Программа "Окружающий мир" 1 -4 класс
рабочая программа по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГНИЛОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрена» на заседании ШМО учителей начальных классов ________________________ Протокол №_______ от «___» ________2016 г Руководитель: ___________ /Румянцева В.В./ | «Согласована» Заместитель директора по УВР
_________/Даренских Л.В./
«___» ___________2016 г | «Утверждена» Приказ №______ от «___» ___________20___ г Директор школы
__________/Румянцева Т.Ф./
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
- 4 КЛАСС
Составитель программы
Румянцева Валентина Владимировна
Учитель начальных классов
С.ГНИЛОЕ
2016 г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Уровень образования: начальное общее образование
Срок освоения: 4 года
Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Нормативно-правовые основания для разработки рабочей программы:
- Федеральный закон РФ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года
- Устав Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Гниловская основная общеобразовательная школа»
- Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Гниловская ООШ»
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015, авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России»).
- Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС.
Реализуемый УМК:
- Плешаков А. А. Окружающий мир 1-4 класс, М.: Просвещение, 2013
- Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику « Окружающий мир» в 2-х частях: 1-4
класс. - М.: Просвещение, 2014
- Плешаков А. А. Атлас - определитель « От земли до неба », М.: Просвещение, 2011
- Казакова О. В. И др. Универсальные поурочные разработки по курсу « Окружающий мир » .1-4класс. М.:ВАКО,2011
- Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас - определитель для учащихся начальных классов. М.: Просвещение. 2011
- Детская энциклопедия « Я познаю мир ». 2011
- Контрольно – измерительные материалы ФГОС. Окружающий мир 2-4 класс, М.: «ВАКО», 2012 г.
- Электронное приложение к учебнику Плешакова А,А, «Окружающий мир».
Разработчик программы | Учитель начальных классов Румянцева Валентина Владимировна |
Когда разрабатывалась программа | В соответствии со сроками, указанными в «Положении о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС» |
Как разрабатывалась рабочая программа | На основе примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015, авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России»). |
Полномочия разработчика программы |
|
Ответственность разработчика программы | Разработчик программы несёт ответственность за:
|
- Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
В результате изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
- и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.)для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Содержание учебного предмета
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Формы организации работы при изучении предмета разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий.
- Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Колич. часов | Дата | Примечание | |
По плану | Фактически | ||||
Введение | 1 | ||||
1 | Задавайте вопросы. | 1 | |||
Что и кто? | 20 | ||||
2 | Что такое Родина? | 1 | |||
3 | Что мы знаем о народах России? | 1 | |||
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 | |||
5 | Проект «Моя малая родина» | 1 | |||
6 | Что у нас над головой? | 1 | |||
7 | Что у нас под ногами? | 1 | |||
8 | Что общего у разных растений? | 1 | |||
9 | Что растет на подоконнике? | 1 | |||
10 | Что растет на клумбе? | 1 | |||
11 | Что это за листья? | 1 | |||
12 | Что такое хвоинки? | 1 | |||
13 | Кто такие насекомые? | 1 | |||
14 | Кто такие рыбы? | 1 | |||
15 | Кто такие птицы? | 1 | |||
16 | Кто такие звери? | 1 | |||
17 | Что нас окружает дома? | 1 | |||
18 | Что умеет компьютер? | 1 | |||
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | |||
20 | На что похожа наша планета? | 1 | |||
