Урок в начальной школе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Алексеенко Cветлана Михайловна

Урок окружающего мира 4 класс "Россия на географической карте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr.mir_4_kl.docx36.45 КБ
Файл kartochki_dom.zad_.docx15.63 КБ
Файл kartochki2.docx15.4 КБ
Файл samoanaliz.docx20.02 КБ
Package icon volna_org_oziero_baikal_zhiemchuzhina_sibiri.zip723.13 КБ

Предварительный просмотр:

МАРТЫНОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7

х. НОВОСЕЛОВКА

Открытый урок

«Россия на географической карте»

Окружающий мир 4 класс

Учитель начальных классов  Алексеенко Светлана Михайловна

Класс: 4

Тема: Россия на географической карте

Тип урока: открытие новых знаний

Технология: системно-деятельностный подход

Основные дидактические методы: 

  • словесный (беседа, объяснения);
  • наглядный;
  • практический (работа с пособием, карточки);
  • частично-поисковый;
  • объяснительно-иллюстративный;

Форма работы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая

Цель:

  1. познакомить учащихся с природой России, с крупнейшими равнинами и горными системами, реками, озёрами, омывающими её морями;
  2. развивать наглядно-образное мышление, умение читать карту;
  3. воспитывать патриотические чувства.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся работать с картой: показывать Россию на карте мира, крайние (материковые) точки России, горы, равнины, реки, города; смогут называть достоинства России.

Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Познавательные: общеучебные – называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – научатся работать с картой.

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: самоопределение – осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину.

Оборудование: пословицы о Родине; географические карты (электронные: мира и России, на доске и на партах: России), мультимедийное оборудование.

Технологическая карта урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

 

1.      Организационный момент (1-2 минуты)

 

2.   

     

     

Проверка домашнего задания. (4-5 минут)

 

 

 

3.      Постановка учебной задачи и определение темы занятия.(4-5 минут)

 

 

4. 

 «    

Первичное восприятие и усвоение нового материала  (7-8 минут)

 

       Первичное закрепление (5-10 минут)

 

6.  

ФИЗМИНУТКА

Работа с проверкой по эталону. (4-5 минут)

 

7.   Рефлексия     деятельности.      (Итог урока 2-3 минуты)

 

 

Домашнее задание 

 

 

  

 Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

- Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа.

                                                                       

СЛАЙД 2

Решите кроссворд (проверка домашнего задания).

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1.        Небесное горячее, самосветящееся тело. (Звезда)

2.        Звезда, вокруг которой вращается Земля. (Солнце)

3.        Звезда, которая помогает путешественникам сориентироваться на местности. (Полярная)

4.        Планета, названная в честь бога торговли. (Меркурий

5.Дорога, по которой движется планета.(орбита)

6. Группа звезд( Созвездие)

7. Наука , которая занимается изучением звезд.(астрономия)

8.фамилия первого космонавта.(Гагарин)

После того, как справитесь с работой, оцените её и в специально отведенную клеточку поставьте ту отметку, которую , как вы считаете заработали.

Чтобы определить чем сегодня на уроке мы будем заниматься вам нужно отгадать несколько загадок.

СЛАЙД 3

  1. Уменьшенное изображение земной поверхности на бумаге, с помощью условных знаков

  1. Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –  На одном листе бумажном.   (Географическая карта)

-Совершенно верно , это карта. СЛАЙД 4

-Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Сегодня на уроке отправимся в путешествие по карте России. Узнаем, что может рассказать физическая карта о природе нашей страны.

Блиц опрос об условных знаках географической карты.

Учащиеся используют сигнальные карточки – если верное высказывание – зелёная, если неверное – красная.

  1. Параллели проходят по направлению запад-восток (+)
  2. Глубокие места морей и океанов окрашивают на карте зелёным цветом (-)
  3. Зелёным цветом отмечены низменности (+)
  4. Меридианы проходят по направлению север-юг (+)
  5. Синим цветом отмечены горы (-)
  6. Коричневым цветом отмечены высокие горы(+)
  7. Города обозначены кружком (+)

Переходя   к   рассмотрению   физической   карты   России,  работаем   с   первым   форзацем   книги,   на   котором   дана   эта   карта   в   масштабе в 1 см 280 км.

Это задание поможет ученикам осознать, как велика их страна, как   далеко   она   протянулась   с   запада   на   восток   и   с   севера   на   юг (надо брать самые крайние точки на севере и юге, на западе и востоке   территории).  

