Экологические игры в начальных классах.
статья по окружающему миру (3 класс) на тему

Муллаярова Сумая Талгатовна

Играя дети учаться любить, познавать, беречь, множить.Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных, растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе способствуют нюбознательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.Т.Муллаярова, учитель начальных классов 1 кв. категории

МБОУ «АНОШ-детский сад» Актанышского района РТ

"Экологические игры и упражнения для детей начальной школы"

      Начальная школа – самоценный этап в развитии экологической  культуры личности. Экологические игры способствуют  не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразру-шающего обращения с окружающей природой.

       Играя,  дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.

       Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и рас-тений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют разви-тию любознательности. 

Эти игры развивают наблюдательность, образную память, образное мышление, воображение, учат ориентироваться в окружающей среде, замечать изменения, происходящие в ней, учитывать взаимосвязи между объектами природы, анализировать поведение человека и других живых существ.

Экологические игры

Экологические игры для младших школьников занимают особое место и, учитывая состояние окружающей среды, такие занятия должны проводиться в обязательном порядке

Задачи экологических игр для младших школьников:

  1. Воспитать у детей бережное отношение к окружающей среде.
  2. Познакомить с источниками загрязнения.
  3. Выработать привычку заботится о живых существах в природе.

Часто экологические игры для младших школьников носят познавательный характер, и дети одновременно узнают названия животных, растений и других природных элементов.

Игра – непринужденный и самый действенный способ повлиять на поведение, мышление и обучение ребенка. Поэтому она должна нести только положительную и достоверную информацию.

 

Экологические игры в начальной школе.

«Угадай, какая птица поёт?»

Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.

Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее).

Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Игровые действия:

Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц.  В игре используется диск с записью голосов птиц. 

«Перелёт птиц»

Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.

Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».

Игровые действия:

На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки. 

«Вопрос – ответ»

Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.

Проявлять находчивость, сообразительность.

Игровые действия:

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают

Вопросы:

1. Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).

2. От чего кошка бегает? (не умеет летать).

3. Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).

4. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).

5. От чего гусь плавает? (от берега).

6.  Чем до неба докинешь? (взглядом).

7. По чему собака бегает? (по земле).

8.  Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).

9. Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).

10. За чем во рту язык? (за зубами)

11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба). 

«Головоломки»

Цель: Расширять знания детей о животном и растительном мире.

Способствовать умению размышлять, делать умозаключения.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным и растениям.

Игровые действия:

Воспитатель или подготовленный ребёнок загадывает задачки – головоломки:

1. На грядке сидит шесть воробьёв, к ним прилетели ещё пять. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв?

2. Пара лошадей пробежала 40 км. По скольку километров пробежала каждая лошадь?

3. На поляне росли садовые цветы: ромашки, васильки, розы, клевер, фиалка. Таня сорвала все 1 розу, 2 клевера, 3 ромашки. Сколько у Тани цветов в букете? (определить садовые и лесные цветы, сосчитать только лесные цветы).

4. В вазе лежат фрукты: бананы, апельсин, яблоки, помидор, огурец, лимоны. Сколько всего фруктов лежит в вазе?

5. На грядке выросли сочные, вкусные яблоки и мандарины, спелая вишня и баклажан. Сколько овощей выросло на грядке? 

 «Узнай по объявлениям»

Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания)

Развивать логическое мышление.

Игровые действия:

Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное  или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

4. Помогу всем, у кого сломался будильник?

5. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

6. Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

7. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

8. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!

9. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один -  медлительность.

10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.

11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!

13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

  «Птичка»

Цель: Различать деревья по листьям.

Воспитывать правильно вести себя в игре: не подсказывать друг другу, не перебивать сверстников.

Игровые действия:

Перед началом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме и величине листьев.

Дети должны перед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются. 

«Снежный ком»

Цель: Расширять знания детей о перелётных птицах».

