Пожар
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Шкуричева Наталья Владимировна

Урок по окружающему миру во 2 классе на тему "Пожар", УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_natasha1.docx688.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Пожар!

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: стандартный с использованием мультимедийной презентации.

Оборудование для урока: компьютер, проектор, экран, презентация, плакаты по противопожарной безопасности, детские книги о пожарах, на карточках ПОЖАР, ПРИЧИНЫ, ПРАВИЛА,

Цели:

Выяснить, что такое пожар. Узнать причины возникновения пожара, основные правила поведения при пожаре, правила противопожарной безопасности. Научиться вызывать пожарных по телефону.

Универсальные учебные действия (УДД):

Регулятивные УДД:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УДД:

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • обобщать и делать выводы.

Коммуникативные УДД:

  • задавать вопросы;
  • контролировать себя и товарища.

Ход урока

1. Организационный момент    (30 сек)

Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости. Меня зовут Наталья Владимировна. Сегодня я проведу для вас урок окружающего мира.                                                                   Прозвенел звонок, начинается урок.

Встаньте правильно.

Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь гостям! Тихо садитесь. С отличным настроением начинаем наш урок.

2. Введение в тему  (6 мин)

- Внимательно послушайте загадку, ее вам загадают мои ученики, учащиеся 2 класса. Догадайтесь, о чем идет речь в загадке.

Загадка (ВИДЕО)

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злобы ест дрова

Целый час, а может два.

Ты рукой его не тронь,

Искусает всю ладонь. (ОГОНЬ)

-Молодцы, ребята! А по каким признакам вы догадались, что речь идёт об огне? (рыжий зверь – это огонь, он сжигает дрова и если дотронуться, то руку можно обжечь)

- Действительно, огонь имеет рыжевато-жёлтые, красные оттенки.  Его сравнивают со зверем, потому что он непредсказуем, как дикий зверь, он сжигает до тла дрова. И до огня нельзя дотрагиваться, иначе можно обжечься.

- Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь - повседневный друг. (ВЕШАЮ КАРТИНКУ)

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом. (ПО ОЧЕРЕДИ)

 

Друг                                                   Враг

- А почему мы называем огонь другом человека? (СЛАЙД)

(Добрый, потому что огонь согревает, дает тепло, на огне готовят пищу. Огонь дает людям свет, его мы можем назвать нашим другом).

- Молодцы! Действительно, огонь может быть другом человека. Огонь согревает жилища, на огне готовят пищу, многие профессии людей связаны с огнём, огонь приводит в движение ракеты.

- А почему огонь может быть врагом человека?? (Злой) Почему? (Злой потому что огонь может сжечь квартиру, дом, лес, поле, он разрушает и ни чего не оставляет после себя).

- Молодцы! Действительно, огонь может быть врагом человека.  (СЛАЙД) Он разрушает, наносит убытки и непоправимый вред. В огненной буре гибнут люди, животные, насекомые.

- А вот о каком огне пойдёт речь сегодня на уроке, мы с Вами узнаем, посмотрев фильм.

3. Определение темы урока

Фильм "ПОЖАР"

- О каком огне пойдет речь сегодня на уроке? (О ЗЛОМ) (УБИРАЮ ДОБРЫЙ ОГОНЁК)

- Как называется такое явление в нашей жизни? (Пожар)

- Итак, тема нашего урока - ПОЖАР. (СЛАЙД)

-Что мы сегодня узнаем на уроке? Чему научимся? (СЛАЙД)

Итак, Задачи урока:

1. Выясним, что такое пожар.

2. Узнаем причины возникновения пожара

3. Определим основные правила поведения при пожаре

4. Познакомимся с  правилами противопожарной безопасности

5. Научимся вызывать пожарных по телефону.

- Для раскрытия нашей темы мы будем вместе с огонёчками подниматься по ступеням лестницы знаний.

4.Работа по теме урока (3 мин)

1. ПОЖАР. (Вывесить карточку)

- Как вы думаете, что такое ПОЖАР? (Слушаем ответы детей)

 - Молодцы, а сейчас посмотрим на экран. Прочитайте определение этого слова по толковому словарю Ожегова. Определение слова ПОЖАР.(на экран)

Пожар - неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибели человека.

