Растения поля. Зерновые культуры.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Надежда Александровна Кучаева

узнать, чем различаются дикорастущие и культурные растения, какие культурные растения выращивают в огороде и в саду; узнать, как самим вырастить растение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx44.58 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в рамках недели окружающего мира

17.01.2017

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1

Тема урока : Растения поля. Зерновые культуры.

Тип урока: Комбинированный

Цель

 узнать, чем различаются дикорастущие и культурные растения, какие культурные растения выращивают в огороде и в саду; узнать, как самим вырастить растение.

Задачи

 дать представление о зерновых культурах;

- развивать речь и кругозор;

- воспитывать бережное отношение к хлебу и труду в целом.

Планируемые результаты

 Познавательные учить детей изучать окружающий мир, ставить опыты, рассуждать, делать выводы, способствовать  развитию интереса в познании окружающего мира

Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.

Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе)

Формы урока

фронтальная, И – индивидуальная, П – парная.

ЭТАПЫ УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Мотивация к учебной деятельности (2 мин).

Психологический настрой.Рефлексия.

Цель: проверка го-

товности учащихся,

их настроя на работу

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять,

Буду четко отвечать.

 

Слайд 1. (солнышки)

Выполняют оценку, самооценку  готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей и аккуратность их расположения на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок.      .

II Актуализация знаний и постанов

ка учебной проб-

лемы (3 мин)

Цель:подведение детей к формулированию темы

и постановке задач урока. Составление плана работы.

 1. – Ребята, сегодня урок я хочу начать с небольшого рассказа. Вы его послушайте и попробуйте узнать тему нашего урока.

Надя с бабушкой пошли на поле. Колосьев на нем очень много.

Слайд 2. Надя спросила:

- Бабушка, а тут что растет?

- Хлеб, внученька!

- Хлеб?! А булки где?

- И булки здесь, внученька.

- А баранки?

- И баранки здесь.

- А пряники?

- И пряники здесь. Всё здесь, внученька.

Надя смотрит на колосья и не может понять: где тут хлеб, где булки, а где пряники?

- Ребята, а вы поняли?

Постановка учебной задачи.

-И о чем будем говорить сегодня на уроке?

(Дети обозначают тему урока)

- Но сегодня мы будем говорить не только о хлебе, а узнаем, что еще растет на полях. (слайд3)

самостоятельное формулирование познавательной цели, формулирование темы.

 умение оформлять свои мысли в устной форме

 умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу.умение составлять план и последовательность действий.

III Совместное откры-тие новых знаний (10 мин)

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу.

Какую обозначим цель урока: познакомимся с видами растений поля.

- Как вы думаете, а трудно ли выращивать сегодня хлеб? Ведь сейчас в помощь человеку создано много машин – помощников.

( ответы детей)

- Давайте попробуем это выяснить. Итак, с чего же надо начать?

-Прежде чем посадить зерно, нужно вспахать землю. Кто пашет? Как называют человека, который работает на тракторе?

Слайд  4. (картинка вместе с названием профессии вывешивается на доске)

- Затем землю боронуют, рыхлят. Это тоже делает трактор, иногда одновременно.

- Затем поле засевают семенами. Этим занимается сеялка. (демонстрация на слайде  5)

- Выросли колоски, пришла пора собирать урожай. Выходят на поле …( комбайны) Кто управляет комбайном? Слайд  6,7

- День и ночь работают комбайнеры, чтобы успеть собрать урожай, чтобы ни одно зернышко не упало в землю.

-Как вы думаете, что может помешать уборке урожая?

- Сколько сил и труда затрачивают люди. Недаром эту пору называют «страда». Как вы думаете, почему? От какого слова оно образовано?

- А что еще делает комбайн, помимо того, что скашивает колосья?

- Комбайн еще отделяет зерна и сразу ссыпает их в машину. Дальше зерно увозят на мукомольный завод. Слайд  8,9.

-Что делают на заводе?

-Раньше он назывался мельницей (слайд 10)

-Куда везут муку? Что из нее делают? Кто печет?

Слайд  11.

- Готовый хлеб развозят в магазины, где его продают нам. Как называется профессия этого человека?

Слайд  12.

-  А теперь посмотрите, сколько людей трудятся, чтобы хлеб попал к нам на стол.

- Давайте еще раз назовем все  профессии людей.

- Трудно ли выращивать хлеб?

- Да ребята, это тяжелый труд. Не случайно об этих людях сложено много пословиц, песен и произведений.

Вот послушайте одно:

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

-Золотые руки растят!

