Урок в 1 классе по теме "Здоровая пища"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Казакова Майя Геннадиевна

На  уроке  уточняются  знания  детей  о  правильном  питании,  объясняются  понятия  здоровая  пища,  вредные  продукты,  полезные  продукты;  воспитываются  культура  питания  и  правила  поведения  за  столом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок ПО  ПРЕДМЕТУ  ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР  1  КЛАСС

УЧИТЕЛЬ: КАЗАКОВА  М.Г.

ТЕМА: ЗДОРОВАЯ ПИЩА

Цели деятельности педагога: создать условия для уточнения  знаний  о  правильном  питании,  ознакомления  с  понятиями  здоровая пища, вредные продукты, полезные продукты, запоминания правил питания; способствовать воспитанию культуры питания, поведения за столом.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся соблюдать правила питания, культуру поведения за столом, объяснять понятия здоровая пища, вредные продукты, полезные продукты.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – уточнять, как нужно питаться, знать понятия: «здоровая пища», «вредные продукты», «полезные продукты», знакомиться с правилами питания; соблюдать культуру поведения за столом.

Регулятивные: планирование – выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос.

Коммуникативные: взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: самоопределение – принимают установку на здоровый образ жизни.

Оборудование: фрукты, ягоды и овощи, крупы, молочные продукты, колосья зерновых, натуральные соки, орехи, изюм, растительное масло; картинки с изображением фруктов, ягод и овощей, продуктов питания; кроссворд «Витамины»; загадки и картинки про продукты питания; филворд «Вкусненький», листочки с написанными пословицами.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Мы живём в стране большой, щедрой и богатой!

И не жалко ничего ей для вас, ребята!

Стадионы новые дарят вам не зря!

Чтобы вы здоровыми выросли, друзья!

Чтобы каждый стал смелей

И хорошими делами

Помогал стране своей!

– Я предлагаю вам отправиться в «Страну здоровяков».

Но дорога не проста:

Из-за каждого куста

Может недруг появиться –

Вам придётся с ним сразиться.

– Вы готовы к испытаниям?

II. Изучение нового материала.

Слайд 2.

– «Поварята – полезная пища» советуют: чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие. Что означает умеренность? Сократу принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают всё переварить.

А что значит «разнообразие»? Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное приводит к болезням. Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?

Учитель проводит игру «Собери пословицы».

 Какие пословицы о продуктах питания вы знаете?

 Всякому нужен и обед и ужин.

 Голодной лисице виноград снится.

 Голодному Федоту любые щи в охоту.

 Если щи хороши, другой пищи не ищи.

 Хлебушко калачу дедушка.

 Больному помогает врач, а голодному – калач.

– Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию – для того чтобы двигаться, хорошо думать и не уставать  (мёд, гречка, геркулес, изюм, масло).  Другие  помогают  строить организм и делать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).

Объясните, как вы понимаете пословицу «Овощи – кладовая здоровья». Придумайте загадки об овощах и фруктах.

Слайд 3.

– Подумайте, можно ли приготовить обед из трёх блюд, если у вас есть только свёкла, картофель, фасоль, лук и плоды шиповника. (Ответы детей.)

– Какие из продуктов вы больше всего любите?

– Послушайте стихотворение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».

Юля плохо кушает,

Никого не слушает.

– Съешь яичко, Юлечка!

– Не хочу, мамулечка!

– Съешь с колбаской бутерброд! –

Прикрывает Юля рот.

– Супик?

– Нет...

– Котлетку?

– Нет... –

Стынет Юлечкин обед.

– Что с тобою, Юлечка?

– Ничего, мамулечка!

– Сделай, девочка, глоточек,

Проглоти ещё кусочек!

Пожалей нас, Юлечка!

– Не могу, мамулечка!

Мама с бабушкой в слезах –

Тает Юля на глазах!

Появился детский врач –

Глеб Сергеевич Пугач.

Смотрит строго и сердито:

– Нет у Юли аппетита?

Только вижу, что она,

Безусловно, не больна!

А тебе скажу, девица:

Все едят – и зверь и птица,

От зайчат и до котят

Все на свете есть хотят.

С хрустом конь жует овёс.

Кость грызёт дворовый пёс.

Воробьи зерно клюют,

Там, где только достают,

Утром завтракает слон –

Обожает фрукты он.

Бурый мишка лижет мёд.

В норке ужинает крот.

Обезьянка ест банан.

Ищет жёлуди кабан.

Ловит мошку ловкий стриж.

Сыр швейцарский

Любит мышь...

Попрощался с Юлей врач –

Глеб Сергеевич Пугач.

И сказала громко Юля:

– Накорми меня, мамуля!

– Чему учит нас автор этого стихотворения?

– «Поварята – полезная пища» приготовили для вас кроссворд. Давайте разгадаем его.

Слайд 4.

После загадывания загадки учитель щёлкает по порядковому номеру на кроссворде – появляется отгадка.

1. Близнецы на тонкой ветке –

    Все лозы родные детки.

    Гостю каждый в доме рад.

    Это сладкий ... (виноград).