- Как вы понимаете слово неконтролируемый? (Находится без контроля, не поддаётся контролю) Много бесценных вещей, сделанных руками людей, сгорело. Огонь погубил много людей. Во время войн тоже было много огня. Горели Москва, Новгород. Люди оставались на голом месте, без крова и средств. Пожары уничтожают леса и посевы, заставляя людей бросать родные места. Огонь калечит здоровье и судьбы многих людей. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа за 2016 г. зарегистрировано 370 пожаров, на пожарах погиб 21 человек травмировано 54 человека. За последние 3 года в огне погибло около 1000 ни в чем неповинных животных.

2. ПРИЧИНЫ (5 мин)

- Мы с вами выяснили лексическое значение слова пожар. Чтобы наш огонёк всегда оставался добрым давайте определим причины возникновения пожара. Я вам буду показывать картинки, а вы – называть причину пожара.

- Внимание на экран. Рассмотрите картинку, какая причина? (Неосторожные игры со спичками и зажигалкой) (Разведение костров в лесу. ) (Неосторожное обращение с фейерверками, игры с петардами) (Неумелое обращение с огнём, газовыми плитами.) (Неумелое обращение с электроприборами.)

3. ПРАВИЛА (12 мин)

- Мы с вами выяснили причины пожара, огонёк доволен вами, и сейчас он приготовил для вас новое задание - мы будем составлять правила пожарной безопасности.                          (На доску «Правила»)

- Перечислите места, где может возникнуть пожар? +В лесу, в доме, в школе.

- Для составлений правил противопожарной безопасности огонёчек предлагает вам выполнить проект. А работать мы будем группами.  Для начала давайте вспомним правила работы в группах (читают по очереди)

1 ряд-это1 группа. Составляет проект правила противопожарной безопасности «в лесу» Занимает место возле последней парты

2 ряд -это2 группа. Составляет проект правила противопожарной безопасности «в доме» Занимает место возле первой парты

3 группа. Составляет проект правила противопожарной безопасности  «в школе» Занимает место возле последней парты

Вспомним правила работы в группе.

  • Правила вывести на доску
  • 1. Чётко распределить роли в группе
  • 2. Слушать друг друга
  • 3. Уметь договариваться
  • 4. Быть терпимым и доброжелательным
  • 5. Помогать друг другу

- Итак, у вас на столе инструкция, лист ватмана с темой вашего проекта,  два конверта и клей.

В конверте №1- картинки, в конверте №2- карточки с правилами поведения при пожаре. Ваша задача сделать соответствие картинка и правило. Время выполнения работы 3 минуты. На защиту проекта - 2 минуты.

- Возьмите и внимательно прочитайте инструкцию. А теперь приступайте к работе.

(ФОН МУЗЫКА)

- Защита проектов

- Для чего нужно знать правила противопожарной безопасности? (Чтобы обезопасить себя)

Игра

4. ЗВОНОК  5 мин

- Ой, ребята, посмотрите, огонёк наш становится злым. Что случилось? (Пожар)

- Пожар всё - таки случился, куда же мы будем звонить? (В пожарную часть) ЗВОНОК

- А по какому номеру? (01)

- Ой какие вы молодцы, конечно, а есть ещё один номер службы спасения, кто его знает? (112)

- Совершенно верно. Что нам понадобится, для игры? (Телефон)

- А что надо говорить когда позвонишь? (ЧТО СЛУЧИЛОСЬ)

- А что ещё надо сообщить? Куда им ехать? (Адрес)

- Какой адрес? (улица Вишнёвая, д. 5)

- А нужно сообщить что горит?

-А ещё обязательно надо сообщить кто звонил. Кто готов выйти к доске и разыграть игру звонок в пожарную часть?

Памятка
1. Звоним в пожарную часть                                                                                                                  2. Называем адрес (город, улица, дом, квартира)
3. Где и что горит                                                                                                      
4. Кто сообщил о пожаре

- Но помните, что ради игры звонить в пожарную часть НЕЛЬЗЯ!!!Возможно в этот момент действительно нужна будет кому то помощь пожарных, и их нельзя отвлекать шуточными звонками. Помните, от этого зависит человеческая жизнь.

5.Пожарный транспорт

- А вот на каком транспорте пожарные приедут на пожар, мы сейчас с вами узнаем. Огонёчек для вас приготовил задание, оно в конверте у вас на столах. В них лежат карточки, из которых нужно собрать картинку пожарного транспорта. Работать будете в паре. Приступайте.

6. ПОЖАРНЫЙ 6 мин

- Ой, ребята, Молодцы, справились с заданием. Огонёчек спрашивает, а ребята знают, как выглядит пожарный? Сейчас мы это проверим.

