Рабочая программа по Окружающему миру 1 класс Планета знаний
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) на тему
Особое значение данного предмета заключается в формирование у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нем. Это и определяет его цель - формирование знаний о природе, человеке в обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_2.docx | 74.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по Окружающему миру составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»
- Закон Республики Татарстан от 22.03. 2013 №68-ЗРТ «Об образовании»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 года № 373. приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
- Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер 22540);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 г., регистрационный номер 19993
6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год»;
7. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд., доработанное. – АСТ-Астрель. Москва 2011. – 576 с. – (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
8. Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1 класс. УМК «Планета знаний»: примерная основная образовательная программа: [сборник] – М: АСТ: Астрель, 2011.
9. Авторская программа И.В. Потапова, Г.Г. Ивченковой, Е В. Саплиной, А.И. Саплина «Окружающий мир» (УМК «Планета Знаний»). – М: АСТ: Астрель; Москва: 2011.
10. Учебный план МБОУ «Стародрожжановская начальная школа- детский сад» Дрожжановского муниципального района РТ на 2016-2017 уч. год.
11. Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
Программа и материал УМК рассчитан на 66 часа в год, 2 часа в неделю, что соответствует ОБУП в 1 классах (1-4).
Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи курса:
- систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
- формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
- социализация ребёнка;
- развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
- воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
- формирование самостоятельной познавательной деятельности;
- развитие мышления, воображения и творческих способностей;
- формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
- формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
- формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
- формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличие пробелов в знаниях и умениях);
- формирование основ экологической культуры;
- патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
При отборе содержания курса учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования».
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу положено диалектическое единство системы «природа – человек – общество».
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали).
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
При отборе и построении содержания курса учитывались и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в усвоении конкретных элементов социального опыта и опыта творческой деятельности.
Специфика программы
Образовательные и воспитательные задачи обучения курса окружающего мира решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.
Содержание программы по окружающему миру позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей. На основе межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применяемые в рамках учебного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умение организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урока-зачёта, урока-экскурсии, уроков - практических занятий, уроков с демонстрацией объектов или их изображений, презентации. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (ГПД). На уроках ознакомления с новым материалом и закрепления пройденного практикуется использование ЭОР.
Учебно-тематический план
№ | Содержание программного материала | Количество часов | Проекты | Диагностические работы |
1. | Пришла пора учиться | 13 ч | «Школа» | |
2. | Человек | 13 ч | «Одежда» | Декабрь №1 |
3. | Природа в жизни человека | 21 ч | «Растения» | Март №2 |
4. | Человек среди людей | 19 ч | Май № 3 | |
Итоговая апрель-май | ||||
Итого: | 66 | 3 | 4 |
Количество часов в неделю по программе 2
Количество часов в неделю по учебному плану 2
Количество часов в год 66
Из них:
*экскурсий 7
* практических работ 10
* опытов и наблюдений 20
* проверочных работ 4
*проектных работ 4
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | К- ч | Содержание учебного предмета | Планируемые результаты | Дата | |||||||
Личностные | Метапредметные (УУД) | Предметные | ||||||||||