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | 1 | |||
Как, откуда и куда? | 12 | ||||
22 | Как живет семья. Проект «Моя семья» | 1 | |||
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | |||
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | |||
25 | Как путешествует письмо. | 1 | |||
26 | Куда текут реки? | 1 | |||
27 | Откуда берутся снег и лед? | 1 | |||
28 | Как живут растения? | 1 | |||
29 | Как живут животные? | 1 | |||
30 | Как зимой помочь птицам? | 1 | |||
31 | Откуда берется и куда девается мусор? | 1 | |||
32 | Откуда в снежках грязь. | 1 | |||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» | 1 | |||
Где и когда? | 11 | ||||
34 | Когда учиться интересно? | 1 | |||
35 | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | |||
36 | Когда придет суббота? | 1 | |||
37 | Когда наступит лето? | 1 | |||
38 | Где живут белые медведи? | 1 | |||
39 | Где живут слоны? | 1 | |||
40 | Где зимуют птицы? | 1 | |||
41 | Когда появилась одежда? | 1 | |||
42 | Когда изобрели велосипед? | 1 | |||
43 | Когда ты станешь взрослым? | 1 | |||
44 | Проверим себя и оценим по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа | 1 | |||
Почему и зачем? | 21 | ||||
45 | Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? | 1 | |||
46 | Почему Луна бывает разной? | 1 | |||
47 | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 | |||
48 | Почему звенит звонок? | 1 | |||
49 | Почему радуга разноцветная? | 1 | |||
50 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | |||
51 | Проект «Наши домашние питомцы» | 1 | |||
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | |||
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | |||
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 | |||
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | |||
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | |||
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | |||
58 | Зачем нужны автомобили? | 1 | |||
59 | Зачем нужны поезда? | 1 | |||
60 | Зачем строят корабли? | 1 | |||
61 | Зачем строят самолеты? | 1 | |||
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | |||
63 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | |||
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | |||
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | |||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | 1 |
2 класс
№ п/п урока | Наименование разделов и тем | Колич. часов | Дата | Примечание | |
По план | фактически | ||||
«Где мы живём?» | 4 | ||||
1 | Родная страна | 1 | |||
2 | Город и село. Проект «Родное село» | 1 | |||
3 | Природа и рукотворный мир. | 1 | |||
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | 1 | |||
«Природа» | 2 0 | ||||
5 | Неживая и живая природа. | 1 | |||
6 | Явления природы | 1 | |||
7 | Что такое погода | 1 | |||
8 | В гости к осени (экскурсия) | 1 | |||
9 | В гости к осени (урок). | 1 | |||
10 | Звёздное небо. | 1 | |||
11 | Заглянем в кладовые Земли. | 1 | |||
12 | Про воздух. | 1 | |||
13 | Про воду | 1 | |||
14 | Какие бывают растения | 1 | |||
15 | Какие бывают животные | 1 | |||
16 | Невидимые нити. | 1 | |||
17 | Дикорастущие и культурные растения | 1 | |||
18 | Дикие и домашние животные. | 1 | |||
19 | Комнатные растения. | 1 | |||
20 | Животные живого уголка | 1 | |||
21 | Про кошек и собак. | 1 | |||
22 | Красная книга. | 1 | |||
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга» | 1 | |||
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа | 1 | |||
«Жизнь города и села» | 10 | ||||
25 | Что такое экономика. | 1 | |||
26 | Из чего что сделано | 1 | |||
27 | Как построить дом | 1 | |||
28 | Какой бывает транспорт | 1 | |||
29 | Культура и образование. | 1 | |||
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | |||
31 | В гости к зиме (экскурсия) | 1 | |||
32 | В гости к зиме (урок) | 1 | |||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 | |||
34 | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга», «Профес-сии». | 1 | |||