      СЛАЙД 5

- Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительными географическими объектами нашей страны и узнаем, какой была первая карта России. 

Для этого откроем учебник на стр.80 СЛАЙД 6

-скажите, сильно ли отличается современная карта от  первой?

-на что больше она похожа?

-А теперь нам необходимо познакомиться с картой поближе и узнать , что же изображено на ней.

-прежде чем мы начнем работать с картой я предлагаю вспомнить некоторые ранее изученные знания , для  этого мы поработаем в  печатной тетради стр30 ,з.1.

-ответьте  мне на вопрос

-На каком материке находится наша страна?

А что мы знаем об этом материке?

_почему его так называют?

Прежде, чем мы начнем работать с картой, давайте познакомимся с материалам, который дан у нас в учебнике.

- а сейчас, я  предлагаю вам поработать с картой  в печатной тетради.Зад3 на стр 31

Нам предстоит   показать   на карте России следующие географические объекты: РАВНИНЫ

СЛАЙД 7

-О том ,что такое равнина расскажет нам Смирнова Зинаида.

СЛАЙД 8

Следующие объекты это горы и плоскогорье

СЛАЙД 9

О горах нам расскажет Ткачёва Анастасия

СЛАЙД 10

 -водные ресурсы нашего государства очень разнообразны. О них нам расскажет Лемех Полина.

СЛАЙД 11,12,13

.

   

Для закрепления материала вам необходимо прочитать сообщение в учебнике.

-Для проверки ваших знаний необходимо поработать в парах и выполнить задания на карточках. Сверьте ваши ответы со слайдом и оцените вашу работу.

СЛАЙД 14-15

- Что нового мы сегодня узнали?

- Какие вопросы остались?

- что было на уроке интересно?

-все ли ответы на вопросы вы получили?

Оцените свои достижения на уроке, закончив предложения:

-  Сегодня на уроке я    узнал…

-  Мне понравилось…

-  Самое интересное  задание…

СЛАЙД 16

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.

Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт.

Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит!

1.задания  в учебнике на стр 81, подготовить информацию о Волге.

2. Зад 6и7 в печ.тетради на стр 32-33

 

Настраиваются на активную работу на уроке.

Работают с карточками.

Внимательно слушают и отвечают.

Формулируют тему урока.

Отвечают на вопросы с помощью сигнальных карт.

Определяют протяжённость России с запада на восток и с севера на юг.

С-Ю=4000км.

З-В =10000км.

Дети читают информацию о первой карте. (Наумова Елена)

Дети работают в тетрадях.

Далее ученики могут рассказать о формах суши на территории России, называя самые крупные равнины, горные системы и возвышенности, острова и полуострова, моря, омывающие Россию. Отметить границу нашего государства, горы, реки,

Равнины – это плоские обширные территории земной поверхности, на которых имеются  слабые уклоны . На территории нашего государства есть Восточно-Европейская  и Западно-Сибирская  равнины,

Дети выделяют на карте равнины

Горы – это участки земной поверхности, которые могут иметь различную возвышенность. Различаются горы по высоте, есть высокие , низкие и средние. Самой высокой точкой горы является вершина.

На территории России есть Среднесибирское плоскогорье,   Уральские,   Кавказские,   Алтайские   горы;  

Вода  на земле являются самым необходимым ресурсом. В России очень много рек: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур;

Озёр: Каспийское море, Байкал, Ладожское   и Онежское озёра

Морей: Балтийское, Черное, Азовское

Дети читают учебник

Выполняют упражнения по музыку.

Дети выполняют работу в двух вариантах и проверяют её самостоятельно.

 

 Регулятивные :

формирование способности к организации своей деятельности.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели. 

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий.

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные :

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Личностные: развивают познавательные  интересы  учебных мотивов;

Коммуникативные:  ясно и четко излагают свое мнение, выстраивают речевые конструкции.

оформляют свои мысли в устной речи, аргументируют  ее.



Предварительный просмотр:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1.        Небесное горячее, самосветящееся тело.

2.        Звезда, вокруг которой вращается Земля.

3.        Звезда, которая помогает путешественникам сориентироваться на местности.

4.        Планета, названная в честь бога торговли.

5.Дорога, по которой движется планета

6. Группа звезд.

7. Наука , которая занимается изучением звезд.

8.фамилия первого космонавта.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1.        Небесное горячее, самосветящееся тело.