1 | Вводный урок. Что такое окружающий мир | 1 | Что такое окружающий мир. Как человек познает природу. Правила поведения в природе | Формировать положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны | Называть и различать окружающие предметы и их признаки. Сопоставлять признаки предметов и явлений, определять сходства и различия. | Знать, что окружающий мир - это все, что мы видим вокруг. Уметь называть предметы окружающего мира; наблюдать за явлениями природы; описывать и называть явления природы; проводить простейшие опыты; объяснять материал по сюжетным рисункам | 5.09 | |||||
2 | Ты и твое имя | 1 | Как человек познает самого себя | Формировать понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье | Группировать предметы по заданному признаку (игрушки и предметы, необходимые | Знать свое имя, имена своих близких и родных людей. Уметь задавать вопросы; составлять слово из первых букв названий предметов; объяснять значение имени; пользоваться справочником | 7.09 | |||||
3 | «Твоя школа». . | 1 | Дорога от дома до школы | Формировать знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение | Ориентироваться в школе (находить свой класс, своё место в классе) | Знать правила поведения в школе; знать, где находятся кабинет врача, библиотека, столовая, спортзал, актовый зал, классы | 14.09 | |||||
4 | Твоя школа. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. | 1 | Правила поведения в школе | Формировать знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение | Обсуждать правила общения со сверстниками и взрослыми в школе, дома, на улице и выполнять их | Уметь рассматривать и анализировать изображение школы в учебнике; называть людей, которые работают в школе; анализировать свои поступки и поведение в школе; разыгрывать сценки с определением правил поведения в школе | 19.09 | |||||
5 | Экскурсия «Во дворе школы» | 1 | Что такое окружающий мир. Природа как важнейшее условие жизни человека | Формировать знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение | Рассказывать о значении школы в жизни детей, работать в малых группах | Знать правила поведения во дворе школы | 21.09 | |||||
6 | Во дворе школы. | 1 | Школьный двор. Что такое окружающий мир. Способы познания окружающего мира | Формировать знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение | Оценивать своё поведение и поведение других детей в школе, во дворе школы, на улице | Уметь анализировать изображение шк. двора в учебнике и сравнивать свой шк. двор с этим рисунком; рас сказывать, что есть во дворе твоей школы; задавать вопросы по рисун ку, используя слова «что», «где», «для чего», «когда»; анализировать поступки детей и выбирать из них правильные; доказывать свое мнение | 26.09 | |||||
7 | «Вот и лето прошло» | 1 | Как человек познает природу. Нежив. и жив. природа (различение, краткая характе ристи ка объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). | Формировать способность к самооценке | Наблюдать на экскурсии признаки ранней осени, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки ранней осени | Знать признаки лета. Уметь составлять рассказ на тему «Что я видел на экскурсии» | 28.09 | |||||
8 | Вот и лето прошло | 1 | Времена года. Сезонные изменения в природе летом и осенью | Научиться устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире | Устанавливать правильную последовательность событий | Знать, что ядовитые грибы собирать нельзя. Уметь по рисункам определять время года; называть ядовитые грибы; называть признаки лета | 3.10 | |||||
9 10 | «Дорога в школу» Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. Дорога в школу | 2 | Дорога в школу. Безопасное поведение на дорогах | Формировать способность к самооценке | Моделировать дорогу от дома до школы (возможные опасности и правила безопасного поведения) | Знать безопасный маршрут от дома до школы; как обходить автобус, троллейбус, трамвай при переходе улицы; дорожные знаки; как избе жать опасности по дороге в школу. Уметь рассказывать о правилах пере хода улицы; определять по справочнику, что обозначают дорожные знаки; | 5.10 10.10 | |||||
11 | Твой распорядок дня Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. | 1 | Режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья | Формировать способность к самооценке | Обсуждать значение правильной организации распорядка дня | Знать понятия «режим, распорядок дня». Уметь рассказывать о распо рядке дня; сравнивать свой распоря док дня с распорядком дня героя учебника; пользоваться справочни ком; определять время суток на рисунке; объяснять различие во времени суток | 12.10 | |||||
12 13 | «Осень» Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу. Осень | 2 | Взаимосвязь растений и живот ных. Растения: травы, кустарники, деревья. Живот ные: разнообразие (насеко мые, рыбы, птицы, звери) | Научиться устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире | Наблюдать на экскурсии признаки ранней осени, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки ранней осени | Знать признаки осени. Уметь выполнять простейшие наблюдения во время экскурсии; собирать и хра нить природный материал; сравнивать листья, собранные на экскурсии | 17.10 19.10 | |||||
