"Животные тундры"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Данная разработка предназначена для музейного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynyy_urok_zhivotnye_tundry.docx | 29.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка музейного урока по окружающему миру 2 класс
учителя начальных классов ГБОУ НАО «СШ №4»
Чебыкиной И.В.
2017 год
Тема: Животные тундры. (Региональный компонент)
Цель: ознакомление обучающихся с животным миром тундры, углубление и расширение знаний, уже полученных на уроках, формирование интереса и любви к родному краю.
Задачи урока:
- Развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательную активность, память.
- Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность, доброту.
Формируемые УУД:
Личностные: готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя; навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Регулятивные: принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Познавательные: осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую задачи; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов.
Коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
I. Введение
Инструктаж по правилам поведения в музее:
- Посетитель музея, прежде чем отправиться осматривать экспонаты, должен пройти в гардероб, чтобы снять верхнюю одежду.
- По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо.
- Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другим посетителем. Лучше всего дождаться, когда он, закончив осмотр, освободит место.
- Трогать руками музейные или выставочные экспонаты строго воспрещается.
- Недопустимо перебивать экскурсовода во время рассказа.
- Не бегать по залам.
- Веди себя так, чтобы не беспокоить окружающих не говори громко, не смейся, не кашляй и не сморкайся.
- Неприлично в музее жевать (неважно, булку, конфеты, семечки или жевательную резинку).
- Отключить звук мобильного телефона
- В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
II. Основная часть.
- Наш урок сегодня пройдет в музее. Зачем люди посещают музеи? (Ответы детей)
- Кто из вас был в этом музее?
1. Определение темы урока.
- Отгадайте, куда мы отправимся в «путешествие»:
А на Севере, друзья,
Где тайга кончается,
Есть полярные края –
… (тундрой) называются.
Мох и ягель – там и тут,
Мошки да комарики...
А деревья в ней растут –
Маленькие-маленькие.
Правильно, мы отправляемся в тундру.
- Какие особенности климата тундровой зоны вы знаете: (ответы детей)
Сегодня мы отправимся туда, где солнца не бывает по несколько месяцев, а зима очень продолжительная и холодная. Лето короткое и холодное. Зато летом солнце светит почти круглые сутки. Где вечная мерзлота, сильные ветры. Где растут карликовые деревья, много лишайников, мхов, осоки, ягод.
Как животных в мире много
Грозных, добрых и смешных.
Все идут своей дорогой,
Кто с людьми, а кто без них.
(заходим в зал с экспонатами животных тундры)
- Животный мир в тундре очень своеобразен и имеет свои особенности. Животные не требовательны к корму. Зимой звери имеют густой мех, а птицы – пушистое оперение. Животные меняют окраску: летом – светло-коричневые под тон растительного покрова, а зимой белые или светло-серые под цвет снега.
Летом в тундре бесчисленное множество насекомых: комаров, мошек, слепней. И это настоящее бедствие для людей и крупных животных.
2. А сейчас я предлагаю вам, познакомится с некоторыми представителями животного мира тундры поближе, которых вы мне сами назовете.
Хвост поджав, во льдах ночует,
Вынося мороз любой,
И по северу кочует
В тёплой шубе голубой.
(Песец)
(подходим к первому экспонату)
Какое животное вам напоминает это зверек?
Песец похож на лисицу. У него такая же пышная меховая шубка, пушистый хвост. Только цвет песцовой шубки не рыжий, а желтовато - серый. А зимой - снежно - белый, иногда с голубым отливом. Шубка делает его незаметным на фоне снега. И мордочка у песца, по сравнению с лисьей, более короткая, а ушки маленькие, закруглённые. Это хищный зверёк, охотится на пеструшек и полярных куропаток. Во время пурги песец устраивает себе убежище прямо в снегу. А если ударят ещё и сильные морозы, песец зарывается глубоко в сугроб и пережидает ненастье. В этом снежном "доме" песец может провести несколько дней, пока погода не наладится. Этот зверь питается разнообразной пищей - почти всем, что на зуб попало. Ловит мелких животных, птиц, рыбу. Лакомится птичьими яйцами и птенцами, ягодами и некоторыми растениями. Но главная еда для него - это лемминги, северные мыши. Чем больше леммингов, тем больше будет и песцов.
3. (подходим ко второму экспонату)
- На какого животного похож лемминг?
Лемминги — мелкие животные, но все же заметно крупнее мышей, длина их тела составляет 12-18 см, хвост короткий — всего 1-2 см. Телосложением они очень напоминают всем известных хомяков: маленькие глазки-бусинки, короткие чувствительные вибриссы («усы») и такие же короткие лапки. Шерсть у леммингов короткая, их мех не имеет никакой ценности. Лемминги – это грызуны. Поскольку живут эти существа в тундре, то и пищей для них служат северные растения, например, так называемый олений мох, различные корневища, сережки карликовых берез. Запасов на зиму они не делают. Свои гнезда зверьки могут устраивать прямо на земле под снегом, проводя в них всю зиму. В это время они питаются прикорневыми частями тех или иных тундровых растений. Им не привыкать частенько голодать в зимний период.
Угадай, какой же птице
Ночью темною не спится?
