Метапредметными  результатами изучения курса «Окружающий мир» на конец 1 класса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации:ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания:находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться работать в паре.

Личностные УУД:

- Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека.

- Осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.).

Предметные  результаты изучения курса «Окружающий мир».

Учащиеся научатся:

- различать эмоциональные состояния людей  (грусть, веселье, удивление, испуг);

- выполнять элементарные правила личной гигиены;

- выполнять правила безопасного поведения дома, на улице,в природе и общественных местах;

- приводить примеры видов труда людей;

- выражать приветствие, благодарность, просьбу; вести себя за столом и в общественных местах;

- различать части  растений  (корень, стебель, лист, цветок, плод);

- приводить примеры дикорастущих и культурных растений, домашних и диких животных;

- ухаживать за комнатными растениями;

- правильно вести себя в природе;

- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;

- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

- использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных высказываний;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

- различать государственную символику Российской Федерации;

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);

- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Учащиеся должны знать:

  • основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги);
  • органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) и их значение;
  • виды эмоционального состояния человека (грустный, весёлый, удивлённый, испуганный);
  • о здоровом образе жизни и элементарных правилах личной гигиены;
  • о предметах личной гигиены и их назначении;
  • о профессиях родителей и работников школы;
  • о безопасном поведении дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
  • свои имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
  • название страны, её столицу;
  • герб и флаг России;
  • виды транспорта (наземный, воздушный, водный);
  • названия частей растений;
  • отличительные признаки деревьев, кустарников и травянистых растений, лиственных и хвойных растений;
  • названия некоторых насекомых, рыб, птиц и зверей (по 3-4 представителя);
  • о значении домашних животных в жизни человека;
  • наиболее характерные признаки времён года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
  • названия месяцев в году и дней недели;
  • некоторые охраняемые растения и животные.

Учащиеся должны уметь:

  • различать эмоциональное состояние людей (грусть, веселье, удивление, испуг);
  • выполнять элементарные правила личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных местах;
  • приводить примеры видов труда людей;
  • выражать приветствие, благодарность, просьбу; правильно вести себя за столом и в общественных местах;
  • различать части растений 9корень, стебель, лист, цветок, плод);
  • приводить примеры дикорастущих и культурных растений, домашних и диких животных;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  • правильно вести себя в природе.

Учащиеся могут знать:

  • названия основных возрастных периодов жизни человека (младенец, дошкольник, школьник, подросток, взрослый, старый человек);
  • о самонаблюдении и самоконтроле;
  • о мире невидимых существ (микробов) и их роли в распространении болезней;
  • некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);
  • условия жизни растений и животных: свет, тепло, вода, воздух, почва;
  • гимн России.

Учащиеся могут уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы;
  • различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
  • выращивать растения одним из изученных способов (из семени, луковицы, черенка, листа);
  • приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);
  • рассказывать о разнообразии труда людей;
  • устанавливать родственные связи;
  • пользоваться схемами, таблицами, справочной литературой.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. «Окружающий мир».  -  М.: АСТ, «Астрель».  2011г.

2. Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир».  В 2-х частях – М.: АСТ, «Астрель». 2011г.

3. «Окружающий мир». Проверочные и диагностические работы к учебнику. 1 класс / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. - М.: Аст/Астрель, 2015.

Список литературы

1.  Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний» под редакцией И. А. Петровой.

 М.: АСТ, «Астрель». 2011г.

2. Г.Г.Ивченкова. Обучение в 1 классе по учебнику «Окружающий мир». - М.: АСТ, «Астрель». 2011г. Методическое пособие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:·               Федераль...

Рабочая программа по музыке 2 класс Планета знаний

Пояснительная записка и примерное тематическое планирование...

рабочая программа по математике, 2 класс, "Планета знаний"

Рабочая программа по математике, 2 класс,  "Планета знаний"...

рабочая программа по окружающему миру (УМК"планета знаний) 1 класс

рабочая программа по окружающему миру(УМК"планета знаний) 1 класс...