14 | Человек. Как ты рос | 1 | Режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья | Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию | Объяснять значение правил личной гигиены и выполнять их. Подбирать фотографии родственников и устанавливать их последовательность по возрастным признаки | Уметь составлять рассказы по сюжетным рисункам; рассказывать по рисункам, как меняется облик человека с возрастом; подбирать фотографии членов своей семьи в разные годы | 24.10 | |||||
15 16 | Как ты воспринимаешь мир | 2 | Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы. Части растения | Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию | Воспринимать свойства предметов с помощью органов чувств, объяснять, как с помощью органов чувств различать предметы и их признаки | Знать понятие «органы чувств»; знать, что глаз различает цвет и фор му предметов; язык помогает узнавать вкус пищи; нос ощущает запахи окружающего мира. Уметь проводить простейшие наблюдения и опы ты; отвечать на вопросы, используя рисунки и свой жизненный опыт | 26.10 28.10 | |||||
17 | Твоё тело | 1 | Режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья | Формировать способность к самооценке | Объяснять значение физкультуры и спорта, выполнять упражнения утренней зарядки, | Знать гигиенические правила при письме; части тела человека. Уметь называть части тела человека; показывать левую и правую руку; выполнять утреннюю зарядку; придумывать свои упражнения | 07.11 | |||||
18 | Как ты питаешься | 1 | Режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья | Формировать способность к самооценке | Составлять меню | Знать понятия «меню», «питание», «завтрак», «обед», «полдник», «ужин»; знать, что пища необходима для роста и развития человека.Уметь рассказывать, что едят на завтрак, обед, полдник, ужин; делить продукты на группы; пользоваться справочником | 9.11 | |||||
19 20 | Твоя одежда. Личная гигиена школьника. | 2 | Режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья | Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию | Выбирать одежду, соответствующую сезону и обстоятельствам | Знать виды одежды; правила ухода за одежной. Уметь рассказывать, как одеты дети; объяснять выбор одежды в зависимости от погодных условий; определять рабочую одеж ду врача, моряка, повара, водолаза; находить отличия на рисунке; называть виды верхней одежды | 14.11 16.11 | |||||
21 22 | Будь здоров! Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. | 2 | Режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья | Формировать способность к самооценке | Оценивать своё поведение и поведение партнера в процессе выполнения задания в парах | Знать понятие «гигиена»; виды спорта; правила гигиены. Иметь представление о причинах болезней. Уметь выполнять правила гигиены | 21.11 23.11 | |||||
23 24 | Твоё настроение. Правила взаимодействия со взрослыми, сверстниками, поведение в школе. | 2 | Правила взаимодействия со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе | Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученнуюинформац | Оценивать своё эмоциональное состояние и выполнять элементарные приёмы управления собой | Иметь представление о настроении человека. Уметь анализировать и рассказывать, как меняется настрое ние сказочных героев; определять причину веселого (грустного) настроения | 28.11 30.11 | |||||
25 26 | Будь внимательным! Правила противопожарной безопасности. Основные правила обращения с газом, электричеством, водой | 2 | Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни | Выполнять задания, тренирующие внимание и память в разнообразных видах деятельности | Знать, что может случиться с невнимательным человеком. Уметь выполнять задания на развитие внимания, памяти; сравнивать пары рисунков; находить отличия | 5.12 7.12 | |||||
27 | Полна природа удивленья | 1 | Особенности времен года (на основе наблюдений). Явления природы. Объекты живой и неживой природы | Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности | Различать объекты живой и неживой природы. Классифицировать объекты живой и неживой природы по разным признакам. | Знать понятия «живая природа» и «неживая природа», «явления природы»; знать, что к природе относится все, что нас окружает, кроме того, что сделано человеком.Уметь называть объекты живой и неживой при роды; называть, чем живая природа отличается от неживой; называть явления природы; давать название каждому рисунку; описывать явления природы | 12.12 | |||||
28 29 | Вода и воздух | 2 | Свойства воды и воздуха. Твердые, жидкие, газообразные вещества. Вода в природе. Разные состояния воды. Понимание связи неживой и живой природы | Уметь адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач | Наблюдение за замерзанием воды, таянием льда и снега, растворением в воде сахара и соли, кипячением воды. | Знать, где человек встречается с водой; «удивительные превращения воды». Уметь использовать воду; проводить простейшие опыты и наблюдения; объяснять результаты опытов и делать выводы | 14.12 19.12 | |||||