- Как вы думаете, почему так ответили колоски? Что значит «золотые руки»?

- А какие вы знаете пословицы о хлебе?

-Как же надо относиться к хлебу?

-С самых давних времен человек научился выращивать хлебные злаки – растения, из зерен которых выпекали хлеб.

- Посмотрите, у вас в учебнике на стр.9 картинки, на которых изображено, как выращивали хлеб в старину.

-Попробуйте рассказать последовательность.

Работа в парах.

Фронтальная проверка. Учитель комментирует старинные орудия труда и способ работы с ними.

Вывод делают дети: Изменился ли труд хлебороба в наши дни? Как?

Физминутка

 -Сейчас я вам предлагаю поиграть и отдохнуть.

Физминутка: «Колосок»

Мы маленькие зерна, (присели),

Сидим пока в земле (касаются руками пола),

Вот солнце пригревает (показывают солнце над головой),

И мы растем в тепле (тянемся руками вверх ).

Боимся непогоды: грозы, дождя и вьюг (наклоны),

Из зерен вырастают

колосья там и тут (тянем вверх ладони и медленно встаем).

.

2.Работа в учебнике стр.10

- Что еще выращивают на полях? Посмотрите на рисунки.

-Давайте выясним, что из чего изготовлено

Гречиха-гербарий

- Лен Ткань из этого растения очень удобная и практичная.

Рассматривание гербария, ткани.

Аналогично рассматривается хлопок.

На доске составляется кластер.

                         Растения поля

            Хлеб     крупа  масло ткань.

-Посмотрите, сколько всего нам дают растения поля: одни растения нас кормят хлебом, другие – крупами, третьи - растительным маслом. Одевают нас тоже растения: лен, хлопчатник.

 

-Чтение вслух кластера.

.

отвечают на вопросы

умение работать в парах

выполняют движения вместе с учителем

умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать)

умение строить логические цепи рассуждений

IV.Закрепление нового (10 мин)

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Работа в ТПОстр.6 9

-Прочитайте фразу  и подумайте, какие слова нужно дописать.Каждый день в столовой вам дают кусочек белого и черного хлеба. Как вы думаете, из одинаковой муки их пекут?

-Как по-другому называется черный хлеб? (ржаной)

-Почему? (его пекут из ржи)-работа с гербарием+ слайд 13

дописываем слово РЖИ

-А как по-другому называется белый хлеб? (пшеничный) Почему? (его пекут из пшеничной муки) (дописываем слово пшеницы) Слайд 14+ гербарий

Работа с заданием стр.6 10

-Рассмотрите колосья разных зерновых культур

-Что вы заметили?(колосья разные, но на всех созревают зерна)

-Кто догадался, какназывается растение под цифрой 1? Слайд 15 (ячмень-вписываем в кроссворд)С

Аналогичная работа со словами рожь,пшеница,овес) Слайд16

-Кто догадался, какое получилось ключевое слово? (зерно)

-Что объединяет все эти растения? (это зерновые культуры, выращиваемые в поле)

умение слушать и понимать других умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

 умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

VIРефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

Чтение вывода на стр.11 учебника, дополнение учащимися

- О чем же главном мы сегодня говорили на уроке?

-  Мы об этом еще поговорим на следующем уроке.

- Продолжите предложения. Слайд 18

Сегодня я узнал …

Было интересно …

Меня удивило …

Мне захотелось …

 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию,умение контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зерновые культуры. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России". 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Зерновые культуры". УМК "Школа России". 3 класс...

Презентация по окружающему миру "Зерновые культуры".

Презентация по окружающему миру "Зерновые культуры"....

Презентация "Зерновые культуры"

Презентация к внеклассному мероприятию "Зерновые культуры"...

Урок окружающего мира во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" по теме "Поле и его обитатели. Растения поля"

Урок окружающего мира по теме "Поле и его обитатели. Растения поля". Практическое занятие. Групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы. Урок  с использованием доски MIMIO....

Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Поле и его обитатели. Растения поля.»

Тема: «Поле и его обитатели. Растения поля.» Применение сингапурских технологий....

Разработка урока во 2 классе по теме "Поле и его обитатели. Растения поля" УМК "Начальная школа 21 века"

Данный урок разработан по технологии учебного сотрудничества.На уроке применяется работа в динамических парах, работа в группах "учимся вместе". Формируются регулятивные учебные действия нап...

Конспект урока по миру природы и человека в 4 классе по теме: «Растения полей. Поле в разное время года» (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)

Конспект урока по миру природы и человека в 4 классе по теме: "Растения полей. Поле в разное время года" (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)....