Развивать внимание и наблюдательность.

Игровые действия:

Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.

Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок -  повторяет два предыдущих  и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется грачевник» и так далее.

«Кого чем угостим?»

Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.

Игровые действия:

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица  - сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Игровые действия:

Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

«Кто за кем?»

Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой.

Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

 Игра «Большой экологический экзамен»

Цель: проверить и закрепить представления о времени; сформировать умение быстрого ответа.

Игровая задача: кто быстро и правильно ответит.

Игровые действия: ловить мяч и отвечать на вопрос.

Оборудование: мяч средней величины.

Учитель. Сегодня у нас будет игра «Большой экзамен». Я задам вопрос, а ученик должен ответить. Отвечает тот, кому брошу мяч.

Вопросы

- Сколько дней в неделе? (Семь)

- Сколько месяцев в году? (Двенадцать)

- Назовите летние месяцы? (Июнь, июль, август.)

- Назовите осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

- Назовите зимние месяцы? (Декабрь, январь, февраль)

- Назовите весенние месяцы? (Март, апрель, май.)

- Назовите главный корм белок? (Семена хвойных растений.)

- Что делает медведь зимой? (Впадает в спячку.)

- Какие съедобные грибы вы знаете? (Груздь, боровик, рыжик, лисички, подберезовик, опята, волнушка и т. д.)

- Можно ли сбивать в лесу ногами мухоморы? (Нет, они являются санитарами леса.)

- Заготавливает ли заяц еду на зиму? (Нет, он питается корой деревьев.)

Игра по экологии «Звёздный час»

Цель: закрепить знания о фактах и явлениях в природе. Игровые действия: у детей карточки с цифрами от 1 до 3. Ученики поднимают карточки с цифрой, обозначающей правильный ответ. За каждый правильный ответ выдается звезда, у кого больше звезд, тот и победитель.

Вопросы

- Кто из этих животных не живет в тайге? (1 — волк, 2 — жираф, 3 — лиса.)

- Какие из этих птиц занесены в Красную книгу? (1 — утка-мандаринка, 2 — сокол, 3 — воробей.)

- Какой из грибов ядовитый? (1— белый гриб, 2 — дождевик, 3— белый навозник.)

- Какие из перечисленных растений являются лекарственными? (1 — крапива, 2 — колокольчик, 3 — синий василек.)

- Кого называют королем грызунов? (1 — суслик, 2 — бобр, 3 — хомяк.)

- Кого называют глазастым охотником? (1— варан, 2 — стрекоза, 3—лягушка.)

- Какого жука называют опасным преступником? (1 — майский жук, 2 — колорадский жук, 3 — жук-олень.)

- Какие из перечисленных змей ядовитые? (1— гадюка, 2 — уж, 3 — кобра.)

- Какое из этих животных живет в пустыне? (1 — верблюд, 2 — тигр, 3 — волк.)

- Назовите перелетных птиц. (7 — кукушка, 2 — ласточка, 3 — стриж.)

- О какой птице загадка:

Стали братья на ходули,

Ищут корму по пути.

На бегу ли, на ходу ли —

Им с ходулей не сойти.

(1 — зарянка, 2 — ворона, 3 — журавль.)

Сова и мышь

Все участники становятся в круг, и из их числа по желанию выделяются двое — «сова» и «мышь» (или любые персонажи типа «хищник — жертва»), «Сове» завязывают глаза, и она должна схватить «мышь» в этом кругу как можно быстрее. «Мышь» издает сигнальные звуки, а «сова» старается ее поймать. «Сова» и «мышь» не могут выйти за границы круга. Играют последовательно три-четыре пары. Это необходимо для того, чтобы проанализировать поведение партнеров-соперников в игре. Для этого после игры проводится беседа по следующим вопросам:

1. Как двигались мышь и сова в начале игры?

2. Почему они двигались медленно?

3. Почему темп движения со временем увеличился?