35 | «Здоровье и безопасность» | 9 | |||
36 | Строение тела человека. | 1 | |||
37 | Если хочешь быть здоров | 1 | |||
38 | Берегись автомобиля! | 1 | |||
39 | Школа пешехода. | 1 | |||
40 | Домашние опасности | 1 | |||
41 | Пожар. | 1 | |||
42 | На воде и в лесу. | 1 | |||
43 | Опасные незнакомцы | 1 | |||
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 | |||
«Общение» | 7 | ||||
45 | Наша дружная семья. | 1 | |||
46 | Проект «Родословная». | 1 | |||
47 | В школе | 1 | |||
48 | Правила вежливости. | 1 | |||
49 | Ты и твои друзья | 1 | |||
50 | Мы – зрители и пассажиры | 1 | |||
51 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1 | |||
«Путешествия» | 20 | ||||
52 | Посмотри вокруг. | 1 | |||
53 | Ориентирование на местности. | 1 | |||
54 | Формы земной поверхности. | 1 | |||
55 | Водные богатства. | 1 | |||
56 | В гости к весне (экскурсия) | 1 | |||
57 | В гости к весне | 1 | |||
58 | Россия на карте | 1 | |||
59 | Проект «Города России». | 1 | |||
60 | Путешествие по Москве | 1 | |||
61 | Московский Кремль | 1 | |||
62 | Город на Неве | 1 | |||
63 | Путешествие по планете | 1 | |||
64 | Путешествие по материкам. | 1 | |||
65 | Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 | |||
66 | Впереди лето | 1 | |||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 | |||
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 |
3 класс
№ п/п урока | Наименование разделов и тем | Колич. часов | Дата | Примечание | |
По плану | фактически | ||||
Как устроен мир | 7 | ||||
1 | Природа. Роль природы в жизни человека. | 1 | |||
2 | Человек - часть природы | 1 | |||
3 | Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | |||
4 | Общество | 1 | |||
5 | Что такое экология | 1 | |||
6 | Природа в опасности. Охрана природы. | 1 | |||
7 | Обобщение по разделу «Как устроен мир». Проверочная работа | 1 | |||
Эта удивительная природа | 19 | ||||
8 | Тела, вещества, частицы | 1 | |||
9 | Разнообразие веществ. | 1 | |||
10 | Воздух и его охрана | 1 | |||
11 | Вода | 1 | |||
12 | Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | 1 | |||
13 | Берегите воду! | 1 | |||
14 | Что такое почва | 1 | |||
15 | Разнообразие растений | 1 | |||
16 | Солнце. Растения и мы с вами | 1 | |||
17 | Размножение и развитие растений | 1 | |||
18 | Охрана растений | 1 | |||
19 | Животные, их разнообразие | 1 | |||
20 | Кто что ест | 1 | |||
21 | Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 | |||
22 | Размножение и развитие животных | 1 | |||
23 | Охрана животных | 1 | |||
24 | В царстве грибов | 1 | |||
25 | Великий круговорот жизни | 1 | |||
26 | Обобщение по разделу «Эта удивительная природа».Тест «Эта удивительная природа» | 1 | |||
Мы и наше здоровье | 10 | ||||
27 | Организм человека | 1 | |||
28 | Органы чувств | 1 | |||
29 | Надежная защита организма | 1 | |||
30 | Опора тела и движение | 1 | |||
31 | Наше питание | 1 | |||
32 | Проект «школа кулинаров» | 1 | |||
33 | Дыхание и кровообращение | 1 | |||
34 | Умей предупреждать болезни | 1 | |||
35 | Здоровый образ жизни | 1 | |||
36 | Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье». Тест «Мы и наше здоровье» | 1 | |||
Наша безопасность. | 8 | ||||
37 | Огонь, вода и газ | 1 | |||
38 | Чтобы путь был счастливым | 1 | |||
39 | Дорожные знаки | 1 | |||
40 | Проект «Кто нас защищает» | 1 | |||
41 | Опасные места | 1 | |||
42 | Природа и наша безопасность | 1 | |||
43 | Экологическая безопасность | 1 | |||
44 | Обобщение по разделу «Наша безопасность». Тест «Наша безопасность». | 1 | |||
Чему учит экономика | 12 | ||||
45 | Для чего нужна экономика | 1 | |||
46 | Природные богатства и труд людей- основа экономики | 1 | |||
47 | Полезные ископаемые | 1 | |||
48 | Растениеводство | 1 | |||
49 | Животноводство | 1 | |||
50 | Какая бывает промышленность | 1 | |||
51 | Проект «экономика родного края» | 1 | |||
52 | Что такое деньги | 1 | |||
53 | Государственный бюджет | 1 | |||
54 | Семейный бюджет | 1 | |||
55 | Экономика и экология | 1 | |||