2.        Звезда, вокруг которой вращается Земля.

3.        Звезда, которая помогает путешественникам сориентироваться на местности.

4.        Планета, названная в честь бога торговли.

5.Дорога, по которой движется планета.

6. Группа звезд .

7. Наука , которая занимается изучением звезд.

8.фамилия первого космонавта.



Предварительный просмотр:

 

Найдите «лишнее» слово

1)        Волга, Обь, Байкал, Енисей

2)        Кавказские, Уральские, Алтайские, Каспийское

3)        Онежское, Ладожское, Чёрное, Байкал

4)        Волга, Лена, Дон, Эльбрус

Найдите «лишнее» слово

1)        Волга, Обь, Байкал, Енисей

2)        Кавказские, Уральские, Алтайские, Каспийское

3)        Онежское, Ладожское, Чёрное, Байкал

4)        Волга, Лена, Дон, Эльбрус

Найдите «лишнее» слово

1)        Волга, Обь, Байкал, Енисей

2)        Кавказские, Уральские, Алтайские, Каспийское

3)        Онежское, Ладожское, Чёрное, Байкал

4)        Волга, Лена, Дон, Эльбрус

Найдите «лишнее» слово

1)        Волга, Обь, Байкал, Енисей

2)        Кавказские, Уральские, Алтайские, Каспийское

3)        Онежское, Ладожское, Чёрное, Байкал

4)        Волга, Лена, Дон, Эльбрус

Найдите «лишнее» слово

1)        Волга, Обь, Байкал, Енисей

2)        Кавказские, Уральские, Алтайские, Каспийское

3)        Онежское, Ладожское, Чёрное, Байкал

4)        Волга, Лена, Дон, Эльбрус

Составь из букв правильные названия :

      К Л А Й А Б                   ______________________

      Л О Г А В                       ______________________                

      Е А Н Л                          ______________________                        

      УРАМ                             ______________________          

                 

Составь из букв правильные названия :

      К Л А Й А Б                   ______________________

      Л О Г А В                       ______________________                

      Е А Н Л                          ______________________                        

      УРАМ                             ______________________              

             

Составь из букв правильные названия :

      К Л А Й А Б                   ______________________

      Л О Г А В                       ______________________                

      Е А Н Л                          ______________________                        

      УРАМ                             ______________________  

                         

Составь из букв правильные названия :

      К Л А Й А Б                   ______________________

      Л О Г А В                       ______________________                

      Е А Н Л                          ______________________                        

      УРАМ                             ______________________                            



Предварительный просмотр:

МАРТЫНОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7

х. НОВОСЕЛОВКА

Самоанализ

урока по окружающему миру «Россия на географической карте»

4 класс

Учитель начальных классов  Алексеенко Светлана Михайловна

Самоанализ урока окружающего мира ,

 проведённого учителем начальных классов. 

Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Россия  на географической карте», раздел «Путешествие по поверхности и недрам России».

Тип урока - это урок открытия нового знания.

Цель данного урока :

1.познакомить учащихся с природой России, с крупнейшими равнинами и горными системами, реками, озёрами, омывающими её морями;

2. развивать наглядно-образное мышление, умение читать карту;

3.воспитывать патриотические чувства.

Были определены задачи педагога:

1. Образовательные:

  • Научить  работать с картой: показывать Россию на карте мира, горы, равнины, реки, города; смогут называть достоинства России.

2. Развивающие:

  • развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ;
  • учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;
  • развивать речь учащихся; способность выдвигать гипотезы, приводить аргументы.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к изучаемому предмету;
  • формировать толерантность в отношениях  учащихся  в группе;
  •  умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная , групповая. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный мате риал.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому был использован мультимедийный проектор и компьютерная презентация .

 Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока как здоровьесберегающая технология была включена физпауза.

Урок позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, правильно подобранных заданий. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным.