4. От чего зависит жизнь мыши и совы?

5. Какие «советы» можно дать мышке и сове в каждой игровой паре, чтобы они «выжили»?

Оперативное решение

Игра помогает развивать ситуационное мышление и обучает быстрому принятию разумных решений.

В определенной природной среде (в лесу, поле, на лугу, на берегу реки или озера и т. п.) дается ситуационная задача. Пример: вас застал в пути грозовой дождь, где и как вы укроетесь от дождя? Играющие выбирают места укрытия. Затем идет обсуждение: каждый обосновывает свой выбор. Критика и несогласие должны носить доброжелательный характер.

Экологический пост

Играют во время прогулки по городу, селу, парку, лесу, по берегу реки. Учащиеся разбиваются на экологические микрогруппы по 3—5 человек. У каждого звена должны быть листы альбомной бумаги и фломастеры. Учащимся предлагается выявить экологически неблагополучное место и обосновать необходимость экологического поста вблизи него, написать сигнальные и познавательные плакаты и обосновать перечень мероприятий по благоустройству. На это дается 15—20 минут. Каждая микрогруппа ведет своих товарищей к этому месту и показывает результаты своей работы. Из числа наиболее подготовленных учащихся неплохо выбрать жюри, которое проведет оценку выполненного задания по следующим показателям:

1. Обоснован ли выбор места для экологического поста?

2. Правильно и достаточно ли полно выявлены признаки экологического неблагополучия?

3. Какое «сигнальное» или предупреждающее оформление сделали учащиеся на экологическом посту?

4. Какие конкретные меры по устранению причин неблагополучия или по благоустройству они предложили?

Каждый пункт оценивается по 5-балльной шкале. Максимальная оценка задания — 20 баллов. Следует ограничить время выступления каждой группы (3—5 минут)

Творческий конкурс

Перед проведением конкурса учащимся предлагается принести с собой различные материалы, которые могут быть использованы для аппликации: пленку, пластик, цветную бумагу, фольгу, ткани, различные упаковки из-подлекарств, а также 1 —2 альбомных листа. Для занятия должны быть приготовлены нитки, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры.

Учащимся дается задание: придумать сюжет экологического плаката и выполнить его методом художественной аппликации. Для младших школьников вариантом этой игры может быть изображение любимых зверей, птиц, растений, героев любимых сказок о растениях и животных и т. п. Результаты конкурса (сюжет, оформление) оценивает жюри. Экспонаты конкурса могут быть подготовлены как домашнее задание. Заключительное мероприятие — выставка детского экологического плаката.

Метод аппликации показывает полезное использование бытовых отходов в детском творчестве, его можно применить для изготовления памятных подарков.

Превратим отхода в дохода

Это игра для четвероклассников. Сначала проводится вступительная беседа по теме «Какие у вас в семье бывают отходы» (бумага, пищевые остатки, старая одежда, пленки, кости, волосы и т. п.). Далее предлагается выбрать какой- либо тип отходов, наиболее докучающий семье, и разработать технологию его переработки и полезного применения. Проект рецикла (превращения отхода в полезный продукт) должен быть обоснован и в основных его стадиях изображен схематически на плакате.

Литература

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

2.  Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.:  «Вако», 2007.

3. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.

4. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая игра в начальной школе

Мультимедийная презентация к экологической игре для начальных классов...

Экологическая игра для начальных классов

Игра  позволяет  учащимся  закрепить  материал  по  пройденным  темам. Прежде  чем  переходить  к  экологическому  воспитанию  учащихся...

Экологическая игра для начальной школы

Данное меропиятие можно использовать во внеклассной работе или на уроках окружающего мира в начальной школе....

Развитие экологической культуры учащихся начальных классов посредством экологических акций

Экологические акции являются эффективным средством решения задач экологического воспитания младших школьников...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2020 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2020 году...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2021 году...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2021 году...