56 | Обобщение по разделу «Чему учит экономика». Тест «Чему учит экономика». | 1 | |||
Путешествие по городам и странам | 12 | ||||
57-59 | Золотое кольцо России | 3 | |||
60 | Проект «Музей путешествий» | 1 | |||
61 | Наши ближайшие соседи | 1 | |||
62 | На севере Европы | 1 | |||
63 | Что такое Бенилюкс | 1 | |||
64 | В центре Европы | 1 | |||
65 | По Франции и Великобритании | 1 | |||
66 | На юге Европы | 1 | |||
67 | По знаменитым местам мира | 1 | |||
68 | Обобщение по разделу «Путешествие по городам и странам». Тест «Путешествие по городам и странам». | 1 | |||
Итого | 68ч |
4 класс
№п/п урока | Наименование раздела и тем урока | Кол-во часов | Дата | Примечания | |
По плану | фактически | ||||
Земля и человечество 9ч | |||||
1 | Мир глазами астронома | 1 | |||
2 | Земля- планета Солнечной системы. | 1 | |||
3 | Звездное небо – «Великая книга | 1 | |||
4 | Мир глазами географа. | 1 | |||
5 | Мир глазами историка. | 1 | |||
6 | Когда и где? | 1 | |||
7 | Мир глазами эколога. | 1 | |||
8-9 | Сокровища Земли под охраной человечества | 2 | |||
Природа России 10ч | |||||
10 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России. | 1 | |||
11 | Моря, озера и реки России | 1 | |||
12 | Природные зоны России. | 1 | |||
13 | Зона арктических пустынь | 1 | |||
14 | Зона тундры | 1 | |||
15 | Лесная зона России. | 1 | |||
16 | Лес и человек | 1 | |||
17 | Зона степей. | 1 | |||
18 | Зона пустынь | 1 | |||
19 | У Чёрного моря. | 1 | |||
20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России» ( обобщающий урок-игра « Природные зоны России»). | 1 | |||
Родной край – часть большой страны 15ч | |||||
21 | Наш край. | 1 | |||
22 | Поверхность нашего края. | 1 | |||
23 | Поверхность нашего края ( экскурсия) | 1 | |||
24 | Водные богатства нашего края. | 1 | |||
25 | Наши поземные богатства. | 1 | |||
26 | Земля – кормилица. | 1 | |||
27 | Экскурсия в лес и на луг.. | 1 | |||
28 | Жизнь леса. | 1 | |||
29 | Жизнь луга. | 1 | |||
30 | Жизнь в пресных водоёмах. | 1 | |||
31 | Экскурсия к водоёму. | 1 | |||
32 | Растениеводство в нашем крае. | 1 | |||
33 | Животноводство в нашем крае. | 1 | |||
34 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край- часть большой страны». Презентация проектов: обобщающий урок- игра « По родному краю». | 1 | |||
Страницы всемирной истории 5ч | |||||
35 | Начало истории человечества. | 1 | |||
36 | Мир древности: далёкий и близкий. | 1 | |||
37 | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | |||
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | |||
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | |||
Страницы истории России 20ч | |||||
40 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян. | 1 | |||
41 | Во времена Древней Руси. | 1 | |||
42 | Страна городов | 1 | |||
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 | |||
44 | Трудные времена на Русской земле. | 1 | |||
45 | Русь расправляет крылья. | 1 | |||
46 | Куликовская | 1 | |||
47 | Иван Третий. | .1 | |||
48 | Мастера печатных дел. | 1 | |||
49 | Патриоты России | 1 | |||
50 | Пётр Великий. | 1 | |||
51 | Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | |||
52 | Екатерина Великая. | 1 | |||
53 | Отечественная война 1812 года | 1 | |||
54 | Страницы истории Россия в XIX века. | 1 | |||
55 | Россия вступает в XX век. | 1 | |||
56 | Страницы истории в 20–30-е | 1 | |||
57-58 | Великая Отечественная война и Великая Победа. | 2 | |||
59 | Страна, открывшая путь в космос. | 1 | |||
Современная Россия 9ч | |||||
60 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека. | 1 | |||
61 | Мы – граждане России. | 1 | |||
62 | Славные символы России. | 1 | |||
63 | Такие разные праздники. | 1 | |||
64-66 | Путешествие по России. | 3 | |||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения за 2-е полугодие. | 1 | |||
68 | Презентация проектов. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации
Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века
Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...