Презентация к уроку "Окружающего мира" - "Уссурийский край"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Уникальность климатических условий, географического положения отдалённого уголка России повлияли на растительный и животный мир уссурийского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока.
I. Организационный момент. (1 – 2 мин.)
Цель: приветствие детей друг друга, эмоциональная настройка их на работу.
Проведение:
Стать около столов. Рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
- Поздоровайтесь друг с другом, назвав своё имя и коснувшись друг друга локтями. Делать это нужно с улыбкой, не толкаясь.
II. Актуализация знаний .(6 мин)
Цель: проверить минимум знаний, необходимых для открытия нового знания.
У нас не совсем обычный урок. Мы заочно побываем в различных уголках нашей огромной страны. Какие знания нужны нам в путешествии? (Умение работать с картой, наблюдательность, «багаж знаний».
1. Чтобы облегчить предстоящую работу, давайте вспомним, какие природные зоны есть в России? (Работа по карте «Природные зоны).
2.Распределите по природным зонам их характеристики:
№ п/п | План | Зона арктических пустынь | Характеристика природной зоны. | Черноморское побережье Кавказа. |
1. | Рельеф. | Каменистая пустыня. Равнина, закрытая с севера горами, близость тёплого моря. | ||
2. | Климат. | Тёплая мягкая зима, горы защищают от холодного воздуха, солнце высоко стоит над горизонтом. Зона холода, t° до-40°,ветры, часто бураны. | ||
3. | Типы почв. | Очень плодородные, всё растёт буквально на глазах. Маломощные, неразвитые. | ||
4. | Растения. | Мхи, лишайники. Лиановые леса, дуб, каштан, бук, пальма, мандарины. | ||
5. | Животные. | Белый медведь, морж, «птичьи базары» Бурый медведь, кабан, горный козёл, в море дельфины, медузы |
Работая в парах, распределите характеристики по зонам . (Проверка.)слайд 3.
Вывод: Что влияет на климат этих зон?(Рельеф, количество получаемого солнечного тепла, близость тёплого Чёрного моря или Северного Ледовитого океана.)
III. Изучение нового материала.
1.Постановка проблемы (2-3 мин)
В России много уникальных уголков природы, и сегодня мы посетим один из них.
-Посмотрите на экран, кто узнаёт этого мальчика?
- Кто из вас считает себя его другом?
- Куда уехал Саша?
А теперь маленький сюрприз. Послушайте. (прослушивание записи или чтение СМС). Он уехал на Дальний Восток. Давайте посмотрим на карту.
- Покажите, где мы живём? (Работа с картой). А я вам покажу, где находится Дальний Восток. Там есть райский уголок, который зовётся Уссурийский край. Найдите у себя на картах.( Слайд4)
- Какое море омывает побережье? (Японское).
Какие горы протянулись цепью? (Сихотэ – Алинь)
Итак, нас пригласили в гости. Ой, как далеко! Я предлагаю отправиться туда на разных видах транспорта: космический корабль, самолёт, поезд.
Выберите себе, пожалуйста, командира.
Давайте посмотрим, как выглядит Уссурийский край из космоса.(Слайд 5), долететь можно за 14 минут.
Теперь вид с высоты полёта самолёта (показ слайда 6),лететь вам 8 часов.
А теперь все представим, что смотрим в окно и любуемся красотой Уссурийского края. Ехать придётся 8 дней. (Показ слайдов 7- 9.) Опишите, какой рельеф характерен для этой местности.(Ответы детей). (Местность в основном гористая, с северо – востока на юго – запад тянутся горы Сихотэ - Алинь , покрытые сплошным лесом. Главная река Уссури, вдоль неё есть низменности , встречаются заболоченные места.
Природу этого края в 19в. изучал знаменитый русский путешественник Н. М. Пржвальский. Он так описывал этот край: «Поражает вид ели, обвитой виноградом, или пробковое дерево и грецкий орех, растущие рядом с кедром и пихтой.» (слайд 10)
-В чём необычность этого описания?
(Соседствуют южные растения и растения таёжные).
- Почему стало возможным такое сочетание?
(Выслушивание гипотез).
2.Открытие нового знания.
Какие факторы влияют на особенности растительного и животного мира?
Климат Приморского края умеренный муссонный. Муссоны – это тёплые океанические потоки , которые приносят тёплый воздух и обильные дожди. Муссоны очень сильно влияют на климат этой местности. Зима сухая и холодная с ясной погодой. Лето тёплое и влажное, на летние месяцы приходится максимум количества осадков. Основная особенность — летом обильные осадки и туман.
Вывод: В чём необычность климата?
Обилие влаги в летнее время способствует развитию мощного растительного покрова. Как вы думаете должна располагаться растительность, создавая часто непроходимые заросли.
(Расположение по ярусам.)
-Сколько ярусов можно наблюдать в смешанном лесу? (5)
-Рассмотрим верхний ярус. (Слайд 11 - 14, гербарий.)
Корейский кедр, кедр сибирский, пихта.
-Чуть ниже: сибирская лиственница, дуб, ель.
Следующий ярус: амурский бархат с пробковой корой, липы, клёны, дикие яблони, груши.
А под деревьями густой подлесок из амурского винограда (выдерживает t=-45°, лещины, лимонника, колючей аралии, которую называют «держи дерево», «чёртово дерево», у которой шипы есть даже на листьях.