30 31 | Экскурсия «Зима» Зима | 2 | Особенности времен года (на основе наблюдений). Живот ные: разнообразие насеко мые, рыбы, птицы, звери | Формировать способность к самооценке | Получать информацию с помощью схем и рисунков | Знать признаки зимы. Уметь выполнять правила поведения в природе; выполнять наблюдения за погодой зимой; называть деревья и кустарники | 21..12 09.01 | |||||
32 | Времена года | 1 | Понимание связи неживой и живой природы | Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, | Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовый материал, характеризующий времена года | Знать времена года и их признаки. Уметь называть месяцы по порядку, начиная с января; объяснять выражение «круглый год»; называть дни недели по порядку; отгадывать загадки; работать со справочником | 11.01 | |||||
33 34 | Как устроено растение | 2 | Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни | Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности | Получать информацию с помощью схем и рисунков | Знать понятие «растение»; части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами).Иметь представлениео разнообразии лис тьев; о строении листовой пластинки. Уметь находить части растения; называть растение; сравнивать листья клена, рябины и дуба; описывать плоды клена, рябины и дуба по плану (цвет, форма, размер) | 16.01 18.01 | |||||
35 36 | Деревья, кустарники, травы | 2 | Растения: деревья, кустарники, травы. Особенности времен года (на основе наблюдений) | Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, | Определять принадлежность растений к деревьям, кустарникам, травам. Выделять отличительные особенности лиственных и хвойных растений | Знать понятия «дерево», «кустарник», «травы», «лиственные растения» и «хвойные растения». Уметь сравнивать стебли растений; , различать растения по форме; приводить примеры деревьев, кустарни ков, трав; сравнивать ель и сосну; приводить примеры хвойных и лист венных деревьев; пользоваться справочником | 23.01 25.01 | |||||
37 38 | Как развивается растение | 2 | Развитие растения. Понимание связи неживой и живой природы | Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, | Проводить опыты по проращиванию семян фасоли, по выращиванию растений из черенков домашних растений, луковиц | Знать, как развивается растение; для чего растению нужны семена. Уметь сравнивать семена разных растений по форме и окраске; проращивать семена в домашних условиях; сравнивать свои наблюдения за развитием растения с рисунками-схемами в учебнике; делать выводы | 30.01 31.01 | |||||
39 | Растения в нашем классе | 1 | Комнатные растения. Уход за комнатными растениями | Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию | Распределять роли при выполнении задания в парах | Знать названия комнатных растений; правила ухода за комнатными растениями. Уметь называть комнатные растения; рассказывать, как нужно ухаживать за комнатными растениями; сравнивать комнатные растения; проводить простейшие наблюдения за ком растениями | 1.02 | |||||
40 41 42 | Насекомые, птицы, рыбы, звери… | 3 | Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения. Взаимосвязь растений и животных | Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности | Самостоятельно проводить простейшие опыты , делать выводы на основе наблюдаемых явлений, определять принадлежность животных у группам по тому или иному признаку | Знать группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери. Уметь классифицировать животных на группы; сравнивать пчелу и стрекозу, ле ща и щуку, грача и воробья, волка и куницу; называть отличительные признаки каждой группы животных; приводить примеры насекомых, рыб, птиц, зверей | 6.02 8.02 20.02 | |||||
43 44 | Жизнь животных | 2 | Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери). Охрана природных богатств | Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, | Составлять красную книгу (по материалам учебника рабочей тетради), дополнять её | Уметь рассказывать, где живут разные животные; чем питаются разные животные; как передвигаются животные | ||||||
45 46 | Домашние животные | 2 | Домашние и дикие животные. Правила ухода за домашними животными | Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, | Объяснять различие между дикими и домашними животными | Знать, как человек заботится о домашних животных. Уметь делить домашних животных на группы; называть домашних животных | ||||||
47 48 | Береги природу, человек! | 2 | Охрана природных богатств. Понимание связи неживого и живого в природе | Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию | Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их | Знать роль природы в жизни человека; понятие «заповедник». Уметь рассказывать по рисунку, что дает природа человеку; рассказывать, как человек помогает природе; пользоваться справочником | ||||||