2. Младший брат апельсина. (Мандарин.)

3. Маленькая печка с красными угольками. (Гранат.)

4. Всё о ней боксеры знают,

    С ней удар свой развивают.

    Хоть она и неуклюжа,

    Но на фрукт похожа ... (груша).

5. Жёлтый цитрусовый плод

    В странах солнечных растёт.

    Но на вкус кислейший он,

    А зовут его ... (лимон).

6. С виду он как рыжий мяч,

    Только вот не мчится вскачь.

    В нём полезный витамин –

    Это спелый ... (апельсин).

7. Далеко на юге где-то

    Он растет зимой и летом.

    Удивит собою нас

    Толстокожий ... (ананас).

8. Как назвать это всё одним словом? (Фрукты.)

– Какое слово у нас получилось в выделенных клетках? (Витамины.)

Учитель щёлкает по слайду – отгадка выделяется в красный прямоугольник.

Слово витамин придумал американский ученый-биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», он получил слово «витамин».

Каждому человеку нужны витамины, чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие зубы и не огорчаться и не плакать по пустякам, чтобы реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни. Детям 6–7 лет надо съедать в день 500–600 г овощей и фруктов.

Слайд 5.

– Давайте прочитаем на слайдах, что нам хотят рассказать о витаминах  «Поварята – полезная пища».

Ребята с помощью учителя знакомятся с информацией на слайдах 6–9.

 Физкультминутка

III. Закрепление изученного материала.

Проведение опыта.

– Как определить, жирная ли пища? Взять небольшие порции продуктов: кусочек хлеба, яблока, колбасы  и т. д., срезанной частью положить на лист бумаги. Через 10–15 минут снять и посмотреть. Если продукт жирный, на бумаге останется пятно.

Работа с карточками.

– Сейчас мы с вами поработаем со своими карточками, которые у вас на столах. Выберите те продукты, которые едят в «Стране здоровяков». Вы должны ответить, что полезно, а что нет. Если этот продукт полезен, то ставите «+». Если считаете, что этот продукт не приносит пользы, то ставите «–».

Чипсы

Морковь

+

Капуста

+

Яблоки

+

Пепси

Торты

Конфеты

Лук

+

Рыба

+

Майонез

«Сникерс»

Геркулес

+

Кефир

+

Сок

+

Жирное мясо

Фанта

Задание-игра «Сварим борщ».

– Сейчас мы с вами опять поработаем в наших карточках. Возьмите карточку, на которой изображены разные продукты. Вы должны обвести те продукты, которые нужны, чтобы приготовить борщ.

– Итак, какие продукты нужны, чтобы сварить борщ? (Лук, морковь, картошка, капуста, свёкла, помидор, мясо.) 

Слайд 10.

– «Поварята – полезная пища» загадают вам загадку ещё про один овощ:

Ты кругла, вкусна, красива!

Ты сочна, ну просто диво!

Борщ, свекольник, винегрет...

Без тебя уж не обед!

Ты во всем нам помогла,

А зовут тебя ... (свёкла).

Щелчок по слайду – появление отгадки-свёклы.

– Решите филворд «Вкусненький». Найдите названия полезных блюд.

К

О

Т

Л

Г

У

У

П

А

Т

Е

А

А

Х

Ю

Л

О

В

Р

К

Щ

Р

П

Б

О

Р

А

И

Е

Р

И

С

Щ

Ш

А

С

Ы

Р

Ы

Д

А

Л

Б

Л

И

Н

Ь

И

О

Ответ: борщ, блины, каша, котлета, оладьи, плов, пюре, рагу, рис, сыр, уха, щи.

IV. Итог урока.

– «Поварята – полезная пища» дают нам советы:

1. Воздерживайтесь от жирной пищи.

2. Главное – не переедайте.

3. Ешьте каждый день в одно и то же время; ешьте простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.

4. Тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать.

5. Остерегайтесь очень острого и солёного.

6. Сладостей тысячи, а здоровье одно.

7. Овощи и фрукты – полезные продукты.

8. Перед приёмом пищи сделайте 5–6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.

– Какую пищу любят есть в «Стране здоровяков»?

Слайд 11.

– Как ведут себя в школьной столовой?

Аккуратно кушай хлеб –

Это кухня, а не хлев.

Не вертись юлой на стуле,

Головой не лезь в кастрюлю.

Супчик кушай аккуратно,

Не выплевывай обратно.

Пей чаёк, не проливая!

Что за лужица большая?

Что за грохот? Что упало?

Маша за столом мечтала.

Не корми котлетой кошку,

А сама поешь немножко.

Вытирай салфеткой рот

И не капай на живот.

Ложкой ешь кисель и кашу,

Суп, пюре и простоквашу.

Вилкой можно брать картошку,

Мясо, рис... Не надо ложкой!

Рукой можно брать пирог,

Глазированный сырок.

И скажи спасибо всем,

У кого ты пищу ел.

Щелчок по крестику – закрытие презентации.

– А теперь каждый пусть подойдёт к столу, выберет один полезный продукт для себя и своей семьи, а второй – для своего друга и угостит его незамедлительно.