Не укроет мышь трава,
Ведь за ней летит ..(сова)
4. (подходим к третьему экспонату)
Полярная сова или белая сова – крупная красивая птица, обитающая в тундре. У взрослой полярной совы красивый белоснежный наряд с маленькими черными пятнышками.
- Зачем сове такой окрас?
Так как сова обитает в снежной тундре, то на фоне снежных пейзажей птица становится незаметной. Лапы у совы тоже покрыты густым оперением, напоминающим длинную шерсть. Клюв окрашен в черный цвет. Глаза крупные ярко-желтые.
- Как вы думаете, какой голос у совы?
Белая сова – молчаливая птица, чаще всего ее голос можно услышать в период размножения. Крики, которые она издает, напоминают громкий лай и карканье. Белая сова – это хищная птица. Она предпочитает охотиться поздно вечером или рано утром. Сова тщательно охраняет территорию рядом со своим гнездом и никогда не охотится рядом с ним. Другие птицы знают об этом и часто поселяются рядом с совиным гнездом, находя, таким образом, защиту от хищников для себя и для своего потомства. Охотиться сова может двумя способами – догоняет свою жертву на лету либо сидит на пригорке, высматривая подходящую добычу, а потом стремительно нападает на нее. Врагов у белой совы немного – в основном это лисы, песцы и поморники, которые опасны тем, что могут забираться в совиное гнездо и поедать яйца. Чаще всего совы питаются мелкими грызунами, но могут охотиться и на более крупную добычу – гусей, белых куропаток, уток, зайцев, ежей, горностаев. Основу рациона белой совы составляю лемминги – маленькие мышевидные грызуны. По подсчетам ученых одна сова съедает в год примерно 1600 этих зверьков. Мелкую добычу птица заглатывает целиком, а крупную разрывает на более мелкие части.
5. Этот житель круглый год
Лишь на Севере живет.
Он с ветвистыми рогами
И со стройными ногами.
А на ножках тех копыта,
Зверь хороший, не сердитый.
Мох жует он целый день.
Это северный … (олень).
(подходим к четвертому экспонату)
Это крупное животное с мощным туловищем и несколько коротковатыми ногами. Несмотря на это, выглядит оно очень грациозно, особенно во время бега. Особую красоту этому животному придают роскошные рога. Это настоящее оружие оленей – они помогают дать отпор волку.
Поскольку это северное животное, олень имеет очень теплую шерсть. Внутри волос полый. Он содержит воздух, благодаря чему животное хорошо плавает. Кроме того, такой шерстяной покров надежно защищает от холода. С наступлением морозов в подшерстке появляется нежный, мягкий пух, и тогда оленю не страшна самая лютая стужа. Плотные и широкие копыта позволяют оленю передвигаться даже по очень глубокому снегу. Копытами они разгребают его, добывая себе корм. Основу его питания составляет ягель. Олень чувствует его запах под полуметровым слоем снега. Однако этот лишайник очень медленно растет (примерно 5 мм в год), поэтому оленьим стадам приходится кочевать по тайге в поисках новых пастбищ. Летом олени с удовольствием лакомятся ягодами, травой, грибами, листьями кустарников и деревьев. Северный олень в тундре живет в стадах. Так им легче уберечься от хищников.
III. Заключительная часть.
Вы сегодня познакомились с некоторыми представителями животного мира тундры. Не про всех животных мы успели поговорить. У вас есть время самостоятельно пройти по залу, рассмотреть и запомнить других животных тундры.
Вам понравилась экскурсия?
- Ребята, а что вам больше всего понравилось сегодня в музее?
IV. Домашнее задание
Ваши впечатления вы покажете в своей творческой работе – рисунок животного тундры. А из рисунков мы оформим классный альбом, который будет напоминать о сегодняшней экскурсии в музей и, возможно, пригодится нам в дальнейшем.
Урок проходит в краеведческом музее.
При подготовке были использованы интернет-ресурсы:
- http://fb.ru/article/160792/severnyiy-olen-v-tundre-vidyi-opisanie
- https://infourok.ru/ekskursiya-v-zoologicheskiy-muzey-dlya-mladshih-shkolnikov-1480081.html
- https://yandex.ru/yandsearch?text
- https://yandex.ru/yandsearch?&clid=2186621&text
- ПРОГРАММА «МУЗЕЙНЫЕ УРОКИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ» (Автор программы – учитель начальных классов МБОУ Верхнедонская гимназия Бовина Л.И.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Растительный и животный мир тундры
Презентация поможет детям познакомится с основными особенностями растительного и животного мира тундры....
Презентация "Животный мир Тундры"
Данная презентация поможет учителю начальных классов познакомить учащихся с животным миром Тундры. УМК любое.Цель: • Познакомить детей с животным миром Тундры.• Развивать у детей познавательный интере...
Технологическая карта к логопедическому занятию "Путешествие по тундре" по теме "Животные. Предлоги пространственного значения"
Занятие предназначено для учащихся 1 классов с логопедческим заключением ОНР III уровня. Занятие написано в соответствии с региональным компонентом образовательного учреждения, является авторским, пос...
Животные тундры. Лемминг
Презентация...
Урок географии в 7 классе по теме "Природа тундры. Растительный и животный мир тундры."
Природа тундры. Растительный и животный мир тундры....
Растения и животные тундры.
Статья рассказывает о растения и животных тундры....
Животные тундры
Познакомить обучающих с животными тундры....
- Мне нравится (1)