49 50 | Человек среди людей. Наша Родина | 2 | Россия - наша родина. Москва - столица России. Родной край - малая родина. Родной город: название, достопримечательности | Освоить доступные способы изучения общества (наблюдение, сравнение, классификация) | Сочинять рассказ о путешествии ( в паре), соблюдать очерёдность высказываний, продолжать тему, начатую партнером | Знать столицу России. Уметь рассказывать о главных достопримечательностях Москвы; пользоваться справочником; находить герб Москвы; называть города России | ||||||
51 52 | Наш дом | 2 | Понятия «город», «поселок». Их отличия | Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию | Моделировать обстановку комнаты ученика | Знать понятия «город», «поселок». Уметь определять название населенного пункта; рассказывать о родном городе (поселке); называть улицу, на которой живете; рассказывать о своем доме | ||||||
53 54 | Наши родственники | 2 | Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию | Оценивать свое поведение и поведение сверстников по отношению к окружающим людям | Уметь называть своих ближайших родственников; называть профессии родителей, их имена, отчества и фамилии | |||||||
55 56 | Хороший день | 2 | Организация выходного дня | Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию | Обсуждать, как встречать и провожать гостей, дарить и принимать подарки | Знать названия дней недели. Уметь рассказывать, как проводит выходные дни твоя семья; рассказывать, как проходит праздничный обед; называть семейные праздники и традиции | ||||||
57 58 | Экскурсия «Весна» Правила безопасного поведения на водоёме весной. Весна | 2 | Правила поведения в природе. Понимание связи неживой и живой природы | Формировать умение участвовать в учебном диалоге, Соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию | Сравнивать ранее наблюдаемые явление в природе, с тем, что происходит в настоящее время, объяснять причины некоторых явлений | Знать перелетных птиц. Уметь называть и отличать раннецветущие растения; рассказывать о жизни растений и животных весной; проводить простейшие наблюдения и опыты | ||||||
59 60 | Наша безопасность. Правила противопожарной безопасности. Основные правила обращения с газом, электричеством, водой | 2 | Правила безопасного поведения | Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о нормах здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде | Моделировать ситуации, при которых нужно обратиться в «Пожарную охрану», «Милицию» «Скорую помощь», участвовать в ролевых играх на тему «Безопасное поведение» | Знать правила безопасного поведения в лифте, дома, на улице, с незнакомыми людьми, при работе с острыми, колющими и режущими предметами. Уметь выполнять правила безопасного поведения | ||||||
61 62 | Будем вежливы. Друзья, взаимоотношения между ними. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. | 2 | Организация правильных взаимоотношений между людьми. | Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию | Оценивать своё поведение и поведение сверстников по отношению к окружающим людям | Знать правила вежливости. Уметь анализировать ситуации общения; применять правила вежливости при общении с другими людьми | ||||||
63 64 65 66 | Мы едем, едем, едем… Скоро лето Обобщающий урок. Инструктаж по технике безопасности | 2 | Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. Правила дорожного движения | Формировать способность к самооценке | Участвовать в коллективной подготовке стенда или фотоальбома, по теме «Люди и их занятия» | Знать виды транспорта. Уметь называть виды транспорта; выполнять правила поведения в общественном транспорте; называть правила дорожного движения | ||||||
Содержание тем учебного курса
Пришла пора учиться (13 часов)
Что изучает предмет «Окружающий мир». Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель – ученик, ученик – ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу. Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.
Человек (13 часов)
Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение. Человеку важно быть здоровым. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний. Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т.п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.
Природа в жизни человека (21 час)
Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе. Времена года. Временные периоды6 год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Мир растений. Строение растения (на примере цветкового)6 корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения. Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека. Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека. Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.
