Окружающий мир "Как помочь зимой птицам?" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Светлана Петровна Будз

Цели: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма.

 Предметные: расширить знания о птицах, зимующих в наших краях.

Метапредметные:

 Регулятивные:  формировать действия самоконтроля и самооценки.

Коммуникативные: организовать систему по формированию коллективных и индивидуальных действий учащихся, учить преобразовывать практическую задачу в познавательную,  в сотрудничестве  с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно выделять и формировать познавательную цель ,аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; проявлять любовь к животным, воспитывать  чувство ответственности.

Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить новые знания в  умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Как помочь зимой птицам?»  

Цели: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма.

 Предметные: расширить знания о птицах, зимующих в наших краях.

Метапредметные:

 Регулятивные:  формировать действия самоконтроля и самооценки.

Коммуникативные: организовать систему по формированию коллективных и индивидуальных действий учащихся, учить преобразовывать практическую задачу в познавательную,  в сотрудничестве  с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно выделять и формировать познавательную цель ,аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; проявлять любовь к животным, воспитывать  чувство ответственности.

Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить новые знания в  умения.

Планируемые результаты: научить распознавать зимующих птиц, изготавливать кормушки, выбирать корм для птиц.

Оборудование:  различные виды кормушек, таблица « Зимующие птицы»,  пакеты из-под кефира, ножницы, веревки , линейки, цветные карандаши, фишки.

                                                    Ход урока.

  1. Орг. момент

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

  1. Мотивация к учебной деятельности.

-Чему были посвящены наши предыдущие уроки?

 -Что узнали нового?

-А сейчас мы проведем небольшую разминку. Поработаем в группах.

Игра « Третий лишний» (карточки у каждого на парте)

-слон, жираф, дятел.

- стрекоза, синица ,бабочка.

-ласточка, окунь, лещ.

- Почему именно это животное вы выбрали?

3. Сообщение темы и цели урока.

- Как можно объединить все лишние слова?

- О чём сегодня будем говорить на уроке?

4. Работа по теме урока.

1). Работа  над загадкой.

-Наш  Муравьишка, как обычно, не может обойтись без своих любимых загадок

(Слайды 1 -6).

1.

По лужку он важно бродит.

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки

(гусь)

 

 

 

 

2.

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей)

 

 

3.

Он живет на крыше дома – 
Длинноногий, длинноносый, 
Длинношеий, безголосый. 
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)

 

                                        

 

4.

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …(ворона)

 

 

 

 

5.

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)

 

 

 

 

     Гусь                       Воробей

Аист                       Ворона

Грач

- Кто это?

- Как отличить птиц от других животных?

- Каких вы еще знаете перелетных птиц?

- Каких зимующих птиц знаете?

- Чем они отличаются?

- Какое сейчас время года?

- Каково птицам зимой?

- Вспомните, каких птиц вы видели в наших краях зимой?

 - Каково птицам зимой?

-Сегодня мы будем говорить о том, как зимой помочь птицам.

    -Какие из них живут у нас круглый год? (синицы, воробьи, поползни)

  - Какие птицы прилетают на зиму? (свиристели, снегири)

-Осенью многие птицы улетают на юг. Но большинство из них хорошо переносят зимы (т.е. холод), но т.к. зимой под снегом и льдом они не могут найти себе пищу, поэтому не холод, а голод заставляет их улетать в теплые края. Не все птицы улетают в теплые края. В родных местах остаются те, которые и зимой могут находить пропитание, такие птицы называются зимующие.(Слайды 7-11)

2). Рассказ детей (заранее подготовлены).

Синицы круглый год живут в лесах, парках и садах. Зимой они собираются в стайки и перебираются к жилью человека. Когда нет насекомых, синицы едят семена деревьев и кустарников, любят хлеб и сало. Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки.

Зимой воробьи мало чирикают, а больше молчат. В холодную погоду воробьи меньше двигаются, чем в теплую погоду. В морозную погоду воробьи сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться.

Воробьи – дружные птицы, не любят жить поодиночке. Они собираются в стайки – большие компании. В морозные дни воробьи садятся радом друг с другом, распустив перья и нахохлившись. Попробуйте нахохлиться как воробышки зимой. (Дети выполняют задание).

3). Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Наедайся поскорей.

(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой).

Поползня вы могли и не видеть, но эта птичка живет у нас круглый год. Свое имя она получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу, и припрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева.