7.Работа с дивайсами

Дидактическая игра одень пожарного

- Выполнять работу вы огонёк вам предлагает на дивайсах. Откройте дивайсы. Найдите на рабочем столе документ с названием Пожарный. Послушайте внимательно задание:

- Из всех предложенных вариантов одежды выберите тот вариант, который предназначен для пожарного.

Сверка с доской

- Из каких элементов состоит одежда пожарного? Проверьте, все надели своему пожарному резиновые сапоги? Поднимите руки, кто одел правильно пожарного?

- Молодцы огонёчек очень доволен вами!

- Почему у пожарного специальный костюм? (Потому что этот костюм защищает пожарного от высоких температур, он влагонепроницаемый и температуро устойчивый)

- Ребята, как вы думаете профессия пожарного сложная? (Конечно, она связана с ежедневным риском и опасностью)

- Какими качествами должен обладать человек этой профессии? (Они бесстрашны, сильны, тренированы, самоотверженны.)   

- Он должен быть храбрым;
- выносливым;
- ловким;
- сильным;
- дисциплинированным;
- внимательным;
- быстро принимать решения;
- уметь оказать первую медицинскую помощь пострадавшим при пожаре;
- поддерживать своих товарищей.
Для того, чтобы пожарный обладал всеми этими качествами, ему нужно постоянно тренироваться.
 

- Но в нашей жизни возникают ситуации, когда на помощь приходят не только пожарные, обычные дети, которые достойны уважения и нашего внимания, те, которые вопреки своим страхам совершили подвиг - спасли людей при пожаре.

- Внимание на экран!

Фильм Маленькие герои (Музыка, портреты на одном слайде, стих)

1. Алина Гусакова и Денис Фёдоров
 Во время страшных пожаров в Хакасии школьники спасли троих человек.

2. Кобычев Максим
Спас из пламени горящего дома женщину-инвалида и мужчину.

3. Семен Давыдов  защитил от огня четырех малышей

В жизни всегда есть место подвигу!

Дружочек будь уверен, чтобы быть героем- 

Нужна отвага, смелость, доброта.

И чтобы свершать геройские поступки,

Поверьте дети - не нужна война.

5. Итог урока 2 мин

- Итак, наш урок подходит к концу.

- Давайте обратимся к нашей лесенке и вспомним основные ступени нашего урока? (Показываю и спрашиваю детей)

- Первая ступень вспомним тему нашего урока? (Пожар)

-– ПРИЧИНЫ. – Какие основные причины возникновения пожара?

- Далее ПРАВИЛА. – Кто назовёт основные правила пожарной безопасности?

- Кто такой ПОЖАРНЫЙ? - Кто из вас хотел бы стать пожарным?

- Назовите номер экстренной службы ? 112

- Номер пожарной охраны? 01

6. Рефлексия 2 мин

- У вас на столах лежат огонечки, возьмите их в руки. Сейчас вы  подойдёте к доске и прикрепите свой огонечек на ту ступеньку, на которой вам было сегодня  наиболее интересно или на которой вы для себя узнали что – то новое. Сначала девочки, а потом мальчики.

 http://ds30ogonek.narod.ru/Doc/log1_logotip_dou.jpg

- Спасибо большое за урок! Мне было очень приятно работать с вами! На память о себе и о нашем сегодняшнем уроке, я хотела бы оставить для вас памятки: Осторожно, огонь! До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Окружающему миру "ПОЖАР"

Урок по теме "Пожар" с сопутствующей темой интегрированного курса ОБЖ "Друг огонь нам или враг?" позволяет уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, расширить и уточнить знания детей о п...

Пожар

Плешаков А.А. 2 класс...

Сценарий внеклассного мероприятия для 1 класса. Тема: «Нет пожарам».

Классный час для 1 класса "нет пожарам". Доступный материал для учащихся 1 класса с применением ИКТ....

Пожар-это страшно, пожар - это опасно.

Занятие позволяет научить прогнозировать опасности, связанные  с возникновением пожаров в помещениях , в транспорте, в лесу....

Пожар и действия человека при пожаре

Конспект внеклассного мероприятия...

Пожар. Правила поведения при пожаре.

Цель: показать роль огня в жизни человека; выявить причины, приводящие к возникновению пожара; составить памятку о поведении при пожаре.Задачи: 1)знать правила противопожарной безопасности...