Ниже расположен ковёр из пёстрых цветов, зарослей двух - трёхметровых папоротников , крапивы, дудука . В самых потаённых местах растёт женьшень (корень жизни.)
(Чтение учеником текста)
Нельзя не сказать об удивительном озере Ханка, крупном водоёме Уссурийского края .Уникальный природный объект. Большая часть его обитателей занесена в Красную книгу и встречается только здесь. Заросли лотоса просто восхищают. (слайды15 – 16)
3.Подведение итога этапа урока.
-Какова же причина такого многообразия растительного мира?
В чём необычность этого лесного сообщества?
Физминутка.
«Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Время – 2минуты
Проведение. По моей команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух.
Начинаем дышать глубже, чем обычно. Встаём и делаем глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Делаем несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок.
Земля.
Теперь надо установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Сильно давим на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Давайте по-новому ощутим свои ноги, которые находятся дальше всего от головы и мало участвуют в работе, пусть почувствуют большую уверенность.
Огонь.
Активно двигаем руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Почувствуйте энергию и тепло в своем теле, когда будете двигаться подобным образом.
Вода.
Представьте себе, что комната превращается в бассейн, и мы делаем мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
IV. Самостоятельная работа.
Прочитайте на с. 16 2 абзац.
- Какие животные населяют Уссурийский край?( Демонстрация слайдов 17 - 22, чтение карточек)
-В чём необычность соседства этих животных?
Почему же в Уссурийском крае такое поразительное сочетание северных и южных видов растений и животных?
Вывод: Учёные считают, что кроме климата, миллионы лет назад сюда не дошло оледенение, а растения и животные таёжной зоны сместились сюда. Вот и соседствуют они с тех пор.
V. Рефлексия.
Блиц – опрос. За каждый правильный ответ командир экипажа берёт карточку. Спрашиваю первого поднявшего руку.
- Самый большой океан? ( Тихий.)
-Мы живём на материке (Евразия).
- Какой путешественник впервые описал Уссурийский край? (Пржвальский).
- Горный хребет Уссурийского края. ( Сихотэ – Алинь).
- Корень какого растения похож на человека? (Женьшень).
- Самая большая кошка Дальнего Востока. (Тигр)
- Сказочная синяя птица. ( Голубая сорока.)
Подведение итогов.
VI. Работа в группах.
Дан текст , в котором мною, возможно, допущены ошибки. Каждый ряд проверяет свою часть, исправляет ошибки, зачитывает правильный ответ. (слайд 21 – 22)
Уссурийский край омывает Чёрное море. С северо – востока на юго – запад тянутся Кавказские горы. Рельеф большей частью равнинный. Зима и лето очень тёплые, много осадков.
Растительность разнообразная. Лиственные леса покрывают горы. Растут амурский виноград, персики, лимоны. Можно найти «корень жизни» - женьшень.
Необычен животный мир. В лесах много тигров, леопардов. Можно встретить белого медведя.
Проверка задания.
VII. Итог урока.
-Какое слово чаще других звучало на уроке? (Необычно).
-Почему звучало часто, что необычного?
(Подсчёт полученных баллов). Понравилось ли вам путешествие к Саше?
VIII Д.з.
Я предлагаю вам дома выполнить задание по желанию: составить кроссворд, нарисовать рисунки или написать сочинение об Уссурийском крае и послать Саше. Учебник 15 – 17, Р.т. №52.
Благодарю за урок, а теперь напишите пожелания для меня. Хорошие на яблоке, плохие - на лимоне и повесьте на деревья.
IX. Награждение.
Желаю вам стать путешественниками и выбрать в жизни правильный маршрут.
Цели урока:
формирование целостного взгляда на мир;
расширение представления о разнообразии лесной зоны;
воспитание нравственной и экологической культуры;
воспитание человека – гражданина.
Задачи обучения:
систематизировать знания учащихся по теме « Лесная зона»;
расширить их представление о многообразии природы нашей Родины;
показать необычность природы Уссурийского края;
развивать умение анализировать;
устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой;
развивать воображение, умение наблюдать.
Оборудование:
карты «Природные зоны России», «Физическая карта России»;
гербарий растений Дальнего Востока;
электронное приложение к уроку;
средства ТСО ( компьютер, проектор.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "С днём рождения, Пермский край!"
В презентации представлена история родного края, животные и растения, быт....
Презентация по теме "История родного края в символах и знаках"
Презентация сопровождает классный час, посвящённый символам Белгородской области....
Презентация к беседе "История нашего края. Первопроходцы Крайнего Севера".
В презентации представлены портреты С. Дежнева и В. Беринга, изображения судов, на которых мореплаватели исследовали Север, карты морского пути....
Презентация к уроку "Ягоды югорского края"
В презентации использован материал о сборе и способах применения ягод в нашем краю....
презентация по теме "Птицы Хабаровского края"
Данный материал может использоваться на классных часах, на уроках окружающего мира. Дети знакомятся с птицами Хабаровского края, их повадками. Могут видеть их наглядно....
Презентация по региональному курсу "Наш край" в 3 классе "Художники Владимирской земли"
Данная разработка содержит презентацию к региональному курсу "наш край" о художниках Владимирской земли...
Презентация к уроку "Окружающего мира" - "Уссурийский край"
Уникальность климатических условий, географического положения отдалённого уголка России повлияли на растительный и животный мир уссурийского края....