Человек среди людей (19 часов)
Наша страна – Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну. Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома. Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома. Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказывать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.
Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» на конец 1 класса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации:ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания:находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться работать в паре.
Личностные УУД:
- Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека.
- Осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.).
Предметные результаты изучения курса «Окружающий мир».
Учащиеся научатся:
- различать эмоциональные состояния людей (грусть, веселье, удивление, испуг);
- выполнять элементарные правила личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения дома, на улице,в природе и общественных местах;
- приводить примеры видов труда людей;
- выражать приветствие, благодарность, просьбу; вести себя за столом и в общественных местах;
- различать части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод);
- приводить примеры дикорастущих и культурных растений, домашних и диких животных;
- ухаживать за комнатными растениями;
- правильно вести себя в природе;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных высказываний;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
- различать государственную символику Российской Федерации;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Учащиеся должны знать:
- основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги);
- органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) и их значение;
- виды эмоционального состояния человека (грустный, весёлый, удивлённый, испуганный);
- о здоровом образе жизни и элементарных правилах личной гигиены;
- о предметах личной гигиены и их назначении;
- о профессиях родителей и работников школы;
- о безопасном поведении дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
- свои имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
- название страны, её столицу;
- герб и флаг России;
- виды транспорта (наземный, воздушный, водный);
- названия частей растений;
- отличительные признаки деревьев, кустарников и травянистых растений, лиственных и хвойных растений;
- названия некоторых насекомых, рыб, птиц и зверей (по 3-4 представителя);
- о значении домашних животных в жизни человека;
- наиболее характерные признаки времён года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
- названия месяцев в году и дней недели;
- некоторые охраняемые растения и животные.
Учащиеся должны уметь:
- различать эмоциональное состояние людей (грусть, веселье, удивление, испуг);
- выполнять элементарные правила личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных местах;
- приводить примеры видов труда людей;
- выражать приветствие, благодарность, просьбу; правильно вести себя за столом и в общественных местах;
- различать части растений 9корень, стебель, лист, цветок, плод);
- приводить примеры дикорастущих и культурных растений, домашних и диких животных;
- ухаживать за комнатными растениями;
- правильно вести себя в природе.
Учащиеся могут знать:
- названия основных возрастных периодов жизни человека (младенец, дошкольник, школьник, подросток, взрослый, старый человек);
- о самонаблюдении и самоконтроле;
- о мире невидимых существ (микробов) и их роли в распространении болезней;
- некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);
- условия жизни растений и животных: свет, тепло, вода, воздух, почва;
- гимн России.
Учащиеся могут уметь:
- различать объекты живой и неживой природы;
- различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
- выращивать растения одним из изученных способов (из семени, луковицы, черенка, листа);
- приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);
- рассказывать о разнообразии труда людей;
- устанавливать родственные связи;
- пользоваться схемами, таблицами, справочной литературой.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. «Окружающий мир». - М.: АСТ, «Астрель». 2011г.
2. Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». В 2-х частях – М.: АСТ, «Астрель». 2011г.
3. «Окружающий мир». Проверочные и диагностические работы к учебнику. 1 класс / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. - М.: Аст/Астрель, 2015.
Список литературы
1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний» под редакцией И. А. Петровой.
М.: АСТ, «Астрель». 2011г.
2. Г.Г.Ивченкова. Обучение в 1 классе по учебнику «Окружающий мир». - М.: АСТ, «Астрель». 2011г. Методическое пособие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:· Федераль...
Рабочая программа по музыке 2 класс Планета знаний
Пояснительная записка и примерное тематическое планирование...
рабочая программа по математике, 2 класс, "Планета знаний"
Рабочая программа по математике, 2 класс, "Планета знаний"...
рабочая программа по окружающему миру (УМК"планета знаний) 1 класс
рабочая программа по окружающему миру(УМК"планета знаний) 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Планета знаний», 3 класс
Программа по окружающему миру 3 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Планета знаний», 4 класс
В помощь учителю...
- Мне нравится (1)