На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения, приводили примеры из жизни. На уроке каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Это помогло ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся. Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя привлечению внимания к теме и целям урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска, соответствовал принципу научности и  доступности. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Байкал- жемчужина Сибири «Чудо природы во всех отношениях»

Слайд 2

Озеро Байкал – жемчужина Сибири Лесистых гор полуовалы, Касанье голубых лекал, И скалы, срезанные валом, И небо, павшее в Байкал, И сам он – величав и вечен, В гранитной раме вырезной, И весь – до донышка – просвечен, И весь – до капельки – родной. И Ангары полет строптивый, И ветра крик, и гул турбин, И птицы – сосны над обрывом, И дикий ветер баргузин – В этом, без чего не в силах, Быть далью даль и ширью ширь, И ты немыслима, Россия , И ты немыслима, Сибирь! М. Сергеев

Слайд 3

Географическое положение Байкала Озеро Байкал располагается на юге Восточной Сибири, омывая берега Иркутской области и республики Бурятиия . Данный водоем представлен формой полумесяца Байкал вытянулся с юго-запада на северо-восток . По длине Байкал растянулся на 636 км, его ширина в большей точке достигает 81 км, а в меньшей точке – 27 км. 

Слайд 4

История открытия озера.  В древние времена не существовало единого названия озера Байкал. Каждая народность, жившая на его берегу, именовала его по своему. Китайцы еще в сто десятом году до н.э. называли его Бэйхай , монголы Тенгис-далай , бурят-монголы Байгаал-далай В 30 годах прошлого века на Байкале проживал народ Баргуты на смену им пришла другая народность – Буряты , которые начали активно заселять территорию озера.

Слайд 5

Появление русских Русские пришли на Байкал в 1643 г. Одним из них был Курбат Иванов, открывший остров Ольхон .

Слайд 6

Байкал – самое глубокое озеро мира Наибольшая глубина – 1620 м, средняя –уровня Мирового океана, а уровень зеркала воды на 453 м выше . Байкальская вода содержит мало растворенных и взвешенных веществ, поэтому ее прозрачность превосходит все озерные водоемы мира и приближается к прозрачности вод океанов

Слайд 7

Характер берегов озера Байкал Породы берегов Байкала кристаллические, берега гористые. На территории котловины и его берегов до сих пор происходят движения земной коры.

Слайд 8

Острова Байкала На Байкале 27 островов, самый большой из них – остров Ольхон . Он расположен в средней части озера, вблизи западного побережья. Остров вытянут вдоль берега Байкала, длина Ольхона 73 км (между мысами Хобой и Умыш-Тамэ ), ширина достигает 15 км. Площадь острова Ольхон около 700 кв.км, длина береговой линии около 210 км.

Слайд 9

Что означает слово «Байкал»? «Байкал» – название тюркоязычное , происходит от Бай-Куль, что значит «Богатое озеро». Некоторые исследователи полагают, что это слово происходит от монгольского Байгал («богатый огонь») или Байгал Далай («большое море»).

Слайд 10

Температура и ледовый режим озера Вода в озере круглый год холодная. Температура воды – 10 -12˚С . Температура может колебаться у побережья и открытом озере. Замерзает озеро в конце декабря, но и вскрывается поздно – в мае. Почему? Льды плавают до конца мая-начала июня.

Слайд 11

Движение вод озера Байкал Озеро редко бывает спокойным. У берегов волны с шумом и грохотом разбиваются о скалы. Шторм на озере поднимает ураганный ветер- сарма , дующий с северо-запада с гор поперек озера.

Слайд 12

Реки озера Байкал В Байкал впадают около 350 рек. Самые крупные из них: Селенга Верхняя Ангара (см. фото) Баргузин Турка Снежная Сарма .

Слайд 13

Слайд 14

Значение Байкала Неповторимая красота Байкала, живописные его берега и острова привлекали и привлекают туристов из нашей страны и зарубежья. Целебный воздух, многочисленные термальные источники могут служить хорошей базой для создания курортов и зон отдыха.

Слайд 15

Байкал поражает красотой, богатством фауны, своей уникальностью и неповторимостью. Подсчитано, что 60% из 2630 видов животных и растений, встречающихся в озере, эндемики

Слайд 16

Животный мир " Рыбы в ней - осетры и таймени, и стерляди, и омули, и сиги, и прочих родов много ... ".

Слайд 17

Из млекопитающих в озере водится байкальский тюлень – нерпа, обладающий прекрасным мехом.

Слайд 18

«Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал», - говорят сибиряки Байкал – уникальное озеро, одно из неповторимых чудес планеты, поистине природная святыня не только россиян, но и всего человечества. Байкал – великан, богатырь, красавец под стать Сибири – матушке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ПРОГРАММЕ УМК « ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке растущей информации, т. к. современное общество становится информационным, и информационные технологии позволяют по- новому организовывать пр...

Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.

Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на  лицензионных дисках....

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...