Так бегать по дереву кроме поползня никто не умеет. Зимой, когда в лесу становится голодно, поползень вместе с синицами прилетает к человеческому жилью. Есть он будет все, что сможет найти. А если поползень найдет кормушку, куда люди положили семена, то он будет перетаскивать их и прятать, делать запасы.

-Каких птиц вы видели на улице?

В зимнее время вороны переселяются в ближайшие города и деревни. Здесь они кормятся остатками пищи и всякими отбросами, поэтому ворон можно увидеть на помойке или городской свалке. Ранней весной вороны снова разлетятся по лесам и рощам.

На кормушке мы видим гостей которые прилетели к нам зимовать. Это – перелетные птицы.

Свиристель – таёжный житель. Но к нам прилетает зимовать т.к. любит плоды рябины, калины, клюквы. Свиристель розовато-серого цвета, с рыжеватым хохолком на голове. Хохолок у птицы то поднимается, то опускается края крыльев и хвостика ярко-желтые. А когда она поёт, кажется, что кто-то на старинной дудочке свирели играет.

Снегири прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы.

4). Работа в рабочей тетради (с.35):

-Рассмотрите иллюстрации. Какие птицы изображены?

- Прочитайте задание.  Что нужно сделать? Подпишите названия птиц.

5). Подвижная игра «Тепло, холодно»

- А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно».
- Вы, ребята, будете птичками. По команде «тепло» - летайте и чирикайте, а по команде «холодно» - нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом. (Проводится подвижная игра).

6). Работа над загадкой.

В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
Дощечка новая,
Для птиц столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать. (Кормушка)

-Рассмотрим рисунки, какие кормушки могут быть?

7). Практическая работа в парах.

-Конечно, ребята, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им приходится во время сильных морозов и снегопадов,

-У кого есть во дворе кормушки для птиц? Какие птицы прилетают?

-Сегодня мы изготовим кормушки из подручного материала.

 -Рассмотрим схему инструкцию в рабочей тетради (с. 35). Изготовим в парах кормушки.

8).  Работа в парах.

 Ребята, у каждого из вас на парте лежит листочек. Попробуйте вместе с соседом по парте составить меню для птичьих столовых.

 Меню

Арбузные семечки

Дынные семечки

Семечки подсолнуха

Просо

Пшено

Овес

Кедровые орешки

Ягоды рябины, бузины, черемухи

Хлебные крошки

Кусочки сала (несоленого) 

- А теперь в тетради (с.35) подчеркните зелёным карандашом тот корм, который подходит для корма птицам зимой.

5. Итог урока.

 - Вы научились различать птиц? Узнайте птиц по картинкам и расскажите, что вы о них запомнили.

- Что вы научились делать на уроке?

- Вспомните, чем можно кормить птиц?

 Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов и полей. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью.

Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше гор и облаков, перелететь через пустыню и море.

Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.

Птицы – это тайна и красота. Птицы – наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Пришла зима" 1 класс (ПНШ)

Урок с презентацией по окружающему миру. Программа "Перспективная начальная школа".Тема урока: "Пришла зима" Цели урока:Познакомить детей с  отличительными особенностями времени года – зимы...

Урок по окружающему миру на тему"Как помочь птицам зимой" (1 класс)

Аннотация:При определении цели и задач урока были учтены программные требования, содержание учебного материала, уровень знаний и умений учащихся. Цель урока ученикам была представлена в форме пр...

Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс ПНШ

На этом уроке реализованы следующие задачи:-формировать умение самостоятельно добывать знания;-обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах;-рассмотреть виды корма для зимующих птиц...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Птицы зимой" 2 класс

Урок- путешествие в зимний лес, встреча со старичком-лесовичком помогает детям в занимательной форме окунуться в жизнь леса и его обитателей.Загадки,красочные иллюстрации в музыкальном сопровождении (...

Обобщающий урок - праздник по окружающему миру "Мисс зима" 1 класс

Обобщающий урок - праздник по окружающему миру "Мисс  зима".Подготовка:От каждого ряда по 1-2 девочки – участницы.Выбрать жюри.Выучить стихотворение о зиме.Составить рассказ о себе.Составить расс...

Проверочная работа по окружающему миру. Тема "Зима". 2 класс. УМК "Перспектива"

Проверочная работа по окружающему миру во 2 классе по теме "Зима". УМК "Перспектива" .Содержит основные вопросы по теме. Предусмотрена работа с учебником....